Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Элективный курс состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Цели элективного курса:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к итоговому сочинению и выполнению задания С ЕГЭ;
2. Совершенствование и развитие умения строить высказывание в жанре рецензии или эссе;
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка, объяснять их роль;
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи элективного курса:
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
Способствовать развитию письменной речи.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
Жанры и стили художественной литературы
Типы речи, взаимосвязь частей текста, виды связи предложений в тексте
Изобразительно-выразительные средства языка
Структурные компоненты сочинений разных жанров
Критерии оценивания сочинений ЕГЭ
Уметь:
Строить высказывание в жанре рецензии или эссе
Читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей
Находить изобразительные средства языка, объяснять их роль
Передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений
3.Тематическое планирование
№ урока | Тема | Вид урока |
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. | |
1 | Текст. Тема и основная мысль текста | Лекция |
2 | Средства связи между частями текста способы связи в тексте | лекция |
3 | Выделение микротем в тексте | Практическая работа |
4 | Лексические средства организации текста | Лекция |
5 | Морфологические средства организации текста | Лекция |
6 | Синтаксические средства организации текста | Лекция |
7 | Стили речи | Тренировочный |
8 | Типы речи | Тренировочный |
9 | Контрольная работа 1 (тестирование) | |
| Тема 2. Лингвистический анализ текста | |
10 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. | Лекция |
| Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение | |
11 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. | Практикум |
12 | Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы. | Практикум |
13 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. | Практикум |
14-15 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. | Практикум |
16-17 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. | Практикум |
18 | Контрольная работа 2 | |
| Тема 3. Анализ текста. | |
19 | Содержание исходного текста. | Лекция |
20 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. | Практикум |
21 | Рецензия. Эссе. | |
22 | Контрольная работа 3 | |
| Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. | |
23-24 | Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. | Практикум |
25-26 | Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. | Практикум |
27 | Заключительная часть сочинения. | Практикум |
28 | Тестирование на промежуточной аттестации | Контроль |
29-32 | Тренировочные сочинения. | Практикум |
33-34 | Итоговая контрольная работа. | |
4. Формы организации занятий
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.
Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Формы, средства контроля; нормы и критерии оценки
Контроль осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);
итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература для учащихся:
Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2014;
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2017;
Александров В.Н. и другие. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск, «Взгляд», 2012;
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2015;
Дополнительная литература
С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. Допуск к ЕГЭ. Итоговое сочинение по литературе. Москва, «Интеллект – Центр», 2016 г.
Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М. «Астрель», 2013.
«Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у учеников».
Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М. «Просвещение», 2002.