МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛЕКСЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Утверждаю
Директор __________/Жданкина С.А./
«____»________20__г.
ПРОГРАММА
школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Галактика добрых дел»
(Для детей от 7 до 12 лет. Срок реализации с 14.06.18г по 29.06.18г)
Авторы:
Педагог-организатор Лапшева Наталия Михайловна
Учитель математики Вараксина Татьяна Сергеевна
Программа принята на
Педагогическом совете № ___
от _______________________
с. Алексеевка 2018 год
Информационная карта программы.
1.Полное название программы | Программа детского лагеря с дневной формой пребывания детей «Галактика добрых дел» |
2.Автор программы | Лапшева Наталия Михайловна, педагог–организатор Вараксина Татьяна Сергеевна, учитель математики |
3.Руководители программы | Лапшева Наталия Михайловна – начальник лагеря |
4.Территория представленной программы | Лагерь с дневной формой пребывания детей МКОУ Алексеевской ООШ |
5.Название проводящей организации | МКОУ Алексеевская ООШ |
6.Полный адрес | ул. Центральная д. 2А, с. Алексеевка, Грибановский район, Воронежская область, 397211 |
7.Телефон | тел. (847348)43 – 4 – 25 |
8.Форма проведения | Лагерь с дневной формой пребывания детей |
9.Цель программы | Создать условия для укрепления здоровья, полноценного отдыха детей, непрерывного воспитательного процесса в области художественно-эстетического, патриотического и волонтерского воспитания |
10.Специализация программы | Оздоровительная, досуговая, волонтерская |
11.Сроки проведения | Одна смена с 14.06.18г по 29.06.18г (16 дней) |
12.Место проведения | Здание и территория МКОУ Алексеевской ООШ |
13.Официальный язык | русский |
14.Общее количество участников В том числе детей | 20 человек 15 детей |
15.География участников | В реализации программы принимают участие учащиеся МКОУ Алексеевской ООШ Грибановского района |
16.Условия участия в программе | Добровольное желание детей и родителей; заявление родителей, наличие документов: копия свидетельство о рождении, медицинская справка. |
17.Условия размещения участников | Лагерь проводится на базе МКОУ Алексеевской ООШ, дети находятся в лагере с 9 часов до 15 часов. Игровые комнаты с набором настольных игр, книг, спортивного инвентаря, столовая, актовый зал, библиотеки (школьная и сельская), спортивный зал, спортивная и игровая площадки. |
18.Краткое содержание программы | Программа лагеря реализуется через игру-путешествие по «Галактике добрых дел». Направления деятельности: художественно-эстетическое, патриотическое, спортивно-оздоровительное, трудовое, экологическое, познавательное, досуговое и волонтерское. Данная программа будет способствовать развитию межличностных отношений, лидерских качеств детей и подростков, а также построению дружеских толерантных отношений, получению начальных навыков волонтерской работы. Во время летнего отдыха дети будут совершать добрые дела, оказывая посильную помощь старшим, сверстникам, младшим и узнавать много полезного. |
19.История осуществления программы | Программа существует с 2018 года |
Пояснительная записка
2018 год - год волонтера в Российской Федерации. Поэтому для организации работы в лагере мы выбрали волонтерскую деятельность. Программа названа «Галактика добрых дел» не случайно. Как известно, волонтеры – люди, бескорыстно совершающие добрые дела. Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. С 2010 года в МКОУ Алексеевской ООШ действует волонтерское объединение «Школа волонтеров - Ювента», в которое входят ребята с активной жизненной позицией, не равнодушные к окружающим, стремящиеся сделать свою школьную жизнь более интересной. Многие из них учатся в выпускном 9 классе. Необходимо чтобы в этом учебном году в состав волонтерского корпуса влились новые активные ребята, ученики 2 - 5 классов, которые научатся быть волонтерами. Программа предусматривает различные оздоровительные, досуговые, трудовые, обучающие мероприятия, которые позволят детям полноценно отдохнуть и больше узнать о волонтерском движении. Во время летней смены ребята получают возможность окунуться в волонтерскую деятельность более глубоко, апробировать новые формы этой работы. Работа отрядов выходит за пределы школы. Ребята будут оказывать посильную помощь ветеранам труда и одиноким пожилым людям, а также помогать в обустройстве пришкольной территории и территории детской площадки села Алексеевка.
Данная программа составлена для работы с детьми 7-12 лет.
Программа рассчитана на 16 -дневное пребывание в условиях пришкольного лагеря.
Основная идея программы:
Создание условий для обучения волонтеров - новичков, где каждый сможет проявить себя.
Основные принципы программы:
Для достижения поставленных целей и задач в работе необходимо следовать следующим принципам:
принцип здоровьесбережения;
принцип природосообразности (учёт психофизиологических особенностей детей);
принцип гуманистической направленности (отношение к ребёнку как к высшей ценности);
принцип актуальности (решения наиболее значимых проблем для развития личности ребёнка);
принцип креативности (творческой личности – творческую обстановку);
принцип демократии воспитательного процесса (соблюдение всеми участниками процесса законов и правил);
принцип коллективности (воспитать социально-значимые качества);
принцип индивидуально-личностного подхода.
Направление программы:
обучающее - развитие организаторских, коммуникативных способностей; формирование лидерских качеств.
практическое – реализация полученных умений и навыков на практике: проведение акций, тематических мероприятий;
содержательно-обобщающее - итоговая обобщающе-проектировочная игра: разработка способов и форм реализации волонтерских проектов.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
СанПин 2.4.42599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»» утверждённый 19.04.10 г.№25.
Стандартом безопасности отдыха и оздоровления детей в загородных оздоровительных учреждениях, Методические рекомендации. Стандарт безопасности отдыха и оздоровления детей в профильных нестационарных (палаточных) лагерях, утвержденные приказом от 21.02.2014 года № 187 «Об утверждении «Стандарта безопасности отдыха и оздоровления детей в загородных оздоровительных учреждениях», «Методических рекомендаций. Стандарта безопасности отдыха и оздоровления детей в профильных нестационарных (палаточных) лагерях»
Положением о лагере, организованном образовательной организацией, осуществляющей организацию отдыха и оздоровления, обучающихся в каникулярное время (с дневным пребыванием), на базе МКОУ Алексеевской ООШ.
Социальные партнеры:
Администрация Алексеевского сельского поселения, МУК и сельская библиотека с.Алексеевка.
Формы и методы работы с детьми:
беседы, соревнования, конкурсы, викторины, тренинги, спортивные и интеллектуальные игры, утренняя зарядка, фестивали, диспуты, тематические дни, концерты, мультимедийные презентации, КТД, орлятский круг, утренние линейки, экскурсии, выставка поделок, конкурсы вахтовых журналов, венок памяти, игры-квесты и др.
Ожидаемые результаты:
увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды;
привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
повышения количества и качества участия ребят нашей школы в акциях волонтеров, организуемых на различных уровнях;
укрепление здоровья детей.
Модель организации лагеря
Два экипажа (отряды) отправляются в космическое путешествие по планетам «Галактики добрых дел». Каждый день – полет на новую планету (всего планет 16 по количеству дней пребывания в лагере), где ребята должны совершать добрые дела, изучать новое, неизведанное, покорять спортивные вершины и т.п. Игровой замысел - совершить как можно больше добрых, хороших дел, чтобы успешно долететь до Планеты Добра. За успешное прохождение всех этапов экипаж получает «монетку-добрушку» (приложение 1) в Копилку Добрых дел. Экипаж, который наберет больше монет, сможет обменять их на ключ от Планеты Добра, на которую все отправятся в последний день лагерной смены. Также полеты будут отслеживаться на карте Галактики, каждый день экипажи прикрепляют свой флажок к покоренной планете. Индивидуальные достижения ребят также поощряются сердечками «дари добро» (приложение 1), получившие наибольшее количество сердечек получают грамоты и дипломы.
Каждый экипаж выбирает капитана и бортпроводника (помощника капитана).
Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле экипажей организуют диспетчеры.
Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день.
Вся информация представлена на информационном стенде.
Цели и задачи
Цель:
Создать условия для укрепления здоровья, полноценного отдыха детей, непрерывного воспитательного процесса в области художественно-эстетического, патриотического и волонтерского воспитания, а также для обучения, творческого роста, повышения активности, инициативности.
Задачи:
Развитие волонтерского движения среди детей и подростков, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.).
Развитие личных и социальных компетенций участников, необходимых в волонтерской деятельности.
Обучить новых волонтеров.
Провести мероприятия для детей, проживающих на территории с.Алексеевка.
Обеспечить возможность самореализации личности учащихся.
Провести анализ проделанной работы.
Определить перспективы развития проекта.
Содержание программы
Направление | Задачи | Основные формы работы |
Познавательное направление | Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире. Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. | Экскурсии, походы, тренинги, интеллектуальные игры. Конкурсные программы. |
Патриотическое направление | Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины | конкурс рисунков, песен о войне |
Физкультурно-оздоровительное направление | Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы; Выработка и укрепление гигиенических навыков; Расширение знаний об охране здоровья. | Утренняя гимнастика (зарядка) Спортивная игры на спортивной площадке. Подвижные игры на свежем воздухе Эстафеты, спортивные мероприятия Витаминизация; Организация здорового питания детей; Солнечные и воздушные ванны; |
Трудовое направление | Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности. Воспитание у детей личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде. Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда. | - распределение обязанностей в отряде; - закрепление ответственных по различным видам поручений; - дежурство по столовой, игровым комнатам. |
Досуговое направление | Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга. | Мероприятия различной направленности. Игры. Проведение праздников, конкурсов, ток-шоу и т.д. Тематические сборы и линейки. |
Художественно-творческое направление | Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт. Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд. Развитие творческих способностей детей. | - конкурсные мероприятия и игры, занятия по интересам - работа творческих мастерских; - экскурсии в библиотеку, чтение книг; - викторины; - оформление отрядных уголков, - конкурсы рисунков, актерского мастерства, вокального и хорового пения; - коллективно-творческие дела; - мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсные программы. |
План-сетка лагерной смены
Дата | Мероприятия |
14 июня Планета Встреч | Открытие лагеря. Знакомство детей с организацией лагеря. Инструктажи по ТБ, ППБ. Подвижные игры на воздухе Распределение поручений. Выбор актива и органа детского самоуправления. Оформление бортовых журналов, эмблем экипажей. Разучивание песен, речёвок, законов лагерной жизни |
15 июня Планета Волонтеров | Обучающее занятие – знакомство с волонтерским движением «Откройте сердце доброте». Помощь одиноким престарелым людям. Спортивно-конкурсная программа «Друзья здоровья» Мастер-класс «Несложные фигурки из бумаги» |
16 июня Планета Животных | Развлекательная программа «Угадай животное» Экологический рейд. Космостарты Конкурс рисунков «Инопланетные животные» |
17 июня Планета Сокровищ | Игра-квест «Поиск сокровищ» Весёлые космостарты. Просмотр фильма о приключениях. |
18 июня Планета Здоровячков | Игровой тренинг для волонтеров «Жизнь прекрасна!» Конкурс Здоровячков. Конкурс рисунков на тему: «Мы против сигарет, алкоголя и наркотиков!» |
19 июня Планета Папус | Конкурс открыток «Мой любимый папа!» Веселые старты «Папа и Я» Просмотр фильма «Папа на прокат» |
20 июня Планета Талантов | Фестиваль юных дизайнеров, модельеров, певцов, танцоров. «Быстрее, выше, сильнее» Экскурсия в сельскую библиотеку «В мире книг» |
21 июня Планета Умников | Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером?» Поход на пруд. Викторина «Вопросы на все случаи жизни» |
22 июня Планета Памяти | Акция «Венок Памяти» Шашечный турнир. Подвижные игры. Фестиваль «Поем песни о войне» |
23 июня Планета Олимпийская | Викторина на тему «Спорт и здоровье». Спортивная программа «Малые олимпийские игры». Беседа «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» |
24 июня Планета Юмора | Развлекательная программа «Жить без улыбки – просто ошибка». Весёлые старты «Звёздный десант» Конкурс полевых букетов |
25 июня Планета Дружбы | Занятие по теме: «Люди существуют друг для друга» Подвижные игры Орлятский круг |
26 июня Планета Моя Родина | Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия». Творческие работы на тему «Мое село в будущем». Подвижные игры с мячом Экскурсия к памятникам нашего села |
27 июня Планета Очумелые ручки | Мастер-класс поделок из пластилина, из природного материала, из бумаги. Весёлые космостарты. Межпланетный вернисаж – конкурс рисунков, поделок на тему «Космос» |
28 июня Планета Неболейка | Игра «Поле Чудес» на тему: «За здоровьем к растениям». Безопасность на природе. Поход. Игры с мячом Викторина «Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты». |
29 июня Планета Добрых Дел | Закрытие лагеря. Подведение итогов, вручение наград. «В галактике у нас игра» - подвижные игры Заключительный концерт |
Режим дня
лагеря с дневной формой пребывания детей
«Галактика добрых дел»
Элементы режима дня | Время пребывание детей |
с 9.00 до 15.00 |
Сбор детей, зарядка | 9.00-9.30 |
Утренняя линейка | 9.30-9.45 |
Завтрак | 9.45-10.20 |
Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций | 10.20-12.30 |
Оздоровительные процедуры | 12.30-13.30 |
Обед | 13.30-14.20 |
Свободное время | 14.20-15.00 |
Уход домой | 15.00 |
Механизмы реализации
Материально-технические условия:
Игровые комнаты, спортивный зал, спортивная и игровая площадки, актовый зал, библиотека, столовая, туалетные комнаты.
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.
Кадровые условия:
1. Начальник лагеря -1
2. Воспитатели -2
3. Медицинский работник -1
4. Повар-1
5. Технический персонал-1
Педагогические условия:
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Методические условия:
Реализуется программа лагеря в 3 этапа:
I. Подготовительный этап:
- подбор педагогических кадров;
- комплектование отрядов;
- разработка и оформление документации;
- оборудование кабинетов – отрядных мест;
II. Основной этап:
- знакомство;
- выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
- сплочение отрядов;
- формирование законов и условий совместной жизнедеятельности;
- подготовка к дальнейшей жизнедеятельности по Программе;
- стартовый мониторинг развития коллектива и личности воспитанников;
- содружество детей и взрослых;
- коллективная деятельность, направленная на оздоровление детей и организацию их каникулярного досуга;
- личностный рост воспитанников;
- мониторинг жизнедеятельности коллектива, развития личности воспитанников;
III. Заключительный этап:
- психолого-социально-педагогический анализ результатов;
Результаты:
Упорядоченность жизнедеятельности коллектива. Содружество детей и взрослых, подчиненность законам, правилам, традициям;
Привитие здорового образа жизни;
Принятие коллективных идей как личностно-значимых для каждого воспитанника;
Активная жизненная позиция в коллективе;
Способность личности к самовыражению;
Наличие общечеловеческих ценностей.
Воспитательный эффект будет заключаться в том, что во время пребывания в пришкольном лагере дети и подростки, пропустив идею волонтёрства через себя, узнают, что эта деятельность не просто развлечение, а выражение их жизненной позиции, ответственности, желание изменить этот мир к лучшему.
Приложение 1
- эмблема лагеря;

- «монетка-добрушка»
- индивидуальные достижения ребят;
Приложение 2
Девиз лагеря:
«Если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живешь ты не зря»
Заповеди лагеря:
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Приложение 3
Словарь терминов
Руководитель ЦУП (центр управления полетом) – начальник лагерной смены.
Диспетчеры – воспитатели.
Космонавты – дети.