Программа по туризму
для учащихся 5 - 9 классов на учебный год.
Программу составила:
учитель физической культуры
Муравейко Л.Г
х. Луговой
Целью программы является:
Привлечение внимания школьников к туристско-экскурсионному делу.
Задачи:
развитие массовых видов туризма: пешеходного, лыжного, водного;
совершенствование мастерства юных туристов;
привлечение к активным занятиям туризмом учащихся всех возрастов.
подготовка учащихся к практическим навыкам ориентирования и выживания в природе.
Пояснительная записка.
Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - "Без странствований не создается ни одна индивидуальность".
Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма.
Программа рассчитана на три года обучения и разделена на три курса.
Познавательные и спортивные возможности туризма создают благоприятные условия для интересного и полезного в образовательном и воспитательном отношении проведения досуга школьников.
Поэтому туризм должен занимать значительное место в свободном от учёбы времени школьников, в период каникул, в воскресные и праздничные дни и являться одним из основных направлений внешкольной воспитательной работы.
Школьный туризм тесно связан с краеведением. Большая часть туристских походов, экскурсий и путешествий школьников имеет краеведческое содержание.
Целью разработанного курса является привлечение внимания школьников к туристско-экскурсионному делу. Оно является составной частью социального развития и повышения уровня жизни населения и дальнейшего улучшения здоровья и отдыха, даёт реальную возможность успешной самореализации подростка в будущей профессии, заранее ориентированного в смежных областях деятельности.
Задачи:
Определение значения туризма в досуге школьников.
Выявление основных видов туризма.
Развитие общего кругозора учащихся.
Подготовка учащихся к практическим навыкам ориентирования и выживания в природе.
Выделение основных правил поведения в природе.
Первый курс включает элементы топографии, ориентирования на местности и техники пешеходного туризма, закладывающих основы знаний в этой области.
Второй курс обучения дает специализацию в ориентировании на местности. Занимаясь, учащиеся расширяют и углубляют свои знания основ топографии и ориентирования, готовясь стать инструкторами в этой области. Большая роль здесь отводится стажировке проводника, упражнениям, тренировкам и практическим занятиям на местности, целью которых является воспитание определенных навыков и умений, необходимых инструктору-проводнику..
Обучаясь по программе третьего курса, юные проводники специализируются в туристском ориентировании на местности, в технике и тактике пешеходного туризма. Большое внимание уделяется изучению природы и строению рельефа, топографии, особенностям ориентирования в лесу. Программа третьего года предусматривает судейскую подготовку юных инструкторов туризма – изучение правил туристических соревнований, вопросов организации и проведения соревнований по пешеходному туризму среди школьников, оценки их результатов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КРУЖКА:
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы секции являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и в соревновательной деятельности.
Предметными результатами
— представлять занятия в кружке как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку и регулировать ее напряженность во время занятий;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
Тематический план первого года занятий 34 часа
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | сроки |
всего | теория | Практ. |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
2 | Компас | 2 | 1 | 1 | |
3 | Азимут | 2 | 1 | 1 | |
4 | Измерение расстояний | 2 | 1 | 1 | |
5 | Ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов | 2 | 1 | 1 | |
6 | Топографические знаки | 4 | 2 | 2 | |
7 | Топографическая карта | 2 | 1 | 1 | |
8 | Снаряжение туриста | 2 | 1 | 1 | |
9 | Организация и техника движения в походе | 4 | 2 | 2 | |
10 | Гигиенические правила туриста | 2 | 1 | 1 | |
11 | Наш край. Охрана природы, памятников истории и культуры | 2 | 1 | 1 | |
12 | Первый тренировочный цикл | 3 | - | 3 | |
13 | Второй тренировочный цикл | 3 | - | 3 | |
14 | поход | 3 | 1 | 2 | |
Тематический план второго года занятий 34 часа
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | сроки |
всего | теория | Практ. |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
2 | Подведение итогов летних походов | 2 | - | - | |
3 | Компас | 2 | 1 | 1 | |
4 | Топографическая карта | 2 | 1 | 1 | |
5 | Ориентирование в походе | 2 | 1 | 1 | |
6 | Ориентирование без карты (движение по азимуту) | 4 | 2 | 2 | |
7 | Ориентирование с помощью карты | 2 | 1 | 1 | |
8 | Виды и характер соревнований по ориентированию на местности | 2 | 1 | 1 | |
9 | Подготовка туристического похода | 4 | 2 | 2 | |
10 | Организация движения в пешем туристическом походе | 2 | 1 | 1 | |
11 | Гигиена туриста и первая доврачебная помощь | 2 | 1 | 1 | |
12 | Комплекс практических занятий | 3 | - | 3 | |
13 | Сдача зачетов | 3 | - | 3 | |
14 | Поход | 3 | 1 | 2 | |
Тематический план третьего года занятий 34 часа
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | сроки |
всего | теория | Практ. |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
2 | Подведение итогов летних походов | 2 | - | - | |
3 | Компас, топографическая карта | 2 | 1 | 1 | |
5 | Ориентирование в походе Способы измерения расстояния на местности. Значение и способы тренировки глазомера. Средний шаг, его измерения. Измерение расстояний шагами и по времени движения. | 4 | 2 | 2 | |
7 | Физическая и техническая подготовка юных туристов – проводников. | 6 | 1 | 5 | |
8 | Применение различных узлов и специального снаряжения. | 2 | 1 | 1 | |
9 | Подготовка туристического похода. Особенности организации ночлега вблизи от населенных пунктов. | 4 | 2 | 2 | |
10 | Организация движения в пешем туристическом походе | 2 | 1 | 1 | |
11 | Гигиена туриста и первая доврачебная помощь | 2 | 1 | 1 | |
12 | Комплекс практических занятий | 3 | - | 3 | |
13 | Сдача зачетов | 3 | - | 3 | |
14 | Поход | 3 | 1 | 2 | |