Программа самообразования
Пояснительная записка.
Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и саморазвития педагога является самообразование, которое представляет собой целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса.
Самообразование – основа роста педагога как профессионала и специалиста. Если процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим педагогом, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о его самообразовании. Поэтому под самообразованием педагога следует понимать многокомпонентную личностно и профессионально значимую самостоятельную познавательную деятельность педагога, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей (удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации) и включающую в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Сегодня поток информации в любой профессиональной области не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании, как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства, все время возрастает. Это утверждение касается и педагогической деятельности.
Паспорт программы
Наименование программы: Дидактическая игра, как инструмент развития ребенка в деятельности педагога коррекционной школы
Разработчик программы: Гордеева Любовь Анатольевна.
Цель программы:
совершенствование профессиональной компетентности
систематическая работа по повышению уровня квалификации
эффективное применение дидактических игр на уроках и коррекционных занятиях;
совершенствование качества и эффективности обучения на учебных занятиях;
профессиональный рост.
Задачи программы:
Организация работы по самообразованию.
Изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.
Изучение новых форм, методов и приемов обучения и воспитания, приобретение
Анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по выбранной теме и имеющейся проблеме.
Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.
Участие в мероприятиях по обмену опытом работы (заседания МО, педсоветы, взаимопосещение уроков, семинары, мастер-классы, открытые уроки и внеклассные занятия, участие в конкурсах, конференциях и т.п.).
Срок реализации программы: 2021-2025 г.
Принципы реализации программы
Программа реализуется в соответствии со следующими принципами:
-всеобщность;
-непрерывность;
-целенаправленность;
-единство общей и профессиональной культуры;
-взаимосвязь и преемственность;
-доступность;
-вариативность.
Виды деятельности, способствующие профессиональному росту педагога:
чтение методической, педагогической и предметной литературы;
публикации собственных методических разработок в педагогических изданиях;
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, методик использования современных педагогических технологий;
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
изучение информационно-компьютерных технологий;
решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
организация и участие во взаимопосещениях занятий коллег;
участие в работе семинаров, тренингов, конференций, дискуссий, совещания по обмену опытом с коллегами;
общение с коллегами не только в рамках образовательного учреждения, а также активное участие в работе педагогических интернет-сообществ;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план самообразования;
групповая – через участие в деятельности образовательного учреждения.
Основные направления самообразования:
профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы)
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
Примерный план реализации программы
Направления | Планируемые мероприятия | Сроки |
Профессиональное | 1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 2. Дополнять и совершенствовать рабочие программы по преподаваемым предметам 3.Участие в работе научно-практических конференций, семинаров, тренингов, конкурсов, дискуссий, совещаний по обмену опытом с коллегами. 4. Взаимопосещение занятий коллег. 5. Общение с коллегами в рамках образовательного учреждения, а также активное участие в работе педагогических интернет-сообществ. 6. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. | Регулярно Сентябрь ежегодно Регулярно По графику 2021 – 2025 гг. По графику |
Психолого– педагогическое | 1. Изучение современных психологических методик. 2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. | Регулярно Регулярно |
Методическое | 1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 2. Изучать опыт работы педагогов коррекционных школ через Интернет. 4. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 5. Разработка конспектов уроков. 6. Публикации собственных методических разработок в педагогических изданиях | Регулярно 2021 – 2025 гг. 2021 – 2025 гг. 2021 – 2025 гг. 2021 – 2025 гг. |
ИКТ | 1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии; обзор методик использования современных педагогических технологий. 2. Изучение информационно-компьютерных технологий и внедрение их в учебный процесс. 3. Активное участие в работе педагогических интернет-сообществ. | Регулярно Регулярно Регулярно |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | Регулярно Регулярно |
Сроки реализации программы: 2021-2025 учебный год
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы
Ожидаемые результаты:
Осознание необходимости в постоянном самообразовании.
Формирование определенных навыков и умений для успешной профессиональной деятельности.
Разработка методической продукции.
Доклады, выступления.
Разработка электронного учебного ресурса, дидактических материалов, наглядности.
Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям.
Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов.
Участие в научно-исследовательской, проектной и инновационной деятельности.
Профессиональная компетентность.
Высокий общекультурный уровень педагога.
Обобщение опыта работы по исследуемой теме.
Критерии оценки эффективности реализации программы:
- знание и понимание основных нормативно-правовых документов федерального уровня и субъекта РФ по организации системы образования;
- знание и активное использование современных педагогических технологий;
- использование в работе компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий;
- активное участие в научно-исследовательской работе;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- готовность к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.
Методы оценки эффективности реализации программы:
- самоанализ;
- самонаблюдение;
- самодиагностика с использованием следующих методик:
«Лист самооценки педагога» (В.М.Лизинский);
«Карта педагогической готовности» (В.М.Лизинский);
«Карта профессиональной деятельности педагога» (В.М.Лизинский);
Управление реализацией программы
Управление программой осуществляет педагог, который:
-разрабатывает программу и вносит в нее изменения;
-определяет содержание и формы самообразования;
-обеспечивает выполнение программных мероприятий;
-проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
-готовит отчет о реализации программы (по итогам учебного года).