СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
мвпмкеир птиапт птиа п.и е п и еслдывда
Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 2
1.1 Пояснительная записка 2
1.2 Цели и задачи программы 4
1.3 Содержание программы обучения 6
1.3.1 Учебный план 7
1.4 Планируемые результаты реализации программы 10
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 12
2.1. Календарный учебный график 12
2.2 Условия реализации программы 12
2.3 Формы аттестации 13
2.4 Оценочные материалы 13
2.5 Методические материалы 15
2.6. Воспитательный компонент 19
2.7 Список литературы 21
Приложения………………………………………………………………………………24-34
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативная база - Рабочая программа кружка « Театральный кружок «ЛУКОМОРЬЕ»» 3-4 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:
Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)
Локальные акты учреждения.
Данная программа дополнительного образования относится к программам художественной направленности.
Уровень освоения содержания образования- базовый.
- Актуальность программы. Обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
В период психологической адаптации ребёнка в школе у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления, именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого либо персонажа. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.
Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
- Отличительные особенности программы- массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
- Адресат программы Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 9-10 лет. В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
-. Возрастные особенности обучающихся Младший школьный возраст является периодом интенсивного психологического развития. В этом возрасте внимание носит непроизвольный характер. Подобие соотнесение произвольной и непроизвольной формы отличается в отношении такой психической функции как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра. В этом возрасте расширяет возможности с внешней средой способствует его освоению, служит вместе с мышлением и средством познания.
Комплектование кружка производится только на добровольных началах без ограничения и отбора детей в возрасте 9-10 лет. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью 15 человек.- Срок реализации программы и объём программы -
Программа рассчитана для учащихся 3-4 классов, на 1 год обучения.
На реализацию театрального кружка «ЛУКОМОРЬЕ» отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Занятия проводятся по 40 минут .
- Направленность программы театрального кружка по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной,
- Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский язык
-Особенности реализации программы - массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
- Уровень освоения программы –базовый уровень
- Форма обучения – Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Она знакомит учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
Проводятся ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся,
- Форма организации: группа 15 человек .Состав группы – постоянный.
- Режим занятий – 2 раза в неделю .Для обучающихся продолжительность занятия составляет 45 минут, а для обучающихся с ОВЗ не превышает 30 минут..
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции.
Объем программы:68 часов
Срок освоения программы: 1 год.
- Форма организации занятий - групповые , индивидуально –групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются:театральные игры,конкурсы,викторины,беседы,спектаклипраздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, просмотр спектаклей в ДК. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы
Типы занятий: занятие сообщения и усвоения новых знаний; занятие повторения и обобщения полученных знаний; занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков; занятие применения знаний, умений и навыков; комбинированное занятие.
- Методы обучения – Репродуктивный, иллюстративный, проблемный, эвристический, наблюдение, упражнение, поощрение, объяснение, личный пример.
Кроме этих методов обучения в работе применяются театральные методы:
Показа;
Подсказа;
Рассказа;
Метод действенного анализа.
1.2 Цели и задачи программы
Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению, превратить эти навыки в норму общения;
Развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству. Помочь ребенку в самореализации и самопроявлении в творчестве и общении.
Задачи:
Обучающие: 1.Знакомство детей с различными видами театра.
2.Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3.Совершенствование артистических навыков детей.
4.Развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
5.Через театр прививать интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи
Развивающие: 1. Прививать любовь к сценическому искусству.
2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей.
3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами
Воспитывающие:
1.Способствовать личностному росту .позитивного и оптимистического отношения к жизни;
2. Воспитывать потребность в осуществлении художественной деятельности; формирование позитивных ценностных ориентаций (активная жизнедеятельность, исполнительность, ответственность, уверенность в себе)
3. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками.
4. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
10)Формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
Метапредметные:
1)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
3) освоение начальных форм личностной рефлексии;
4) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
5) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
6) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
7) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
1.3 Содержание программы обученияТеория: 15 часов; практика: 53 часа. Всего 68 часов: 68 занятий.
Раздел1. Вводное занятие – 1ч
Тема 1.1Инструктажи по ТБ. Правила поведения.
Раздел 2.– Основы театральной культуры 7 часов.
Тема 2.1. Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства -2ч
Тема 2.2: Пьеса – основа спектакля. Выбор пьесы. Расширение кругозора учеников -2ч
Тема 2.3 Кто такой драматург? Беседа о профессии драматурга – 1ч
Тема 2.4 Читка и обсуждение пьес. Воспитание художественного вкуса – 2ч
Раздел 3. Театральная игра – 12 часов.
Тема 3.1. От игры до спектакля - 2ч
Тема 3.2.Ролевые игры. Научить детей примерять на себя другие роли -2ч
Тема 3.3. Ролевые игры Научиться договариваться между собой – 4ч
Тема 3.4 Задание на импровизацию. Проигрывание различных жизненных ситуаций -4ч
Раздел 4 . Ритмопластика – 16 часов.
Тема 4.1.: Тренинг- 4ч
Тема 4.2. Пластическое решение роли -4ч
Тема 4.3. Работа над конкретными образами героев -8 ч
Раздел 5. Культура и техника речи – 16 часов.
Тема 5.1. Речевой тренинг – 8 ч
Тема 5.2. Работа над речью героя -8ч
Раздел 6 . Сценическое действие – 16 часов.
Тема 6.1 Работа над спектаклем -6ч.
Тема 6.2 Репетиция -9ч.
Тема 6.3. Показ спектакля или открытого занятия зрителям. -1 ч
Понятие мизансцены. Использование костюма, реквизита, декораций для постановки спектакля. Репетиции и показ работы зрителям.
В данной программе используются следующие виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность
2) познавательная деятельность 3) проблемно-ценностное общение 4) досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение) 5) художественное творчество 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Данные виды деятельности реализуются через формы: аудиторные занятия проводятся по «Основам театральной культуры» в форме беседы. внеаудиторные: игры, тренинги посещение спектаклей, репетиции, сценические показы, инсценировки, экскурсии.
Раздел 2.Основы театральной культуры (7 ч.)
Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре.: Пьеса – основа спектакля. Кто такой драматург? Выбор пьесы. Расширение кругозора учеников. Воспитание художественного вкуса. Беседа о профессии драматурга. Читка и обсуждение пьес.
Раздел 3. Театральная игра (12 ч.)
Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников.
Раздел 4. Ритмопластика (16 ч.)
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкально-пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.
Раздел 5. Культура и техника речи (16 ч.)
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.
Раздел 6 . Сценическое действие( 16 ч.)
Работа над спектаклем (6 ч.)
Репетиционные занятия - работа над спектаклем.
1 этап – Ознакомительный
Цели:
Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
Распределить роли персонажей между детьми
2 этап - Репетиционный
Цели:
Научить детей репетировать сказку по частям
Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
3 этап - Завершающий
Цели:
Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
Научить детей чувствовать ритм спектакля
Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап - Генеральная репетиция
Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
1.5. Учебный план
№ п/п | Название модуля, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||
1 | Раздел1. Вводное занятие | 1 | 1 | | Опрос, | ||||
2 | Раздел 2. Основы театральной культуры | 7 ч. | 3ч. | 4ч. | опрос, | ||||
2.1 | Знакомство с театральной терминологией Особенности театрального искусства | 2ч | 1ч | 1ч | опрос, | ||||
2.2 | Пьеса – основа спектакля. Выбор пьесы. | 2ч | 1ч | 1ч | игра,беседа | ||||
2.3 | Кто такой драматург? Беседа о профессии драматурга | 1ч | 1ч | | опрос, | ||||
2.4 | Читка и обсуждение пьес. Воспитание художественного вкуса . | 2ч | | 2ч | игра, пантомима работа с текстом | ||||
3 | Раздел 3. Театральная игра | 12ч | 4ч | 8ч | | ||||
3.1 | От игры до спектакля | 2ч | 1ч | 1ч | игра | ||||
3.2 | Ролевые игры. Научить детей примерять на себя другие роли | 2ч | 1ч | 1ч | игра | ||||
3.3 | Ролевые игры Научиться договариваться между собой | 4ч | 1ч | 3ч | пантомима | ||||
3.4 | Задание на импровизацию. Проигрывание различных жизненных ситуаций | 4ч | 1ч | 3ч | этюд | ||||
4. | Раздел 4 Ритмопластика | 16ч | 3 | 13 | | ||||
4.1 | Тренинг | 4ч | 1ч | 3ч | тренинг | ||||
4.2 | Пластическое решение роли - | 4ч | 1ч | 3ч | репетиции | ||||
4.3 | Работа над конкретными образами героев | 8ч | 1ч | 7ч | | ||||
5 | Раздел 5 Культура и техника речи | 16ч | 2ч | 14ч | опрос, | ||||
5.1. | Речевой тренинг | 8ч | 1ч | 7ч | тренинг | ||||
5.2. | Работа над речью героя | 8ч | 1ч | 7ч | стих, проза | ||||
6 | Раздел 6. Сценическое действие. | 16ч | 2ч | 14ч | беседа, , | ||||
6.1 | Работа над спектаклем | 6ч | 2ч | 4ч | мизансцены | ||||
6.2 | Репетиция | 9ч | | 9ч | репетиции | ||||
6.3 | Показ спектакля или открытого занятия зрителям | 1ч | | 1ч | премьера | ||||
Итого | 68ч | 15 | 53 | |
Описание каждой темы/раздела в соответствии с учебным планом
Раздел 1. Вводное занятие
Теория:1Инструктажи по ТБ. Правила поведения
Раздел 2. Основы театральной культуры
Тема 2.1 Знакомство с театральной терминологией Особенности театрального искусства
Теория: Знакомство с театральной терминологией.. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены.
Практика: Подвижные игры. Мы пришли в театр. Импровизация. Разыгрывание и постановка этюдов. Артикуляционные гимнастики.
Тема 2.2 Пьеса – основа спектакля. Выбор пьесы.
Теория: Что такое пьеса.
Практика: Чтение пьес. Разбор реплик. Выбор пьесы . Постановка этюдов. Читка пьес
Тема 2.3 Кто такой драматург? Беседа о профессии драматурга
Теория: Дать понятие драматург. Знакомство с знаменитыми драматургами.(презентация)
Практика: Читка пьес. Постановка этюдов. Игры на внимание. Игра «Назови драматурга»
Тема 2.4 Читка и обсуждение пьес. Воспитание художественного вкуса
Практика: Чтение пьесы учителем и хорошо читающими детьми. Обсуждение героев пьесы, разыгрывание сцен из пьес. Артикуляционные гимнастики.
Раздел 3. Театральная игра
Тема 3.1 От игры до спектакля
Теория: Знакомство с правилами постановки спектакля. Что необходимо уметь и знать ,чтобы поставить спектакль.
Практика: Этюды постановочные. Мизосцены.
Тема 3.2 Ролевые игры. Научить детей примерять на себя другие роли
Теория: Какие бывают ролевые игры. Умение перевоплощения в героя.
Практика: ролевые игры. Игры на развитие памяти, внимания.
Тема 3.3. Ролевые игры Научиться договариваться между собой
Теория: Беседа « нужно уметь договариваться между собой» просмотр мультфильма про кота Леопольда. Учить не ссориться.
Практика: Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров.
Тема 3.4. Задание на импровизацию. Проигрывание различных жизненных ситуаций
Теория. Просмотр видео роликовпро разные жизненные ситуации.
Практика: ролевые игры Диагностика творческих способностей воспитанников.
Раздел 4 Ритмопластика
Тема 4.1 Тренинг
Теория. Тренинг –что это. Тренинг правильных движений. Ритмопластика
Практика: Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
Тема 4.2 Пластическое решение роли -
Теория. Как можно показать животное в сказке. Ритмопластика
Практика: Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии.
Тема 4.3 Работа над конкретными образами героев
Теория. Разбор образов героев. Учить видеть главное отличие.
Практика: Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.
Раздел 5 Культура и техника речи
Тема 5.1 Речевой тренинг
Теория. Как нужно правильно дышать во время выступления. Правильно произносить звуки, слова, ударения в словах и логические ударения.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса.
Тема 5.2 Работа над речью героя
Теория. Разбор образов героев. Учить видеть главное.
Практика: Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.
Раздел 6. Сценическое действие.
Тема 6.1 Работа над спектаклем
Теория Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы).Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры
Практика: Распределить роли персонажей между детьми. Подготовка костюмов и декораций.
Тема 6.2 Репетиция
Практика Репетиции спектакля. (групповые, индивидуальные)
Тема 6.3. Показ спектакля или открытого занятия
Практика Показ спектакля или открытого занятия
1.4 Планируемые результаты реализации программыЛичностные результаты
Учащиеся научатся
1.1правилам поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
1.2 различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
1.3 чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
1.4 рассказывать наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся будут уметь
1.5 владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
1.6 действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
1.7 произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
1.8 произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
1.9 произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
1.10 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
1.11 подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
.Личностные результаты:
2.1 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
2.2 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
2.3 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
3.1 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
3.2 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
3.3 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
3.4 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
4.1 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
4.2 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
4.3 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
5.1. включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
5.2. работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
5.3. обращаться за помощью;
5.4. формулировать свои затруднения;
5.5. предлагать помощь и сотрудничество;
4.6. слушать собеседника;
5.7. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
5.8. формулировать собственное мнение и позицию;
5.9. осуществлять взаимный контроль;
5.10. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график указать год обучения
Начало учебных занятий для обучающихся (в текущем учебном периоде)
Окончание (в текущем учебном периоде)
Продолжительность учебного года 34 н.
Количество часов в год 68 ч.
Продолжительность и периодичность занятий: 2 раза в неделю по 40 минут
Промежуточная аттестация: пьеса
Выходные дни: суббота, воскресенье
Объем программы: 68 ч.
Срок освоения программы: 1 год
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проходят в кабинете № 5, расположенного в МКОУ «Брединская СОШ № 97»(маленькая школа) на 2 этаже.
Для реализации программы имеется:
2.2. Условия реализации программы театрального кружка «ЛУКОМОРЬЕ»
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование основного оборудования | Количество |
| ноутбук с выходом в Интернет | 1 |
| проектор | 1 |
| экран | 1 |
| Принтер, сканер, ксерокс(3 в 1) | 1 |
| музыкальная фонотека мобильное звуковое оборудование, фонотека театральных шумов и музыки, детские музыкальные инструменты; | |
| столы | 12 |
| стулья | 24 |
| ширма | 2 |
| гримировальные принадлежности (краски для лица, театральный грим, средства постижа (парики, усы, бороды и т.п.); | |
| сценические аксессуары (ткани, баннеры, декорации, костюмы, реквизит); | |
| пальчиковые куклы | 15 |
| гигиенические и медицинские принадлежности, аптечка для оказания первой медицинской помощи. | 3 |
7. | декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок | |
8. | Электронные презентации «Правила поведения в театре» «Виды театрального искусства» | 2 |
9. | Маленькие зеркала(для артикуляционной гимнастики) | 15 |
10. | Диски с мультимедийным материалом | 12 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
-Видеопрезентации
Наглядное пособие
Разработки творческих заданий, актерских упражнений, этюдов
методические пособия по сценическим этюдам, по сценическому движению
Видео
Методическое пособие по теме «Театральный грим»
Разработки рекомендаций
Разработка упражнений
Кадровое обеспечение
Руководитель театрального кружка «ЛУКОМОРЬЕ» – Ломовцева Наталья Ивановна
Образование высшее «Магнитогорский государственный педагогический университет», квалификация «учитель начальных классов». Педагогический стаж работы – 36 лет. Квалификационная категория – высшая
2.3. Формы аттестации
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
2.4. Оценочные материалы (
Система контроля результативности обучения:
Система контроля результативности обучения включает в себя следующие формы и средства выявления, как: беседа, опрос, наблюдение, прослушивание на репетициях, Праздничные мероприятия, участие в фестивалях, концертах, конкурсах , анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности, а также открытые и итоговые занятия . По результатам которых дети получают грамоты и Дипломы для личного портфолио.
Этапы контроля
Существует 4 вида контроля учеников:
Входной контроль - проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива – изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребенка
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
- нет задатков к исполнительскому театральному творчеству - отсутствие навыка произвольного внимания - необходимость многократного повторения материала - замкнутость, психологическая зажатость - быстрая утомляемость | - наличие интереса к обучению при отсутствии специальных способностей - существует первоначальный навык произвольного внимания - постепенное усвоение материала - средняя утомляемость | - есть задатки к театрально- исполнительской деятельности и интерес к занятиям - устойчивый навык произвольного внимания - инициативность, активность в выполнении заданий - работоспособность, увлечённость |
Текущий контроль - проводится в течение года, возможен на каждом занятии
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, в конце полугодия, года
Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе – проверка освоения программы, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
| Средний уровень | Высокий уровень |
- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания - иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми - стесняется выступать перед своей группой - допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин - не принимает участия в открытых занятиях и выступлениях коллектива - низкая скорость решений - кривляется и смеётся во время исполнения этюдов | - положительная мотивация к занятию вообще увлеченность при выполнении упражнений - испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий - не активен в работе малых групп - испытывает стеснение в присутствии зрителей - пропускает занятия только по уважительной причине - средняя скорость решений - видит разницу между кривляньем и перевоплощением в игре | - устойчивая мотивация именно к театральному творчеству активность и увлеченность в выполнении заданий - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава - творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных за определенный период обучения - умение выполнять упражнения при зрителях-одноклассниках - пропускает занятия очень редко. |
Контрольно-измерительные материалы:
Опрос «Выразительные средства актѐра» (КИМ для определения уровня владения учащимися знаний по теме «Действия с воображаемыми предметами» .
Кроссворд «Театральная терминология – 1» (КИМ для определения уровня владения учащимися специальной терминологией на первом году обучения).
Контрольное практическое задание «Жесты» (КИМ для определения уровня освоения учащимися практических умений по теме «Пойми меня»).
Тест «Скороговорки» (КИМ для определения уровня владения учащимися знаний по теме «Мир сложных скороговорок»).
Задание «Театральная терминология – 2» (КИМ для определения уровня владения учащимися специальной терминологией).
Викторина «Как мы звучим» (КИМ для определения уровня владения учащимися знаний и практических умений по теме «Звучим мягко и свободно»).
Контрольные практические задания «Актѐрское мастерство» (КИМ для контроля практических умений учащихся по разделу программы «Актѐрское мастерство»).
Практики, технологии и методы проведения занятий
Информационно-коммуникационные технологии;
Технологии дистанционного и электронного обучения;
Групповые и индивидуальные методы обучения с описанием применения в процессе реализации обучающих, развивающих и воспитательных задач программы;
Словесные методы: объяснения, рассказ, замечание, указания;
Наглядные методы: показ упражнений, пособий;
Информационно-развивающие (рассказы, беседы, мастер-классы);
Практические (освоение умений и навыков по принципу «делай как я»);
Проблемно-поисковые (учащиеся самостоятельно ищут решение поставленных перед ними задач);
Творческие (развивающие игры, моделирование ситуаций, участие в досуговых программах);
Методы контроля и самоконтроля (самоанализ).
Формы обучения: индивидуальные, фронтальные, групповые. Беседы, лекции, игры, практические занятия, создание творческих работ, участие в районных, городских и Всероссийских конкурсах.
Дидактические материалы
Литература по темам занятий;
Наглядные пособия по темам (видеоролик «Культура зрителя» для раздела «Театральные игры», видеоролики «Я-театрал» для раздела «Музыкальное развитие»);
Подборка дидактических и ди.агностических материалов (Картотека со скороговорками для раздела «Культура и техника речи», Таблица с символами-подсказками для проведения самостоятельной разминки в разделе «Культура и техника речи», игры «идём в театр», «о чём рассказала театральная программа» для раздела «Театральные игры», игры «Муравьи», «кактус и ива», «пальма» для раздела «Ритмопластика»).
Оценка уровня развития
Критерии оценки: 11-15 высокий уровень 5-10 средний уровень 0-4 низкий уровень
Критерии оценивания | Уровни освоения программы | |
1.Основы театральной культуры | Высокий 3 балла: | Проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии. |
Средний 2 балла | Интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности. | |
Низкий 1 балл | Не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра. | |
2. Речевая культура | Высокий 3 балла: | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. |
Средний 2 балла | Понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики всех героев; выделяет и характеризует единицы литературного изведения. | |
Низкий 1 балл | Следит за сюжетом, поддерживает логику повествования. Знает главных и второстепенных героев, самостоятельно выделяет литературные единицы сюжета; запоминает, и пересказывает текст | |
3. Эмоционально-образное развитие | Высокий 3 балла: | Творчески применяет в спектаклях знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. |
Средний 2 балла | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и демонстрирует их в спектакле; использует мимику, жесты, движение. | |
Низкий 1 балл | Различает эмоциональные состояния, использует различные средства выразительности (мимику, жесты, пантомиму) | |
4.Основы коллективной творческой деятельности | Высокий 3 балла: | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. |
Средний 2 балла | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. | |
Низкий 1 балл | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. |
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются во время проведения творческих мероприятий: концерты, конкурсы,творческие показы родителям.
Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности
№ | Формы работы | Содержание работы |
1 | Слушание музыкальных произведений. Драматизация сказок, рассказов. Чтение скороговорок. Этюды на выражение эмоций, по условию. Составление рассказов из личного опыта. Составление рассказа по картине. | Слушание классических произведений (П.Чайковский, Шуберт, Моцарт) Музыкальные сказки, песни из мультфильмов и кинофильмов. «Лисичка со скалочкой», «Маша и медведь», «Снегурочка» Рассказы Драгунского, Н Носова. Скороговорки с различными звуками. «В гостях», «В лесу», «Один дома», «К нам гости пришли», «Настроение», «Обида». «Как я провел выходной день», «Мой лучший друг», «Что я видел на прогулке». |
Диагностическая карта
Дата проведения диагностики исследования
на начало года ____________
на конец года__________
Ф.И. | Основы театральной культуры. | Речевая культура. | Эмоционально-образное развитие | Основы коллективной творческой деятельности | Всего баллов | Уровень | |||||||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||||||
| | | | | | | | | | | | |
Результаты диагностики уровня развития детей
Начало года:
Высокий уровень______________ детей ________________%
Средний уровень______________детей ________________%
Низкий уровень_______________ детей ________________%
Конец года:
Высокий уровень______________ детей ________________%
Средний уровень______________детей ________________%
Низкий уровень_______________ детей ________________%
Дата:____________ Подпись____________/_____________
Начальная диагностика
Переставьте стул из одного конца комнаты в другой, как будто это:
А). Таз, до краёв заполненный водой;
Б). Словно вы идёте по минному полю;
В). Так, будто вы – балерина
Шкала оценивания по итогам выполнения практического блока заданий:
высокий уровень – ребёнок передает настроение, соответствующее заданию, быстро ориентируется при смене задания.
средний уровень – после толкования задания, подсказок и по прошествии некоторого времени ребенок передает нужное настроение;
низкий уровень – ребенок выполняет все задания с одинаковым настроением, не делая существенных различий ни в мимике, ни в жестах, ни в темпе, ни в движениях
Отрывок из стихотворения А.Барто «Зайка»
Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался зайка
. Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Нужно выразительно прочитать с заданной интонацией:
радостно
печально
испуганно
устало
обиженно
Ритмопластика
сначала танцевать обычно
танцевать сидя
танцевать без помощи ног
танцевать без помощи ног и рук
танцевать лицом (только с помощью мимики)
Инструкция: Для того чтобы наши занятия стали еще интересней и увлекательней, нам необходимо поделиться своими мыслями и идеями по поводу занятий в нашей театральной студии. Я предлагаю вам ответить на 8 вопросов, есть вопросы, открытые (нужно писать ответ самому), есть закрытые (нужно выбрать от 0 до 10 оценку, самая высокая -10, самая низкая-0).
Бланк опроса
| | |||||||||||||||||||||||||||
|
|
| Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно – исторических ценностей, развитие творческой активности; Социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях современной действительности. Способствовать развитию творческих способностей детей; Создание условий для развития социально - адаптивной, конкурентоспособной личности; Создание условий для формирования и развития ценностных отношений к окружающему миру . Способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, родной страны; Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, интеллектуального развития; Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции; Задачи: Воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде, честности и ответственности в деловых отношениях Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни. Вовлечение учащегося в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности. Выявление природных задатков, развитие творческого потенциала каждого ученика и реализация их в различных сферах деятельности; Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума. Продолжать формировать и развивать систему работы с родителями и общественностью. Развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества; Создание ситуации «успеха» для каждого ученика. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе Формирование общечеловеческих норм гражданской морали (доброты, взаимопонимания, милосердия и терпимости по отношению к людям), культуры общения; Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей. Формы воспитания: Беседа, практическое занятие, мастер – класс, творческая встреча, защита проектов, игра, экскурсия, тренинги. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. Условия воспитания: Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы. Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения (таблица). Таблица Календарный план воспитательной работы | |||||
№ | Мероприятие | Задачи | Форма проведения | Сроки проведения | Отметка об исполнении | |
1 | «Как вести себя в театре» | Прививать детям навыки культурного поведения в общественных местах. | Практикум | Сентябрь | | |
2 | Международный день пожилого человека | Привлечь внимание учащихся к проблемам людей пожилого возраста | Беседа | Октябрь | | |
3 | «День народного единства» | Воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма. | Презентация | Ноябрь | | |
4 | Нравственные идеалы | Формировать положительную оценку качества | Презентация | В течении года | | |
5 | «День матери» | Укрепление взаимоотношений в семье, повышение роли матери | Презентация | ноябрь | | |
6 | «Что такое человечность?» | Воспитать у детей понимание сущности сознательной дисциплины культуры поведения. | Презентация | Декабрь | | |
5 | «Одиннадцать способов ладить со всеми людьми» | Укреплять благоприятный климат в коллективе | Презентация | Январь | | |
6 | «Учимся быть добрыми» | Воспитывать такие нравственные качества, как доброта, сострадание;формировать бережное отношение к вещам. | Беседа | Февраль | | |
7 | «Легко ли быть хорошим?» | Формирование этических норм и правил поведения в социуме. Закрепление представления о нравственном поведении в социуме. | Презентация | В течении года | | |
8 | «Современные проблемы охраны природы» | Привлечь внимание детей к бережному отношению к природе | Презентация | Март | | |
9 | «Берегите природу!» | Формировать у учеников понимание ценности окружающего мира, чувство ответственности за свои поступки; | Игровая программа | Апрель | | |
10 | «Юные герои» | Воспитание интереса к истории своей страны | Презентация | Май | | |
11 | "Здоровье от самой природы". | Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. | Игровая программа | В течении года | |
Литература для педагога
Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие. - СПб. - Планета музыки, 2018
Аннушкин В.И. Техника речи [Текст]: учебное пособие / В. И. Аннушкин. - Москва: Флинта: Наука, 2013
Безымянная О. Школьный театр. - М.: Айрис Пресс, Рольф, 2001
Бруссер А.М. Основы дикции. Практикум. Учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2018
Бутенко Э.В. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. Учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2017
Вербицкая А.В. Основы сценического движения. - М.: ГИТИС, 1983
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2001
Ганелин Е.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие. Кафедра основ актѐрского мастерства. Санкт- Петербургская государственная академия театрального искусства. – СПб, 2002
Гиппиус, С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. Учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2017
Данилюк А.Я. Концепция духово-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвящение, 2011
Ершов А.П., В.М. Букатов. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя /А.П. Ершова, В.М.Букатов. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010
Кипнис Н.Ш. Актѐрский тренинг. Драма. Импровизация. Дилемма. Учебное пособие.
– СПб.: Лань, 2018
Педагогика дополнительного образования: мониторинг качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей: методические рекомендации/сост. А.М.Тарасова, М.М.Лобода; под общ. ред.Н.Н.Рыбаковой. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2009.
Полищук В. , Сарабьян Э. Большая книга актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по метод. величайших режиссеров. – М.: АСТ, 2015
Попова М.В. Психология растущего человека. Краткий курс возрастной психологии. М.: Сфера, 2002
Сарабьян Э. Актѐрский тренинг по системе Станиславского: Речь. Слова. Голос. Максимальная достоверность и убедительность. – (Серия «Золотой фонд актѐрского мастерства»). – М., 2017
Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001
Ульянов В. Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи. Лекции и практические занятия. – (Серия «Лаборатория творчества») (+CD). – СПб.: БХВ- Петербург, 2016
Черная Е. И. Основы сценической речи [Текст]: фонационное дыхание и голос: учебное пособие / Е. И. Черная. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета, 2012.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС, 2001
Электронные ресурсы для педагога
1.Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность. [Электронный ресурс] / В. А. Беликов // Научная электронная библиотека. – М., Издательство: «Академия Естествознания», 2010.
2.История моды, маски, куклы и театра. [Электронный ресурс] - Режим доступа: WWW.URL: http://maskball.ru/
3.Любимова Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся начальных классов [Электронный ресурс] / Ю. С. Любимова// Репозиторий БГПУ. – Минск, 2007
Литература для учащихся
1.Андрейчук Н. М.. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников. Учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2018
2.Антонова Е.В театре. Экскурсия за кулисы. - М.: Настя и Никита, 2018
3.Буренина А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля. Выпуск 1. (Учебно- методическое пособие с аудиоприложением). – М., Музыкальная палитра, 2002
4.Вольфе Б., Вольфе Н. Аквагрим. Двадцать пять необычных образов. – СПб.: АСТ- Пресс Книга, 2014
5.Ершова А., Букатов В. Актѐрская грамота – детям. – СПб., 2005.
6.Кондратенко А.П. Театр. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2016
7.Нищева Н.В. Весѐлая артикуляционная гимнастика. – СПб.: Детство-Пресс, 2017
9.Сухин И.Г. Весѐлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002
10.Шестакова Е.С. Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи. – СПб.: Питер, 2018
11Школьный театр. Классные шоу-программы – (Серия «Здравствуй школа»). - Ростов н/Д: Феникс, 2005
Электронные ресурсы для учащихся
1.Театрал. Театральные Новые Известия: журнал (Москва). [Электронный ресурс] - Режим доступа: WWW.URL: http://www.teatral-online.ru/
2.Театр : журнал о театре (Москва). [Электронный ресурс] - Режим доступа: WWW.URL: http://oteatre.info/
3.Драматешка: архив детских пьес. [Электронный ресурс] - Режим доступа: WWW.URL: http://dramateshka.ru/
Литература для родителей
1.Гиппенрейтер Ю.Б. Счастливый ребѐнок. – М.: АСТ, 2016
2.Гиппенрейтер Ю.Б. Чудеса активного слушания. – М.: АСТ, 2013
3.Любовь моя, театр. Программно-методические материалы. – (Серия «Библиотечка для
педагогов, родителей и детей»). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004
4.Москвина М. Учись видеть. Уроки творческих взлетов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014
5.Неволина Н.Н. Растите детей в родости. – Омск, 2016
6.Петерсон Л. Дети на сцене. Как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2007
7.Царенко Л. От потешек к пушкинсому балу. – М.: Линка-Пресс, 1999
8.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС, 2001
9.Яснов М.Д. «Большая книга эмоций». – М.: Клевер Медиа Групп, 2014
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Полезные ссылки по театральной деятельности:
Театр - особый мир (rodb-v.ru) виртуальная выставка книг, посвящённую Году театра, позволяющую расширить познания о некоторых аспектах этого вида искусства (для педагогов дополнительного образования и их учеников).
«Школьные театры» | ВЦХТ (vcht.center) всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий.
Театр своими руками. Кукольный, настольный, пальчиковый. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru) театр театрализованная деятельность.
Публикации по ключевому слову «театрализованная деятельность» (interactive-science.media)
Театральная деятельность. (xn--j1ahfl.xn--p1ai) сборник методических разработок и педагогических идей.
Каталог интернет-ресурсов в сфере культуры и искусства — Федеральный ресурсный информационно-аналитический центр художественного образования (rfartcenter.ru) федеральный портал системы образования в сфере культуры и искусств.
"Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО" (tmndetsady.ru) Творческий проект
Информационные ресурсы преподавания театральных дисциплин (cyberleninka.ru) Доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, зав. кафедрой режиссуры и продюсирования театрализованных шоу–программ, декан факультета режиссуры и продюсерского мастерства Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств.
rmc_modeli-shkolnyh-teatrov_maket.pdf (soiro64.ru) Обновление содержания дополнительного образования: примерные модели школьных театров : учебно-методическое пособие / С.В. Домникова, Е.А. Никифорова, И.Ю. Тащилкина, Л.М. Митрофанова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2022. – 80 с. ISBN 9-785-9980-0546-6
Проект по театральной деятельности "Где живет сказка" - Педагогические таланты России (xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai) Педагогические таланты России Всероссийский информационно-образовательный портал профессионального мастерства педагогических работников
innovacionniy_proekt_teatr.pdf (mdou12.ru) Инновационный образовательный проект «Развитие театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в цифровом пространстве ДОО»
Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики» (moluch.ru)
Взаимодействие жестов, мимики и речи в театрализованной деятельности дошкольников (imc-pr.spb.ru)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/04/19/master-klass-uprazhneniya-na-razvitie-mimiki-pantomimiki?ysclid=lbxy3y4xam Мастер - класс «Упражнения на развитие мимики, пантомимики, жестов по театрализованной деятельности (с помощью актерского тренинга)»
Мимика, актерское мастерство (самоучитель). Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
Использование этюдов на выразительность эмоций, мимики и жестов для успешной постановки детского спектакля | Мир дошколят (mirdoshkolyat.ru)
Развитие мимики у детей 4-5 лет с ЗПР через проведение театрализованных игр-пантомим | Коррекционная работа | ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА / ВСЕРОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ (vospitatelds.ru)
Детский театр - сказки, пьесы, сценарии (miroslava-folk.ru)
Планы, программы, методика, книги, консультации по театрализованной деятельности - Страница 2 (in-ku.com)
Театральные занятия (doshkolnik.ru) Всероссийское сетевое издание Дошкольник (ДОШКОЛЬНИК.РФ) - ЭЛ №ФС77-55754 выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Педагогический проект "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА". (xn--j1ahfl.xn--p1ai)
ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
«Актерский тренинг в детском театральном коллективе.» (art-talant.org)
Сборник игр, упражнений, этюдов, тренингов "Развитие актёрского мастерства и сценической речи" (infourok.ru)
Театральные тренинги | Сценарии для доу (xn----7sbnbqgznng5a0a.xn--p1ai)
Актерский тренинг для детей (krispen.ru)
Ирина Феофанова Актерский тренинг для детей. Актерский тренинг для детей: АСТ, Астрель; Москва; 2012 ISBN 978-5-17-069912-4, 978-5-271-30599-3
Сборник развивающих упражнений актерского тренинга для руководителей детских театральных кружков и студий. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)
Развитие актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики» (moluch.ru)
"Знакомство с театром" - виртуальная экскурсия - Воспитательная работа (easyen.ru)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Система мониторинга достижения учащимися планируемых результатов освоения программы.В течение учебного года с целью определения степени усвоения учащимися учебного материала, определения их готовности к восприятию новой учебной информации осуществляется текущий контроль. Для контроля усвоения учащимися учебного материала в процессе реализации программы проводится промежуточная (в конце первого полугодия и в конце учебного года) и итоговая аттестация (в конце третьего года обучения) учащихся.
Оценивание результативности программы осуществляется по двум группам показателей: учебным и личностным.
Учебные показатели фиксируют результаты, приобретенные ребѐнком в процессе освоения образовательной программы. К ним относятся:
Предметные: теоретическая подготовка (теоретические знания, владение специальной терминологией) и практическая подготовка (практические умения и навыки, предусмотренные программой, креативность в выполнении практических заданий).
Метапредметные:
коммуникативные навыки;
умение принимать и сохранять цели и задачи деятельности, искать средства еѐ осуществления, планировать пути их достижения;
самоконтроль.
Личностные показатели выражают изменения личностных качеств учащихся под влиянием занятий по программе. К ним относятся:
проявление эмоционально-ценностного отношения и интереса к театральному искусству;
социализированности учащихся, отношение к другим людям;
самооценка;
творческая активность;
осознанное отношение к личной безопасности.
Результаты диагностики фиксируются в индивидуальной карточке учащегося . Диагностика проводится с использованием педагогического наблюдения, тестирования, опроса, анализа практического задания, анализа портфолио, с применением специальных методик
Оцениваемые параметры (объекты мониторинга) | Уровень/Степень выраженности показателя | Число баллов | Оценочные процедуры (контрольно- оценочные средства) | |||
I. Учебные показатели: | ||||||
1. Предметные показатели | ||||||
1.1. Теоретическая подготовка | ||||||
Теоретические знания (соответствие теоретических знаний учащегося программным требованиям) | Пониженный - учащийся владел менее, чем ½ объѐма знаний, предусмотренных программой | 0-2 | Наблюдение, тестирование, опрос и др. | |||
Базовый - объѐм усвоенных знаний составляет более ½. | 3-7 | |||||
Высокий – освоил практически весь объѐм знаний, предусмотренных программой в конкретный период | 8-10 | |||||
Владение специальной терминологией (осмысленность и правильность использования специальной терминологии) | Пониженный уровень – учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины | 0-2 | Опрос, педагогическое наблюдение задания (кроссворд и др.), | |||
Базовый уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой | 3-7 | |||||
Высокий уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием | 8-10 | |||||
1.2. Практическая подготовка | ||||||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (соответствие практических умений и навыков программным требованиям) | Пониженный уровень – учащийся овладел менее, чем ½ предусмотренных умений и навыков | 0-2 | Анализ процесса деятельности (анализ работы учащегося на итоговом ценическом показе), педдагогическое наблюдение | |||
Базовый уровень – объѐм усвоенных умений и навыков составляет более ½. | 3-7 | |||||
Высокий уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой в конкретный период | 8-10 | |||||
Креативность в выполнении практических заданий | Пониженный уровень – учащийся выполняет лишь простейшие практические задания педагога, действеут по инструкции | 0-2 | Педагогическо е наблюдение | |||
Базовый уровень – выполняет действия на основе образца, иногда с небольшими вариациями | 3-7 | |||||
Высокий уровень – выполняет действия и практические задания, внося собственные вариации, импровизирует, проявляет активность | 8-10 | |||||
2. Метапредметные показатели | ||||||
Коммуникативные навыки | Пониженный уровень – учащийся включается в диалог, при групповой работе не активен, при распределении функций и ролеей нуждается в помощи из вне, недостаточно чѐтко формулирует высказывания, собственное мнение навязывает без аргументации, к совместной деятельности проявляет нейтральное или отрицательное отношение. | 0-2 | Педагогическо е наблюдение, Методика Г.А. Цукерман «Рукавички»* | |||
Базовый уровень – договаривается о распределениии функций и ролей в совместной деятельности, может сформулировать своѐ мнение, не всегда готов учитывать мнения, отличные от собственного, к совместной деятельности проявляет нейтральное или позитивное отношение. | 3-7 | |||||
Высокий уровень – договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходит к общему с партнѐрами по деятельности решению; формулирует и аргументирует собственное мнение учитывают мнения, отличные от собственных; к совместной деятельности проявляет позитивное отношение. | 8-10 | |||||
Умение принимать и сохранять цели и задачи деятельности, искать средства еѐ осуществления, планировать пути их достижения | Пониженный уровень – учащийся отвлекается, «упускает» поставленную перед ним цель деятелности, не участвует в работе по постановке целей, выполняет деятельность по заданному плану. | 0-2 | Педагогическо е наблюдение | |||
Базовый уровень – принимает цель деятельности, нуждается в значительной помощи при планировании, поиске средств и путей осуществления деятельности. | 3-7 | |||||
Высокий уровень – принимает и сохраняет цели деятельности, участвует в их формулировке, самостоятельно находит пути и средства еѐ осуществления, планирует работу. | 8-10 | |||||
Самоконтроль | Пониженный уровень – учащийся не владеет навыками самоконтроля. | 0-2 | Педагогическо е наблюдение | |||
Базовый уровень – конролирует результат своей деятельности при помощи взрослого. | 3-7 | |||||
Высокий уровень – способен контролировать процесс и результат собственной деятельности. | 8-10 | |||||
II. Личностные показатели: | ||||||
Проявление эмоционально- ценностного отношения и интереса к театральному искусству | Пониженный уровень – учащийся не проявляет эмоциональные реакции при восприятии явлений действительности и искусства, затрудняется с оценкой явлений действительности и искуства. | 0-2 | Педагогическо е наблюдение в заданной ситуации | |||
Базовый уровень – проявляет эмоциональные реакции при восприятии явлений действительности и искусства, оценивает явления действительности и искуства на основании собственных предпочтений «(нравится-не нравится»). | 3-7 | |||||
Высокий уровень – проявляет эмоциональные реакции адекватно содержанию художественного произведения, характеру происходящих явлений в природе, обществе | 8-10 | |||||
| даѐт развѐрнутую обоснованную оценку явлениям действительности и искусства стремятся и активно участвует в художественно-творческой деятельности. | | | |||
Социализированность учащихся, отношение к другим людям | Пониженный уровень – учащийся проявляет безразличное, иногда негативное отношение к другим людям, не учитывает другие мнения; коэффициент по методике М. И. Рожкова меньше двух. | 0-2 | Диагностика социализирован ности личности учащегося по методике М.И.Рожкова*, метод незаконченного предложения* | |||
Базовый уровень – проявляет уважительное отношение к другим людям, недостаточно отзывчив, не всегда учитывает другие мнения; коэффициент по методике М. И. Рожкова от двух до трех. | 3-7 | |||||
Высокий уровень – проявляет уважительное и доброжелательное отношение к другим людям и их мнению, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; коэффициент по методике М. И. Рожкова больше трех. | 8-10 | |||||
Самооценка | Пониженный уровень – от 0 до 3 баллов по методике «Какой я?». | | Методика «Какой я?»* | |||
Базовый уровень – 4-7 баллов по методике. | | |||||
Высокий уровень – 8-9 баллов по методике. | | |||||
Творческая активность | Пониженный уровень – 0-1 балл по диагностике; прирост в графике творческого роста не зафиксирован. | | Диагностика уровня творческой активности учащихся по методике М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова , Б.С.Алишева, Л.А.Воловича*; вычисление тренда (среднего значения) в графике творческого роста (на основании мотивированно й взаимооценки | |||
Базовый уровень –1-1,5 балла по диагностике; прирост в графике творческого роста от 1до 3 | | |||||
Высокий уровень –1,5 – 2 балла по диагностике; прирост в графике творческого роста более 3 | | |||||
| | | учащихся) | |||
Осознанное отношение к личной безопасности | Пониженный уровень – учащийся владел менее, чем ½ объѐма знаний, предусмотренных соответствующим разделом программы. | 0-2 | Педагогическо е наблюдение | |||
Базовый уровень – объѐм усвоенных знаний составляет более ½. | 3-7 | |||||
Высокий уровень – знает правила личной безопасности и руководствуется ими в своей деятельности. | 8-10 |
*проведение оценочных процедур осуществляется с привлечением педагога-психолога.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Один из основных принципов нашей работы – это систематичность и последовательность занятий.
Мы считаем, что только так нужно идти: постепенно, от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.
Мы стараемся делать так, чтобы время посещения кружков было удобным и для детей, и для родителей.
Посещать занятия нужно регулярно – тогда только будет результат!
Мы рекомендуем начинать посещать занятия именно с начала учебного года – ребенку легче будет адаптироваться. А если занятия проводятся в группе, то важным моментом становится ее состав – своевременно сформированный и постоянный.
Продолжительность одного занятия составляет 45 минут Если по каким-либо причинам ребенок не может посетить занятие, необходимо накануне сообщить нам об этом.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ приносить на занятия жевательные резинки, конфеты и другие продукты питания, а так же собственные игрушки (если это не оговорено с руководителем кружка).
Не допускается посещение занятий с болезнями носа и горла (респираторные и сезонные заболевания).
Если педагог задал задание на дом ( а это может быть и задание выучить текст роли, и задание изготовить костюм или элемент костюма) – постарайтесь его выполнить!
Многие дети очень переживают из-за невыполненного задания. Ценно все, что ребенок делает сам! Важно не то, чтобы получилось хорошо с точки зрения взрослого, а самостоятельный творческий процесс. Обязательно хвалите ребенка за выполненную работу!
Благодарим за соблюдение наших правил!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
«Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова».
Чем полезны скороговорки
Какую пользу несут скороговорки? Они:
тренируют речевой аппарат,
развивают фонематическую и артикуляционную память,
обогащают словарный запас,
ставят речевое дыхание,
помогают сделать речь интонационно грамотной,
подготавливают к формированию письменной речи.
Как разучивать скороговорки
Разучиваем скороговорки по правилам. Сначала читаем скороговорку, медленно, вслух.
Затем можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ты понял услышанное?
Потом медленно проговорите скороговорку.
Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
Когда ты запомнил скороговорку, начинай говорить её сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.
Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?
30 скороговорок для отработки «трудных» звуков
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!
Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.
Хвалю халву.
У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи.
Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
Рододендроны из дендрария даны родителями.
Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
«Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
Король-орёл.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!
Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!
Однажды был случай в далёком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала.
Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь.
Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься регулярно, речь станет чистой и ясной. А значит, когда вы придёте в школу ,вам не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки вам обязательно пригодится на уроках литературного чтения. Увидев знакомое задание на скороговорки в учебнике «Литературное чтение», вы точно будете среди лучших чтецов!
31