Программа тематического контроля
Тема: «Использование схем и моделей в развитии связной монологической речи ребенка – дошкольника»
Сроки проведения: с 07.12. 2016 год по 18.12. 2016год
Цель: Изучение состояния работы в ДОУ по проблеме речевого развития ребенка, в частности, развития связной монологической речи посредством наглядного моделирования, включил в себя следующие пункты:
Изучение взаимодействия с родителями с целью речевого развития ребёнка (изучение тематики родительских собраний, уголков, консультаций, бесед и т.д.).
Итоги тематического контроля «Использования схем и моделей в развитии связной монологической речи ребенка – дошкольника.
Главная цель посещения непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию заключалась в изучении уровня развития связной монологической речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми. Использование наглядного моделирования: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей сказок по какому – либо характерному признаку, приучать детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счете, развивается речь ребенка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.
Выяснилось, что педагоги используют разнообразные средства для речевого развития дошкольников, среди которых дидактическая игра, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы, наблюдения в природе, беседы.
В ходе тематического контроля решалась задача изучения уровня эффективности использования наглядных схем и моделей в обучении детей рассказыванию.
Во всех возрастных группах была просмотрена непосредственно образовательная деятельность по обучению рассказыванию разных типов: описание, повествование, рассуждение.
1 младшей группе «А», воспитатель Бойко Т.Ф. НОД «В гости к дедушке Ау», показало, что дети умеют слушать воспитателя, с желанием и интересом участвуют в совместной деятельности. Малыши имеют элементарные представления о некоторых диких животных и их детёнышах, употребляют в активной речи знакомые слова и фразы. Дети активно декламируют знакомые потешки, имитируют повадки животных (медведь, лиса, зайка), правильно называют животных, их детёнышей. Речь воспитателя чёткая, эмоциональная.
Следует обратить внимание на индивидуальную работу с детьми: разучивать короткие стихи, поощрять желание детей повторять за взрослым отдельные фразы.
Во 2 младшей группе «А» Кочекова И.В. Рассказывание р.н.с. «Снегурочка». Педагог использовала художественное слово, сюрпризный момент (Снегурочка). Проводилась опытно исследовательская деятельность со снегом. Дети с удовольствием имитировали движения падающих снежинок. Словарный запас у детей выше среднего, с помощью педагога, дети учились правильно строить предложения, подбирали прилагательные к слову «зима», «снег». Дети внимательно слушали сказку «Снегурочка», отвечали на поставленные вопросы воспитателя по содержанию. Проведена игра, разложи карточки по сюжету сказки. Дети провели пересказ по сюжету карточек. Ответы детей, их заинтересованность содержанием занятия, умение выполнять указания взрослого, желание участвовать в совместной деятельности свидетельствует о системе работы в данном направлении. Занятие построено методически правильно, речь воспитателя четкая, эмоциональная.
Во 2 младшей группе «Б» Судилкина Г.Г. Чтение художественной литературы «Федорино горе». Методы обучения соответствовали возрастным особенностям детей. При проведении непосредственно образовательной деятельности были использованы следующие методы и приёмы: чтение, беседа, дидактическая игра: «Напоим мишек чаем». Дети умеют слушать воспитателя, проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и от совместной деятельности. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг. Речь детей соответствует требованиям программы данного возраста. По времени непосредственно образовательная деятельность выдержано в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна.
Рекомендации: следует обратить внимание на индивидуальную работу с детьми малоактивными: разучивать короткие стихи, поощрять желание повторять за взрослым отдельные фразы.
Средняя группа «Б» Круглова Г.И. Педагогом проведена непосредственно образовательная деятельность познавательно – речевого характера «Зимние забавы». Следует отметить высокий интерес детей к деятельности, предусмотренной содержанием НОД. Живая, образная речь воспитателя, использование разнообразных методических приёмов (интригующее начало, элементы фольклора (загадки, потешки), подвижные и словесные игры: «Доскажи словечко», «Назови ласково», художественное слово. Тщательно продуманное содержание НОД и перечисленные методические приёмы были направлены на обогащение пассивного словаря детей, активизацию связной речи детей, ознакомление с окружающим миром. Все дети были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. Речь детей соответствует требованиям программы данного возраста.
Средняя группа «В» Никонова О.В. Заучивание стихотворения Е. Трутнева «Ёлка».
Сюрпризный момент, волшебный сундучок, педагог загадывает загадки, дети называют, что находится внутри. Дети описывали Деда Мороза, Снегурочку, ёлочные игрушки. При описании Деда Мороза, Снегурочки, ёлочных игрушек дети старались говорить полным предложением. Дети умеют внимательно слушать педагога, активны в речевом диалоге с взрослым. При разборе стихотворения «Ёлка», педагог обращала внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты); помогала детям почувствовать красоту и выразительность языка произведения. Проведена словесная игра «Вопрос – ответ» воспитатель - («Вырастала ёлка в лесу на горе?» ребенок: Вырастала ёлка в лесу на горе. С помощью слайдов презентации, дети заучивали стихотворение. При проведении непосредственно образовательной деятельности, присутствовали хоровые и индивидуальные ответы.
В старшей группе «Б» Кутузова З.И. была просмотрена совместная деятельность во второй половине дня, пересказ сказки «Маша и медведь». Педагогом было уделено внимание наглядным схемам, которые являлись опорой для составления связного последовательного повествования. При коллективном рассказывании сказки каждый ребенок принял активное участие в речевой деятельности, внимательно следили за последовательностью речевых высказываний других детей. Дети поочередно передали: начало, середину, конец сказки.
В старшей группе «А» Спогреева Н.И. была просмотрена совместная деятельность педагога с детьми во 2 половину дня по развитию речи Придумывание продолжения и завершения рассказа Л. Пеньевской «Как Маша варежку потеряла». Совместная деятельность была направлена на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. Педагогом были использованы следующие методы и приёмы: рассказ, пересказ, работа с текстом, вопрос-ответ, придумывание концовки рассказа с опорой на жизненный опыт. Дети были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. Составляли и придумывали свой конец сказки, каждый рассказ был индивидуален, интересен, логичен и содержателен.
В подготовительной группе «А» Димова О.В. показала «Рассказывание по картине «Вот так покатался». Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: рассматривание картины, разучивание скороговорки, работа над звуковой культурой речи.
Дети пользуются грамматикой и лексикой при выражении своих мыслей, выслушивают рассказы других детей. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. У многих детей имеются нарушение звуковой культуры речи. У некоторых детей недостаточно развит активный словарь, поэтому они испытывают трудности в построении сложных предложений.
Рекомендации: воспитателю использовать более эффективные приёмы мотивации, заинтересованности малоактивных детей.
Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей соответствует среднему уровню программных требований. У многих детей не сформирована связная речь признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.
Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к непосредственно образовательной деятельности, регулярно их проводят. В утренний промежуток времени, вторую половину дня педагоги, планируют артикуляционную, пальчиковые, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, чтение художественной литературы с последующим пересказом, беседы с использованием иллюстраций. Редко планируется индивидуальная работа по речевому развитию, отработке звуковой культуры речи. Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, частично театрализованная деятельность, организуются вечера загадок.
Анализ планирования во всех группах показал, что в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей. Практически не планируются игры нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и др., игры-драматизации, режиссерских игры, игры-фантазии.
Рекомендации: При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.). Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.
Созданная предметно – развивающая среда используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей. В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги.
Во всех группах (кроме 2 младшей «Б», «В»), в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками.
В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры соответствуют возрасту детей.
Во всех группах в достаточном количестве методической литературы и пособий по речевому развитию воспитанников (схемы, модели).
Изучение взаимодействия с родителями с целью речевого развития ребёнка показало, что данный вид работы ведется педагогами не в полной мере. Планируются, в основном, консультации: материал в печатном виде помещается в уголки для родителей.
Необходимо организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию.
Проект решения:
необходимо разработать систему использования наглядного моделирования в обучении детей рассказыванию.
Систематически планировать индивидуальную работу с дошкольниками по развитию связной речи.
Проводить активные формы работы с семьёй (круглые столы, открытые занятия с последующим их анализом).
Изготовить фланелеграф, ширмы для обыгрывания и показа сказок.