СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа саморазвития "аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа саморазвития "аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"»












ПРОГРАММА   САМОРАЗВИТИЯ


"АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"








Воспитателя

МБДОУ «Детский сад №3 «Колобок»

Селивановой Ольги Вячеславовны

       












Тема по самообразованию

"АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.

Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:

- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

- развитие художественно - графических умений и навыков;

- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

- получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

- воспитание зрительской культуры;

- возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно - методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.

Цель  

Совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и повышение профессиональной компетентности с использованием достижений науки и внедрения их в практику.

Задачи самообразования по теме: 

1) Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.

2) Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации.

3) Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации.

4) Разработать и апробировать занятие занимательного характера по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.

Этапы изучения темы:

1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и разработка перспективного планирования.

2. Технологический блок – разработка конспектов, планирования, наглядного материала. 

3.Организационный блок – создание развивающей предметно-пространственной среды.

Список изучаемой литературы:

  1. Закон об образовании - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Примерная основная образовательная программа «Детство»

  3. Доронова, Т.Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей/ Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

  4. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-дидактика, 2007. 9

  5. Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду: учебно-методическое пособие. – М.: «Цветные ладошки», 2010. – 144 с. 44

  6. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет 
    «Красота. Радость. Творчество». Т.С.Комарова,  А.В.Антонова, М.Б. Зацепина.;  

  7. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3)

  8. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://sdo-journal.ru

  9. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2001.

  10. Концепция дошкольного воспитания.

  11. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

  12. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования.

  13. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).

  14. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1997.

  15. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

  16. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999.

  17. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

  18. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - (серия «Вместе с детьми»).

  19. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  20. удожественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) - Волгоград: Учитель, 2005.

  21. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.


Направления работы по самообразованию

 

Направления работы по самообразованию 


Направления работы

2017-2018

2018-2019

2019-2020

1

Информационный блок

Анализ программ ДО

В течение года

В течение года

В течение года

Изучение современных педагогических технологий

В течение года

В течение года

В течение года

Изучение ППО по проблеме

В течение года

В течение года

В течение года

Изучение ПО коллег по проблеме

В течение года

В течение года

В течение года

2

Технологический блок

1.Определение целей и задач работы

сентябрь

сентябрь

сентябрь

2.Разработка перспективного плана

октябрь

октябрь

октябрь

3.Разработка конспектов

В течение года

В течение года

В течение года

4.Разработка дидактических игр



«Угадай что это» - октябрь

«подбери рисунок» - февраль

«Загадочные картины»

ноябрь

«Подбери узор»

апрель

«Подбери материал » - сентябрь

«Найди ошибку и исправь»

март


5.Совместная работа родителей с детьми


Выставка совместного творчества

«Здравствуй зимушка зима»

Выставка совместного творчества

«Пасхальные мотивы»

Выставка совместного творчества

«Мой город»

«Этих дней не смолкнет слава…»

6. Выступление по теме (педагогические советы, семинары практикумы, МПС, и т.п)

«Развитие творчества детей дошкольного возраста»

март

«Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник»

февраль


«Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного

возраста путем использования занимательных занятий

аппликацией» март

7.Консультации для родителей

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства».

«Развитие творчества Дома»

«Нетрадиционные техники аппликации»

В течение года

В течение года

В течение года

8.Анализ работы по теме


«Система работы по развитию творческих способностей детей средствами художественно – изобразительной деятельности»

Апрель - май

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в современном ДОУ» март

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник

Апрель - май

3

Организационный блок

1Оформление уголка

Оформление уголка Художественное творчество

Оформление уголка «наше творчество»

Оформление уголка по тропинке творчества

2.Пополнение уголка материалом

В течение года

В течение года

В течение года

3.Организация выставок

Фотовыставки:

Выставка

Выставка









Практический выход

  • трансляция опыта работы по реализации системы работы «АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Формирование банка информационно-методических материалов

  • выступления на проблемных семинарах и подготовка информационно-методических материалов к ним.

  • обобщение опыта работы

  • составление картотеки литературы и медиатеки Создание предметно – развивающей среды


 Реализация системы работы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений,  участие в методической работе,  подготовка сообщений и методических материалов.


  • Обогащение развивающая предметно – пространственнойсреды группы новыми играми, пособиями, художественным материалом.

  • Разработка серии конспектов для детей старшей, подготовительной группы с учетом разработанного перспективного планирования;

  • система работы приводит к крупным сдвигам в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.