СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа спецкурса "Речеведение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель элективного курса - помочь  учащимся максимально  подготовиться  к  итоговому сочинению.

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса "Речеведение"»

Пояснительная записка

Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Элективный курс состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Цели элективного курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к итоговому сочинению и выполнению задания С ЕГЭ;
2. Совершенствование и развитие умения строить высказывание в жанре рецензии или эссе;
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка, объяснять их роль;
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного курса:

  • Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

  • Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

  • Способствовать развитию письменной речи.


2. Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

  • Жанры и стили художественной литературы

  • Типы речи, взаимосвязь частей текста, виды связи предложений в тексте

  • Изобразительно-выразительные средства языка

  • Структурные компоненты сочинений разных жанров

  • Критерии оценивания сочинений ЕГЭ

Уметь:

  • Строить высказывание в жанре рецензии или эссе

  • Читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей

  • Находить изобразительные средства языка, объяснять их роль

  • Передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений


3.Тематическое планирование

урока

 

Тема

Вид урока

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.

 

1

Текст. Тема и основная мысль текста

Лекция

2

Средства связи между частями текста способы связи в тексте

лекция

3

Выделение микротем в тексте

Практическая работа

4

Лексические средства организации текста

Лекция

5

Морфологические средства организации текста

Лекция

6

Синтаксические средства организации текста

Лекция

7

Стили речи

Тренировочный

8

Типы речи

Тренировочный

9

Контрольная работа 1 (тестирование)

 

 

Тема 2. Лингвистический анализ текста

 

10

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Лекция

 

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

 

11

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

Практикум

12

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.

Практикум

13

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

Практикум

14-15

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

Практикум

16-17

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

Практикум

18

Контрольная работа 2

 

 

Тема 3. Анализ текста.

 

19

Содержание исходного текста.

Лекция

20

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

Практикум

21

Рецензия. Эссе.


22

Контрольная работа 3

 

 

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения.

 

23-24

Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.

Практикум

25-26

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.

Практикум

27

Заключительная часть сочинения.

Практикум

28

Тестирование на промежуточной аттестации

Контроль

29-32

Тренировочные сочинения.

Практикум

33-34

Итоговая контрольная работа.

 


4. Формы организации занятий


Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.


  1. Формы, средства контроля; нормы и критерии оценки

Контроль осуществляется на трёх уровнях:

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);

итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).


  1. Перечень учебно-методических средств обучения.

Литература для учащихся:

  1. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2014;

  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2017;

  3. Александров В.Н. и другие. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск, «Взгляд», 2012;

  4. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2015;

Дополнительная литература

  1. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. Допуск к ЕГЭ. Итоговое сочинение по литературе. Москва, «Интеллект – Центр», 2016 г.

  2. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М. «Астрель», 2013.

  3. «Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у учеников».

  4. Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М. «Просвещение», 2002.