МБОУ « Междуреченская средняя школа № 6»
Муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области
Т е а т р
« Кудесники»
Программа
дополнительного образования
для детей 8-10 лет
Модифицированная
Автор – составитель: А. Д. Крутенкова ( Волгоград, изд-во « Учитель», 2009 год)
Составитель: Омельченко Алла Васильевна, учитель начальных классов.
п.Междуреченский
2022
Пояснительная записка
Программа рассчитана на детей 8- 10 лет.
Программа разработана на основе:
программы общеобразовательных учреждений « Театр. 1 – 11 классы», рекомендованной Главным управлением общего среднего образования Министерства образования и науки РФ ( М., Просвещение, 1995 ) ;
личного опыта.
Форма работы: коллективная и индивидуальная.
Срок реализации программы – 3 года.
Театр заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребёнка. Эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети чувствуют радость и удовлетворение от своей деятельности, если процесс творчества вызывает у них хорошее настроение.
Театр – это ещё и целый мир новых слов, отношений, понятий, которые в обыденной жизни не используются.
Актуальность программы. Основной вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста- игра, особенно ролевая. Именно в игре развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Самый скромный ребёнок забывает об условностях, пробует, на что он способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи – залог будущих больших побед. Ребёнок перестаёт бояться учителей на уроке, превращается в прекрасного оратора, учится владеть своим голосом, мимикой, телом, поведением. Ребёнок начинает думать, мыслить, предлагать свои идеи. Так театр становится стартовой ступенькой для формирования успешности.
Театр « Кудесники» - это творческий коллектив ребят, основной деятельностью которых является игра. Работа театра включает в себя выступления на концертах, разработку художественных номеров, внедрение проектной деятельности. Здесь проявляется самостоятельность ребят, сплачивается коллектив.
Цель учебного процесса в театре « Кудесники» : формировать навыки сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самопрезентации, самореализации через занятия, постановку спектаклей, проектную деятельность.
Задачи :
заложить основы коллективных отношений через совместную деятельность, учитывая индивидуальность каждого ребёнка;
вовлечь родителей в совместную деятельность;
развивать технику и культуру речи;
формировать готовность к творчеству;
развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию, смелость, находчивость.
Модель ожидаемого результата: раскрепощённый, общительный человек, владеющий словом и телом, владеющий своими эмоциями, готовый к творческой деятельности в любой области.
Предполагаемые результаты и способы их проверки
Внешний результат:
- показ спектаклей, художественных номеров;
- участие в фестивалях детского творчества разных уровней.
Внутренний результат- развитие устойчивых личностных качеств детей. Это: - навыки сотрудничества;
навыки самопрезентации;
творческая активность;
стремление к самореализации;
эмоциональная гибкость;
трудолюбие;
толерантность;
способность к адекватной самооценке;
совокупности интеллектуальной, личностной, коммуникативной, рефлексивной, деловой, эмоциональной компетентностей в совокупности.
Способы проверки:
видеосъёмка;
фотосъёмка;
отзывы зрителей;
рисунки зрителей.
Основные направления работы:
создание спектаклей;
создание художественных номеров;
конкурсы;
выступления на детских праздниках;
создание летописи театра.
Содержание программы
Раздел программы | Содержание | Предполагаемые результаты |
Сценическая речь Ритмопластика Театральная игра Прикладное творчество Проектная деятельность Основы театральной культуры Культура общения | Развивать речевое дыхание , правильную артикуляцию, дикцию на материале скороговорок и стихов; Пользоваться интонациями, выражающими основные чувства ( радость, грусть, удивление и т.д.); Учить подбирать рифмы к заданным словам; Учить находить ключевые слова в отдельных предложениях и выделять их голосом. Учить строить диалог; Формировать чёткую и правильную речь. вырабатывать пластику движений, учить передавать настроение позой, движением; учить передавать информацию пантомимой. Снимать зажатость и скованность; Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, воображение, образное мышление, способность верить в любую воображаемую ситуацию ( превращать и превращаться); Сочинять этюды по сказкам. Учить создавать костюмы из подручного материала; учить создавать простейшие декорации и использовать их во время спектакля; развивать воображение. Формирование коммуникативных и социальных компетенций в интеллектуальной, гражданско- правовой, социальной, культурной, информационной сферах; Владение устным и письменным общением. Помочь ребёнку осознать и проявить свою творческую индивидуальность, сохранить её в условиях коллективной творческой деятельности; Знакомить детей с театральной терминологией, профессиями, видами театрального искусства; Воспитывать культуру поведения в театре. Создать атмосферу радости детского творчества, сотрудничества; Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. | Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шёпотом, беззвучно; Строить простейший диалог между героями сказок, сочинять этюды по сказкам; Рассказывать сказку от имени разных героев; Подбирать рифмы; Выделять голосом ключевые слова. Уметь двигаться по сцене, передавать характер и настроение героя в движении. пантомимой. Воображать и верить в сценический вымысел; Уметь менять своё отношение к действиям, месту, предметам и партнёрам по игре; Уметь одни и те же действия выполнять в разных ситуациях по- разному. Знать простейшие способы изготовления театральных костюмов и декораций( изготовление масок из папье- Маше и т.п.) Ориентироваться в окружающей обстановке Знать театральные профессии, кто создаёт спектакль, Знать правила поведения в общественных местах. Адекватно реагировать на поведение окружающих; Оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными; Быть коммуникабельными и уметь общаться. |
Планирование работы на 2020- 2021уч. год
№ п/п | Тема занятия | Задачи занятия | Дата |
1. 2-5. 6- 8. 9-10. 11. 12-16. 17. 18. 19-20. 21- 25. 26. 27- 32. 33. 34. | Вводное занятие. Чем мы будем заниматься на кружке. Что такое театр? Упражнение в сценической речи. Создание и разыгрывание сценических этюдов. Упражнение в ритмопластике. Знакомство с мини – спектаклями « Друзья», «Теремок». Подготовка спектакля к представлению. Репетиции. Представление для родителей. Представление в детском саду. Сценическая речь. Театральная игра. Ритмопластика. Знакомство со спектаклем « Козочка» по мотивам русской народной сказки. Репетиции. Спектакль для родителей. Итоговое занятие. Поход. | Создать условия для естественного желания заниматься в театральном кружке; Вызвать интерес к театральной деятельности. Учить правильному дыханию, артикуляции на основе скороговорок; Развивать умение пользоваться различными интонациями; Снимать скованность; Развивать наблюдательность, внимание; Уметь одни и те же действия выполнять по- разному в зависимости от ситуаций. Учить владеть своим телом и эмоциями; Учить действовать согласованно . Выбрать спектакль, распределить роли с помощью детей; познакомить с театральными профессиями. Определить характер героев и их поведение в предложенных ситуациях. Учить правильному сценическому поведению; Продумать и подготовить костюмы, декорации. Учить быть ответственными, Создавать ситуацию успеха. Создавать ситуацию успеха. Развивать культуру общения; Сочинять и разыгрывать этюды. Импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок; Развивать умение подбирать рифмы, сочинять истории на заданную тему. Распределить роли, определить характер действующих лиц, манеру их поведения в предложенных ситуациях. Отрабатывать умение работать в коллективе, чувство ответственности за порученное дело учить находить выход из неожиданной ситуации. Создавать ситуацию успеха. Учить быть коммуникабельными и уметь общаться. | |
Учебно- тематический план
№ п\п | Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теоретические часы | Практические часы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Сценическая речь. Ритмопластика. Театральная игра. Прикладное творчество. Проектная деятельность. Основы театральной культуры. Культура общения. | 20 15 40 12 5 5 5 | 5 5 10 4 2 2 2 | 15 10 30 8 3 3 3 |
Итого | 104 | 33 | 69 |
Литература:
А.Д. Крутенкова « Кукольный театр»- Волгоград:Учитель, 2009.
О. Безымянная « Школьный театр»- М.: Рольф, 2001.
Л.И.Жук « Начинающим актёрам»- Минск: ООО « Красико- принт», 2001.