Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
р.п. Степное Советского района Саратовской области
ПРОГРАММА
«Школа будущего лицеиста»
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в лицее
Рекомендована к утверждению
педагогическим советом МБОУ «Лицей»
р.п. Степное, протокол №4 от 24.10.2013 г.
Утверждена приказом директора лицея
от 30.10.2013 г. № 415
I. Пояснительная записка
Исследования готовности детей к обучению при переходе от предшкольного к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.
Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.
Психологическая готовность к школе - сложная системная характеристика психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребенком новой социальной позиции лицеиста; возможность выполнения им учебной деятельность сначала под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребенком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассникам.
В структуру общего образования включена предшкольная ступень «Школа будущего лицеиста», в рамках которой обучение осуществляет с 5,5-6 лет.
Предшкольное образование определяется как образование детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе.
В связи с более ранним началом систематического образования, МБОУ «Лицей» р.п. Степное определил следующие задачи:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом индивидуального содержания особенностей детей данного возраста;
отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе лицея;
укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребёнка к лицею, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего лицеиста, необходимых для благополучной адаптации к лицею.
При построении образовательного процесса используются методики и содержание дошкольного образования, которые разрабатываются с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 5,5-7 лет.
В основе программы для организации предлицейской подготовки положена Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» Н.В. Виноградовой, которая определяет две важнейшие цели:
Социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников.
Педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. Занятия строятся не по типу классно-урочной системы, а с учетом логики психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе.
Содержание образовательного процесса направлено не на обучение и пополнение запаса знаний, умений и навыков, а на формирование у детей школьно-значимых функций и умений (любознательности, творческого воображения, коммуникативности, речи, мышления, произвольного внимания, памяти и др.), развивая их в специфичных для этого возраста видах деятельности.
Предусмотрена работа с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста по вопросам предшкольной подготовки для успешного обучения детей в лицее.
Содержание образования для группы предшкольной подготовки включает следующие направления развития:
Образовательная деятельность строится с учетом принципов современного образования:
самоценность дошкольного детства, полнота реализации возможностей ребенка, развитие интеллектуальных, коммуникативных, физических и художественных способностей ребенка;
гуманизация образовательного процесса: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, ориентация на личность;
средовый подход: использование возможностей социокультурной среды;
принцип социальной адекватности, предполагающий учет разнообразного влияния окружающей социальной среды;
принцип педагогической поддержки: оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешностью в дальнейшем обучении.
При осуществлении образовательной деятельности особое внимание уделяется режиму работы «Школы будущего лицеиста», который определен следующим:
учебный год начинается 1 октября;
длительность работы – 1 час в субботний день (4 часа в месяц);
в течение дня предусмотрено 2 (интегрированных) занятия;
продолжительность 1 занятия – 25 мин;
продолжительность 2 занятия – 25 мин.
II. Содержание программы «Школа будущего лицеиста»
Программа «Школы будущего лицеиста» определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». Выделение разделов условно и ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.
III. Тематическое планирование занятий «Школы будущего лицеиста»
(16 часов)
Занятия | Содержание | Количество часов |
«Познаём других и себя» | Формирование у дошкольника знаний, необходимых для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей; развитие умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами; ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, своих индивидуальных особенностей и своеобразием других людей; воспитание доброжелательного, внимательного отношения к другим, развитие навыков общения. | 3 часа |
«Познаём мир» | Расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде; осознание дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.); развитие познавательных интересов будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усвоение правил поведения в природе и обществе. Подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего «Математики» и «Окружающего мира»: выделение математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.) | 3 часа |
«Учимся думать, рассуждать» | Развития мышления и воображения; осознание детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитие моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. Подготовка к изучению математики осуществляется в трех направлениях: - формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальном звене; -логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; - символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками. | 3 часа |
«Учимся родному языку» | Обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение; подготовка к изучению русского языка, обучению чтению; подготовка руки ребенка к письму; развитие фантазии, воображения, словесного творчества ребенка. | 3 часа |
«Учимся рисовать» | Развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), формирование умений, которые объединены в блоки: - пространственная ориентировка; - умение анализировать форму предмета и изображения; - развитие воображения; - освоение ряда специфических средств художественной выразительности. | 2 часа |
«Играем и фантазируем» | Игра выступает как метод обучения, и как свободная самостоятельная деятельность детей. Использование компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности: - принятие и удержание учебной задачи; -самостоятельный выбор средств достижения результата; - точное выполнение инструкции (правила) игры и др. В игровой час входят занятия по физической культуре, музыке. | 2часа |
Итого: | | 16 часов |
IV. Расписание занятий «Школы будущего лицеиста»
Расписание занятий составляется с учетом санитарно-гигиенических требований и интеграции по предметному принципу (2 занятия в день).
1-я суббота месяца | 1 | «Познаем других и себя» |
2 | «Учимся думать, рассуждать» |
2-я суббота месяца | 1. | «Познаём мир» |
2. | «Учимся родному языку» |
3-я суббота месяца | 1. | «Учимся рисовать» |
2. | «Познаём других и себя» |
4-я суббота месяца | 1. | «Учимся думать, рассуждать» |
2. | «Играем и фантазируем» |
Игровой час способствует развитию творческих качеств личности, способности решать инициативно и творчески любую задачу. Эта способность очень важна для выполнения различных учебных задач, с которыми ребенок встретится при обучении. Классификация игр, используемых в «Школе будущего лицеиста» следующая:
Классы игр | Виды игр | Подвиды игр |
Игры, возникающие по инициативе ребёнка | Игры-экспериментирования | 1. Игры с природными объектами. 2.Игры со специальными игрушками для исследования |
Сюжетные самодеятельные | 1. Сюжетно-ролевые 2. Режиссерские 3. Театрализованные |
Игры по инициативе взрослого | Обучающие | 1.Сюжетно-дидактические 2. Подвижные 3.Музыкально-дидактические 4. Учебные |
Досуговые | 1. Интеллектуальные 2. Игры-забавы, развлечения |
Тренинговые | 1. Интеллектуальные 2. Сенсорномоторные |
Досуговые | 1. Игры-забавы |
Двигательный режим при проведении занятий «Школы будущего лицеиста» предусматривает чередование
физкультурных минуток;
физкультурных занятий (в спортивном зале или на улице);
подвижных игр (сюжетные, народные, соревнования, эстафеты, хороводные);
спортивных упражнений (игры с мячом, зоркий глаз, прыжки через скакалку и т.д.).
V. Используемая литература
Тематический план предполагает использование литературы следующих авторов:
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;
Виноградова Н.Ф. «Придумай и расскажи»;
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»;
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе»;
Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»;
Козлова С.А. «Я хочу в школу»;
Козлова С.А. «Я и мои друзья»;
Козлова С.А. «О правах и правилах»;
Куликова Т.А. «Я и моя семья»;
Куликова Т.А. «Что, где, почему?»;
Салмина Н.Г., Глебова А.О. — комплект тетрадей «Учимся рисовать»:
«Клетки, точки и штрихи», «Рисование, аппликация и лепка», «Анализ форм и создание образа», «Графика, живопись и народные промыслы»;
Щербакова ЕМ. «Знакомимся с математикой».
VI. Ожидаемые результаты
обеспечение равных возможностей для последующего обучения в начальном звене;
развитие желания ребенка учиться в лицее;
эмоционально - благополучная адаптация дошкольников в первом классе нового учебного года.