АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор
Протокол № 1 от 30.08.2019 г. О.В. Антышева
Приказ № 242-ОД
От 30.08.2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса «человек и его здоровье », 8 класс, основное общее образование
(предмет, класс, ступень обучения)
Чудовской Анжелики Сергеевны(ФИО)
учителя I категории
(должность, категория)
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа спецкурса «Человек и его здоровье» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом основного общего образования, на основе авторской программы В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова).
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни
Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.
Программа призвана дополнить и углубить знания учащихся по биологии в области анатомии, физиологии и гигиены человека. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания в курсах биологии, валеологии и экологии.
Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю для учащихся 8 классов.
Основная цель курса – ориентировать детей на здоровый образ жизни.
Для решения данной цели поставлены задачи:
Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;
Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни;
Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;
Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Оказать помощь в освоении широкого спектра теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, психология, социология;
При изучении курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем.
Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья.
Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие,
При реализации программы предусмотрены разнообразные формы и методы: словесные (лекции, семинары, беседы), наглядные (демонстрация объектов, слайдов, иллюстраций), практические.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
( 1ч в неделю; всего 34ч.)
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля |
Введение. Валеология – это учение о здоровье. | 2 | Предмет и задачи курса. Значение валеологии в системе медицинских знаний и общечеловеческих знаний. Государственная политика в области здравоохранения. Успехи современной медицины.. Виды здоровья: социальное, психическое, физическое. Личная и общественная гигиена. Влияние факторов внешней среды на здоровье человека. | |
Раздел 1. Общий обзор организма ( 27 часов) |
Тема 1. «Системы органов в организме человека» | 2 | Практическая работа № 1 «Общие сведения об организме» Уровни организации. Строение организма человека: клетки, тка ни, органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Нервная и гуморальная регуляции. Проблемы соотношения психического и соматического компонентов здоровья. | Фронтальный опрос Тестовые задания |
Тема 2. «Двигатели нашего тела» | 3 | Роль движений в нашей жизни. Опора и движение. Строение и работа мышц. Арсенал двигательных возможностей человека. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Скелет человека, его приспособ ление к прямохождению, трудо вой деятельности. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Причины нарушения осанки. Влияние физических упражнений на осанку .Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Профилактика травматизма. Практическая работа № 2 «Определение оптимальной массы тела в соответствии с его ростом» | Письменная работа Тестовые задания Защита проектов |
Тема 3. «Исполнители симфонии жизни» Кровеносная система человека. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности Дыхание. Заболевания органов дыхания и их профилактика | 7 | Кровь как внутренняя среда организма Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Роль крови в поддержании гомеостаза. Состав крови. Плазма крови, ее состав. Клетки крови, их характеристика. Эритроциты. Группы крови. Переливание крови. Лейкоциты, лейкоцитарная формула. Тромбоциты. Процесс свертывания крови. Заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика. Гиподинамия и её последствия. Влияние курения и употребления спиртных напит ков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности Типы кровотечений и способы их остановки. Приёмы оказания первой помощь при кровотечениях. Практическая работа № 3 «Определение оптимального артериального давления в соответствии с возрастом». Значение желез внутренней секреции в жизнедеятельности организма. Связь нервной системы и желез внутренней секреции. Щитовидная железа, ее роль в регуляции обмена веществ, роста и развития организма. Нарушения работы щитовидной железы. Надпочечники, их строение и гормоны. Поджелудочная железа. Гипофиз, строение и функции. Половые гормоны. Заболевания эндокринной системы и их профилактика. Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Спинной мозг. Головной мозг. Рефлексы и рефлекторная дуга Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Значение и определение дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Типы дыхания. Жизненная емкость легких. Особенности дыхания при мышечной работе, при пониженном и повышенном атмосферном давлении. Искусственное дыхание. Гигиена дыхания. Заболевания органов дыхания, их выявление и предупреждение | Письменная работа Тестовые задания |
Тема 4 «Иммунитет» | 3 | Учение И.И. Мечникова об иммунитете, виды иммунитета. Инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. | Тестовые задания |
Тема 5. «Пищеварительная система - главный поставщик энергии и питательных веществ в организм человека» | 4 | Значение питательных веществ для организма человека. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Избыточный вес. Болезни при ожирении. Болезни голода. Здоровое питание – основа здорового образа жизни. Рацион и режим питания. Здоровое питание – основа здорового образа жизни. Рацион и режим питания. ГМП: «ЗА» и «ПРОТИВ». | Письменная работа Тестовые задания |
Тема 6. «Свет мой, церкальце, скажи…» | 3 | Строение и функции кожи. Производные кожи. Роль кожи в терморегуляциии обменных процессах. Болезни и травмы кожи. Вирусные заболевания кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, профилактика поражений кожи. Закаливание организма | Интерактивные технологии Тестовые задания |
Тема 7. «Репродуктивная система человека» | 3 | Размножение и развитие. Особенности размножения чело века. Половые железы и половы е клетки. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Развитие зародыша и плода Биологическая сущность оплодотворения. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфек ция. | Письменная работа Защита проектов |
Тема 8. «Органы чувств человека» | 1 2 1 | Понятие об анализаторах. Органы чувств Строение зрительного анализатора Слуховой анализатор, его строение. Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние. Практическая работа № 4 «Определение остроты слуха и зрения» | |
Раздел 2. «Мозг — высшее создание природы» (2 часа) |
Тема 9. Темперамент. Способности, Талант. | 2 | Поведение и психика человека Особенности высшей нервной деятельно сти человека. Речь. Познаватель ные процессы: мышление, внимание, память.. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. Эмоции и чувства: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Темперамент и характер. Способность и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики. Практическая работа № 5 «Самооценка здоровья. Определение собственного биологического возраста» | Устный опрос |
Раздел 3. «Науки будущего» (3 часа) |
Тема 10. Хорошо ли быть бессмертным?». Проблемы клонирования человека. Биотехнология – наука будущего. Перенос генов и хромосом. | 2 | | Диспут |
Обобщающий урок-конференция | 1 | | |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
| Введение. Валеология – это учение о здоровье. | 2 | |
1 | «Системы органов в организме человека» | 2 | |
2 | «Двигатели нашего тела» | 3 | |
3 | «Исполнители симфонии жизни» | 7 | |
4 | «Иммунитет» | 3 | |
5 | «Пищеварительная система - главный поставщик энергии и питательных веществ в организм человека» | 4 | |
6 | «Свет мой, церкальце, скажи…» | 3 | |
7 | «Репродуктивная система человека» | 3 | |
8 | «Органы чувств человека» | 2 | |
9 | Темперамент. Способности, Талант. | 2 | |
10 | Хорошо ли быть бессмертным?». Проблемы клонирования человека. Биотехнология – наука будущего. Перенос генов и хромосом. | 2 | |
11 | Обобщающий урок-конференция | 1 | |
ИТОГО | | 34 | |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 8 класса
(34 часа год, 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Корректировка КТП | Дополнительная информация |
| Введение (2 часа) |
1 | Валеология – это учение о здоровье. Предмет и задачи курса. Валеология и гигиена в системе наук о здоровье человека. | | | | |
2 | Виды здоровья: социальное, физическое, психическое | | | | Презентация |
| Раздел 1. Общий обзор организма ( 27часов) |
| «Системы органов в организме человека» (2 часа) |
3 | Системы органов в организме человека. Уровни организации организма Практическая работа № 1 «Общие сведения об организме» | | | | |
4 | Нервная и гуморальная регуляции. Проблемы соотношения психического и соматического компонентов здоровья. | | | | Просмотр презентации по данной теме |
| «Двигатели нашего тела» (3 часа) |
5 | Роль движений в нашей жизни. Строение и работа мышц. Арсенал двигательных возможностей человека. | | | | Просмотр презентации по данной теме |
6 | Скелет человека. Причины нарушения осанки. Влияние физических упражнений на осанку. | | | | |
7 | Практическая работа № 2 «Определение оптимальной массы тела в соответствии с его ростом» | | | | |
«Исполнители симфонии жизни» (7 часов) |
8 | Кровеносная система человека. Кровь как внутренняя среда организма | | | | |
9 | Заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика. Виды кровотечений и способы их остановки. | | | | |
10 | Практическая работа № 3 «Определение оптимального артериального давления в соответствии с возрастом» | | | | |
11 | Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства. | | | | |
12 | Заболевания эндокринной системы и их профилактика. Урок-конференция | | | | |
13 | Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности. | | | | |
14 | .Дыхание. Заболевания органов дыхания и их профилактика | | | | |
«Иммунитет» (3 часа) |
15 | Учение об иммунитете. Виды иммунитета. | | | | |
16 | Инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. | | | | |
17 | ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. | | | | |
«Пищеварительная система - главный поставщик энергии и питательных веществ в организм человека» (4 часа) |
18 | Значение питательных веществ для организма человека. Особенности обмена веществ в разном возрасте. | | | | |
19 | Избыточный вес. Болезни при ожирении. Болезни голода. | | | | |
20 | Здоровое питание – основа здорового образа жизни. Рацион и режим питания. | | | | |
21 | ГМП: «ЗА» и «ПРОТИВ». Урок-диспут. | | | | |
«Свет мой, церкальце, скажи…» (3 часа) |
22 | Кожа-зеркало здоровья человека. Строение и функции кожи. Производные кожи | | | | |
23 | Вирусные заболевания кожи. Чесотка и грибковые болезни кожи | | | | |
24 | Закаливание организма. Гигиена тела, одежды и обуви. | | | | |
«Репродуктивная система человека» (3 часа) |
25 | Характерные признаки мужского и женского пола. | | | | |
26 | Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. | | | | |
27 | Секреты Афродиты. Профилактика болезней, предаваемых половым путём. | | | | |
«Органы чувств человека» (2 часа) |
28 | Анализаторы | | | | |
29 | Практическая работа № 4 «Определение остроты слуха и зрения» | | | | |
Раздел 2. «Мозг — высшее создание природы» (2 часа) |
30 | Темперамент. Характеристика типов темперамента. Способности, Талант. Составление личного психологического портрета. | | | | |
31 | Практическая работа № 5 «Самооценка здоровья. Определение собственного биологического возраста» | | | | |
Раздел 3. «Науки будущего» (3 часа) |
32 | Хорошо ли быть бессмертным?». Проблемы клонирования человека. | | | | |
33 | Биотехнология – наука будущего. Перенос генов и хромосом. | | | | |
34 | Обобщающий урок-конференция | | | | |
Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков
Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ | Количество практических работ | Экскурсии |
I | II | год | I | II | год | I | II | год | I | II | год |
- | - | - | - | - | - | 3 | 2 | 5 | - | - | - |
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)
Личностные результаты освоения учебного предмета:
основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов и мотивов,
направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках),
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;
организма человека;
процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма. Стрессов. ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки. Зрения. Слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов с их функциями;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
выработка потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
невосприимчивости к вредным привычкам;
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе,
влияние факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных
опасных или бытовых ситуациях, рациональной организации труда и отдыха, проведение наблюдений за состоянием собственного организма.