«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий ГБДОУ
г. Севастополя
«Детский сад №36»
________________ С.Ф.Воробьева
ПРОГРАММА
«Нетрадиционный подход к сохранению и укреплению
здоровья воспитанников через использование солетерапии»
Пояснительная записка
Цель: развитие мелкой моторики, укрепление мышечного тонуса руки, подготовку руки дошкольников к письму, профилактику заболеваний органов дыхания, развитие воображения, внимания, усидчивости.
Задача: укреплять мышечный тонус руки с помощью механического
воздействия кристаллов морской соли, снижение уровня заболеваемости, развивать воображение, внимание, усидчивость.
Ожидаемые результаты: развитие мелкой моторики, укрепление мышечного тонуса руки, подготовку руки дошкольников к письму, профилактику заболеваний органов дыхания, развитие воображения, внимания, усидчивости.
Занятия проводятся: индивидуальные, подгрупповые.
Используемая литература: Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: Аркти, 1997
Содержание:
Пояснительная записка ……………………………………………………1 стр.
Цель………………………………………………………………………….
Задача…………………………………………………………………………..
Ожидаемые результаты……………………………………………………….
Занятия проводятся……………………………………………………………
Используемая литература……………………………………………………..
Оборудование и материалы ………………………………………………………………………………………….3стр.
Правила и требования к занятиям с морской солью………………………. Методические рекомендации…………………………………………………
Комплекс упражнений с морской солью…………………………………...5стр.
«Паучок»……………………………………………………………………
«Воронка» …………………………………………………………………..
«Солим суп»………………………………………………………………….
«Моем ручки»…………………………………………………………………
«Пересыпь соль»……………………………………………………………….
«Хлопки»…………………………………………………………………….6 стр.
«Кулачки»…………………………………………………………………….
«Горка»…………………………………………………………………………
«Цыплята»………………………………………………………………………
«Гуси»…………………………………………………………………………..
Игры для пальцев рук …………………………………………………….7стр.
«Ловим рыбку»………………………………………………………………….
«Построим замок»……………………………………………………………….
«Художники»……………………………………………………………………
«Угадай-ка»………………………………………………………………………
«Кладоискатели»…………………………………………………………………..
Оборудование и материалы: сухая морская соль (безароматический добавок),пластиковые контейнер, бумажные салфетки или полотенца, различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, крышки от пластиковых бутылок, детали от мелкого конструктора лего и т.д.), карточки со стихами, потешками, предметными картинками на определенный звук.
Правила и требования к занятиям с морской солью:
1. Чисто вымытые, сухие руки.
2. Открытие контейнера с солью непосредственно перед занятием.
3. Использование бумажных салфеток после окончания занятия.
4. Предварительное изучение (по согласию родителей или законных представителей)
медицинских карт воспитанников с целью выяснения анамнеза.
Сочетание солетерапии и пальчиковой гимнастики – это комплекс упражнений и игр для пальцев и кисти руки, выполняемый в морской сухой соли.
Методические рекомендации по обучению детей упражнениям в морской соли
Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с солью, упражнения показываются педагогом и сопровождаются словесной инструкцией.
Дается возможность воспитаннику потрогать соль, показывается, что она сыпучая,рассматриваются с ребенком ее кристаллы, предлагается послушать рассказ о морской воде, т.е. организуется исследовательская деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.
При обучении движениям кистей рук и пальцев используются:
1. Наглядно-зрительные приемы, включающие показ педагогом движения,
подражания образам окружающей жизни, использование зрительных
ориентировок и наглядных пособий (карточки, фотографии)
2. Краткое описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся у детей жизненный опыт.
3. Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (считалки, стихи, игровые зачины)
Основные движения, которыми ребенок должен владеть, либо должен быть обучен педагогом:
сжимание кисти в кулак и разжимание
вращательные движения указательными пальцами
потирание ладони о ладонь
соединение пальцев каждой руки в щепоть
удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша
Упражнения для пальцев и кисти руки
Все упражнения сопровождаются стихотворным двустишием, которое на начальных этапах проговаривает педагог, затем это может делать ребенок. При проговаривании особое внимание уделяется звукопроизношению: закрепляется правильность произношения определенных звуков.
Комплекс упражнений
«Паучок»
Описание: погрузить в соль только подушечки пальцев. Сидит на ветке паучок,
Расставил лапки – и молчок.
«Воронка»
Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения
(в правую сторону, в левую сторону)
Мы крутили пальцем ловко,
Вышла ровная воронка
«Солим суп»
Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы «Солим суп»).
Мы сегодня повара,
Суп солить давно пора.
«Моем ручки»
Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними
«Моем ручки»).
Моем руки чисто-чисто,
Моем руки быстро-быстро.
«Пересыпь соль»
Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую Соль, пересыпайся,
Да не просыпайся.
«Хлопки»
Описание: похлопывать ладонями о соляную поверхность. Хлопайте ладошки соляные крошки,
Крепко прижимайте, быстро убегайте.
«Кулачки»
Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать
«Кулачки»)
Мы соль в кулак зажали,
И крепко подержали
«Горка»
Описание: сгребать соль ладонью в горку
Ладонью строим горку,
Красиво, быстр, ловко.
«Цыплята»
Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность
Травку дружно мы клюем,
Червячка сейчас найдем.
«Гуси»
Описание: пальцы щипают соль
Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7раз.
Щиплют гуси травку дружно,
Торопиться им не нужно.
Игры для пальцев рук
«Ловим рыбку»
В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от
пластиковых бутылок и т.д.
«Построим замок»
С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные
постройки.
«Художники»
Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.
«Угадай-ка»
Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы).
«Кладоискатели»
Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой
осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.
Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки.
Данный комплекс упражнений будет полезен детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.
8