муниципальное общеобразовательное учреждение
Керчомская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МОУ Керчомской СОШ
Кузнецова И. А.
Программа профессионального саморазвития и самообразования педагога
Кузнецовой Ирины Андреевны
«Разработка контрольно-измерительных материалов по предмету коми язык и коми литература, их мониторинг».
на 2018-2020 годы
с. Керчомъя
2018г.
Тема профессионального саморазвития и самообразования педагога:
«Разработка контрольно-измерительных материалов по предмету коми язык и коми литература, их мониторинг».
Предмет: коми язык и коми литература (как родной) 5-9 класс.
Реализация программы: 2018-2020 учебный год.
Программа профессионального саморазвития составлена Кузнецовой И. А., учителем коми языка и литературы
Сведения об образовании: высшее, Сыктывкарский государственный университет, 2001 г.
Специальность: Преподаватель коми языка и литературы, русского языка и литературы
Должность: учитель коми языка и литературы
Категория: высшая квалификационная категория.
Педагогический стаж: 22 года.
Стаж работы в МОУ Керчомская СОШ: 22 года.
Содержание
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Содержание работы.
Этапы работы.
Программа профессионального саморазвития педагога.
Приложение.
Пояснительная записка
Коми язык (как родной) - учебная дисциплина, которая входит в общеобразовательную предметную область «Родной язык и литература». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «коми язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение коми языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
При разработке рабочих программ учебного предмета по коми языку как родной и по коми литературе как родная, я прогнозирую будущие результаты обучения учащихся. Необходима классификация универсальных учебных действий учащихся не только по категориям УДД, но и по типу урока. Тогда возможно выстроить технологию образовательного процесса, который приведет к прогнозируемым результатам обучения. Изучила не один источник по данной теме. Остановилась на вопросах, которые решают проблему повышения качества образовательных результатов: выполнения всего комплекса универсальных учебных действий, составление контрольно-измерительных материалов по предмету коми язык и коми литература, их мониторинг, обобщение опыта работы в данном направлении. По требованиям ФГОС ООО по предметной области «Родной язык и литература», в частности коми язык и коми литература возникает затруднения, так как отсутствует методические пособия по данному направлению.
Цель: расширить общепедагогические и психологические знания по составлению контрольно-измерительных материалов по коми языку и коми литературе и проведение мониторинга, улучшение (совершенствование) общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Задачи:
Углубить теоретические знания по составлению контрольно-измерительных материалов, систему мониторинга.
Проведение анализа содержания учебного материала и планирование результатов на основе содержания предмета ООП ООО по родному языку (коми).
Составить тематические контрольно-измерительные материалы по коми языку и коми литературе, в том числе с применением ИКТ.
Составить контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по предметам коми язык как родной, коми литература как родная с 5 по 9 классы.
Определить достижения обучащюихся по темам изучаемого предмета коми язык, коми литература;
Отслеживать результаты учебной деятельности по предмету;
Составить и вести карту индивидуального достижений обучающегося на примере одного класса.
Обобщить результаты работы по теме «Разработка контрольно-измерительных материалов по предмету коми язык и коми литература, их мониторинг».
Содержание работы.
Составление учебно-тематического плана рабочей программы.
Изучение содержания учебного материала и планирование результатов на основе содержания предмета ООП ООО по родному языку (коми).
Подборка необходимых материалов, электронных ресурсов.
Подборка ссылок для выполнения индивидуальной работы, дистанционного контроля , создание условий.
Составление банка данных контрольно-измерительных материалов по классам.
Изучение вопроса по проведению мониторинга КИМ-ов, создание системы мониторинга.
Составить карту индивидуальных достижений обучающегося.
Проводить анализ работы, при необходимости провести корректировку плана работы.
Обобщить опыт работы на уровне школы, муниципалитета, региона.
Поблагодарить себя за эффективную работу.
В педагогической литературе существует несколько понятий и определений мониторинга. Наиболее подходящим для себя выбрала: мониторинг – целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и\или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.
КИМ-ы позволяют устанавливать обратную связь с учащимися и корректируют деятельность по повышению образовательных результатов.
Составила следующий алгоритм отслеживания результатов:
Подготовка и проведение контрольно-измерительных материалов (тестов, проверочных и контрольных работ).
Определение уровня учебных достижений учащихся.
Определение по коррекции ЗУН.
Промежуточное оценивание ЗУН( полугодовые контрольные работы).
Итоговое оценивание уровня учебных достижений (промежуточная аттестация).
Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
Анализ процесса отслеживания и обобщение результатов.
Корректировка КТП .
Этапы работы.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I. Диагностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | I год работы над темой (2018 г.) |
II. Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | I год работы над темой (2018-2019 уч.г.) |
III. Практический | Внедрение технологии, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | II год; (III), (IV). |
IV. Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | III год, (IV), (V). |
V. Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Программа профессионального саморазвития педагога.
Проблема | причины возникновения проблемы | способы ее решения | время ее решения | Источник помощи | Критерии (как я пойму, что моя проблема решена) | конечный результат (обмен опытом работы по проблеме, коррекция) |
1.Параллельное изучение технологии составлении КИМ-ов 2.Использование электронных ресурсов. Составление банка КИМ-ов. Внедрение КИМ-ов и их мониторинг в образовательный процесс. | 1.Сложность перехода от традиционной методики в основном звене. 2. Требование федеральных государственных стандартов основного общего образования 1.Большинство учащихся не знают применения ЭОР при выполнении контрольных о проверочных работах. . 1. Требование федеральных государственных стандартов основного общего образования | 1.Изучение психолого-педагогической литературы по темам: а)технология составления КИМ-ов на основе УУД б)классификация и особенности кодификаторов по содержанию РПУП по коми языку, коми литературе. В) методика и инструментарий мониторинга освоения обучающимися содержания РПУП по коми языку основного звена 2.Изучение передового опыта через методические журналы, сайты профессиональных педагогических сообществ в сети Интернет 1.)использование электронных ресурсов на уроках коми языка и литературы по обеспечению контроля, самоконтроля через сайт учителя 1.Составление программно-методического обеспечения по составлению КИМ-ов и их мониторинга: 2.Составление банка КИМ-ов по коми языку и литературе начиная с 5 класса на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. 3.Составление и ведение карты индивидуальных достижений обучающихся. 4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. Подготовить выступление на ШМО, на педсовете школы, на муниципальных и республиканских мероприятиях. 5. Взаимообучение. Посещение уроки учителей, использующих КИМ-ы, в том числе электронные. | В течение года В течение года В течение всего периода 2018-2020год 2018-2020 год | Курсы повышения квалификации Сайты профессиональных педагогических сообществ в сети Интернет. Личный опыт | В качестве критерия результативности можно рассматривать уровень обученности обучающихся, уровень качества знаний по предмету коми язык и коми литература Изучение мнения родителей, обучающихся, коллег (анкетирование). Проведение мониторинга по успешности освоения и применения подростками универсальных учебных действий (или отслеживание динамики развития универсальных учебных навыков). | 1.Выступление на ШМО по теме саморазвития. 2.Принять участие в конкурсе 3.Проведение мероприятий в рамках предметной недели. Банк КИМ-ов тематических и к проведению промежуточной итоговой аттестации. 5. Выступление на педсовете по теме , на муниципальных и республиканских мероприятиях. |
Приложение №1 .
Словарь педагога
«Самообразование» - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося педагога в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
При этом, если процесс образования…
осуществляется добровольно;
осуществляется сознательно;
планируется, управляется и контролируется самим человеком;
необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
… то речь идет о самообразовании.
Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный.
Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы-интерната; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий.
На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной теме (проблеме).
3 этап – практический.
Происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретический.
В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или педагогических советов.
5 этап – итогово-контрольный.
На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Приложение № 2 .
год | Перечень КИМ-ов | Мероприятия | Примечание |
2018 | 1.КИМ по проведению промежуточной аттестации по коми языку 6, 7 класс | Выступление на педсовете по разработке КИМ-ов. | 2017-2018 уч. год. |
| 2.КИМ по проведению промежуточной аттестации по коми литературе 6, 7 класс | Выступление на педсовете «КИМ-ы и их мониторинг- способ реализации ФГОС ООО.» под общей темой «Реализация ФГОС: опыт и перспективы.» | 2018-2019 уч. год. |
| 3.Воджынся донъялан удж 5,7,8 классъяслы коми кывйысь. | Обобщение опыта работы по теме «КИМ-ы и их мониторинг- способ реализации ФГОС ООО»в рамках муниципального семинара для учителей коми языка и литературы по теме «Повышение мотивации к изучению коми языка и литературы» | 02.12.2018 сертификат |
| | Обобщение опыта работы по теме «КИМ-ы и их мониторинг- способ реализации ФГОС ООО» и по теме «Реализация управленческого проекта – один из способов повышения качества образования в МОУ Керчомской СОШ » в рамках межрайонной конференции «Реализация ФГОС в условиях сельского образовательного учреждения: опыт и перспективы». | 01.11.2018 сертификаты |
| | Выступление с темой «Предметная неделя – один способов сохранения и развития родного языка» в научно-практическом семинаре « Современные технологии в изучении родных языков» в рамках пятого Международной научно-практической конференции «Родные языки в условиях двуязычия» | 25-26 октября 2018 года сертификаты |
2019 год | 1.КИМ по проведению промежуточной аттестации по коми языку 8 класс | Обобщение опыта работы и экспертиза КИМ-а на республиканском уровне | справка |
| 2.КИМ по проведению промежуточной аттестации по коми литературе 8 класс | | |
2020 | 1.КИМ по проведению промежуточной аттестации по коми языку 9 класс | Мониторинг заданий, вызывающих трудности в выполнении (выступление на МО). Разработка электронных тренировочных заданий на своем личном сайте. | Анализ, корректировка заданий |
| 2.КИМ по проведению промежуточной аттестации по коми литературе 9 класс | | |
| | | |