СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ (на основе сетевого взаимодействия ДОО ) «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ

(на основе сетевого взаимодействия ДОО )

 «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

       В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ (на основе сетевого взаимодействия ДОО ) «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 69 Г. ТОМСКА











ПРОГРАММА СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ

(на основе сетевого взаимодействия ДОО 21, 69, 79)

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»





Руководители программы:

Палагина С. Н., методист МАДОУ № 69; Ювансай И. А., ст. воспитатель МАДОУ № 79; Юшкова С. В., методист МБДОУ № 21; Патракова Е. М., ст. воспитатель МБДОУ № 21


Целевая аудитория стажёров: педагогические работники ДОО г. Томска


Сроки реализации: 2022 – 2025 гг.

















Пояснительная записка

  Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В данный период времени, когда идет процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников и обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации образовательной программы.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение одной из важнейших: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
       В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

В условиях введения ФГОС дошкольного образования особенно важна профессиональная компетентность, в основу которой положено личностное и профессиональное развитие педагогических работников ДОУ. Ведь именно воспитатель и педагог может переломить ситуацию. В его руках возможность предупредить в растущем ребенке грубость, бессердечность, равнодушие. В его власти пробудить любовь к родной земле, воспитать достойного человека, гражданина общества. Следует отметить, что в данном направлении необходимо взаимодействие с семьями воспитанников. Необходимо побудить родителей к осознанию этой проблемы и совместными усилиями достичь поставленной цели.

В условиях изменения роль методических служб становится более статусной, пересматриваются подходы в работе с педагогами. Важной формой трансляции инновационного педагогического опыта в широкую практику являются стажировочные площадки – одна из форм эффективной и адресной методической поддержки педагогов. Повышение профессионального мастерства педагогов в рамках стажировочной площадки направлено на взаимное обогащение, представление своего опыта, демонстрацию собственной социальной позиции по совершенствованию качества дошкольного образования.

В МАДОУ № 69 разработана и внедрена в практику с 2008 года программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Приобщение детей к славянской культуре». Данная программа прошла экспертизу на уровне ТОИПКРО и удостоена диплома лауреата областного конкурса «Лучшая методическая разработка 2010 года», награждена дипломом лауреата Всероссийского конкурса инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодёжи «Патриот России» под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусства и культуры в 2010 году; прошла экспертизу ОГБОУ «ТГПК» в 2014 году, по экспертизе дана справка-отзыв, где отмечены практико-ориентированный подход, актуальность темы.
     Тема заявленной стажировочной площадки: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». Курс знакомит с нормативными документами, регламентирующими эту важнейшую сферу развития ребёнка; традиционными и инновационными методами и формами духовно-нравственного воспитания; современными программами и методической литературой по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ с погружением в образовательный процесс и практической отработкой полученных теоретических знаний в практической деятельности.

Актуальность темы стажировочной площадки: обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. Заложить основы духовно-нравственного воспитания дошкольника в условиях целостного духовно-нравственного пространства ДОУ, семьи и социума, обеспечивающего приобщение детей к национальному искусству, традициям и культуре – одна из приоритетных задач государственной политики в области образования.

Актуальность продолжения работы по данному направлению продиктована увеличением числа стажеров: 2016-2019 гг. – с 12 до 25 человек. Продуктов деятельности за данный период стали разработанные в введенные в ДОО проекты по духовно-нравственному развитию воспитанников. В 2019 году количество стажеров увеличилось с 25 человек до 35 в 2022 году Также в 2019 году для обучения педагогов был привлечен Международный научно-практический центр аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ. Ежегодно на базе МАДОУ № 69 проходят мероприятия, посвященные Макарьевским и Кирилло-Мефодиевским образовательным чтениям. В 2022 году в работе Кирилло-Мефодиевских чтений принял участие детский сад №14 г. Колпашево, ДОО №№ 38, 66, 13 г. Томска . Итогом деятельности стажировочной площадки на период с 2019 по 2022 год стали методические разработки по духовно-нравственному развитию воспитанников ДОО.

Актуальность продолжения работы по данному направлению продиктована также распоряжением правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р об утверждении стратегии развития воспитания РФ на период до 2025 года, в которой одним из пунктов является «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития». Также 10 ноября 2022 года утверждены основы политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей

За время работы стажировочной площадки стали использоваться новые формы работы с педагогами ДОО: проведение мероприятий на базе других ДОО (ДОУ № 21); проведение мероприятий стажерами с группами воспитанников других ДОО; совместная разработка программ и содержания мероприятий в рамках стажировочной площадки через сетевое партнерство. Возникла необходимость создания продукта работы стажировочной площадки – сборника дидактических материалов для использования педагогами в ДОО. Также возикла потребность трансляции опыта посредством проведения науно-практической конференции и издания сборника материалов по итогам конференции.


Категория слушателей: педагогические работники ДОО г. Томска

Место проведения: МБДОУ № 21, МАДОУ № 69, МАДОУ № 79 г. Томска

Сроки стажировки: 2022-2025 гг.

Цель стажировочной площадки – создание условий для формирования у педагогических работников ДОО города Томска профессиональных компетенций в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Основными задачами стажировочной площадки являются:

  • анализ нормативно-правовых, информационно-методических и кадровых условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях города Томска;

  • изучение инновационных моделей духовно-нравственного воспитания дошкольников ДОО города Томска;

  • проектирование вариативных моделей организации образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;

  • освоение теоретических знаний и практических умений педагогических работников, обеспечивающих процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

  • совершенствование профессиональных компетенций воспитателей ДОУ в области духовно-нравственного воспитания дошкольников и развитие предметно пространственной среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

  • распространение эффективных образовательных практик по духовно-нравственному воспитанию среди педагогических работников города Томска.

Содержание работы площадки опирается на модульное планирование, при котором в соответствии с тематикой разрабатывается план-содержание модулей.

В план стажировочной площадки включаются разные формы обучения: групповые, подгрупповые, индивидуальные, самостоятельная работа стажёров.


Форма организации стажировки:

  • презентация-анализ инновационной практики ДОУ по теме стажировки;

  • круглый стол;

  • индивидуальное консультирование;

  • самостоятельная работа стажёров;

  • технология «Кейс- стади»;

  • дискуссия;

  • практикум (НОД, мероприятия, викторина, игры и т. д.);

  • практический семинар;

  • тьюторское сопровождение стажёров;

  • организация и проведения конференций;

  • мастер-классы;

  • презентация результатов.


Основные виды деятельности педагогических работников в процессе прохождения стажировки:

1. Изучение изменений и дополнений нормативной правовой документации по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;

2. Использование программно-методического обеспечения в области духовно-нравственного воспитания;

3. Использование различных видов планирования и форм организации образовательного процесса ДОО по духовно-нравственному воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

4. Посещение, анализ, моделирование и проектирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию;

5. Рефлексия стажерами собственных результатов профессиональной деятельности.



Этапы реализации программы стажировочной площадки

  1. Информационно- аналитический этап (Сроки: ноябрь 2022 г)

Основное содержание деятельности: исследование профессиональной компетентности педагогов и выявление актуальных направлений подготовки педагогов дошкольных организаций в области духовно-нравственного развития дошкольников) на муниципальном уровне, б) на основе сетевого взаимодействия; внедрение модуля 1 циклограммы стажировочной площадки на основе сетевого взаимодействия. Создание информационного сопровождения стажировочной площадки.

Методы: анкетирование, анализ, проектирование.

Прогнозируемый результат этапа: аналитическая справка дефицита (запросов) педагогических работников в области духовно-нравственного развития дошкольника. Информационное сопровождение стажировочной площадки.

Теоретический этап (Сроки: декабрь 2022 г.- январь 2023 г.)

Основное содержание деятельности: реализация Модуля 2 циклограммы, в ходе которой будут разработаны ресурсные карты ДОУ, индивидуальные маршруты педагогических работников.

Методы: технологии личностно-развивающего профессионального образования.

Прогнозируемый результат этапа: реализованный (частично) Модуль 2.

  1. Практический этап (Сроки: февраль 2023 г.- ноябрь 2025 г.)

Основное содержание деятельности: подведение итогов реализации Модуля 3, оценка эффективности внедрения (мониторинг), описание опыта работы, составление методических рекомендаций, представление результатов работы.

Методы: анализ, экспертная оценка, презентации.

Прогнозируемый результат этапа: подготовленные к изданию методические разработки по духовно-нравственному воспитанию, проведение научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие дошкольников» на базе ДОО №№ 21,69, 79 с участием стажёров и изданием сборника материалов конференции по распространению и трансляции опыта работы стажёров в ДОО по духовно-нравственному развитию.

ЦИКЛОГРАММА

п/п

Название мероприятий, транслируемых опытов

Форма представления

Кол-во часов

Сроки

Ответственные

Самостоятельная работа стажёров

МОДУЛЬ 1.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

(ноябрь 2022 г.)







1

Задачи государственной политики в сфере образования по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

.Закон РФ «Об образовании в РФ»

Обзор


Практикум по корректировке нормативной базы






2





Ноябрь 2022


Палагина С. Н., методист МАДОУ № 69;

Юшкова С. В., методист МБДОУ № 21






2



2

Определение личностно-значимых целей обучения. Составление плана работы стажировки

Тренинг

Практикум

2

Ноябрь - Декабрь 2022 г.

Палагина С. Н., ст. воспитатель МАДОУ № 69

4

МОДУЛЬ 2.

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

(ноябрь 2022 г.- июнь 2025 г.)


1

Практико-ориентированный семинар в рамках Макарьевских чтений «Педагогические взгляды святителя Макария в духовно-нравственном воспитании и их отражение в современном образовательном процессе »

Трансляция опыта

Дискуссия

4

Ноябрь 2022 г.

Палагина С.Н., методист МАДОУ № 69, Патракова Е. М., ст. воспитатель МБДОУ № 21, Ювансай И. И., ст. воспитатель МАДОУ № 79

-

2.

Представление опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

НОД

Мастер-класс

4

Февраль 2023 г.

Ювансай И. А., ст. воспитатель МАДОУ № 79






3

Работа с семьями воспитанников «Истоки праздников Рождество, Крещение»

Мастер-классы

8

Январь-апрель 2023 г.

Руководители ПТГ по духовно-нравственному развитию ДОО 21, 69, 79

12



4

Индивидуальное консультирование по запросам стажеров

Консультация

Тьюторское сопровождение

12

Ноябрь2022 -июнь 2025 г.

Палагина С.Н., методист МАДОУ № 69, Патракова Е. М., ст. воспитатель МБДОУ № 21, Ювансай И. И., ст. воспитатель МАДОУ № 79

-



5

Презентация результатов работы ДОО в рамках стажировочной площадки

Презентация


Дискуссия

4

Октябрь

2024 г.

Палагина С.Н., методист МАДОУ № 69, Патракова Е. М., ст. воспитатель МБДОУ № 21, Ювансай И. И., ст. воспитатель МАДОУ № 79

10

МОДУЛЬ 3.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

(сентябрь 2023 г.- ноябрь 2025 г)



1

Проектирование воспитательных мероприятий в ДОО. Формы организации воспитательных мероприятий. Методики и формы организации воспитательной работы в ДОУ

Семинары-практикумы

2

сентябрь 2023 г.- ноябрь 2025 г

Палагина С.Н., методист МАДОУ № 69, Патракова Е. М., ст. воспитатель МБДОУ № 21, Ювансай И. И., ст. воспитатель МАДОУ № 79

2



2

Индивидуальное проектирование воспитательного мероприятия с последующей групповой рефлексией, анализом и оценкой некоторых проектов.

Семинары-практикумы


4

сентябрь 2023 г.- ноябрь 2025 г

Палагина С. Н., ст. воспитатель МАДОУ № 69; Юшкова С. В., методист МБДОУ № 21; Ювансай И. А., ст. воспитатель МАДОУ № 79

10



10

Инновационные формы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию. Презентация стажёрами собственного опыта работы по духовно-нравственному развитию дошкольников . Издание сборника материалов по распространению и трансляции опыта работы стажёров в ДОО по духовно-нравственному развитию.

Конференция на базе МАДОУ № 69


8

Май 2025 г.

Палагина С. Н., методист МАДОУ № 69; Юшкова С. В., методист МБДОУ № 21; Ювансай И. А., ст. воспитатель МАДОУ № 79

24





























Управление стажировочной площадкой

Управление стажировочной площадкой осуществляется координационным советом. На муниципальном уровне руководство проектом осуществляется Отделом развития Департамента образования администрации города Томска совместно с МАО ИМЦ города Томска. На конституциональном уровне координационным советом ДОО №№ 21, 69 и 79. Функциональная схема управления стажировочной площадкой представлена на рис. 1.















Рис. 1. Функциональная схема управления стажировочной площадкой

Ресурсы стажировочной площадки

    1. Методическая поддержка Департамента образования Администрации города Томска.

    2. Методическая поддержка МАО ИМЦ города Томска.

    3. Методическая поддержка ДОО №№ 21, 69, 79.

    4. Материально-техническте ресурсы ДОО №№ 21, 69, 79.



Условия, необходимые для работы стажировочной площадки

  1. Кадровые: педагоги ДОУ, готовые (мотивированные) стать стажёрами;

  2. Материально-технические: оснащение семинаров ТСО, электронными и печатными раздаточными материалами.



Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

  • Использование валидных методов исследования профессиональной компетентности педагогов в области духовно-нравственного развития дошкольника (мониторинг);

  • Привлечение внешних экспертов.



Ожидаемые результаты

  1. Конкретизация представлений и понимания основных направлений в области духовно-нравственного воспитания дошкольников;

  2. Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учётом духовно-нравственного развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

  3. Проектирование вариативных моделей организации воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию на основе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;

  4. Проведение региональной научно-практической конференции на базе МАДОУ № 69 по проблемам духовно-нравственного развития дошкольников с представлением собственного опыта работы стажеров по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;

  5. Издание сборника материалов региональной научно-практической конференции по проблемам духовно-нравственного развития дошкольников города Томска;

  6. Разработка электронных ресурсов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;