Просмотр содержимого документа
«Программа театрального кружка»
Рабочая программа театрального кружка
«Время»
Рабочая программа театрального кружка
Пояснительная записка к программе
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества учащихся обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, основана на психологических особенностях развития учащихся средних классов.
Цель внеурочной программы – формирование у учащихся способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления художественных произведений.
Задачи:
Расширение общего и художественного кругозора учащихся, обогащение эстетических чувств и развитие у художественного вкуса.
Развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия.
Совершенствование артистических навыков учащихся в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программа внеурочной деятельности учащихся (школьный театр) по художественному творчеству основывается на принципах: культуросообразности, коллективности, диалогичности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника. Данная программа предназначена для учащихся среднего школьного возраста (11-14 лет), рассчитана на один год. Она ориентирует всех участников творческого процесса на создание условий для активизации творческих способностей. Активная творческая деятельность учащихся направлена прежде всего на развитие мышления, воображения и речи. Использование этой программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое расширяет и обогащает их кругозор, учит общению с окружающими средствами театрального искусства. Программа рассчитана на 35 недель (175 часов) по 5 часов в неделю.
Результаты освоения курса.
Личностные УУД внеурочной деятельности учащихся:
Приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством, овладение способами самопознания; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, понимание партнёра.
Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Получение опыта самостоятельного общественного действия. Учащийся овладевает инструментами межличностного взаимодействия.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Содержание деятельности | Задачи | Формы деятельности | Виды деятельности |
Театральная миниатюра | Учить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. | Информационные, постановочные | Актерский этюд. Наблюдения актера. Учебные и театральные миниатюры. Проблемная ситуация персонажа и способы решения. |
Театральная игра | Учить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. | постановочные | Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. |
Ритмопластика | Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. | репетиционные | Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии тела с окружающим миром. |
Культура и техника речи. | Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. | Информационные, репетиционные | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. |
Основы театральной культуры. | Познакомить с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. | Информационные | Лекция, беседа |
Работа над спектаклем | Учить сочинять этюды; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. | Репетиционные, постановочные, информационные | Беседа, игра |
Тематическое планирование.
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Знакомство с особенностями занятий театром | 2 |
2 | Учебные театральные миниатюры | 12 |
3 | Знакомство с особенностями мюзикла. Чтение пьесы. | 2 |
4 | Учебные театральные миниатюры. Техника сценической речи. | 10 |
5 | Занятия ритмопластикой. Мизансцены. | 14 |
6 | Занятие пением. | 14 |
| | |
| | |
7 | Чтение пьес и выбор постановочного материала | 6 |
8 | Культура и техника сценической речи. | 5 |
9 | Репетиции мюзикла. | 94 |
10 | Выбор костюмов, реквизита. | 3 |
11 | Генеральная репетиция. | 4 |
12 | Представление пьесы | 2 |
| Итого за год | 175 |