СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Школа здоровья"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Школа здоровья"»



МБОУ СОШ №18 г. Смоленска

Рабочая программа внеурочной деятельности



«Школа здоровья»»

1-4 классы







Чуркова И.Н





Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» для учащихся 1-4 х классов составлена в соответствии с ФГОС второго поколения, комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы   В.И.  Лях, А.А. Зданевич. - М.:Просвещение, 2012г., допущенной Министерством  образования и науки Российской Федерации.

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часов в неделю: 1 класс - 66 часов в год, 2-4 классы - 68 часов в год. Итого: 270 часов.

Актуальность программы:

Современный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — это полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Подготовка к выполнению государственных требований комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в учебных заведениях, пунктах начальной военной подготовки, спортивных секциях, группах общей физической подготовки, в учреждениях дополнительного образования (спортивные клубы) и самостоятельно.


Целями ВФСК ГТО являются укрепление здоровья, гармоничное и всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма. Задачами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются:

а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;

б) повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации;

в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическое самосовершенствование и ведение здорового образа жизни;

г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;

д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в школе по физическому воспитанию.

Предметом исследования являются пути и методики подготовки школьников к выполнению норм и требований ВФСК «Готов к Труду и обороне».

Цель исследования — изучение видов подготовки школьников к выполнению норм ГТО с помощью систематической физической подготовки на основе комплекса.

Задачи исследования:

1. Изучить нормативно - правовую базу Комплекса ГТО.

2. Рассмотреть каким образом ведётся физическая подготовка школьников на уроках физической культуры и внеурочных занятиях для успешного выполнения норм и требований ВФСК ГТО.

3. Определить содержание самостоятельной работы учащихся при подготовке выполнения требований и норм ВФСК ГТО.

Методами исследования были: анализ и синтез научно-методической литературы, журналов, таких как «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», учебных пособий по физическому воспитанию, а также изучение и рассмотрение всевозможных указов и приказов правительства РФ.

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития.

Практическая значимость программы:

Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью. с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Тип программы внеурочной деятельности: комплексная тематическая, предполагающая переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.

Связь с уже существующими программами:

В содержательном плане программа предполагает реальные взаимосвязи с другими предметами:

Математика – математические эстафеты, в ходе которых учащиеся должны уметь быстро ориентироваться в числах.

Чтение – сюжетно-ролевые игры, учащиеся учат стихотворные элементы игр «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас догнать!», «Мы два брата молодые, два Мороза удалые….!», «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим, но в игре один секрет, опоздавшим места нет» и др.

Новизна программы заключается в том, что она направлена на решение не одной задачи обучения, а комплексного подхода обучения и оздоровления учащихся школы и предназначена для занимающихся с разноуровневой физической подготовленностью.

Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.

Задачи:

- сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;

- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;

- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

-развивать умения ориентироваться в пространстве;

- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;

-создавать условия для проявления чувства коллективизма;

- развивать активность и самостоятельность;

-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.

Отличительные особенности программы:

Программа «Школа здоровья» включает в себя различные подвижные игры. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Базовые теоретические идеи:

  1. Идея компетентностного подхода в обучении – обучение приобретает деятельностный характер.

  2. Идея самоопределения- учащийся как субъект деятельности развивается в различных видах образовательной деятельности на основе свободного выбора.

  3. Идея личностно-ориентированного образования – личность учащегося, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса.

  4. Идея вариативного образования – вариативность и многофакторность обучения позволяют гибко учитывать интересы и познавательные возможности обучающегося и реализовывать принципы индивидуализации и дифференциации.

  5. Идеи открытого образования (сотворчество и кооперация) – выстраивание системы взаимодействия и взаимообмена с большой социальной средой с целью обеспечения многообразия и альтернативных путей становления личности младшего школьника.

  6. Ключевые понятия: личность обучающегося, индивидуальность, деятельностный характер обучения, продуктивная деятельность, вариативность, сотрудничество.

Особенности возрастной группы детей

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. При этом физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми. Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками,

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.

Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.

Программа состоит из 4-х разделов:

  1. Знания о физической культуре

  2. Деятельность оздоровительной направленности

  3. Подготовка учащихся к сдаче норм ГТО

  4. Подвижные игры с мячами (малыми, волейбольными, баскетбольными)

Режим занятий:

Срок реализации – 1 год

Количество часов в неделю – 1 час

Количество часов в год – 33 часа

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
«Личностные универсальные учебные действия»

  • формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

«Регулятивные универсальные учебные действия»

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

«Коммуникативные универсальные учебные действия»

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • контролировать действия партнёра;

  • общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих умений.
Знания о физической культуре

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;

  • раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;

  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

Физкультурно - оздоровительная деятельность

  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;

  • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;

  • измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

Физическое совершенствование

  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

Система отслеживания предусматривает следующие формы оценки планируемых результатов обучения детей:

  • Опрос

  • Наблюдение

  • Участие в соревнованиях «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Дни здоровья» и сдачи испытаний норм ГТО и др.

Формы и особенности организации внеурочной деятельности учащихся

Индивидуальная деятельность учащихся: составление режима дня, комплекс утренней гимнастики, домашние задания к подготовке норм ГТО, изучение истории развития физкультурного движения, занятия спортом в семье, измерение физического развития.

Групповые: подвижные игры и соревнования, организация игр по интересам: с мячом, со скакалкой, на гимнастической скамейке и др.

Фронтальные: «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Дни здоровья», соревнования между классами, беседы о пользе закаливания, двигательной активности.

Уровень результатов работы по программе:

понимать:

  • роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;

знать:

  • названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;

  • правила   поведения   и   безопасности   во  время  занятий физическими упражнениями и играми;

  •  правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;

  • терминологию, связанную с проведением игр;

уметь:

  • передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;

  • выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);

  • играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;

  • организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в подготовке к нормам ГТО.


Учебно-тематический план




Перечень основных разделов программы


Перечень универсальных действий, которые развивают прохождение данного раздела

1

Знания о физической культуре 3 часа

ЛУУД

  • формирование чувства гордости за свою Родину,

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

РУУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

КУУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

ПУУД

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;

  • раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;

  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

2

Деятельность оздоровительной направленности 3часа


ЛУУД

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

РУУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

КУУД:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

ПУУД

  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;

  • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;

  • измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

3

Подготовка к нормам ГТО

15 часов

ЛУУД

  • развитие мотивов к спортивной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

РУУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

КУУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • контролировать действия партнёра;

  • общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

ПУУД

  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности для дальнейшей сдачи тестов ГТО


4

Подвижные игры с мячами (малыми, волейбольными баскетбольными)

12 часов



ЛУУД

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

РУУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

КУУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • контролировать действия партнёра;

  • общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

ПУУД

  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.


Содержание программы




Название темы


Содержание темы


Знания о физической культуре

3 часа

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Утренняя зарядка, ее роль и значение, гигиенические требования и правила выполнения комплексов утренней зарядки. Физкультминутки, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов физкультминуток. Физкультпаузы, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов упражнений (дыхательных, на профилактику нарушения зрения и т.п.). Закаливающие процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы проведения. Общие представления об осанке, ее влиянии на здоровье человека, правила выполнения упражнений на формирование правильной осанки.

Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к одежде и обуви для занятий физической культурой.


Деятельность оздоровительной направленности

3часа


Составление комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Проведение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений на формирование правильной осанки и коррекции физического развития (по индивидуальным заданиям), закаливающих процедур (способами обтирания и обливания под душем).

Комплексы корригирующей гимнастики на формирование правильной осанки и телосложения, профилактику нарушения зрения. Упражнения дыхательной гимнастики.


Подготовка к нормам ГТО

15 часов

Специальная физическая подготовка средствами подвижных игр с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, направленно воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации, ловкости, выносливости). психических качеств (внимания, памяти, оперативного мышления) и социальных качеств (взаимодействия, сдержанности, смелости, честности и др.).


Подвижные игры с мячами (малыми, волейбольными баскетбольными)

12 часов



Овладение элементарных умений в ловле бросках ,передачах и ведении мяча

Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Преодоление специализированных полос препятствий. Правила организации и проведения подвижных игр и простейших соревнований.

Содержание курса внеурочной деятельности


Раздел 1 Современные подвижные игры (66 ч.)

1 класс

Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)

Беседа о здоровом образе жизни.

Тема 2 Здоровье в порядке - спасибо зарядке! (1ч)

Комплекс упражнений утренней гимнастики.

Тема 3 Личная гигиена (1ч)

Что такое гигиена. Правила личной гигиены.

Тема 4 Профилактика травматизма (4ч)

Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Правила поведения в команде.

Тема 5 Нарушение осанки (2ч)

Упражнения для укрепления осанки.

Тема 6 Современные подвижные игры. Тестовые нормативы ГТО (57ч)

«Мяч по кругу», «Поймай рыбку», «Цепи кованы», «Змейка на асфальте», «Бег с шариком», «Нас не слышно и не видно», «Третий лишний», «Ворота», «Чужая палочка», «Белки, шишки и орехи», «Пустое место», «Круговая охота», «Команда быстроногих», «Эстафета с булавами», «След в след», «Мишень», «С кочки на кочку», «Без пары», «Веревочка», «Плетень», «Кто больше», «Успевай, не зевай», «День и ночь», «Кто подходил?», «Караси и щука», «Белый медведь», «Два Мороза», «Охотники и утки», «Бомбардировка», «Встречная эстафета», «Метание в цель», «Гонка мячей над головой, сидя в колоннах», «Подвижная цель», «Мяч соседу», «Передал – садись», «Быстрая передача», «Бросай – беги», «Не давай мяча водящему», «Гонка мячей по кругу», «Гонка мячей по рядам», «Встречная эстафета с мячом», «Эстафета с ведением мяча», «Перестрелка», «Наперегонки парами», «Ловушки-перебежки», «Вызов номеров», «Хитрая лиса», «Наседка и курица», «Зайцы и лиса», «Ловля обезьян», «Третий лишний», «День и ночь», «Ворона и воробьи», «Красочки», « Эстафета».


Раздел 2 Старинные подвижные игры (68 ч.)

2 класс

Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)

Беседа на тему «Если хочешь быть здоров…»

Тема 2 Здоровье в порядке - спасибо зарядке! (1ч)

Комплекс упражнений для утренней гимнастики.

Тема 3 Личная гигиена (1ч)

Правила личной гигиены

Тема 4 Профилактика травматизма (3ч)

Правила по ТБ.

Тема 5 Нарушение осанки (2ч)

Упражнения для укрепления осанки. Упражнения укрепляющего характера.

Тема 6 Старинные подвижные игры. Культура и этикет. Тестовые нормативы ГТО (60ч)


«Двенадцать палочек», «Катание яиц», «Чижик», «Пустое место», «Городки», «Пятнашки», «Волки и овцы», «Намотай ленту». «Лапта», «Без соли соль», «Чет-нечет», «Серый волк», «Ловись, рыбка, большая и маленькая», «Платок», «Кто боится колдуна?», «Догонялки на санках», «Лучники», « Волк», «Камнепад», «Горелки», «Шаровки», «Штандер», «Рыбки», «Бабки», «Казаки-разбойники», «Пятнашки со скакалкой», «Кот и мыши», «Птица и клетка», « Али – баба», «Белка и, зайцы, мышки», «Двенадцать палочек», «Пятнашки», «Хвост дракона», «Чай - чай-выручай», «Пустое место», «Машина едет, едет. Стоп!», «Светофор», «Колечко», «Выше ножки от земли», «Перестрелка», «Замри», «Вышибалы», «Капканы», «Прятки».



Раздел 3 Русские народные игры и забавы (68 ч.)

3 класс

Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)

Кого мы можем считать здоровым человеком (беседа).

Тема 2 Здоровье в порядке - спасибо зарядке! (1ч)

Комплекс упражнений утренней гимнастики.

Тема 3 Личная гигиена (1ч)

Правила личной гигиены.

Тема 4 Профилактика травматизма (3ч)

Правила ТБ.

Тема 5 Нарушение осанки (1ч)

Упражнения для укрепления осанки

Тема 6 Русские народные игры и забавы. Тестовые нормативы ГТО (61ч)

«Щука», «Водяной», «Третий лишний», «На золотом крыльце сидели», «Кандалы», «Ворота», «Слон», «Козёл», «Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Прыгуны», «Лошади», «Птичка и клетка», «Северный и южный ветер», «Бой петухов», «Караси и щука», «Лиса в курятнике», «Река и ров», «Горячая картошка», «Заяц без логова», «Подвижная цель», «Бредень», «Заколдованный замок», «Али – баба», «Два Мороза», «Жар – птица», «Перетягивание воза», «Горелки», «Гуси – лебеди», «Бой петухов», «Лапта», «Блуждающий мяч», «У медведя во бору», «Филин и пташки», «Кот и мыши», «Жмурки», «Гори, гори ясно!», «Птицелов», «Охотник и зайцы», «Волк», «Карлики и великаны», «Чай – чай выручай!», «Вышибалы», «Штандер», « Мышеловка», эстафеты с мячом «Перенеси мяч», эстафеты зверей, эстафеты «Вызов номеров», эстафеты «Весёлые старты», эстафеты с обручами, эстафеты «Быстрые и ловкие».


Раздел 4 Русские игровые традиции (68 ч.)

4 класс

Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)

Кого мы можем считать здоровым человеком (беседа).

Тема 2 Здоровье в порядке - спасибо зарядке! (1ч)

Комплекс упражнений утренней гимнастики.

Тема 3 Личная гигиена (1ч)

Что такое гигиена. Правила личной гигиены.

Тема 4 Профилактика травматизма (2ч)

Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса.

Тема 5 Нарушение осанки (1ч)

Упражнения для укрепления осанки

Тема 6 Русские игровые традиции. Тестовые нормативы ГТО (62ч)

«Зазывалки», «Жребий», «Волки во рву», «Волки и овцы», «Медведь и вожак», «Водяной», «Невод», «Чехарда», «Птицелов», «Жмурки», «Дуга», «Кот и мышь», «Ляпка»,  «Заря»,   «Гуси»,   «Удар по веревочке», «Зайки»,  «Прыганье со связанными ногами»,  «У медведя во бору», «Гуси», «Бой петухов»,   «Переездной конь»,   «Зелёная репка»,  «Дударь», «Капустка»,   «Солнышко», «В круги», «Медом или сахаром», «Горячее место», «Бездомный заяц», «Скакалка-подсекалка», «Коршун и наседка», «Медведь и вожак», «Пастух и стадо», «Мышеловка», «Филин и пташки», «Птицелов», «Воевода», «Лиса в курятнике», «Капканы», «Двенадцать палочек», «Гори, гори ясно!», «Пустое место», «Чехарда», «Штандер», «Караси и щука», «Два Мороза», «Вышибалы», «Рыбки».









Тематическое планирование


1 класс

«Современные подвижные игры»

Нормы сдачи ГТО.



Тема

Кол. часов

Теория

Практи-ческие

занятия

1

Здоровый образ жизни.

1

0,5

0,5

2

Здоровье в порядке - спасибо зарядке!

1

0,5

0,5

3

Личная гигиена.

1

0,5

0,5

4

Профилактика травматизма.

4

2

2

5

Нарушение осанки.

2

1

1

6

Современные подвижные игры.

  1. Игра «Мяч по кругу»,

  1. Игра «Поймай рыбку»,

  1. Игра «Цепи кованы»,

  1. Игра «Змейка на асфальте»

  1. Игра «Бег с шариком»,

  1. Игра «Нас не слышно и не видно»,

  1. Игра «Третий лишний»,

  1. Игра «Ворота»,

  1. Игра «Чужая палочка»,

  1. Игра «Белки, шишки и орехи»,

  1. Игра «Пустое место»,

  1. Игра «Круговая охота»,

  1. Игра «Команда быстроногих»,

  1. Игра «Эстафета с булавами»,

  1. Игра «След в след»,

  1. Игра «Мишень»,

  1. Игра «С кочки на кочку»,

  1. Игра «Без пары»,

  1. Игра «Веревочка»,

  1. Игра «Плетень»,

  1. Игра «Кто больше»

  1. Игра «Успевай, не зевай»,

  1. Игра «День и ночь»,

  1. Игра «Кто подходил?»,

  1. Игра «Караси и щука», «Караси и щука»,

  1. Игра «Белый медведь»

  1. Игра «Два Мороза»,

  1. Игра «Охотники и утки»,

  1. Игра «Бомбардировка»,

  1. Игра «Встречная эстафета»,

  1. Игра «Метание в цель»

  1. Игра «Гонка мячей над головой, сидя в колоннах»,

  1. Игра «Подвижная цель»,

  1. Игра «Мяч соседу»,

  1. Игра «Передал – садись»

  1. Игра «Быстрая передача»,

  1. Игра «Бросай – беги»,

  1. Игра «Не давай мяча водящему»,

  1. Игра «Гонка мячей по кругу»

  1. Игра «Гонка мячей по рядам»,

  1. Игра «Встречная эстафета с мячом»,

  1. Игра «Эстафета с ведением мяча»

  1. Игра «Перестрелка». Метание малого мяча.

  1. Игра «Наперегонки парами». Бег 30 метров.

  1. Игра «Ловушки-перебежки». Челночный бег.

  1. Игра «Вызов номеров». Прыжок в длину с места.

  1. Игра «Хитрая лиса». Бег, прыжки.

  1. Игра «Перестрелка». Метание малого мяча.

  1. Игра «Наперегонки парами». Поднимание туловища из положения лежа.

  1. Игра «Ловушки-перебежки». Бег на 30 м , прыжки.

  1. Игра «Вызов номеров». Подтягивание.

  1. Игра «Хитрая лиса». Отжимание. Челночный бег.

  1. Игра «Наседка и курица», Метание малого мяча.

  1. Игра «Зайцы и лиса». Прыжок в длину с места.

  1. Игра «Ловля обезьян», Растяжка. Наклоны.

  1. Игра «Третий лишний». Бег 1 км.

  1. Игра «День и ночь».. Бег по пересеченной местности.


57


57


Итого:

66

4,5

61,5


2 класс

«Старинные подвижные игры»

Нормы сдачи ГТО



Тема

Кол. часов

Теория

Практи-ческие

занятия

1

Здоровый образ жизни.

1

0,5

0,5

2

Здоровье в порядке - спасибо зарядке!

1

0,5

0,5

3

Личная гигиена.

1

0,5

0,5

4

Профилактика травматизма.

3

1,5

1,5

5

Нарушение осанки.

2

1

1

6

Старинные подвижные игры.

1 Игра «Пятнашки»

2. Игра «Двенадцать палочек»

3. Игра «Катание яиц»

4. Игра «Чижик»

5. Игра «Пустое место»

6. Игра «Городки»

7. Игра «Пятнашки»

8. Игра «Волки и овцы»

9. Игра «Намотай ленту»

10. Игра «Лапта»

11. Игра «Без соли соль»

12. Игра «Чет-нечет»

13. Игра «Серый волк»

14. Игра «Ловись , рыбка, большая и маленькая»

15. Игра «Платок»

16. Игра «Кто боится колдуна?»

17. Игра «Догонялки на санках»

18. Игра «Лучники»

19. Игра «Волк»

20. Игра «Камнепад»

21. Игра «Горелки»

22. Игра «Шаровки»

23. Игра «Штандер»

24. Игра «Рыбки»

25. Игра «Бабки»

26. Игра «Казаки-разбойники»

27. Игра Игра «Пятнашки со скакалкой»

28. Игра «Кот и мыши»

29. Игра «Птица и клетка»

30. Игра «Али – баба»

31. Игра «Белка и, зайцы, мышки»,

32. Игра «Двенадцать палочек»

33. Игра «Пятнашки»

34. Игра «Хвост дракона»

35. Игра «Чай - чай-выручай»

36. Игра «Пустое место»

37. Игра «Машина едет, едет. Стоп!»

38. Игра «Светофор»

39. Игра «Колечко»

40. Игра «Выше ножки от земли»

41. Игра «Перестрелка»

42. Игра «Замри»

43. Игра «Вышибалы»

44. Игра «Капканы»

45. Игра «Прятки». ГТО. Бег 30 метров.

46. Игра «Ворона и воробьи». Прыжки в длину с места.

47. Игра «Красочки». Челночный бег.

48. Игра «Гонка мячей по кругу». Бег, прыжки.

49. Игра «Не давай мяча водящему». Отжимание.

50. Игра «Гонка мячей по рядам». Подтягивание.

51. Игра «Встречная эстафета с мячом». Упражнения на растяжку.

52. Игра «Перестрелка». Упражнения на укрепления пресса.

53. Игра «Наперегонки парами». Бег, метание.

54. Игра «Ловушки-перебежки». Прыжок в длину с места.

55. Игра «Хитрая лиса». Бег на средние дистанции.

56. Игра «Наседка и курица», Бег на 30 метров.

57. Игра «Зайцы и лиса». Подтягивание. Отжимание.

58. Игра «Ловля обезьян». Поднимание туловища из положения лежа.

59. Игра «Третий лишний». Кросс.

60. Эстафеты с мячом. Метание малого мяча.


60


60


Итого:

68

4

64



































































Методическое обеспечение программы

Описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу отражено в календарно-тематическом плане:

индивидуальных и групповых, практических и теоретических;

конкретных форм занятий – игра, беседа, спортивные испытания, тесты и соревнования.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

словесный, наглядный, практического упражнения.

Перечень дидактических материалов: карточки-задания общеразвивающих упражнений, комплексов утренней зарядки.

Кадровое обеспечение: учитель физкультуры.

Материально-техническое обеспечение:

При комплектовании материально-технического оснащения спортивного зала за основу взят перечень учебного оборудования для общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации.

Спортивный зал оснащен малыми мячами, теннисными мячами, скакалками, обручами, гимнастическими матами, кеглями. Спортивный стадион школы.

Состояние спортивного зала соответствует требованиям, о чем имеется заключение санитарно-эпидемиологической службы, государственной противопожарной службы.

Спортивный зал паспортизирован и оснащен необходимым инвентарем и оборудованием.

Список используемой литературы:

  1. Гришина Г.Н «Любимые детские игры» серия «Вместе с детьми», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 1999 г.,-96 с., ISBN 5-89144-012-1;

  2. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» под ред. Т.И.Осокиной, Москва, Просвещение, 1989 г.- 239 с., ISBN 5-09-002913-X

  3. Ковалёва Е.А. «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых» серия «Азбука развития», Москва, ООО «ИД РИПОЛ классик», ISBN 978-5-7905-4426-2, ООО «. ДОМ. XXI век, 2007 г.,-189 с., ISBN 978-5-91213-003-8;

  4. Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.

  5. Колесникова С.В. «Детская аэробика: Методика, базовые комплексы». Ростов н/д.: Феникс, 2005.-157.: ил.- (Школа развития)

  6. Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 1989 г.

  7. Примерная  основная   образовательная   программа образовательного учреждения. Начальная школа   (сост.Е. С. Савинов). — М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

  8. Рабочие     программы     по  физической   культуре.  1-11  классы  (по программам   В.И.  Ляха) 2007.-126с-(Образовательный  стандарт).

  9. Степанова О.А «Игра и оздоровительная работа в школе», серия «Игровые технологии», Москва ООО «ТЦ Сфера» 2004 г., ISBN 5-89144-323-6,- 144 с.;

  10. Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми» Москва «Просвещение», 1983 г.

  11. ФГОС 2 поколения

  12. Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.