1. Пояснительная записка
Направленность программы «Шаг в будущее»: социально-педагогическая
Уровень программы: (базовый)
Актуальность программы.
Профориентационное направление в дополнительном образовании является необходимой помощью в выборе профессии обучающимися. Кем стать? Где учиться? Эти вопросы постоянно волнуют будущих выпускников школ.
Лучший путь к успеху- влюбиться в то, что ты делаешь. Увлекательные профессиональные пробы и практики, мастер-классы профессионалов, тренировки качеств позволят выявить наклонности, необходимые для реализации себя в будущей профессии.
Отличительные особенности программы. Профориентационное объединение «Шаг в будущее» поможет сформировать качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной сделать правильный выбор в дальнейшей жизни и получить профессию по душе.
Возраст детей, участвующих в реализации: учащиеся 12-15 лет
Формы занятий: групповые.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа
Объем программы: 72 часов
Срок реализации программы:1 год
Цель и задачи программы:
Цель: формирование у обучающихся личностной готовности к профессиональному самоопределению.
Задачи:
образовательные:
- формировать и развивать у обучающихся интерес и любовь к человеческому труду;
- сравнивать, сопоставлять события и факты;
- расширять и углублять знания, полученные на уроках технологии, химии, физики, биологии. Географии и других предметов;
- формировать у обучающихся целостное восприятие определённой профессии как части профессионального труда в социуме;
- научить понимать свою связь с социумом, эффективно взаимодействовать с ним;
- осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска профессиональной информации;
- изучать и практически использовать технологии подготовки и познавательной работы .
развивающие:
- - развивать аналитическое мышление, устную речь;
- формировать умения работы с различными источниками;
- формировать умение излагать свои мысли.
- формировать умение работы с ИКТ, профессиональными инструментами.
воспитательные:
- воспитывать интерес к будущей профессии через самостоятельное нахождение нужной профессиональной информации;
- воспитывать интерес к будущей профессии через самостоятельное изготовление проектов выбранной специальности;
- воспитывать чувство гордости за выбранную профессию, чувство восхищения талантами и способностями знаменитых людей данной специальности.
Планируемые результаты:
личностные:
у учащихся будет сформировано:
- понятие о профессиях и профессиональной деятельности ;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии ;
- развивать инициативность, целеустремленность, ответственность за себя и окружающих;
- формировать навыки коммуникативного взаимодействия в социуме;
- формировать навыки работы руководителя и умение работать в команде;
- развивать творческие способности.
метапредметные:
учащиеся научатся: развивать умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности.
- способствовать определению в выборе успешной стратегии в различных ситуациях;
- развивать навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем;
познавательные УУД:
- ориентироваться в различных источниках информации по выбору профессии;
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы детей и учителя;
регулятивные УУД:
- рассказывать о правилах действия в игре;
- осуществлять действия в новом материале под руководством учителя, по заданному образцу или заданному плану;
- различать разные способы выполнения действия;
- выполнять элементарные алгоритмы;
- видеть ошибку и исправлять ее самостоятельно;
- сравнивать свои цели действий с другими;
- обсуждает под руководством учителя успешность или не успешность своих действий.
;
- .
коммуникативные УУД :
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
предметные:
учащиеся будут знать и уметь:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана ;
- правила выбора профессии
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его: использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности. .
2. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | | |
2 | Основы жизненного и профессионального самоопределения | 20 | 18 | 2 | опрос |
3 | Мир труда и профессий | 26 | 24 | 2 | Беседа, тест |
4 | Я и профессия | 20 | 10 | 10 | проект |
| Промежуточная и итоговая аттестация | 2 | | 2 | тест |
| Итоговое занятие | 2 | 2 | | |
| Итого | 72 | 56 | 16 | |
Содержание учебного плана
Раздел 1.
Теория: Вводное занятие. Обзор изучаемого курса.
Раздел 2. Основы жизненного и профессионального самоопределения.
Теория: Кем быть в мире профессий? Как выбрать свою профессию? В чём секрет выбора профессии? Что надо учитывать при выборе профессии?
Практика: Беседы с психологом, анкетирование. Просмотр презентаций по данной тематике. Экскурсии на предприятия нашего города.
Раздел 3. Мир труда и профессий.
Теория: Что такое профессиональный труд, профессия? Что такое “специальность”? В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности? Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию?
Практика: Встречи с работниками различных сфер деятельности: учителями, врачами, продавцами, мастерами салонов красоты, пожарными и работниками МЧС. Тестирование обучающихся.
Раздел 4. Я и профессия.
Теория: Личное, социальное, профессиональное, семейное самоопределение. Когда труд приносит радость? Мои таланты, способности и склонности. Моя информированность в современном мире.
Практика: Сбор материалов и создание проекта «Моя будущая профессия». Защита проекта.
Календарный учебный график
Группа №
Время проведения занятия:
Место проведения: кабинет № МБОУ «Средняя школа №4»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения (число, месяц, год) |
по плану | по факту |
1.1 | Вводное занятие | 2 | | |
2.1 | Кем быть в мире профессий? | 2 | | |
2.2 | Кто я? Какой я? С кем я? Как я живу? Каким я стану? | 2 | | |
2.3 | Как понять какая именно профессия твоя? | 2 | | |
2.4 | Как выбрать свою профессию? | 2 | | |
2.5 | Секрет выбора профессии. | 2 | | |
2.6 | Что надо учитывать при выборе профессии? | 2 | | |
2.7 | Лестница профессионального успеха. | 2 | | |
2.8 | Мир профессий: человек-природа; человек-техник; | 2 | | |
2.9 | Мир профессий: человек-человек; человек-художественный образ | 2 | | |
| Мир профессий: человек-знаковая система. | 2 | | |
3.1 | Что такое профессиональный труд, профессия? | 2 | | |
3.2 | В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности? | 2 | | |
3.3 | Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? | 2 | | |
3.4 | На что мы надеемся, получая профессию? | 2 | | |
3.5 | Что такое “специальность”? | 2 | | |
3.6 | Что такое “должность”? | 2 | | |
3.7 | Что такое “карьера”? | 2 | | |
3.8 | Что такое “призвание”? | 2 | | |
4.1 | Личностное самоопределение. | 2 | | |
4.2 | Социальное самоопределение. | 2 | | |
4.3 | Профессиональное самоопределение. | 2 | | |
4.4 | Семейное самоопределение. | 2 | | |
4.5 | Когда труд приносит радость? | 2 | | |
4.6 | В чём вы видите смысл и цель своей жизни? | 2 | | |
4.7 | На что вы готовы ради достижения жизненной цели? | 2 | | |
4.8 | Что такое счастье? | 2 | | |
4.9 | «Могу ли я? Способен ли я?» | 2 | | |
| Мои способности. | 2 | | |
| Информированность. | 2 | | |
| Мои склонности. | 2 | | |
| Уровень притязаний на общественное признание. | 2 | | |
| «Хочу. могу, надо». | 2 | | |
| Промежуточная аттестация | 2 | | |
| Итоговая аттестация | 2 | | |
| Итоговое занятие | 2 | | |
Всего 36 занятий
3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации программы. Средства контроля.
Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала проводится при завершении конкретной темы программы в форме проекта, тестирования, опроса, беседы.
Промежуточная и итоговая аттестация: определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических знаний, умений, навыков и качеств, сформированности личностных качеств проводится два раза в год в форме тестирования.
4. Организационно-педагогические условия
реализации программы
Материально-технические условия: (помещение, оборудование, приборы, тсо и т.д.)
Учебно-методическое и информационное обеспечение: (методические материалы, перечень современных источников, поддерживающих процесс обучения: нормативно-правовые акты и документы, литература, интернет-ресурсы)
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р);
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
6. Устав МБУДО ЦДТ.
7.
8.
Приложение к программе
Психологический практикум
а) Упражнение-анкета “Голубых воротничков”
Каждому учащемуся вручается анкета с инструкцией: проранжировать позиции по важности для себя, используя числа от 1 до 15, определяя предпочтения.
“В 1984 году в Америке было проведено исследование о ценностях молодых людей всех слоев общества. На вопрос о том, чего ждет человек от работы, молодые люди отметили следующие 15 позиций.
Видеть результаты своего труда.
Возможность в дальнейшем зарабатывать больше денег.
Возможность не слишком утруждать себя.
Возможность проявить умственные способности.
Интересная работа.
От меня не ждут, что я буду делать то, за что мне не платят.
Участие в перспективном деле.
Хорошая оплата.
Не требует тяжелой физической работы.
Возможность обучаться ремеслу, развивать свои способности.
Признание хорошо исполненного дела.
Общественно-полезная работа.
Участие в решениях, касающихся производства.
Хорошее пенсионное обеспечение.
Не стать винтиком в огромном безличном механизме.
Когда все учащиеся выполнят задание, проводится обсуждение, приводящее к соглашению относительно того, как надо ранжировать позиции.
Обобщение: мы увидели собственное отношение к труду, определили свои ценности, сравнили их с мнением американской молодежи. Есть притча, ярко показывающая три типа отношения к труду.
“На строительстве Сартского собора подошедший путник спросил у рабочих:
- Что вы делаете?
Один ответил: “Камни ношу” (труд принудительный)
Второй сказал: “Деньги зарабатываю” (труд, как источник существования)
Третий воскликнул: “Мы храм строим!” (труд – служение великой цели).
Далее следует обсуждение с учащимися трех типов отношения человека к труду.
б) Работа со словарем
Закрепление базовых понятий курса.
Работа строится в форме дискуссии.
1. Что такое профессиональный труд, профессия?
Методом эврестической беседы обсудить основные признаки профессии: подвести учащихся к выводу о том, что профессия – род трудовой деятельности, притом, что работа на садовом участке – тоже род трудовой деятельности.
2. В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности? Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование)
- Дворник, грузчик, уборщица – это профессия? (Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми)
3. Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально)
4. Что еще необходимо учитывать при выборе профессии? (Чтобы совпадали интересы, желания, возможности и способности человека)
5. Что такое “специальность”? (Род занятий в рамках одной профессии)
6. Какие специальности вы знаете в профессии врача? (Окулист, хирург, лор, невропатолог, стоматолог и т.д.)
7. Что такое “должность”? (Служебная обязанность, служебное место)
8. Назвать свои примеры профессий, специальностей, должностей.
9. Что такое квалификация? (Степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности). Привести примеры.
10. Что такое “карьера”? (Активное достижение человеком ранее намеченных постов и должностей)
11. Что такое “призвание”? (Наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы)
В конце беседы раздать учащимся словари с определениями. Дать задание – запомнить понятия.
в) Упражнение. Задание: найти и исправить ошибки в таблице:
профессия | +/- | специальность | +/- | должность | +/- |
Врач Летчик-испытатель Кинолог Учитель физики Животновод Строитель Журналист Завуч Бригадир | + - + - + + + - - | Штукатур-моляр Бухгалтер Репортер Терапевт Слесарь-сантехник Токарь Программист Следователь Воспитатель | + - + + + - - + - | Директор Заведующий отделом Швея Главный специалист Космонавт Начальник смены Медицинская сестра Старший продавец | + + - + - + - + |
г) Упражнение: “Видеопрофессиограмма”
Просмотр видеоролика о специальности “ карамельщик”
Цель: знакомство с новой специальностью - карамельщик (профессия – кондитер).
Задачи: выяснить профессия или специальность;
определить психологические качества, необходимые специалисту данной профессии.
Заключение: сегодня мы закрепили знания о мире профессий и труда. Сейчас вы учитесь в 9 классе и должны сделать верный жизненный и профессиональный выбор. Кто-то из вас продолжит обучение в 10 классе, кто-то пойдет учиться в училища, техникумы, но все вы уже сейчас можете выбрать свою сферу профессиональной деятельности, а также определить профиль обучения в 10 классе.
На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!