Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №1 им. А.С. Пушкина»
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя начальных классов
Феклистовой Полины Игоревны
Тема:
«Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода»
2020-2024
Пояснительная записка
Существенной особенностью учебно-воспитательного процесса на современном этапе является совместная деятельность учителя и учащихся. В связи с этим важно учителю преодолеть устаревшие стереотипы, овладеть новым педагогическим мышлением, которое в центре внимания ставит личность ученика, своеобразие его индивидуальности, уровень подготовки, способность к учению.
Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе дает возможность учителю для творческой деятельности. В этом помогут современные методы и приемы, например:
1.Для повторения и изучения нового материала - таблицы, схемы и знаковые модели учебного материала, игры и т.д.;
2.Для индивидуальной работы – дидактический материал, дифференцированный подход и т.д.;
3.Для определения результатов усвоения программы – тестирование, диагностика, мониторинг успеваемости, новая система оценивания.
Использование современных технологий обучения облегчает учителю подготовку и ведение урока. Только при правильном составлении плана урока (распределение времени и учебного материала) урок будет считаться успешным.
С целью повышения психологической и педагогической культуры в образовательном процессе была разработана программа профессионального самообразования.
Актуальность темы
Реформа школы настоятельно требует совершенствования системы обучения и воспитания учащихся. Как решить эту задачу? Какие для этого имеются у школы возможности, резервы, пути? На что должна она направить усилия, прежде всего?
Известно, что главным условием успешного обучения и воспитания в школе является эффективность каждого урока. А что это значит? Как добиться эффективности урока в современных условиях?
Известно выражение: душа обязана трудиться. В нашем случае это значит, что обязан работать ум, мозг.
Деятельность учащихся на уроке – это умственная работа. Говорят, что умение должно быть для детей праздником.
Умение – процесс двусторонний, работают дети, работает учитель; он ведет за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет её.
Таким образом, основное средство повышения эффективности урока – активная, обучающая и развивающая работа с каждым учащимся на всех этапах урока. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов повышения квалификации невелика без процесса самообразования учителя. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.
Тема самообразования: Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода.
Цели самообразования:
• повышать свой профессиональный уровень в области теории и методики преподавания в связи с введением новых ФГОС;
• формировать способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
• уметь воплотить творческие идеи и замыслы в своей деятельности;
• создать условия в соответствии с ФГОС для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей
Задачи:
• изучить различные образовательные технологии, которые можно использовать для конструирования уроков в контексте требований ФГОС;
• обеспечить внедрение современных инновационных технологий в соответствии с ФГОС;
• изучить инновационные методы преподавания;
• повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развивать творческие способности, логическое мышление;
• диагностика образовательных результатов, склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;
• создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения;
• создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития детей;
• разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемых технологий;
• овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
• обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
• создать базу разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Расширение образованности.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
3. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Предполагаемый результат.
1.Повышение качества преподаваемого предмета.
2.Проведение открытых уроков перед учителями школы.
3.Прведение мастер-классов перед учителями школы.
4.Доклады и выступления.
5.Разработка дидактических материалов.
6.Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.
7.Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
8.Создать пакет материалов по различным педагогическим технологиям.
Оценка эффективности программы
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (уровень моего педагогического мастерства);
повышение качества успеваемости школьников;
степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
качественное и количественное размещение информации на сайте.
План работы над методической темой.
Для осуществления организации внутриклассной дифференциации запланировано несколько этапов работы (4 учебных года)
1 этап. Планово-аналитический. (2020-2021 уч.год);
2 этап. Теоретическое исследование проблемы. (2021-2022 уч.год);
Изучение данного вопроса в методической литературе, посещение конференций, семинаров, мастер-классов, дистанционное обучение, использование различных форм дифференциации в учебном процессе; работа с интернет-ресурсами;
3 этап. Практическая работа по теме. (2022-2023 уч.год).
Остановлюсь на собственной практике (на 3 этапе). Т.к. в современном уроке методы, приёмы, цели – продукт обсуждения с учениками, то я в первую очередь занялась становлением положительной учебной мотивации.
Побуждаю обучающихся с моей помощью ставить и решать задачи с высокой степенью ответственности:
- придумать задания для самостоятельной работы;
- для выполнения заданий на уроках, домашней работы ребята получают 2 задания, из которых они выполняют 1 на своё усмотрение.
Активно использую приёмы взаимооценки и самооценки, что не только активирует внимание ребят, но и актуализирует изученный материал.
Хороший результат приносит использование приёма «Фонарики», когда учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют задания с эталоном, внося исправления цветными карандашами, т.о. развивается орфографическая зоркость.
Используемый мною набор дидактических и методических материалов дифференцирован, постоянно пополняется и обновляется. Это пособия «Найди ошибку», «Выбери правильный ответ» и т.д., а также тесты по ФГОС, проверочные, диагностические работы рассчитаны на ребят с разными уровнями способностей. Домашние задания задаю по вариантам.
Групповая форма работы на уроках позволяет ребятам осознавать значимость и ответственность каждого участника в работе.
Формы заданий:
Карточки.
Запись заданий на доске (2-3 варианта).
Устные указания.
Преимущества дифференциации учебной работы
Положительные стороны дифференцированного обучения:
«сильным» учащимся можно уделить время;
«слабым» – внимание и контроль;
царит ситуация успеха, повышается самооценка у «слабого»;
повышается уровень мотивации у «сильных» учеников.
Дифференцированную работу на уроках планирую с учётом типа урока, его цели и содержания. Чаще всего она используется на итоговых уроках, уроках закрепления и повторения.
4 этап. Подведение итогов. (2023-2024)
Используя данный подход отслеживаю достижения участников групп (положительную динамику развития). Параллельно веду фиксацию ошибок, затруднений. Распределение по группам не является раз и навсегда заданным. Это позволяет от урока к уроку достигать всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаться вперед.
Дифференцированный подход предполагает раннее выявление склонностей и способностей. Итак, учитель призван так выстраивать каждодневную работу, чтобы детям хотелось двигаться дальше, достигать больших успехов.
Именно ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации!