СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа спецкурса по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа спецкурса по биологии "Человек и его здоровье" для учащихся 8 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса по биологии»



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)




Рассмотрено Утверждаю

на заседании педагогического совета Директор

Протокол № 1 от 30.08.2019 г. О.В. Антышева

Приказ № 242-ОД

От 30.08.2019 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса «человек и его здоровье », 8 класс, основное общее образование

(предмет, класс, ступень обучения)

Чудовской Анжелики Сергеевны(ФИО)

учителя I категории

(должность, категория)






















2019 год

Пояснительная записка



Рабочая программа спецкурса «Человек и его здоровье» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом основного общего образования, на основе авторской программы В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова).

Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни

Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.

Программа призвана дополнить и углубить знания учащихся по биологии в области анатомии, физиологии и гигиены человека. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания в курсах биологии, валеологии и экологии.

Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю для учащихся 8 классов.

Основная цель курса – ориентировать детей на здоровый образ жизни.

Для решения данной цели поставлены задачи:

  • Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;

  • Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни;

  • Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;

  • Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью.

  • Оказать помощь в освоении широкого спектра теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, психология, социология;

При изучении курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем.

Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья.

Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие,

При реализации программы предусмотрены разнообразные формы и методы: словесные (лекции, семинары, беседы), наглядные (демонстрация объектов, слайдов, иллюстраций), практические.















2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

( 1ч в неделю; всего 34ч.)



Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Формы контроля

Введение. Валеология – это учение о здоровье.

2




Предмет и задачи курса. Значение валеологии в системе медицинских знаний и общечеловеческих знаний. Государственная политика в области здравоохранения. Успехи современной медицины.. Виды здоровья: социальное, психическое, физическое. Личная и общественная гигиена. Влияние факторов внешней среды на здоровье человека.


Раздел 1. Общий обзор организма ( 27 часов)

Тема 1. «Системы органов в организме человека»


2

Практическая работа № 1 «Общие сведения об организме»

Уровни организации. Строение организма человека: клетки, тка

ни, органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.

Нервная и гуморальная регуляции. Проблемы соотношения психического и соматического компонентов здоровья.


Фронтальный опрос



Тестовые задания

Тема 2. «Двигатели нашего тела»















3


Роль движений в нашей жизни.

Опора и движение. Строение и работа мышц. Арсенал двигательных возможностей человека. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Скелет человека, его приспособ

ление к прямохождению, трудо

вой деятельности. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела.

Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.

Причины нарушения осанки. Влияние физических упражнений на осанку .Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.

Профилактика травматизма.

Практическая работа № 2 «Определение оптимальной массы тела в соответствии с его ростом»



Письменная работа

Тестовые задания

Защита проектов














Тема 3. «Исполнители симфонии жизни»

Кровеносная система человека.






























Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства.














Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности









Дыхание. Заболевания органов дыхания и их профилактика



7




Кровь как внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Роль крови в поддержании гомеостаза. Состав крови. Плазма крови, ее состав. Клетки крови, их характеристика. Эритроциты. Группы крови. Переливание крови. Лейкоциты, лейкоцитарная формула. Тромбоциты. Процесс свертывания крови. Заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика.

Гиподинамия и её последствия. Влияние курения и употребления спиртных напит

ков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности

Типы кровотечений и способы их остановки. Приёмы оказания первой помощь при кровотечениях.

Практическая работа № 3 «Определение оптимального артериального давления в соответствии с возрастом».

Значение желез внутренней секреции в жизнедеятельности организма. Связь нервной системы и желез внутренней секреции. Щитовидная железа, ее роль в регуляции обмена веществ, роста и развития организма. Нарушения работы щитовидной железы. Надпочечники, их строение и гормоны. Поджелудочная железа. Гипофиз, строение и функции. Половые гормоны.

Заболевания эндокринной системы и их профилактика.


Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Спинной мозг. Головной мозг.

Рефлексы и рефлекторная дуга

Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.


Значение и определение дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Типы дыхания. Жизненная емкость легких. Особенности дыхания при мышечной работе, при пониженном и повышенном атмосферном давлении. Искусственное дыхание. Гигиена дыхания. Заболевания органов дыхания, их выявление и предупреждение



Письменная работа



Тестовые задания












Тема 4 «Иммунитет»

3

Учение И.И. Мечникова об иммунитете, виды иммунитета.

Инфекционные заболевания и меры борьбы с ними.

ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни.



Тестовые задания

Тема 5. «Пищеварительная система - главный поставщик энергии и питательных веществ в организм человека»


4

Значение питательных веществ для организма человека. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Избыточный вес. Болезни при ожирении. Болезни голода. Здоровое питание – основа здорового образа жизни. Рацион и режим питания. Здоровое питание – основа здорового образа жизни. Рацион и режим питания.

ГМП: «ЗА» и «ПРОТИВ».


Письменная работа



Тестовые задания









Тема 6. «Свет мой, церкальце, скажи…»


3

Строение и функции кожи. Производные кожи. Роль кожи в терморегуляциии обменных процессах. Болезни и травмы кожи. Вирусные заболевания кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, профилактика поражений кожи. Закаливание организма

Интерактивные технологии





Тестовые задания




Тема 7. «Репродуктивная система человека»

3





Размножение и развитие. Особенности размножения чело

века. Половые железы и половы

е клетки. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Развитие зародыша и плода

Биологическая сущность оплодотворения.

Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфек

ция.



Письменная работа





Защита проектов









Тема 8. «Органы чувств человека»

1

2





1

Понятие об анализаторах. Органы чувств Строение зрительного анализатора

Слуховой анализатор, его строение.

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние.

Практическая работа № 4 «Определение остроты слуха и зрения»














Раздел 2. «Мозг — высшее создание природы» (2 часа)

Тема 9.

Темперамент. Способности, Талант.








2

Поведение и психика человека

Особенности высшей нервной деятельно

сти человека. Речь. Познаватель

ные процессы: мышление, внимание, память.. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти.

Эмоции и чувства: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.

Темперамент и характер. Способность и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики.

Практическая работа № 5 «Самооценка здоровья. Определение собственного биологического возраста»


Устный опрос


Раздел 3. «Науки будущего» (3 часа)

Тема 10. Хорошо ли быть бессмертным?». Проблемы клонирования человека.

Биотехнология – наука будущего. Перенос генов и хромосом.

2




Диспут





Обобщающий урок-конференция

1





3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Количество часов

Резерв


Введение. Валеология – это учение о здоровье.

2


1

«Системы органов в организме человека»


2


2

«Двигатели нашего тела»

3


3

«Исполнители симфонии жизни»

7


4

«Иммунитет»

3


5

«Пищеварительная система - главный поставщик энергии и питательных веществ в организм человека»

4


6

«Свет мой, церкальце, скажи…»

3


7

«Репродуктивная система человека»

3


8

«Органы чувств человека»

2


9

Темперамент. Способности, Талант.


2


10

Хорошо ли быть бессмертным?». Проблемы клонирования человека.

Биотехнология – наука будущего. Перенос генов и хромосом.

2


11

Обобщающий урок-конференция

1


ИТОГО


34
























4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 8 класса

(34 часа год, 1 час в неделю)


№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата

Корректировка КТП

Дополнительная информация


Введение (2 часа)

1

Валеология – это учение о здоровье. Предмет и задачи курса. Валеология и гигиена в системе наук о здоровье человека.





2

Виды здоровья: социальное, физическое, психическое




Презентация


Раздел 1. Общий обзор организма ( 27часов)


«Системы органов в организме человека» (2 часа)

3

Системы органов в организме человека. Уровни организации организма

Практическая работа № 1 «Общие сведения об организме»






4

Нервная и гуморальная регуляции. Проблемы соотношения психического и соматического компонентов здоровья.




Просмотр презентации

по данной теме



«Двигатели нашего тела» (3 часа)

5

Роль движений в нашей жизни. Строение и работа мышц. Арсенал двигательных возможностей человека.




Просмотр презентации

по данной теме


6

Скелет человека. Причины нарушения осанки. Влияние физических упражнений на осанку.





7

Практическая работа № 2 «Определение оптимальной массы тела в соответствии с его ростом»





«Исполнители симфонии жизни» (7 часов)

8

Кровеносная система человека. Кровь как внутренняя среда организма






9

Заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика. Виды кровотечений и способы их остановки.





10

Практическая работа № 3 «Определение оптимального артериального давления в соответствии с возрастом»





11

Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства.





12

Заболевания эндокринной системы и их профилактика. Урок-конференция





13

Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности.





14

.Дыхание. Заболевания органов дыхания и их профилактика





«Иммунитет» (3 часа)

15

Учение об иммунитете. Виды иммунитета.





16

Инфекционные заболевания и меры борьбы с ними.






17

ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни.





«Пищеварительная система - главный поставщик энергии и питательных веществ в организм человека» (4 часа)

18

Значение питательных веществ для организма человека. Особенности обмена веществ в разном возрасте.






19

Избыточный вес. Болезни при ожирении. Болезни голода.





20

Здоровое питание – основа здорового образа жизни. Рацион и режим питания.





21

ГМП: «ЗА» и «ПРОТИВ». Урок-диспут.






«Свет мой, церкальце, скажи…» (3 часа)

22

Кожа-зеркало здоровья человека. Строение и функции кожи. Производные кожи





23

Вирусные заболевания кожи. Чесотка и грибковые болезни кожи






24

Закаливание организма. Гигиена тела, одежды и обуви.






«Репродуктивная система человека» (3 часа)

25

Характерные признаки мужского и женского пола.





26

Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша.





27

Секреты Афродиты. Профилактика болезней, предаваемых половым путём.





«Органы чувств человека» (2 часа)

28

Анализаторы






29

Практическая работа № 4 «Определение остроты слуха и зрения»






Раздел 2. «Мозг — высшее создание природы» (2 часа)

30

Темперамент. Характеристика типов темперамента. Способности, Талант. Составление личного психологического портрета.





31

Практическая работа № 5 «Самооценка здоровья. Определение собственного биологического возраста»






Раздел 3. «Науки будущего» (3 часа)

32

Хорошо ли быть бессмертным?». Проблемы клонирования человека.





33

Биотехнология – наука будущего. Перенос генов и хромосом.






34

Обобщающий урок-конференция











Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

Количество практических работ

Экскурсии

I

II

год

I

II

год

I

II

год

I

II

год

-

-

-

-

-

-

3

2

5

-

-

-




5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)

Личностные результаты освоения учебного предмета:

основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов и мотивов,

направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации:

  • находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках),

  • анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;

  • организма человека;

  • процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

  • взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма. Стрессов. ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки. Зрения. Слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;

  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов с их функциями;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • выработка потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

  • невосприимчивости к вредным привычкам;

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе,

  • влияние факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных
    ситуациях;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных
    опасных или бытовых ситуациях, рациональной организации труда и отдыха, проведение наблюдений за состоянием собственного организма.