СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА «Школа будущего лицеиста»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА «Школа будущего лицеиста»  (Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в лицее)

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА «Школа будущего лицеиста»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

р.п. Степное Советского района Саратовской области













ПРОГРАММА

«Школа будущего лицеиста»




Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в лицее











Рекомендована к утверждению

педагогическим советом МБОУ «Лицей»

р.п. Степное, протокол №4 от 24.10.2013 г.





Утверждена приказом директора лицея

от 30.10.2013 г. № 415









I. Пояснительная записка


Исследования готовности детей к обучению при переходе от предшкольного к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.

Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность к школе - сложная системная характеристика психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребенком новой социальной позиции лицеиста; возможность выполнения им учебной деятельность сначала под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребенком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассникам.

В структуру общего образования включена предшкольная ступень «Школа будущего лицеиста», в рамках которой обучение осуществляет с 5,5-6 лет.

Предшкольное образование определяется как образование детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе.

В связи с более ранним началом систематического образования, МБОУ «Лицей» р.п. Степное определил следующие задачи:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом индивидуального содержания особенностей детей данного возраста;

  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе лицея;

  • укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребёнка к лицею, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего лицеиста, необходимых для благополучной адаптации к лицею.

При построении образовательного процесса используются методики и содержание дошкольного образования, которые разрабатываются с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 5,5-7 лет.

В основе программы для организации предлицейской подготовки положена Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» Н.В. Виноградовой, которая определяет две важнейшие цели:

Социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников.

Педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. Занятия строятся не по типу классно-урочной системы, а с учетом логики психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного  отношения к окружающему миру и к себе.

Содержание образовательного процесса направлено не на обучение и пополнение запаса знаний, умений и навыков, а на формирование у детей школьно-значимых функций и умений (любознательности, творческого воображения, коммуникативности, речи, мышления, произвольного внимания, памяти и др.), развивая их в специфичных для этого возраста видах деятельности.

Предусмотрена работа с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста по вопросам предшкольной подготовки для успешного обучения детей в лицее.

Содержание образования для группы предшкольной подготовки включает следующие направления развития:

  • физическое;

  • познавательно-речевое;

  • социально-личностное;

  • художественно-эстетическое.

Образовательная деятельность строится с учетом принципов современного образования:

  • самоценность дошкольного детства, полнота реализации возможностей ребенка, развитие интеллектуальных, коммуникативных, физических и художественных способностей ребенка;

  • гуманизация образовательного процесса: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, ориентация на лич­ность;

  • средовый подход: использование возможностей социокультурной среды;

  • принцип социальной адекватности, предполагающий учет разнообраз­ного влияния окружающей социальной среды;

  • принцип педагогической поддержки: оказание помощи детям в ре­шении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешностью в дальнейшем обучении.

При осуществлении образовательной деятельности особое внимание уделяется режиму работы «Школы будущего лицеиста», который определен следующим:

  • учебный год начинается 1 октября;

  • длительность работы – 1 час в субботний день (4 часа в месяц);

  • в течение дня предусмотрено 2 (интегрированных) занятия;

  • продолжительность 1 занятия – 25 мин;

  • продолжительность 2 занятия – 25 мин.


II. Содержание программы «Школа будущего лицеиста» 

Программа «Школы будущего лицеиста» определяет те знания и умения, которыми дол­жен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуально­го и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «По­знаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». Вы­деление разделов условно и ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.


III. Тематическое планирование занятий «Школы будущего лицеиста»

(16 часов)

 

Занятия

Содержание

Количество

часов


«Познаём других и себя»

Формирование у дошкольника знаний, необходимых для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей; развитие умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами; ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, своих индивидуальных особенностей и своеобразием других людей; воспитание доброжелательного, внимательного отношения к другим, развитие навыков общения.

3 часа

 

«Познаём мир»

Расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде; осознание дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.); развитие познавательных интересов будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятель­ности (речевой, изобразительной, художественной и др.), ус­воение правил поведения в природе и обществе. Подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего «Матема­тики» и «Окружающего мира»: выделение математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространст­венные ориентировки и др.)

3 часа

«Учимся думать, рассуждать»

Развития мышле­ния и воображения; осознание деть­ми некоторых доступных связей (причинных, временных, после­довательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитие моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышле­ния. Подготовка к изучению математики осуществляется в трех направлениях:

- формирование базовых умений, лежащих в основе мате­матических понятий, изучаемых в начальном звене;

-логическая пропедевтика, которая включает формирова­ние логических умений, составляющих основу формиро­вания понятия числа;

- символическая пропедевтика – подготовка к оперирова­нию знаками.

3 часа

 

 

«Учимся родному языку»

Обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение; подготовка к изучению русского языка, обучению чтению; подготовка руки ребенка к письму; развитие фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

3 часа

 

«Учимся рисовать»

Развитие графической деятельности детей, вклю­чающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геомет­рических фигур и др.), формирование уме­ний, которые объединены в блоки:

- пространственная ориентировка;

- умение анализировать форму предмета и изображения;

- развитие воображения;

- освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

2 часа

«Играем и фантазируем»

Игра выступает как метод обучения, и как свободная самостоятельная деятельность детей. Использование компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:

- принятие и удержание учебной задачи;

-самостоятельный выбор средств достижения ре­зультата;

- точное выполнение инструкции (правила) игры и др.

В игровой час входят занятия по физической культуре, музыке.

2часа

Итого:

 

16 часов


IV. Расписание занятий «Школы будущего лицеиста»

 

Расписание занятий составляется с учетом санитарно-гигиенических тре­бований и интеграции по предметному принципу (2 занятия в день).


1-я суббота месяца

1

«Познаем других и себя»

2

«Учимся думать, рассуждать»

2-я суббота месяца

1.

«Познаём мир»

2.

«Учимся родному языку»

3-я суббота месяца

1.

«Учимся рисовать»

2.

«Познаём других и себя»

4-я суббота месяца

1.

«Учимся думать, рассуждать»

2.

«Играем и фантазируем»

 

Игровой час способствует развитию творческих ка­честв личности, способности решать инициативно и творчески любую задачу. Эта способность очень важна для выполнения различных учебных задач, с которыми ребенок встретится при обучении. Классификация игр,   используемых в «Школе будущего лицеиста» следующая:


Классы игр

Виды игр

Подвиды игр

Игры, возникающие по инициативе ребёнка

Игры-экспериментирования

1. Игры с природными объектами.

2.Игры со специальными игрушками для исследования

Сюжетные самодеятельные

1. Сюжетно-ролевые

2. Режиссерские

3. Театрализованные

Игры по

инициативе взрослого

Обучающие

1.Сюжетно-дидактические

2. Подвижные

3.Музыкально-дидактические

4. Учебные

Досуговые

1. Интеллектуальные

2. Игры-забавы, развлечения

Тренинговые

1. Интеллектуальные

2. Сенсорномоторные

Досуговые

1. Игры-забавы

    

Двигательный режим при проведении занятий «Школы будущего лицеиста» предусматривает чередование

  • физкультурных минуток;

  • физкультурных занятий (в спортивном зале или на улице);

  • подвижных игр (сюжетные, народные, соревнования, эстафеты, хороводные);

  • спортивных упражнений (игры с мячом, зоркий глаз, прыжки через скакалку и т.д.).

V. Используемая литература


Тематический план предполагает использование литературы следующих авторов:

  • Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;

  • Виноградова Н.Ф. «Придумай и расскажи»;

  • Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»;

  • Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе»;

  • Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»;

  • Козлова С.А. «Я хочу в школу»;

  • Козлова С.А. «Я и мои друзья»;

  • Козлова С.А. «О правах и правилах»;

  • Куликова Т.А. «Я и моя семья»;

  • Куликова Т.А. «Что, где, почему?»;

  • Салмина Н.Г., Глебова А.О.комплект тетрадей «Учимся рисовать»:

  • «Клетки, точки и штрихи», «Рисование, аппликация и лепка», «Анализ форм и создание образа», «Графика, живопись и народные промыслы»;

  • Щербакова ЕМ. «Знакомимся с математикой».


VI. Ожидаемые результаты


  • обеспечение равных возможностей для последующего обучения в начальном звене;

  • развитие желания ребенка учиться в лицее;

  • эмоционально - благополучная адаптация дошкольников в первом классе нового учебного года.