СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа туристического кружка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка учащихся  практическим навыкам выживания и ориентирования в природе.

Просмотр содержимого документа
«Программа туристического кружка»











Программа по туризму

для учащихся 5 - 9 классов на учебный год.













Программу составила:

учитель физической культуры

Муравейко Л.Г






х. Луговой



Целью программы является:


Привлечение внимания школьников к туристско-экскурсионному делу.


Задачи:

  • развитие массовых видов туризма: пешеходного, лыжного, водного;

  • совершенствование мастерства юных туристов;

  • привлечение к активным занятиям туризмом учащихся всех возрастов.

  • подготовка учащихся к практическим навыкам ориентирования и выживания в природе.

Пояснительная записка.


Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - "Без странствований не создается ни одна индивидуальность".

Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма.


Программа рассчитана на три года обучения и разделена на три курса.


Познавательные и спортивные возможности туризма создают благоприятные условия для интересного и полезного в образовательном и воспитательном отношении проведения досуга школьников.

Поэтому туризм должен занимать значительное место в свободном от учёбы времени школьников, в период каникул, в воскресные и праздничные дни и являться одним из основных направлений внешкольной воспитательной работы.

Школьный туризм тесно связан с краеведением. Большая часть туристских походов, экскурсий и путешествий школьников имеет краеведческое содержание.


Целью разработанного курса является привлечение внимания школьников к туристско-экскурсионному делу. Оно является составной частью социального развития и повышения уровня жизни населения и дальнейшего улучшения здоровья и отдыха, даёт реальную возможность успешной самореализации подростка в будущей профессии, заранее ориентированного в смежных областях деятельности.

Задачи:

Определение значения туризма в досуге школьников.

Выявление основных видов туризма.

Развитие общего кругозора учащихся.

Подготовка учащихся к практическим навыкам ориентирования и выживания в природе.

Выделение основных правил поведения в природе.


Первый курс включает элементы топографии, ориентирования на местности и техники пешеходного туризма, закладывающих основы знаний в этой области.


Второй курс обучения дает специализацию в ориентировании на местности. Занимаясь, учащиеся расширяют и углубляют свои знания основ топографии и ориентирования, готовясь стать инструкторами в этой области. Большая роль здесь отводится стажировке проводника, упражнениям, тренировкам и практическим занятиям на местности, целью которых является воспитание определенных навыков и умений, необходимых инструктору-проводнику..


Обучаясь по программе третьего курса, юные проводники специализируются в туристском ориентировании на местности, в технике и тактике пешеходного туризма. Большое внимание уделяется изучению природы и строению рельефа, топографии, особенностям ориентирования в лесу. Программа третьего года предусматривает судейскую подготовку юных инструкторов туризма – изучение правил туристических соревнований, вопросов организации и проведения соревнований по пешеходному туризму среди школьников, оценки их результатов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КРУЖКА:

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы секции являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и в соревновательной деятельности.

Предметными результатами

— представлять занятия в кружке как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— организовывать и проводить занятия с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку и регулировать ее напряженность во время занятий;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.


Тематический план первого года занятий 34 часа


п/п

Тема занятий


Кол-во часов

сроки

всего

теория

Практ.

1

Вводное занятие

1

1

-



2

Компас

2

1

1



3

Азимут

2

1

1



4

Измерение расстояний

2

1

1



5

Ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов

2

1

1


6

Топографические знаки

4

2

2




7

Топографическая карта

2

1

1



8

Снаряжение туриста

2

1

1



9

Организация и техника движения в походе

4

2

2




10

Гигиенические правила туриста

2

1

1



11

Наш край. Охрана природы, памятников истории и культуры

2

1

1


12

Первый тренировочный цикл

3

-

3




13

Второй тренировочный цикл

3

-

3




14

поход

3

1

2





Тематический план второго года занятий 34 часа


п/п

Тема занятий


Кол-во часов

сроки

всего

теория

Практ.

1

Вводное занятие

1

1

-



2

Подведение итогов летних походов

2

-

-



3

Компас

2

1

1



4

Топографическая карта

2

1

1



5

Ориентирование в походе

2

1

1



6

Ориентирование без карты

(движение по азимуту)

4

2

2




7

Ориентирование с помощью карты

2

1

1



8

Виды и характер соревнований по ориентированию на местности

2

1

1


9

Подготовка туристического похода

4

2

2



10

Организация движения в пешем туристическом походе

2

1

1


11

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь

2

1

1


12

Комплекс практических занятий

3

-

3



13

Сдача зачетов

3

-

3



14

Поход

3

1

2




Тематический план третьего года занятий 34 часа


п/п

Тема занятий


Кол-во часов

сроки

всего

теория

Практ.

1

Вводное занятие

1

1

-


2

Подведение итогов летних походов

2

-

-


3

Компас, топографическая карта

2

1

1


5

Ориентирование в походе Способы измерения расстояния на местности. Значение и способы тренировки глазомера. Средний шаг, его измерения. Измерение расстояний шагами и по времени движения.

4

2

2


7

Физическая и техническая подготовка юных туристов – проводников.

6

1

5


8

Применение различных узлов и специального снаряжения.

2

1

1


9

Подготовка туристического похода. Особенности организации ночлега вблизи от населенных пунктов.

4

2

2


10

Организация движения в пешем туристическом походе

2

1

1


11

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь

2

1

1


12

Комплекс практических занятий

3

-

3


13

Сдача зачетов

3

-

3


14

Поход

3

1

2