СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Шаг в будущее" "Точка роста"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Шаг в будущее" "Точка роста"»

1. Пояснительная записка

Направленность программы «Шаг в будущее»: социально-педагогическая

Уровень программы: (базовый)

Актуальность программы.

Профориентационное направление в дополнительном образовании является необходимой помощью в выборе профессии обучающимися. Кем стать? Где учиться? Эти вопросы постоянно волнуют будущих выпускников школ.

Лучший путь к успеху- влюбиться в то, что ты делаешь. Увлекательные профессиональные пробы и практики, мастер-классы профессионалов, тренировки качеств позволят выявить наклонности, необходимые для реализации себя в будущей профессии.

Отличительные особенности программы. Профориентационное объединение «Шаг в будущее» поможет сформировать качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной сделать правильный выбор в дальнейшей жизни и получить профессию по душе.

Возраст детей, участвующих в реализации: учащиеся 12-15 лет

Формы занятий: групповые.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа

Объем программы: 72 часов

Срок реализации программы:1 год

Цель и задачи программы:

Цель: формирование у обучающихся личностной готовности к профессиональному самоопределению.

Задачи:

образовательные:

- формировать и развивать у обучающихся интерес и любовь к человеческому труду;

- сравнивать, сопоставлять события и факты;

- расширять и углублять знания, полученные на уроках технологии, химии, физики, биологии. Географии и других предметов;

- формировать у обучающихся целостное восприятие определённой профессии как части профессионального труда в социуме;


- научить понимать свою связь с социумом, эффективно взаимодействовать с ним;

- осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска профессиональной информации;

- изучать и практически использовать технологии подготовки и познавательной работы .

развивающие:

- - развивать аналитическое мышление, устную речь;

- формировать умения работы с различными источниками;

- формировать умение излагать свои мысли.

- формировать умение работы с ИКТ, профессиональными инструментами.


воспитательные:

- воспитывать интерес к будущей профессии через самостоятельное нахождение нужной профессиональной информации;

- воспитывать интерес к будущей профессии через самостоятельное изготовление проектов выбранной специальности;

- воспитывать чувство гордости за выбранную профессию, чувство восхищения талантами и способностями знаменитых людей данной специальности.

Планируемые результаты:

личностные:

у учащихся будет сформировано:

- понятие о профессиях и профессиональной деятельности ;

- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии ;

- развивать инициативность, целеустремленность, ответственность за себя и окружающих;

- формировать навыки коммуникативного взаимодействия в социуме;

- формировать навыки работы руководителя и умение работать в команде;

- развивать творческие способности.


метапредметные:

учащиеся научатся: развивать умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности.

- способствовать определению  в выборе успешной  стратегии в различных ситуациях;

- развивать  навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки  разрешения проблем;


познавательные УУД:

- ориентироваться в различных источниках информации по выбору профессии;

- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы детей и учителя;

регулятивные УУД:

- рассказывать о правилах действия в игре;

- осуществлять действия в новом материале под руководством учителя, по заданному образцу или заданному плану;

- различать разные способы выполнения действия;

- выполнять элементарные алгоритмы;

- видеть ошибку и исправлять ее самостоятельно;

- сравнивать свои цели действий с другими;

- обсуждает под руководством учителя успешность или не успешность своих действий.

;

- .

коммуникативные УУД :

- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

предметные:

учащиеся будут знать и уметь:

- значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана ;

- правила выбора профессии

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его: использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности. .

2. Содержание программы

Учебный план

п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2



2

Основы жизненного и профессионального самоопределения

20

18

2

опрос

3

Мир труда и профессий

26

24

2

Беседа, тест

4

Я и профессия

20

10

10

проект


Промежуточная и итоговая аттестация

2


2

тест


Итоговое занятие

2

2




Итого

72

56

16


Содержание учебного плана

Раздел 1.

Теория: Вводное занятие. Обзор изучаемого курса.

Раздел 2. Основы жизненного и профессионального самоопределения.

Теория: Кем быть в мире профессий? Как выбрать свою профессию? В чём секрет выбора профессии? Что надо учитывать при выборе профессии?


Практика: Беседы с психологом, анкетирование. Просмотр презентаций по данной тематике. Экскурсии на предприятия нашего города.

Раздел 3. Мир труда и профессий.

Теория: Что такое профессиональный труд, профессия?  Что такое “специальность”? В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности? Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию?

Практика: Встречи с работниками различных сфер деятельности: учителями, врачами, продавцами, мастерами салонов красоты, пожарными и работниками МЧС. Тестирование обучающихся.

Раздел 4. Я и профессия.

Теория: Личное, социальное, профессиональное, семейное самоопределение. Когда труд приносит радость? Мои таланты, способности и склонности. Моя информированность в современном мире.

Практика: Сбор материалов и создание проекта «Моя будущая профессия». Защита проекта.




Календарный учебный график

Группа №

Время проведения занятия:

Место проведения: кабинет № МБОУ «Средняя школа №4»

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

(число, месяц, год)

по плану

по факту

1.1

Вводное занятие

2



2.1

Кем быть в мире профессий?

2



2.2

Кто я? Какой я? С кем я? Как я живу? Каким я стану?

2



2.3

Как понять какая именно профессия твоя?

2



2.4

Как выбрать свою профессию?

2



2.5

Секрет выбора профессии.

2



2.6

Что надо учитывать при выборе профессии?

2



2.7

Лестница профессионального успеха.

2



2.8

Мир профессий: человек-природа; человек-техник;

2



2.9

Мир профессий: человек-человек; человек-художественный образ

2




Мир профессий: человек-знаковая система.

2



3.1

Что такое профессиональный труд, профессия?

2



3.2

В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности?

2



3.3

Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию?

2



3.4

На что мы надеемся, получая профессию?

2



3.5

 Что такое “специальность”?

2



3.6

 Что такое “должность”? 

2



3.7

Что такое “карьера”?

2



3.8

Что такое “призвание”?

2



4.1

Личностное самоопределение.

2



4.2

Социальное самоопределение.

2



4.3

Профессиональное самоопределение.

2



4.4

Семейное самоопределение.

2



4.5

Когда труд приносит радость?

2



4.6

В чём вы видите смысл и цель своей жизни?

2



4.7

На что вы готовы ради достижения жизненной цели?

2



4.8

Что такое счастье?

2



4.9

«Могу ли я? Способен ли я?»

2




Мои способности.

2




Информированность.

2




Мои склонности.

2




Уровень притязаний на общественное признание.

2




«Хочу. могу, надо».

2




Промежуточная аттестация

2




Итоговая аттестация

2




Итоговое занятие

2



Всего 36 занятий

3. Формы аттестации и оценочные материалы

Формы подведения итогов реализации программы. Средства контроля.

Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала проводится при завершении конкретной темы программы в форме проекта, тестирования, опроса, беседы.

Промежуточная и итоговая аттестация: определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических знаний, умений, навыков и качеств, сформированности личностных качеств проводится два раза в год в форме тестирования.

4. Организационно-педагогические условия

реализации программы

Материально-технические условия: (помещение, оборудование, приборы, тсо и т.д.)

Учебно-методическое и информационное обеспечение: (методические материалы, перечень современных источников, поддерживающих процесс обучения: нормативно-правовые акты и документы, литература, интернет-ресурсы)

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р);

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6. Устав МБУДО ЦДТ.

7.

8.


Приложение к программе

Психологический практикум

а) Упражнение-анкета “Голубых воротничков”

Каждому учащемуся вручается анкета с инструкцией: проранжировать позиции по важности для себя, используя числа от 1 до 15, определяя предпочтения.

“В 1984 году в Америке было проведено исследование о ценностях молодых людей всех слоев общества. На вопрос о том, чего ждет человек от работы, молодые люди отметили следующие 15 позиций.

  1. Видеть результаты своего труда.

  2. Возможность в дальнейшем зарабатывать больше денег.

  3. Возможность не слишком утруждать себя.

  4. Возможность проявить умственные способности.

  5. Интересная работа.

  6. От меня не ждут, что я буду делать то, за что мне не платят.

  7. Участие в перспективном деле.

  8. Хорошая оплата.

  9. Не требует тяжелой физической работы.

  10. Возможность обучаться ремеслу, развивать свои способности.

  11. Признание хорошо исполненного дела.

  12. Общественно-полезная работа.

  13. Участие в решениях, касающихся производства.

  14. Хорошее пенсионное обеспечение.

  15. Не стать винтиком в огромном безличном механизме.

Когда все учащиеся выполнят задание, проводится обсуждение, приводящее к соглашению относительно того, как надо ранжировать позиции.

Обобщение: мы увидели собственное отношение к труду, определили свои ценности, сравнили их с мнением американской молодежи. Есть притча, ярко показывающая три типа отношения к труду.

“На строительстве Сартского собора подошедший путник спросил у рабочих:

- Что вы делаете?

Один ответил: “Камни ношу” (труд принудительный)

Второй сказал: “Деньги зарабатываю” (труд, как источник существования)

Третий воскликнул: “Мы храм строим!” (труд – служение великой цели).

Далее следует обсуждение с учащимися трех типов отношения человека к труду.

б) Работа со словарем

Закрепление базовых понятий курса.

Работа строится в форме дискуссии.

1. Что такое профессиональный труд, профессия?

Методом эврестической беседы обсудить основные признаки профессии: подвести учащихся к выводу о том, что профессия – род трудовой деятельности, притом, что работа на садовом участке – тоже род трудовой деятельности.

2. В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности? Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование)

- Дворник, грузчик, уборщица – это профессия? (Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми)

3. Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально)

4. Что еще необходимо учитывать при выборе профессии? (Чтобы совпадали интересы, желания, возможности и способности человека)

5. Что такое “специальность”? (Род занятий в рамках одной профессии)

6. Какие специальности вы знаете в профессии врача? (Окулист, хирург, лор, невропатолог, стоматолог и т.д.)

7. Что такое “должность”? (Служебная обязанность, служебное место)

8. Назвать свои примеры профессий, специальностей, должностей.

9. Что такое квалификация? (Степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности). Привести примеры.

10. Что такое “карьера”? (Активное достижение человеком ранее намеченных постов и должностей)

11. Что такое “призвание”? (Наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы)

В конце беседы раздать учащимся словари с определениями. Дать задание – запомнить понятия.

в) Упражнение. Задание: найти и исправить ошибки в таблице:

профессия

+/-

специальность

+/-

должность

+/-

Врач

Летчик-испытатель

Кинолог

Учитель физики

Животновод

Строитель

Журналист

Завуч

Бригадир

+

-

+

-

+

+

+

-

-

Штукатур-моляр

Бухгалтер

Репортер

Терапевт

Слесарь-сантехник

Токарь

Программист

Следователь

Воспитатель

+

-

+

+

+

-

-

+

-

Директор

Заведующий отделом

Швея

Главный специалист

Космонавт

Начальник смены

Медицинская сестра

Старший продавец

+

+

-

+

-

+

-

+

г) Упражнение: “Видеопрофессиограмма”

Просмотр видеоролика о специальности “ карамельщик”

Цель: знакомство с новой специальностью - карамельщик (профессия – кондитер).

Задачи: выяснить профессия или специальность;

определить психологические качества, необходимые специалисту данной профессии.

Заключение: сегодня мы закрепили знания о мире профессий и труда. Сейчас вы учитесь в 9 классе и должны сделать верный жизненный и профессиональный выбор. Кто-то из вас продолжит обучение в 10 классе, кто-то пойдет учиться в училища, техникумы, но все вы уже сейчас можете выбрать свою сферу профессиональной деятельности, а также определить профиль обучения в 10 классе.

На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!