МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18
ИМЕНИ А. Р. ЛЫСЕНКО
СТАНИЦЫ РЯЗАНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН
Программа
социально-педагогического сопровождения обучающихся в трудной жизненной ситуации.
Краевой конкурс методических разработок «Социальный педагог в образовательной организации» в 2021 году.
Номинация: «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся в трудной жизненной ситуации».
Автор: Кобызева Татьяна Викторовна, социальный педагог МБОУ СОШ 18 имени А.Р. Лысенко станицы Рязанской Белореченского района Краснодарского края
2021г.
Станица Рязанская
Пояснительная записка
Актуальность создания программы «Социально-педагогического сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации» продиктована современными условиями российского образования, целями которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности и неотделимостью ведения в образовательном учреждении профилактической работы по становлению и развитию нравственного сознания детей, формированию их представлений, помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с чем, складывается необходимость создания программы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которые имеют направленность на формирование культуры безопасности жизнедеятельности, умения сознательно и ответственно подходить к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умения действовать в сложной обстановке, которые формируют гармоничные представления детей и подростков о себе, своей будущей семье, Родине.
В настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют психическое развитие и воспитание подрастающего поколения. Эти условия формируются под влиянием целого комплекса социально-психологических и биологических факторов, таких как: увеличение родового травматизма; неблагоприятная экологическая обстановка; недостатки медицинского контроля и помощи; ухудшение материально-экономического положения людей; возрастающая занятость родителей; склонность к злоупотреблению алкоголем и наркотическими веществами; неуклонный рост разводов и конфликтов в семье. Все это определяет распространенность состояний психического недоразвития, в особенности легких его форм, выражающихся в личностной деформации и дезадаптации детей, с которыми и встречается массовая общеобразовательная школа. Совершенно очевидно, что сегодня перед ней во весь рост встает проблема реализации продуманной системы психопрофилактических мероприятий, внедрения принципов дифференцированного обучения. Работа школьного социального педагога, если рассматривать ее как определенную модель деятельности, является одной из наиболее сложных, поскольку протекает внутри социальных систем. Социальный педагог должен четко определять программу не только своей деятельности, но и деятельности всех взаимодействующих с ним социокультурных систем, от которых он получает запрос. Вот почему в работе социального педагога, наряду с диагностико- коррекционной, важное значение приобретает проектировочная функция, т.е. предоставление программ развития для ребенка, семьи и школы. Однако здесь возникает довольно серьезная проблема: создание технологий требует соответствующего научного и методологического обеспечения, и решение этой задачи должно быть связано с осуществлением проектировочной функции психолого-медико-социальных центров, имеющих для этого все необходимое. Социально-педагогическое сопровождение мы рассматриваем как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса. Сама идея сопровождения, как воплощения гуманистического и личностно-ориентированного подходов, связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие и, как следствие, с качественной модернизацией системы образования. Другими словами, в школе необходимо создавать условия для самореализации любого ребенка, так как полноценное развитие личности является гарантом общественного благополучия.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе обучающимися является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Программа социально-педагогического сопровождения обучающихся в трудной жизненной ситуации.
Цель программы: оказание комплексной помощи обучающимся из неблагополучных семей: в формировании личностных нравственных качеств у учащихся, а также навыков организации здорового образа жизни, социальная защита и соблюдение прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, профилактика девиантного поведения и правонарушений среди детей «группы риска» из неблагополучных семей.
Задачи программы:
Осуществление диагностической работы с целью выявления неблагополучных семей, изучение асоциальных явлений в подростковой среде.
Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений по пропаганде здорового образа жизни.
Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Обеспечение мотивации обучающихся на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы;
Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;
Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов
Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Методическое обеспечение программы.
Этапы реализации программы:
Первый этап - организационный (анализ и подборка методов работы, непосредственное планирование, согласование планов);
Второй этап - диагностический (выявление детей из неблагополучных семей).
Диагностика:
Информация об учащихся и их семьях (сбор сведений, изучение социальных паспортов классов, изучение личных дел и характеристик учащихся; беседы с классными руководителями);
Выявление асоциальных семей учащихся: беседы с классными руководителями, изучение социально-бытовых условий семьи, составление акта жилищно-бытовых условий детей «группы риска» из неблагополучных семей;
Психологическая диагностика детей «группы риска» из неблагополучных семей;
Изучение семей состоящих на внутришкольном учете;
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за реализацией программы).
Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;
Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;
Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения;
Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми);
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
- работа с учащимися;
- работа с семьей;
- работа с педагогами;
- организация досуга детей.
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты.
улучшение социально-бытовых условий жизни детей из семей зоны риска;
положительная динамика уровня комфортности ребенка во внутрисемейной среде;
качественное изменение отношений детей из семей зоны риска базовым социальным ценностям;
положительная динамика включенности семей зоны риска в различные виды социально-значимой деятельности в социуме;
повышение уровня информированности членов семьей зоны риска в области правовых знаний, эффективных и гуманных методов воспитания ребенка в семье;
формирование эффективных поведенческих стратегий, навыков здорового образа жизни.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Работа с обучающимися.
Цели и задачи:
формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
профилактика правонарушений;
психокоррекция;
профориентация;
пропаганда здорового образа жизни.
адаптация подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работу;
создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Направления организации досуга:
изучение интересов и потребностей детей данной категории;
расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
методическое сопровождение мероприятий досуга;
организация социально-значимой деятельности детей. Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия).
Организация свободного времени учащихся.
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема подростков из неблагополучных семей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у подростков из неблагополучных семей вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение подростков из неблагополучных семей рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
Работа с семьей.
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствующие сохранению родственных связей, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
выявление особенностей взаимоотношения между обучающимися и родителями;
разработка основных правил семейного воспитания в семье;
способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории);
психокоррекционная работа: консультация (оказание помощи в конфликтных ситуациях);
психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы:
анкетирование;
опрос детей;
совместные праздники;
Основные направления работы:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи и города;
- формирование ценностей предусматривает проведение творческих выставок, выполнение творческих заданий;
- организация работы родительского лектория на темы: «Влияние семьи на развитие и становление личности ребенка», «Роль отца в воспитании ребенка» «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в группе», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления».
Работа с педагогами.
Цели и задачи:
расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
дать базовые психологические понятия о психологии развития личности детей;
расширить знания о роли педагогов в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
научить распознавать на ранних стадиях признаки и последствия жестокого обращения с ребенком как в семье, так и в школе.
Понятие неблагополучные семьи и оказание помощи данным семьям и детям из неблагополучных семей.
Мы живем в такое сложное время, когда наше общество нищает в плане нравственном и экономическом. Неблагополучие семей заключается в ассоциальном образе жизни, злоупотребление алкогольными напитками, наркомания, нежелание родителей работать, неблагоприятные жилищно-бытовые условия и многое другое.
На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в помощи специализированных учреждений. В связи с этим все больше появляется неблагополучных семей; семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Эта категория семей дает нам психологически незащищенных детей.
Особое внимание в настоящее время уделяется феномену нарушения физических и эмоциональных границ как последствию насилия, пережитого в детстве, в результате которого травматический опыт в дальнейшем воспроизводится в течение жизни. Основной фактор, который повышает риск возникновения насилия - это закрытость микросоциальной среды, в которой пребывает ребенок.
Именно по этому признаку выделяются три сферы, в которых ребенок может быть подвергнут насилию:
1) внутрисемейное насилие;
2) насилие в учебно-воспитательных учреждениях с различной степенью закрытости (детские дома, кадетские корпуса, элитарные школы и др.)
3) насилие с использованием психолого-педагогических технологий (детские кружки, секции, скаутские и пионерские организации и др.). Наиболее драматической формой насилия над ребенком является внутрисемейное насилие.
В работе специалиста по социальной работе важным является мотивация родителей, членов семьи, где существует жестокое обращение с ребенком, к изменениям и в первую очередь к сотрудничеству со специалистами (психологами, педагогами).
Обучение основам педагогического воздействия на ребенка, рекомендации социального работника по поводу использования в воспитательном процессе наказаний, помощь родителям в решении актуальных семейных проблем вот в чем заключается деятельность социального работника. При проведении социально-педагогической работы с родителями рекомендации относительно поведения с ребенком помогают облегчить его состояние, уменьшить риск вторичной травматизации.
Для того чтобы оказать помощь ребенку, необходимо установить с ним доверительные отношения. Ребенок должен почувствовать искренний интерес со стороны специалиста, искреннее желание помочь. Когда доверительный контакт с ребенком установлен, специалист по социальной работе проводит консультационную беседу.
Конечная цель консультационной беседы - уменьшить у ребенка чувства бессилия, беспомощности, возникающие в результате перенесенного физического насилия, актуализировать внутренние ресурсы ребенка, повысить активность в стремлении помочь самому себе.
Необходимо начинать с масштабного просвещения и информирования детей, специалистов, работающих с детьми или в их интересах, всего общества об ответственности за действия, направленные против детей, о правилах безопасности для предотвращения преступных посягательств.
Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неблагополучной семьи направлено на предупреждение или устранение проблем семейного неблагополучия, препятствующих включению ребенка в общение, деятельность, в позитивные отношения с социальной средой.
Задача социально- психологической службы школы состоит в изучении особенностей личности, условий проживания семьи. Мы должны организовать работу так, чтобы обеспечить ребенку из такой семьи душевный покой, чувство защищенности и уважения.
В работе необходима ранняя профилактика семейного неблагополучия. Постоянно доверительный контакт с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации и создание условий для взаимодействия всех служб, способных положительно воздействовать на семью (органы опеки и попечительства, правоохранительные органы, органы социальной защиты населения, КДН и ЗП, органы здравоохранения, органы самоуправления).
Зачастую налаживание контакта с неблагополучными семьями происходит трудно.
Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.
Направления работы с неблагополучными семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Работа штаба воспитательной работы школы с неблагополучной семьей и детьми из неблагополучной семьи складывается следующим образом:
1. Установление контакта с членами семьи, выяснение необходимой информации о семье.
2. Выявление причин неблагополучия (родители злоупотребляют алкоголем, проблемы в материальном плане, отсутствие трудовой занятости).
3. Определение плана необходимой помощи семье (либо оказание посильной помощи по месту, либо выходить на КДН и ЗП, либо оформлять детей в СРЦН)
4. Вывод из тяжелой ситуации с привлечением к работе других служб, специалистов способных помочь в разрешении проблем.
5. Стимулирование родителей к добросовестному исполнению своих родительских обязанностей по отношению к детям.
6. Систематический контроль, если это необходимо. А контроль однозначно необходим.
7. Консультирование их по социальным и юридическим вопросам, проведение доверительных бесед с целью оказать им психологическую поддержку.
8. Нередко стараемся им помочь собрать детей в школу, привлекаем коллектив школы, родительскую общественность.
9. Организовываем питание за счёт индивидуального предпринимателя, осуществляющего предоставление горячего питания в нашей школе.
10. Организовываем оздоровление детей в лагерях.
11. Помогаем своими силами одеждой, школьными принадлежностями, продуктами питания.
12. Приглашаем членов семей на заседание Совета по профилактике правонарушений МБОУ СОШ 18, а иногда и на заседания территориальной комиссии по профилактике правонарушений при администрации Рязанского сельского поселения.
13. Посещаем семьи совместно с правоохранительными органами, работниками социальной защиты населения и представителями местного самоуправления.
14. Оказываем содействие в получении необходимых документов родителям и детям (в основном- это паспорта), в оформлении социальных пособий и выплат на детей при тесном взаимодействии со специалистом по социальной работе, с которой у нас налажено наиболее тесное взаимодействие. Часто необходимо проведение интенсивной работы с семьями и детьми из данных семей в этом направлении.
15. Вовлекаем детей из неблагополучных семей в занятия в кружках и спортивных секциях, в конкурсах и акциях.
К каждой неблагополучной семье нужно подходить индивидуально:
- знать их внутрисемейные взаимоотношения,
- выявлять проблемы, связанные с материальной стороной,
- склонности членов семьи к злоупотреблению алкоголем или употребления наркотических веществ,
- наличие психических заболеваний у членов семьи.
Консультирование неблагополучных семей проводится индивидуально, так как ситуации неблагополучия в семьях бывают разные.
Опыт работы с неблагополучной семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека. Состояние института семьи обусловлено многими факторами, конкретными реалиями и возможностями государства. Радикальные изменения семьи невозможны без кардинальных сдвигов в социально — экономической жизни, которые тесно связаны с научной разработкой проблем семьи, формированием стратегии национальной семейной политики.
В настоящее время вопросам поддержки материнства и детства уделяется большое внимание на всех уровнях власти. Социальная поддержка – залог успешного функционирования любой социальной группы. Особенно это касается неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому важной составляющей социальной поддержки таких семей является организация профессиональной помощи им путем как мобилизации их собственных возможностей, так и привлечения к оказанию помощи:
- их окружения (чаще всего родных, близких, членов других семей, оказавшихся в схожем положении);
- квалифицированных специалистов социальной работы;
- государственных и негосударственных структур социальной помощи населению.
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны, можно выделить следующие:
1. Экономические причины: у большого числа семей прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена:
- семьи многодетные;
- семьи, в составе которых есть инвалиды - взрослые или дети;
- семьи с низким уровнем заработной платы;
- семьи безработных.
2. Асоциальные причины: алкоголизм или наркомания семьи или одного из её членов, противоправное поведение, проституция, плюс низкий культурный уровень. Как результат, дети из таких семей чаще других попадают в преступные компании.
3. Психологические причины: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.
4. Медицинские причины: хронические инфекционные и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения.
5. Неполные семьи. Это семьи, в которых дети воспитываются одним родителем. Часто в таких семьях наблюдается отсутствие взаимопонимания между родителем и детьми по причине его занятости (он вынужден работать, а нередко и на двух работах), чтобы содержать детей, в результате чего острая нехватка времени на воспитание детей и полноценное общение с ними.
Главной целью работы педагогов школы является сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста, формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках школы.
Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Дети из семей «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны школы.
Что же такое «трудная жизненная ситуация» - это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность.
Алгоритм сопровождения семей «группы риска»:
•1-й этап: выявление семей группы риска. В начале учебного года проводим мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт школы.
•2-й этап: установление контакта с семьей. Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в школу или производится их посещение на дому.
•3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания, положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия. Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится классному руководителю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению обучающегося выявить первые признаки неблагополучия.
4-й этап: - Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
- разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска». Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.
Основной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи. Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями и педагогами школы) поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.
Знакомство с семьей происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очное - при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации. В ходе встречи происходит подведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всей семье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станет свидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана и договоренности о выходе из сложившейся ситуации.
Как показывает практика, семьи «группы риска» нуждаются в следующих видах помощи:
• психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);
• социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде, оказание помощи в оформлении социальных выплат и получении документов);
• педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);
• правовой (повышение правовой компетентности родителей);
• медицинской (восстановление здоровья детей в лагерях, санаториях; проведение систематического диспансерного осмотра врачами школьников из неблагополучных семей с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера; оказание медикаментозной помощи; профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей; половое просвещение подростков из неблагополучных семей).
Процесс нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на детей может протекать успешно, если соблюдается ряд условий:
- воспитательно-образовательная работа с детьми в школе осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода;
- создано единое образовательно-коррекционное пространство образовательного учреждения и семьи;
- осуществляется своевременная подготовка педагога к работе с неблагополучной семьей и воспитывающимися в ней детьми.
Для организации наиболее эффективной работы с родителями и детьми из таких семей педагоги образовательного учреждения взаимодействуют со специалистами различных учреждений: Управлением социальной защиты населения, ПДН, КДН и ЗП, органами опеки и попечительства, органов местного самоуправления, учреждениями здравоохранения.
С целью профилактики и коррекции социального и психологического неблагополучия семей членами штаба воспитательной работы школы проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей из семей обучающихся школы, вовлечение их к участию в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, акциях и конкурсах. Содействие включенности родителей в жизнедеятельность своего ребенка помогает укреплению детско-родительских отношений.
Социальный педагог и педагог-психолог приглашают родителей на индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей, проводят индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области образования и воспитания детей, личностного и психического развития.
Специалисты школы, работающие с семьями группы риска, осуществляют
патронаж семей (не реже 1 раза в месяц), который позволяет анализировать ситуацию на месте; контролировать изменения, происходящие в семье.
Очень хотелось бы, чтоб и педагоги, и родители всегда помнили, что семья для ребенка - это источник общественного опыта в процессе социализации. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: школа, семья, общество.
В итоге хочу сказать, что работая с неблагополучными семьями нужно обладать упорством и терпением, умением расположить родителей и детей к себе, чтобы вам доверяли и оказывали содействие в решении их внутрисемейных проблем. А ещё не мало важно уметь понимать, уметь слушать и услышать их проблемы.
Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым.
Спасибо за внимание!
Источники:
1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников.
2. Н. Асанова. Руководство по предупреждению насилия над детьми.
3.https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2017/02/28/programma-sotsialno-pedagogicheskogo
4. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0aa5/0003eebc-0e70b91a/img2.jpg
5. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0cdd/000acec4-20c7be4f/img11.jpg
6. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0cdd/000acec4-20c7be4f/img10.jpg
7. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.
8. https://booksee.org/book/526847
9. Белоусова О.В., Галстукова О.В. Социальный педагог в школе.
10. Бородулина Ф.В. Социализация подростка: современные направления исследования.
11.https://studwood.ru/601783/sotsiologiya/formy_metody_sotsialnoy_raboty_detmi_neblagopoluchnyh_semey
12.https://static.mk.ru/upload/entities/2020/05/12/14/articles/facebookPicture/d7/7b/dd/04/a8b182f95a4dbd412cef5b4a03bc012e.jpg
13. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a5a/00179d81-a8495064/img11.jpg
14. https://krugloe.by/wp-content/uploads/2019/07/DomesticViolence.jpg
15. https://mamafm.ru/wp-content/auploads/795892/organizaciya_dosuga.jpg
16. Аликина Е. Социально-психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в сельской школе.
17.https://thumbor.my.ua/U_q42Xhhpe4aPcxdaIakZ3c3w98=/1200x630/smart/filters:format(jpeg)/https%3A%2F%2Fgolos.ua%2Fimages%2Fitems%2F2019-08%2F27%2FWPR09uUiC804NEg7%2Fimg_top.jpg
18. Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).
Дополнительные материалы и приложения.
Памятка для педагогов. Как выявить жестокое обращение с ребенком: физическое насилие.
Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.
Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:
убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
родители (или один из них) имеют психические заболевания;
нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.
Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?
Характер повреждений:
синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
участки облысения, кровоподтеки на голове;
повреждения внутренних органов;
«синдром сотрясения» у грудных детей.
Особенности поведения:
Возраст от 3 до 7 лет
заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
па
ссивная реакция на боль;
негативизм, агрессивность;
жестокость по отношению к животным;
лживость, воровство;
отставание в речевом развитии.
Младший школьный возраст
стремление скрыть причину повреждений и травм;
боязнь идти домой после школы;
одиночество, отсутствие друзей;
плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
агрессивность.
Подростковый возраст
побеги из дома;
употребление алкоголя, наркотиков;
попытки самоубийства;
криминальное или антиобщественное поведение.
На неслучайный характер травм указывает:
- множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
- появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.
Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:
противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
обвинение в травмах самого ребенка;
позднее обращение или необращение за медицинской помощью;
отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?
Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.
Поговорите с родителями.
Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.
Обратитесь в органы опеки и попечительства.
Обратитесь в милицию или прокуратуру.
Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.
Анкета для обучающихся на выявление жестокого обращения.
Расскажи о себе:
Твой пол: м ж
Возраст ___________ лет
Перечисли состав cвоей семьи (членов семьи, проживающих вместе с вами)
1 ________________________ 5 ________________
2 ________________________ 6 ________________
3 ________________________ 7 ________________
4 ________________________ 8 ________________
Как ты оцениваешь материальный достаток своей семьи:
- высокий
- средний
- низкий
- крайне низкий
В каком классе ты учишься __________________
Как ты учишься
- хорошо (5-4)
- удовлетворительно (4-3)
- плохо(3-2)
Чем занимаешься в свободное время?
- слушаю музыку
- читаю
- сижу дома
- смотрю телевизор
- собираемся на улице, в подвале, в подъезде
- хожу к друзьям
- что-то другое ________________________________________
Тебе трудно найти контакт со сверстниками?
- да
- нет
Какие у тебя отношения с родителями?
- часто бывают конфликты, ссоры
- тебя наказывают за проступки физически
- тебя оскорбляют словами, кричат, заставляют чувствовать плохим человеком
- хорошие отношения
Как ты относишься к различным формам насилия?
- с возмущением
- с равнодушием
- готов ли что-то предпринять для изменения ситуации
- считаешь насилие иногда допустимым
Наблюдал ли ты насилие у себя в семье?
- да
- нет
По отношению к кому было направлено насилие в семье?
- к матери
- к отцу
- бабушке
- дедушке
- братьям
- сестрам
- к себе самому (причинение вреда самому себе)
- к животным
Допускал ли кто-нибудь в семье насилие по отношению к тебе?
- Да (если да, то кто)________________________
- Нет
Подчеркните, пожалуйста, те виды насилия, которые ты испытал или продолжаешь испытывать в своей семье:
- психологическое насилие (манипулирование, обвинения, формирование чувства вины, моральное давление и др.)
- эмоциональное (оскорбления, грубая брань)
- вербальное (словесное)
- экономический контроль, угроза лишения материальной поддержки
- физическое (побои, издевательства)
- уничтожение, повреждение имущества
- сексуальное насилие (принуждение)
- изнасилование
Допускал ли кто насилие по отношению к Вам в школе?
а) да (если да, то кто) _______________________
б) нет
В какой форме было это насилие? а) унижения, оскорбления б) крик и брань в) высмеивание перед классом г) грубое одёргивание
Обращались ли Вы к кому-нибудь за помощью?
- да (к кому?)
а) друзьям
б) учителям (соц. педагогу)
в) родителям (родственникам)
г) посторонним взрослым
д) другое _______________
- нет
Тест жизнестойкости.
Инструкция.
Прочитайте следующие утверждения и выберите тот вариант ответа («нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да»), который наилучшим образом отражает Ваше мнение.
Здесь нет правильных или неправильных ответов, так как важно только Ваше мнение.
Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Отвечайте последовательно, не пропуская вопросов.
Тестовый материал (вопросы утверждения):
Я часто не уверен в собственных решениях.
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.
Я постоянно занят, и мне это нравится.
Часто я предпочитаю «плыть по течению».
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.
Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.
Иногда меня пугают мысли о будущем.
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.
Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.
Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.
Я люблю знакомиться с новыми людьми.
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.
Мне всегда есть чем заняться.
Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.
Я часто сожалею о том, что уже сделано.
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен.
Мне трудно сближаться с другими людьми.
Как правило, окружающие слушают меня внимательно.
Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.
Мои мечты редко сбываются.
Неожиданности дарят мне интерес к жизни.
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.
Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни.
Мне не хватает упорства закончить начатое.
Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной.
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.
Окружающие меня недооценивают.
Как правило, я работаю с удовольствием.
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.
Я охотно берусь воплощать новые идеи.