Школа пешеходов
Пояснительная записка
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Решение данной проблемы возможно в рамках школьного кружка «Школа пешеходов».
Цель: способствовать осуществлению практико-ориентированного обучения детей правилам дорожного движения.
Задачи :
В качестве содержательной основы взята и адаптирована авторская программа игрового модульного курса по ПДД или «Школьник вышел на улицу» В.И. Ковалько
Программа рассчитана на учащихся 4 класса, объёмом занятий 34 часа в год.
Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа нацелена на изучение и пропаганду ПДД, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Основные разделы программы:
Дорожная азбука – 7ч.
Регулирование дорожного движения – 3ч.
Мы все участники дорожного движения – 6ч.
Дорога глазами водителя – 3ч.
Из истории развития транспортных средств – 5ч.
Первая помощь при несчастном случае – 2ч.
Практические занятия – 8ч.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы у учащихся будут сформированы:
- установка на здоровый образ жизни;
- способность к самооценке
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- устанавливать причинно-следственные связи
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- находить нужную информацию в разных источниках;
- наблюдать и делать самостоятельные выводы
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
учащиеся должны знать
название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;
условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
виды перекрёстков;
значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
Система оценивания достижений:
В конце года проводится итоговое отчетное занятие в игровой форме, а также мониторинг (анкета) степени усвоения материала.
Литература:
Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
Учебно – методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
Методическое пособие “Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
“Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
“Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата |
Дорожная азбука. |
1. | По дороге в школу. Самый безопасный маршрут от дома до школы. (Пр.з.) | |
2. | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | |
3. | Элементы улиц и дорог. | |
4. | Правила перехода улиц и дорог. | |
5. | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | |
6. | Экскурсия по городу «Наш город, наша улица». (Пр.з.) | |
7. | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | |
8. | Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. | |
9. | Дорожная разметка и её предназначение. | |
Регулирование дорожного движения. |
10. | Организация движения: технические средства регулирования движения. | |
11. | Светофорное регулирование. Проезд специальных транспортных средств. | |
12. | Транспортные и пешеходные светофоры. Мигающий жёлтый свет. | |
Мы все участники дорожного движения. |
13. | Общие требования к водителям велосипедов. | |
14. | Железная дорога. | |
15. | ГИБДД и ДПС. | |
16. | Отряды юных инспекторов движения. | |
17. | А знаете ли вы? (рассказы Пети Светофорова) | |
18. | Игровое занятие «Правила движения для всех без исключения». | |
Дорога глазами водителя. |
19. | Труд водителя. | |
20. | Оборудование автомобилей спец. приборами. Значение номерных знаков. | |
21. | Скорость движения транспортных средств и пешеходов. Остановочный путь. | |
22. | Решение задач на движение (скорость сближения). (Пр.з.) | |
23. | Причины возникновения ДТП. Разбор ситуаций. (Пр. з.) | |
Из истории развития транспортных средств. |
24. | Виды транспортных средств. | |
25. | История развития автомототранспорта и проблемы и проблемы безопасного движения. | |
26. | Е.А. Яковлев – основоположник отечественного авто. | |
27. | Краткая история автомобиля и колеса. | |
28. | Поездка в общественном транспорте. Перевозка детей. | |
29. | Практическое занятие на улицах города. (Пр.з.) | |
Первая помощь при несчастном случае. |
30-31. | Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях. | |
32-33. | Пропаганда ПДД среди воспитанников детских садов. (Пр.з.) | |
34. | Занятие – экзамен «Знай правила движения как таблицу умножения». Инструктаж на летние каникулы. | |