СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Танцевальный микс"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Танцевальный микс" для педагогов дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Программа "Танцевальный микс"»


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»



РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению

Педагогическим советом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»

протокол

от__________2017 №_________


«УТВЕРЖДАЮ»

директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»

_____________________И.Я. Ключкина

Приказ от __________2017 №________



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Танцевальный микс»


Возраст: 10 – 15 лет

Срок реализации: 3 года


Направленность: художественная




Составитель: педагог дополнительного образования Шевченко Екатерина Викторовна

Секаров Федор Николаевич









г. Новомосковск

2010 год




I. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальный микс» имеет художественную направленность и реализуется на базе Детского образцового коллектива хореографического ансамбля народного танца «Ровесники» МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» с 2010 года. Предназначена данная программа для обучающихся, освоивших базовый курс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Народный сценический танец». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальный микс» является логическим продолжением дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Народный сценический танец» и строится на дальнейшем изучении классического, народного и современного танца, что и является ее отличительной особенностью.

Возраст обучающихся – с 10 до 15 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа подвергалась редактированию в связи с изменением законодательной и нормативно-правовой базы, количества часов занятий и с учетом пожеланий детей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальный микс» составлена с учетом действующего законодательства в Российской Федерации:

1.     Конституции РФ.

2.     Конвенции ООН «О правах ребенка».

3.     Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

4.     Концепции развития дополнительного образования.

5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

6.    Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного  приказом Министерства образования и науки РФ № 1008 от 29 августа 2013г.

7.    СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

8.  Устава МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».

9.  Программы развития на 2015-2019 годы МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».

Современная танцевальная культура очень разнообразна, в ней находят отражения переживания личного и общественного характера. Танцевальная речь не требует перевода, она понятна всем народам, проживающем в любом уголке не только нашей многонациональной страны, но и в любом уголке мира, поэтому овладение ею позволит обучающемуся подняться на более высокую коммуникативную ступень.

Содержание программы составлено на основании достижений мировой культуры и науки, российских традиций, культурно-национальных особенностях Тульского региона и направлено на:

  • создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии.

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • профилактику асоциального поведения;

  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

  • укрепление психического и физического здоровья детей;

  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Актуальность данной программы заключается в том, что танцевальная культура очень важная составная часть общей культуры, особенно молодежной, поэтому дальнейшее развитие тела по классическим канонам формирует эстетику движений, позволяет освоить любые танцевальные формы, что делает ребенка более социально значимым, более конкурентно способным в современном обществе.

На занятиях по данной программе на основе классического экзерсиса дети продолжают изучать академический народный танец, затем на этих фундаментальных основах – фолк-модерн и стилизованный танец, включающий элементы эстрадного жанра, а следующим этапом идет изучение уже чисто эстрадных танцев (хип-хоп, джаз и др.). Такое построение образовательного процесса и формирует у ребенка отношение к танцу как к искусству, гармонически сочетающим в себе классику и современность, духовность и физическое совершенство, эмоциональность и возможность выразить ее через условные элементы танцевальных композиций.

Русское танцевальное сценическое искусство всегда выстраивалось на четкой классической основе. Поэтому в процессе обучения формируются необходимые навыки, позволяющие через движения тела передавать сложнейшие движения души. И это, в свою очередь, расширяет спектр танцевальных элементов различных танцевальных направлений, усвоенных обучающимися, что помогает раскрыть творческий потенциал личности каждого юного танцора.

Содержание программы и репертуарного плана определяется задачами хореографического ансамбля «Ровесники», которые ставятся на каждый учебный год. Поэтому возможно увеличение или уменьшение объема и степени технической сложности материала в зависимости от состава группы ансамбля.

Цель: развить художественный вкус и предоставить возможности для творческой самореализации путем приобщения детей и подростков к искусству хореографии.

Для реализации поставленных целей решаются следующие задачи:

Образовательные:

  • овладение детьми основами хореографического искусства;

  • овладение умением исполнения разнообразных по стилю и манерой исполнения танцев различных народов, приемами эмоциональной выразительности народно-сценического танца;

  • обеспечение условий для самореализации и ранней профориентации;

Развивающие:

  • развитие образного мышления ребенка;

  • развитие музыкальности, способностей воспринимать музыку как единое целое с движением;

  • развитие мотивации на творческую деятельность;

  • развитие мышечного аппарата ребенка;

  • развитие актерских способностей детей.

Воспитательные:

  • воспитание естественной двигательной реакции на музыку, освоение основных элементов движения;

  • приобщение детей к лучшим образцам классического, народного и эстрадного творчества;

  • обеспечение дружелюбной среды вокруг самоопределяющейся личности;

  • адаптация к современной жизни на основе и помощью общекультурных знаний и навыков

В хореографический ансамбль дети приходят с различными физическими возможностями, так как при приеме не предъявляются особые требования (обязательным является только медицинский допуск), поэтому освоение содержания программы предполагает вариативность, но для перехода на более высокий уровень каждому обучающемуся необходимо освоить ряд обязательных элементов (в конце каждого уровня программы включен перечень обязательных знаний и умений).

Педагогическая целесообразность программы. Обучение по данной программе основано на принципе воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая хореографические знания, овладевая определнными навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по данной программе содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что программа «Танцевальный микс» имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

В процессе работы строго соблюдается принцип «от простого к сложному». Например, у детей первого и второго уровня не предусмотрено прохождение танцевальных элементов у станка, и занятия начинаются на середине зала, и в тех формах и с той степенью технической сложности и нагрузки, которые им доступны. Каждый уровень программы – это шаг к достижению основ искусства танца, при этом программный материал позволяет постепенно увеличивать как физические нагрузки, так и усложнять танцевальную технику, пополнять лексический запас хореографической терминологией. Кроме этого работа в коллективе вырабатывает у обучающихся ансамбля «Ровесники» трудолюбие, целеустремленность, чувство коллективизма.

Особое внимание педагог уделяет и культуре исполнения. Умение ориентироваться в пространстве, двигаться по залу в различных рисунках и ракурсах, развитие чувства позы, навыки координации, культура общения с партнером, начальные навыки ансамблевого исполнения, эмоциональная отзывчивость, умение передавать стилевые особенности народной музыки – это набор умений, которые позволяют решить начальный этап обучения.

При любых физических нагрузках педагог должен помнить о немаловажном факторе – дыхании обучающихся. Правильно поставленное дыхание имеет решающее значение, если учитывать частую смену темпов и ритмов урока народного и современного танца.

В конце каждого года обучения готовится законченный танец, где можно проследить наряду с усвоением элементов, уровень воспитания чувства ансамбля у детей и создания сценического образа. На занятиях последующих лет обучения вводится усложненная программа.

При организации образовательного процесса в ходе реализации программы используются следующие методы:

  • наблюдения;

  • убеждения;

  • стимулирования;

  • создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Основные педагогические правила:

  • личностно-ориентированный подход при организации образовательного процесса;

  • высокая требовательность к выполнению любого танцевального элемента;

  • работая с ребенком, не столько обращать внимание на развитие природных достоинств, сколько на устранение недостатков;

  • воспитывать «особое» отношение к сцене, при этом учить выходить из любой затруднительной ситуации, не привлекая к себе «нездорового» внимания;

  • постоянно совершенствоваться как в творчестве, так и в методике преподавания.

Формы и режим занятий

Формирование учебных групп производится на добровольной основе. Количество детей в группах от 12 до 20 человек.

Год обучения

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год


1

90 минут

3 раза

6 часов

216 часов

2

90 минут

3 раза

6 часов

216 часов

3

90 минут

3 раза

6 часов

216 часов

Особенности реализации программы. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.

Данная программа составлена с учетом конкретных условий, наличия материально-технической базы, учитывает возрастные особенности и интересы учащихся, способности и возможности каждого обучающегося, с учетом его потребностей. При составлении учтены возрастные, психофизиологические особенности школьников.

Структура занятия (в зависимости от года обучения перечень структуры занятия меняется)

Вводная часть

  • выход обучающихся в танцевальный зал;

  • построение детей в зависимости от численности групп (2 линии и более);

  • поклон педагогу и концертмейстеру;

  • круговая разминка (для туловища, рук, ног, головы);

  • партерный тренаж.

Основная часть

  • изучение музыкально-хореографического материала, тренировочных упражнений, элементов хореографической азбуки;

  • упражнения у станка;

  • вращения по диагонали,

  • вращения, прыжки на середине зала,

  • работа над элементами танца, отработка и постановка танцев.

Заключительная часть

  • закрепление лексического материала;

  • построение;

  • поклон педагогам;

  • выход из зала.

Формы определения результативности освоения программы

Педагогическое наблюдение, оценка деятельности на занятиях, участие в концертной деятельности, в различных творческих конкурсах, творческий отчет.

К концу 3-го года обучения показателями сформированности знаний могут являться:

  • владение хореографической терминологией;

  • владение элементами и основных движений современной хореографии;

  • владение техникой исполнения танцевальных движений и элементов тренажа;

  • владение принципами работы в паре, в ансамбле;

  • владение принципами взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств.

Уметь:

  • создавать художественно - сценический образ;

  • исполнять разные техники современной хореографии;

  • работать в паре, в ансамбле;

  • взаимодействовать в коллективе для достижения единого результата;

  • адаптироваться к условиям работы в хореографических коллективах с разной стилистической направленностью;

  • иметь практические навыки публичных выступлений в концертах.

Личностные УУД

  • сформированность гражданской идентичности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  •  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  •  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  •  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;

  •  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  •  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  •  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Уровни освоения программы

Стартовый уровень – обучающийся обладает минимальными художественными данными: музыкальностью, ритмичностью, танцевальностью и артистизмом, музыкально-ритмической координацией. Не принимает участие в концертной деятельности.

Базовый уровень – обучающийся обладает развитыми художественными данными музыкальностью, ритмичностью, танцевальностью и артистизмом, музыкально-ритмической координацией. Принимает участие в концертной деятельности в общем составе танцевального коллектива.

Продвинутый уровень - обучающийся обладает высокоразвитыми художественными данными музыкальностью, ритмичностью, танцевальностью и артистизмом, музыкально-ритмической координацией. Принимает участие в концертной деятельности, как солист и в общем составе танцевального коллектива.


Первый год обучения

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 90 минут.

Первый год – это продолжение дальнейшего изучения у станка более сложных элементов, требующих соответствующей координации и силовой нагрузки в исполнении. С этого года активнее работают руки, добавляется перегибание корпуса, полуповороты.

На середине зала допускается построение несложных комбинаций на русском, белорусском и украинском материале.

Активно изучаются прыжки на одной ноге, с одной на другую и с дух ног на одну.

II.1юджетное . ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятий

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика


1

Вводное занятие

2

1

1

Входящая диагностика

2

Классический танец

62

12

50

Педагогическое наблюдение/ оценка деятельности

3

Народный танец

38

12

26

Педагогическое наблюдение/ оценка деятельности

4

Элементы, историко-бытового и бального танца

44

12

32

Педагогическое наблюдение/ оценка деятельности

5

Постановочная работа

68

24

44

Педагогическое наблюдение/ оценка деятельности

6

Творческий отчёт

2

-

2

Концерт

Итого:

216

61

155


III. 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Вводное занятие – 2 часа.

Теория. Понятие о бальном танце. «Король» танцев – вальс. Бальные танцы рождённые в России. Азбука бальной хореографии.

Практика. Проведение входящей диагностики хореографических умений и навыков.

  1. Классический танец- 62 часов

Теория. Техника выполнения элементов классического танца.

Практика. Выполнение упражнений классического тренажа у станка, комбинации классического тренажа сочетающие в себе 2 -3 танцевальных элемента:

  • Demi-plie с III – ей формой Pordebras,grand plie

  • BattementtenduсDemi-plie

  • Battement.t.gete с pikeu

  • Ronddegambeparterre

  • Relevelent

  • Battementfondu

  • Battementfrappe

  • Grandbattement

  • Relewelent на 90

  • Arabeskue I и II у станка

Упражнения на середине зала: комбинации классического тренажа сочетающие в себе 2 -3 танцевальных элемента.

  • 1-я и 2-я форма Pordebras

  • поклон из 5 позиции в 5-ю в Demi-plie (для девочек c переводом рук из позиции в позицию);

  • Demi-plie по всем позициям

  • Battement tendu

  • Releweпо 1-йпоз.en faceсDemi-plie

  • Rond de gambe par terreeandehors,en dedansпоточкам;

  • sote по 2-й позиции enface(с паузами);

  • Pas de bourree

вращения по диагонали и на середине зала:

  • «Шене»

  • Tur pike

Прыжки:

  • assemble по 5 позиции;

  • echappe из 1 во 2-ю позиции и обратно с паузой;

  • changmentdepied по 5 позиции с паузами.

  1. Народный танец – 38 часов.

Теория.Техника исполнения движений народного танца.

Практика.Выполнение танцевальных элементов:

  • Demi-plieпо 1 - 5 позиции;

  • Battementtenduс переводом стопы на каблук,

  • Battement.t.getecотрывом пятки опорной ноги,

  • Ronddegambeparterre

  • Каблучная(маленькая ,большая)

  • Одинарная, двойная «верёвочка»

  • flik - flak

  • дробные выстукивания;

  • Grandbattement

Изучение комбинаций украинского, белорусского, русского и молдавского танцев. Выполнение упражнений у станка, прыжки, на середине в полном объеме.

4.Элементы эстрадного, историко-бытового и бального танца -

44 часа.

Теория. Основные понятия эстрадного, историко-бытового и бального танца. Техника выполнения основных движений.

Практика. Упражнения на середине зала.

Танцевальные элементы:

  • полька вперед и вокруг себя по 3-й позиции через cue de pie сзади и спереди опорной ноги

  • галоп с поворотами на прямых ногах, и с подбивкой на demiplie

  • па вальса в повороте ( с остановками)маленький, большой квадрат, работа в паре.

Упражнения для развития техники танца:

  • Основной шаг вальса (вальсовая дорожка).

  • Полька в повороте

  • Полька в повороте с подскоком в повороте.

  • Комбинация (вальс)

  • Комбинация ( полонез)

  • Комбинация (минуэт)

  • Увеличение длительности комбинаций на основе ранее выученных движений.

  • Изучение эстрадных комбинаций в различных темпах, ритмах.

  • Работа в парах

5.Постановочные работы- 68 часов.

Теория. Характерные рисунки танца. Понятие о композиции. Переход из одного построения в другое.

Практика. Изучение и закрепление навыков исполнения ранее изученных танцевальных комбинаций, этюдных работ которые являются основной составляющей танцевальной композиции. Подготовка к творческому отчету.

6.Творческий отчет- 2 часа.

Практика. Проведение отчетного концерта

К концу 1-го учебного года обучающиеся смогут:

  • Владеть понятием о бальном, историко-бытовом и эстрадном танце;

  • Владеть сценическими особенностями историко-бытового, бального танцев;

  • Владеть основами сценической грамоты;

  • Владеть сценическими особенностями народных танцев;

  • Уметь выполнять комплекс упражнений у станка, на середине;

  • Уметь выполнять элементы танцев.

  • Уметь исполнять классический экзерсис на середине зала.

  • Уметь исполнять основные движения историко-бытового и бального танца, исполнять танцевальные комбинации вальс, полонез, минуэт.

Второй год обучения

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 90 минут.

Основными задачами этого года обучения является продолжение изучения усложненных новых элементов у станка и на середине зала. На втором году обучение идет увеличение объема изучения элементов современного танца, танца модерн, джаз танца, развивающих навыков общения с партнером. Начинается изучение основных областных особенностей русского танца.

К концу учебного года составляются сложные комбинации и композиции.

II.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Форма контроля/ аттестации

1

Вводное занятие

2

1

1

Педагогическое наблюдение

2

Классический тренаж. Классический танец на середине.

40

8

32

Педагогическое наблюдение/ оценка деятельности

3

Русский танец. Фолк - модерн.

34

10

24

Педагогическое наблюдение/ оценка деятельности

4

Современный танец

26

8

18

Педагогическое наблюдение/ оценка деятельности

5

Постановочная работа

112

24

88

Педагогическое наблюдение/ оценка деятельности

6

Итоговое занятие. Творческий отчет

2

-

2

Концерт


Итого:

216

51

165


III. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Вводное занятие - 2 часа.

Теория. Знакомство с понятием «современный танец» и его спецификой, влияние модных тенденций на его видоизменения. Влияние музыкальных жанров, произведений на развитие современного танца.

Практика. Повторение изученной французской терминологии. Выполнение упражнений у станка. Повторение ранее изученных танцев.

2.Классический тренаж. Классический танец на середине - 40 часов.

Теория. Понятия об основных положениях классического танца. Основные понятия классического экзерсиса, allegro. Понятия «этюд», «вариация», «импровизация».

Практика. Отработка умений выразительно выполнять отдельные элементы и комбинации в соответствии с характером музыки. Отработка умений начинать и завершать движения в точном соотношении со вступлением и заключением. Закрепление умений артистично и эмоционально исполнять различные этюды и вариации, импровизировать.

Выполнение упражнений у станка в полном объеме:

  • Demi-plie с III – ейформой Por de bras

  • Battement tenduсdemi-plie

  • Battement.t.gete с pikeu

  • Ronddegambeparterre

  • Relevelent

  • Battementfondu c anler

  • Battement frappe (комбинация с дубльfrappe)

  • Grand battement c demi-plie

  • Relewelent на 90

  • Маленькое adagio

Классический тренаж из двух танцевальных элементов на середине зала:

  • Demi-plieпо 2-йпоз. En fase

  • Battementtendu из 5-й поз.в сторону, вперед и назад.

  • Battementtendu с Demi-plie из 5-й позиции вперед, в сторону и назад.

  • Battementtendu с Demi-plie на 2-ю позицию с переходом с ноги на ногу.

  • Battementtenduиз 5-й позиции в сторону, вперед, позднее – назад.

  • Battement.t.gete с pikeu из 5-й позиции в сторону.

  1. Русский танец.Фолк-модерн – 36 часов.

Теория. Русский танец. Этюды: сольные, мелкогрупповые, массовые. Ознакомление с понятием «фолк – модерн», «стилизованный танец». Основные понятия, терминов и условных обозначений, применяемых при записи танца. Характерные областные особенности исполнения народного танца.

Упражнения у станка:

  • Demi-plie(комбинация с portdebras) по всем позициям;

  • Battementtendu(сотрывомпяткииpassé parterre);

  • Battement.t.gete– сразворотом «от» и «к» станку(effase, crоisse);

  • Rond de jambe par terre– сfouete, tombe;

  • Batmentfondu (сковырялочкой, свыносомногина 90о);

  • каблучная (спереходомвдоль станка, с припаданием);

  • веревочка (двойная, одинарная в комбинации, «косыночка»);

  • дробные выстукивания;

  • комбинация «моталочки»;

  • flik - flak – с перестукиванием, с дробными выстукиваниями;

  • grand battement(с deweloppe)

Изучение характерных областных особенностей исполнения русского танца. Изучение и закрепление умений двигаться по заданному танцевальному рисунку, правильно исполнять различные комбинации, передавать характер исполнения. Изучение отдельных танцевальных элементов, комбинаций в стиле фолк-модер . Изучение простых, несложных комбинаций.

5.Современный танец, элементы эстрадного танца- 26 часов.

Теория. Основные направления современного танца.

Практика. Изучение элементов эстрадного танца:

  • комбинация джаз - танца

  • «Блюз».

  • «Рок-н-ролл».

  • «Шейк».

  • «Твист».

  • Свободные танцы.

6.Постановочная работа – 112 часов.

Теория. Характерные рисунки танца. Расширение понятия о композиции. Техника выполнения элементов различных танцев. Пространство сцены. Особенности общения с партнером.

Практика. Отработка отдельных элементов различных танцев (стилизованного, эстрадного, современного и т.д.). Подготовка к творческому отчету. Изучение и закрепление умений двигаться по заданному танцевальному рисунку, правильно исполнять различные комбинации, передавать характер исполнения. Отработка умений исполнения танцев на сцене.

7. Творческий отчёт- 2 часа.

Практика. Проведение отчетного концерта.

К концу 2-го учебного года показателями сформированности знаний и умений  могут являться:

  • Владение понятием фолк-модерн, современный и эстрадный танце;

  • Владение техникой выполнения современного и эстрадного танцев;

  • Владеть французской терминологией основных хореографических элементов.


  • Уметь передавать эмоциональную выразительность исполнения танца;

  • Уметь правильно и четко выполнять комплекс упражнений у станка, на середине;

  • Уметь двигаться по заданному танцевальному рисунку;

  • Уметь выразительно выполнять элементы различных танцев;

  • Уметь исполнять классический танец на середине зала.

Третий год обучения

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 90 минут.

Третий год обучения предусматривает более глубокое изучение основ танцевального искусства. Формируются концертные группы из обучающихся, освоивших работу у станка и на середине. Дети 3 года обучения должны владеть техникой народно-сценического танца и исполнительским мастерством. Продолжается изучение новых элементов у станка и на середине зала. Для развития навыков общения с партнером увеличивается объем элементов парного танца. Продолжается изучение эстрадного танца, танца модерн. Осваиваются элементы джазовой разминки, джаз – танца. Особенное внимание уделяется стилю фолк - модерн. К концу учебного года составляется более сложные комбинации и композиции.


II.3. Учебно-тематический план


Тема занятий

Количество часов


Всего

Теория

Практика

Форма аттестации /контроля

1

Вводное занятие

2

1

1

Педагогическое наблюдение

2

Классический тренаж у станка и на середине зала

40

10

30

Педагогическое наблюдение / оценка деятельности

3

Народный тренаж у станка и на середине

30

10

20

Педагогическое наблюдение /оценка деятельности

4

Фольклор-модерн, эстрадные танцы

48

18

30

Педагогическое наблюдение / оценка деятельности

5

Постановочная работа

94

26

68

Педагогическое наблюдение/ оценка деятельности

6

Творческий отчет

2

-

2

Концерт

Итого

216

65

151



III.3.Содержание программы

1.Вводное занятие – 2 часа.

Теория. Что такое «танцетерапия», её влияние на развитие творческих способностей. Знакомство с понятием «танцетерапия». Межличностные отношения при постановочной работе, работе в парах.

Практика. Выполнение упражнений у станка. Повторение ранее изученных танцев.

2. Классический тренаж у станка и на середине зала- 40 часов.

Теория. Французская терминология танцевальных элементов и упражнений. Техника выполнения танцевальных элементов и элементов тренажа.

Практика. Закрепление умений выразительно выполнять основные положения, позиции и упражнения классического танца.

Классический станок:

Исполняется в полном объёме, в комбинациях.

Классическая середина – упражнение на середине зала:

  • Battementfrappe носком в пол, в сторону.

  • Bt.teuonducplie, сsotenny в сторону.

  • Bt.Founduen face, крестом

  • Bt.relevelentenface на 90 во всех направлениях

  • Grandbt.jete из 5-й поз.

  • Temps lieparterreenfaseвперед.

  • pas de bourree simple en fase

  • pas de bourreesuivi en fase

Прыжки.

  • Echappe

  • Chasse

  • Ferme

  • fouette

  1. Народный тренаж у станка и на середине – 30 часов.

Теория. Расширение знаний о народных танцах. Русский, украинский, польский, итальянский, венгерский, испанский, цыганский танец. Техника выполнения упражнений и элементов народного тренажа. Характерные особенности исполнения. Запись танца. Условные обозначения.

Практика. Изучение характерных особенностей исполнения народных танцев. Изучение основных понятий, терминов и условных обозначений, применяемых при записи танца.

Выполнение танцевальных элементов и элементов народного тренажа:

  • Demi-plie (комбинация с portdebras) по всем позициям и по всем точкам зала.

  • Battementtendu(сотрывомпяткииpassé parterre);

  • Battement.t.gete– с разворотом «от» и «к» станку;

  • Rond de jambe par terre– сfouete, tombe в комбинации с demi rond;

  • Batmentfondu (с ковырялочкой, с выносом ноги на 90о);

  • Маленькая каблучная (с переходом вдоль станка, с припаданием);

  • Большая веревочка (двойная, одинарная в комбинации, «косыночка»);

  • дробные выстукивания;

  • комбинация «моталочки»;

  • flik - flak – с перестукиванием, с дробными выстукиваниями;

  • Grandbattement (с выходом в 4 –позицию cdemiplie и с piruett)

  • Переборы по шестой, пятой и третьей позициис подбивкой;

  • «ключ» дробный, сложный;

  • «ключ» хлопушечный;

  • «маятник» в поперечном движении;

  • «веревочка» простая, двойная, с переходом на каблук с flik -flak;

  • «присядка» растяжка в сторону на носки и на каблуки;

  • «ползунок»;

  • прыжки с согнутыми ногами, поджатые.

Верёвочка (двойная, одинарная в комбинации «косыночка»). Дробные выстукивания; комбинация «маталочка».

Вращения по диагонали и на середине зала:

  • «Шене» в комбинации с «бегунком»

  • «бегунок»

  • «блинчик»

  • Дробная комбинация

  • «Моталочка» в комбинации с ковырялочкой, в комбинации с «бегунком»

  • Вращение на подскоке

  • Вращение на соскоке

  • «Абертас»

  • «Абертас» сfouette

  • Sоtte tour

Испанский сценический танец:(музыкальный размер 3/4)

Основные положения рук, основные положения ног, основные ходы.

4. Фольклор-модерн, эстрадные танцы- 48 часов.

Теория. Понятие о джаз-танце, о современных танцах. Элементы джаз танца и современных танцевальных стилей. Основные приемы танца в стиле фольклор-модерн (русский народный танец). Основные приемы танца «Рок-н-ролл». Свободный танец.

Практика. Разучивание и исполнение основных движений современного танца. Отработка движений современного танца. Разучивание и исполнение основных танцевальных элементов в стиле фольклор-модерн различных областей России.

Белгородская область:

  • основной ход;

  • дробные выстукивания (пересек);

  • основные движения мальчиков: присядки, хлопушки;

  • основные комбинации девушек;

  • танцевальный этюд.

Северная часть России

  • основной ход;

  • основные положения рук;

  • основные положения рук в парах;

  • основные комбинации;

  • танцевальные этюды.

  1. Постановочная работа- 94 часа.

Теория. Характерные рисунки танца.

Практика. Отработка отдельных элементов танцев. Подготовка к творческому отчету. Изучение и закрепление умений двигаться по заданному танцевальному рисунку, правильно исполнять различные комбинации, передавать характер исполнения. Подготовка к творческому отчету. Отработка элементов различных танцев. Отработка умений исполнения танцев на сцене.

6. Творческий отчет- 2 часа.

Представление концертной программы в количестве не менее 5-7 танцев различной направленности.

К концу 3-го года обучения показателями сформированности знаний могут являться:

  • Владение хореографической терминологией;

  • Владение элементами и основных движений современной хореографии;

  • Владение техникой исполнения танцевальных движений и элементов тренажа;

  • Владение принципами работы в паре, в ансамбле;

  • Владение принципами взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств.

Уметь:

  • создавать художественно - сценический образ;

  • исполнять разные техники современной хореографии;

  • работать в паре, в ансамбле;

  • взаимодействовать в коллективе для достижения единого результата;

  • адаптироваться к условиям работы в хореографических коллективах с разной стилистической направленностью;

  • иметь практические навыки публичных выступлений в концертах.

IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ программы

Для полноценного восприятия музыкальных произведений и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка.
Для развития творческой исполнительской  деятельности в танце,
детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или  иного музыкального произведения - это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять  свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.

Методы обучения в хореографии бывают разные и эффективность применения определенных из них в различных условиях зависит от определенных условий.
Методы обучения в хореографии можно разделить на наглядные, словесные и практические.

Словесные методы основаны на рассказе, объяснении, беседе. Практические — на непосредственном обучении навыкам хореографии. Наглядные — это важнейшие методы обучения в хореографии и воздействия на детей. Исполнительское мастерство руководителя и его профессиональный показ обычно восхищает детей и вызывает у них стремление подражать ему. Поэтому педагог должен обладать достаточно выразительным и грамотным показом. Наглядный метод в обучении детей, а особенно младших классов, имеет решающее значение. Они воспроизводят ту методику исполнения движений, которую им показал преподаватель, и впитывают как выразительный и грамотный показ, так и возможные его ошибки. Дети подражают педагогу в характере и манере исполнения движений, копируют постановку рук, головы и корпуса. По исполнению детей часто можно определить уровень знаний педагога и стиль его работы. Именно поэтому при наглядном показе следует быть предельно внимательным, дабы исключить недочеты, которые могут проявиться в исполнительстве.

Критерии оценочной деятельности детей

Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам педагог, который с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность оценивает творческую деятельность обучающихся.

Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного.

Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается.

А поскольку танец - творчество коллективное и, если коллектив с удовольствием работает и отдыхает, то его деловое и неформальное общение «здоровое». Если зритель стремиться посмотреть выступления танцевальной группы «Каприз» в коллектив стремятся новые люди, чтобы стать его учениками, значит, творческий организм живет и развивается успешно.

Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие в районных и областных конкурсах. Беседуя с детьми об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками.

Формирование оценочной деятельности у детей в танцевальном объединении происходит по двум направлениям. Во - первых, благодаря изучению творчества Мастеров, во - вторых, в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие.Диагностика результатов ведётся лично педагогом с помощью Протокола результатов аттестации воспитанников.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

В процессе реализации программы в течение года педагог оценивает обучающихся по следующим показателям: осанка, выворотность, подъем стопы, танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок, координация движений, музыкально – ритмическая координация.

Осанка. Для занятий танцами кроме хорошего физического развития необходимо выработать правильную осанку. Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (вперед), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцово-копчиковый (назад). При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно, причем правая и левая части симметричны: углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие.

Выворотность – способность развернуть ноги (в бедре, голени и стопе) наружу. Она зависит от двух очень важных факторов. Во-первых, от строения тазобедренного сустава. Чем глубже головка бедренной кости входит в вертлужную впадину, а связки, фиксирующие бедренную кость в вертлужной впадине, жестче, тем меньше выворотность ног, и наоборот. Во-вторых, выворотность связана со строением ног. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам. К этому времени носки стоп у ребенка оказываются повернутым либо наружу, либо внутрь (косолапость). Поэтому очень важно не упустить момент и успеть исправить недостаток.

Подъем стопы – изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема (высокий, средний, маленький) находится в прямой зависимости от строения стопы и эластичности связок.

Танцевальный шаг – способность свободно поднимать ногу на определенную высоту в сторону, назад, вперед при выворотном положении обеих ног.

Гибкость тела зависит от гибкости позвоночного столба. Степень подвижность определяется строением и состоянием позвоночных хрящей.

Прыжок, его высота и легкость зависят от силы мышц, согласованности всех частей тела (сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного голеностопного, стопы и пальцев).

Координация движений.
Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную:
- для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.
- для мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).
- двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).
- музыкально – ритмическая координация – это умение согласовывать движение частей тела во времени и пространстве под музыку.

Хореографические термины

Adagio (ит. «Адажио»- медленно, спокойно, не спеша): в балете одна из форм танца (в основном дуэта), где используются поддержки балерины партнером при исполнении медленных и быстрых движений, поз, вращений, подъемов.

Adagio – медленная часть pas de deux, grand pas, pas d'action. В уроке классического танца у станка и на середине - танцевальная композиция, состоящая из плавных движений, устойчивых поз, поворотов, вращений. В adagio вырабатывается устойчивость, координация, сила и гармония движений. Основные элементы: developpes, releves, grand rond de jambe, grand fouette renverses, вращения в различных позах на одной ноге и т.д.

Allonge (аллонже - удлиненный) - удлиненная позиция руки.

Ballotte- раскачивание. Прыжок с продвижением вперед или назад, во время которого вытянутые ноги задерживаются в пятой позиции, корпус отклоняется от поднятой ноги. Затем движение исполняется в обратном направлении.

Battement tendu (тянуть, натягивать)- движение, при котором нога из позиции, вытягиваясь в подъеме, отводится вперед, в сторону и назад до вытянутого положения стопы и пальцев, а затем приводится обратно в позицию.

Battement tendu jete (jete - бросать) то же, что и battements tendu, но нога из позиции, скользя по полу, чуть приподнимается (примерно на 25 градусов) над полом, а потом возвращается обратно в позицию.

Battement developpe - работающая нога с вытянутыми пальцами скользит по опорной до колена и открывается вперед, в сторону, или назад.

Changement de pieds (шанжман де пье - "перемена ног") Прыжок с двух ног на две из 5 позиции в 5, с обязательной переменой ног.

Croise (круазе - от слова "скрещивать") поза классического танца со скрещенным (закрытым) положением ног.

Demi (деми - половина) термин, указывающий, что исполняется половина движения, например, demiplie - полуприседание, demironddejambe - половина круга ногой.

Ecarte (экарте - раздвинуть) поза кл.танца (a laseconde), развёрнутая по диагонали вперёд или назад, корпус чуть отклонён вперёд или назад, голова резко повёрнута в профиль, поднятая рука соответствует поднятой ноге, другая рука отведена в сторону.

Echappe (эшапе - вырваться, выйти из) прыжок с двух ног на две из первой, третьей или пятой позиций во вторую или четвёртую.

Efface (эфасе - от слова "сглаживать") поза кл.танца с развернутым (открытым) положением ног.

Epaulement (эпольман - от "эполь" - плечо) поза кл.танца, при кот. корпус повёрнут в одну из сторон, по отношению к enface.

En dedans (ан дедан - вовнутрь): 1. Направление движения работающей ноги, описывающей дугу назад - в сторону - вперед, то есть вовнутрь, к опорной ноге. 2. Направление вращения в пируэтах, турах и движениях, исполняющихся с поворотом (entournant) по направлению к опорной ноге.

En dehors (ан деор - наружу). 1.Направление движения работающей ноги, начинающей описывать дугу вперед - в сторону - назад, то есть наружу от опорной ноги. 2.Направление вращения в турах и пируэтах от опорной ноги к работающей.

En face (ан фас - напротив) термин показывает, что исполнитель обращен лицом к зрителю.

En l'air (ан л'эр - в воздухе) термин, указывающий на то, что движение одной или обеими ногами исполняется в воздухе. Например: ronddejambenl'air (круг ногой в воздухе).

Entournant (ан турнан - в повороте).Движение исполняется одновременно с поворотом всего тела. Поворот может быть полным или неполным, в зависимости от задания.

Fondu (фондю - таять). Тающее движение.

Frappe(фрапе - ударять) одна из форм battements резкое движение ногой с акцентом "от себя".

Grand(гран - большой) - термин, определяющий величину движения: максимальную глубину приседания (grandplie) высоту прыжка (grandchangementdepied) и т.д.

Jeteentrelace - вид перекидного жете, прыжка с одной ноги на другую с поворотом, во время которого ноги поочередно забрасываются в воздух, как бы переплетаясь, при этом одна нога забрасывается вперед, а другая после полуоборота в воздухе, - назад, за себя.

Passe - (пассе - проводить) путь работающей ноги при переходе из позы в позу, на уровне surlecoup-de-pied или tire-bouchon, или через первую позицию.

Pas de bourree (па де буре) мелкие движения, переступания с ноги на ногу. Pas couru - легкий сценический бег, suivi - беспрерывный, связанный.

Petit (пти - маленький) обозначение некоторых движений, например petitbattement и т.д.

Port des bras (от порте - носить и бра - руки) правильное прохождение рук через основные позиции, закругленные (arrondi) или удлиненные (allonge)с участием поворотов или наклонов головы, а также перегибаний корпуса.

Preparation(препарасьон - приготовление) подготовительное движение.

Releve(релеве - поднимать) 1. Подъем на полупальцы, или пальцы. 2. Медленныйподъёмноги (Battement releve lent) 3. Preparation ктурам, пируэтам.

Saute (соте - прыгать). Прыжок с двух ног на две, с сохранением в воздухе и при приземлении первоначальной позиции.

Sur le coup-de-pied (сюрлё ку де пье - на щиколотке, "на шейке стопы") положение стопы рабочей ноги на опорной.

Temps leve (тан леве - поднимать) Прыжок одной ногой, с возвращением на неё же, без продвижения, преимущественно сохраняя заданную позу.

Tombe (томбе - падать) движение с падением на рабочую ногу.  

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предполагает три уровня освоения: стартовый, базовый и продвинутый. Это обусловлено тем, что на первом и втором году обучения у ребенка сохраняется "зона неопределенности": он может поменять коллектив, изменить профиль своей деятельности, если в этом есть необходимость. На третьем году обучения дети включаются в художественно-постановочную работу, принимают участие в конкурсах, концертах, фестивалях. Оценивается результат их деятельности, который связан с их активностью, поиском, творческим ростом.

Для успешной реализации программы необходима материально-техническая, методическая и кадровая база:

  • специализированный хореографический зал (зеркала, станки, ковровые дорожки и т.д.);

  • музыкальное обеспечение: (концертмейстер, музыкальный инструмент, музыкальное сопровождение на различных носителях);

  • сценические и тренировочные костюмы, специализированная танцевальная обувь (для девочек: гимнастический купальник, юбочка шифоновая, «чешки», белые носки, лосины, волосы должны быть собраны в пучок; для мальчиков: футболка белого цвета, шорты темного цвета, белые носки, «чешки»);

  • грим, аксессуары;

  • декорации для сюжетных танцев.

v. литература

Народный танец
  1. Богданов Г. Самобытность русского танца. – М.:МГУК, 2003 г.

  2. Климов А. Основы русской народной хореографии.-М.:МГУК,1981г.

  3. Климов А. Основы русского народного танца.- М.:МГИК, 1994 г.

  4. Заустин К., Климов А. – «Народно сценический танец». -1976 г.

  5. Устинова Т. «Избранные русские народные танцы».- М; 1996 г.

  6. Хворост И. Белорусские народные танцы. - Минск , 1997 г.

Ритмика и развитие авторской выразительности
  1. Барышникова Т. Азбука хореографии - М; «Рольф»,2001 г.

  2. Богданов Г. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения – М., 2008 г.

  3. Вербитская А. Основы сценического движения. – М; 1983 г.

  4. Ветлугана И. Музыкальное развитие ребенка – М; 1976 г.

  5. Кок И. Основы сценического движения – Л; 1970 г.

  6. Котельникова Е. Биомеханика хореографических упражнений. – М, 2008г.

  7. Лукьянова Е. Дыхание в хореографии. Учебное пособие – М; 1979 г.

Классический танец
  1. Базарова И. Азбука классического танца. Изд. 2-е Л; 1983г.

  2. Ваганова Л. Основы классического танца. 1980 г.

  3. Тарасов Н. Классический танец. М; 1971, 1981 г.

  4. Ярмолович Л. Классический танец. Методическое пособие – Л; 1986 г.

Литература для обучающихся и родителей

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. - СПб.: "ЛЮКСИ", "РЕСПЕКС", 1996.

  2. Смит, Л. Танцы. Начальный курс [Текст]/ Л. Смит. - М:. Астрель, 2001.

  3. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Методика преподавания хореографии: http//excentrika.ru/dances/metodika

  2. Все из мира танца - https://ru-ru.facebook.com/plie

  3. Факторы, которые учитываются при отборе детей для занятий хореографией - http://balletpro.narod.ru/school.html

  4. Упражнения для развития танцевального шага - http://studentsrl.ru/page508.html