СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа туристического объединения "Вершина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа предназначена для учащихся 7-9 классов (13-15 лет). Программа делится на 3 этапа: первый этап (сентябрь-октябрь) вводные занятия, предусматривающие двух-трех-часовые экскурсии, которые включают в себя   основы туристско-бытовых навыков, знакомство с историей родного края;  2 этап (ноябрь - февраль) — изучение, в основном, теоретического материала (положение о соревнованиях, условия проведения соревнований по спортивному ориентированию, маршрутная и отчетная документация туристского похода);  3 этап (март-май) — практические занятия по технике пешеходного туризма и спортивному ориентированию, в конце обучения предусмотрен поход выходного дня по интересным местам родного края. Программа делится на 3 этапа: первый этап (сентябрь-октябрь) вводные занятия, предусматривающие двух-трех-часовые экскурсии, которые включают в себя   основы туристско-бытовых навыков, знакомство с историей родного края;  2 этап (ноябрь - февраль) — изучение, в основном, теоретического материала (положение о соревнованиях, условия проведения соревнований по спортивному ориентированию, маршрутная и отчетная документация туристского похода);  3 этап (март-май) — практические занятия по технике пешеходного туризма и спортивному ориентированию, в конце обучения предусмотрен поход выходного дня по интересным местам родного края.

Просмотр содержимого документа
«Программа туристического объединения "Вершина"»

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Вершина» основывается на программах для системы дополнительного образования детей «Юные туристы- спасатели», «Юные судьи туристских соревнований», «Юные инструкторы туризма», «Юные ориентировщики» - М.: ФЦДЮТиК, 2000-2006 гг.); на программе обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования «Обучение детей жизненным навыкам в природной среде», А.Г.Маслов, Ю.С.Константинов - М.: ЦДЮТиК, 2001г., а также на модифицированной программе «Пешеходный туризм» А.Андреева, 2006г., на нормативных актах по спортивно-оздоровительному туризму в России.

Нормативно-правовой аспект

Дополнительная общеразвивающая программа «Вершина» разработана на основании ч.4 ст.75 Федерального Закона №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” и «Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБУДО «Баргузинский дом детского творчества»».


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна заключается в интегрированности использования спортивного, экологического, краеведческого туризма в организации дополнительного образования учащихся в целях создания условий формирования актуальных свойств и качеств личности, требуемых сообществом на современном социально- экономическом этапе развития общества. Программа направлена на укрепление психического и физического здоровья; на создание условий для социального, культурного самоопределения личности; на профилактику асоциального поведения детей подросткового возраста, на формирование туристских знаний, умений и навыков, на социализацию сознания, созидательность убеждений, нравственность мировоззрений, гражданственность и патриотизм, на приобретение умений и навыков адекватного поведения в условиях автономного существования человека в природе, развитие внутренней потребности прийти на помощь, ответственности и умений принимать гуманные решения в экстремальных ситуациях – качества необходимые сегодня каждой развивающейся личности: настойчивость, упорство, выдержка, самообладание, целеустремленность, решительность.

Актуальность программы

«Вершина» заключается в том, что она предоставляет возможность педагогу дополнительного образования осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к родному краю, развивать мелкую моторику рук, художественно-эстетический вкус. На занятиях дети знакомятся с различными видами туризма и спортивного ориентирования: пешеходный, водный, горный виды туризма, ориентирование в заданном направлении, ориентирование по выбору, ориентирование в заданном направлении, лабиринт и др.

Педагогическая целесообразность

Программа делится на 3 этапа: первый этап (сентябрь-октябрь) вводные занятия, предусматривающие двух-трех-часовые экскурсии, которые включают в себя основы туристско-бытовых навыков, знакомство с историей родного края; 2 этап (ноябрь - февраль) — изучение, в основном, теоретического материала (положение о соревнованиях, условия проведения соревнований по спортивному ориентированию, маршрутная и отчетная документация туристского похода); 3 этап (март-май) — практические занятия по технике пешеходного туризма и спортивному ориентированию, в конце обучения предусмотрен поход выходного дня по интересным местам родного края.

Цель:

создание условий для совершенствования нравственного и физического воспитания учащихся средствами пешеходного туризма,удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края;

-развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся


Задачи:

- дать знания учащимся в объёме начальной туристской подготовки и азы спортивного ориентирования;

- обучить основам безопасности жизнедеятельности в природной среде;

- научить ребенка осмысленно передвигаться по местности, способствовать развитию волевой и эмоциональной сферы;

- формировать стремление и желание улучшить состояние окружающей среды своей местности, свой образ жизни;

- способствовать воспитанию достойного члена общества с активной жизненной позицией;

- развивать интеллектуальный потенциал ребёнка через способности причинного анализа различных ситуаций.

Возраст детей, сроки реализации

Программа предназначена для разновозрастной группы учащихся 7-10 классов (13-15 лет) Заниматься в объединении могут не только физически развитые дети, но и, в плане реабилитации закаливания, дети с ослабленным здоровьем, не имеющие медицинских противопоказаний. Для участия в соревнованиях и категорийных походов необходимо медицинское подтверждение.

Программа рассчитана на один год. Суммарная часовая нагрузка 144 часа, 4 часа в неделю.

Формы и режим занятий

Режим занятий в течение учебного года не одинаков. Зависит от погодно-климатических условий и календарного плана соревнований и мероприятий. Как правило, одно двухчасовое теоретическое или практическое занятие в помещении и одно практическое на местности в неделю, один однодневный поход выходного дня и в среднем одна экскурсия в месяц.

формы работы:

- беседы, викторины,

- конференции, выставки, праздники.

- экскурсии по селу, в музеи,

- однодневные, двухдневные походы

- спортивные соревнования

- туристические семинары, слеты

- встречи с интересными людьми старожилами села

- оформление фотовыставки, альбома, стенгазеты и т.д.

- защита проектов.

Содержание программы состоит из 8 разделов, включающих общие понятия, экологические основы охраны природы. Базовые сведения по топографии и ориентированию на местности, курс начальной туристской подготовки.

Реализация программы предусматривает использование различных методов и форм преподавания. Теоретические знания, преподносящиеся в форме лекции, бесед, творческих заданий дадут наибольший эффект при сочетании их с демонстрацией фотографий, слайдов, видео-сюжетов, наглядных пособий. На практических занятиях в помещении и на местности предпочтение отдается игровым методам обучения, способствующим закреплению знаний формированию навыков.

Особое внимание уделено практическим занятиям на воздухе. В условиях роста гиподинамии и снижения функций иммунной системы организма занятия на воздухе являются оздоравливающими и закаливающими. Поэтому при благоприятных погодных условиях следует предпочесть спортивную площадку кабинету или спортзалу.

Спортивные учебные соревнования дают максимальный эффект при решении задач обучения и способствуют формированию устойчивого интереса к туризму и спортивному ориентированию как к видам спорта.

Завершающим этапом любого мероприятия (похода, соревнования) является анализ, проводимый в форме группового обсуждения, анкетирования, самоанализа. Он позволяет дать объективную оценку, отметить положительные стороны или сдвиги, а также способствует выявлению ошибок и упущений, определяющих дальнейшую педагогическую тактику.

Большая часть учебного времени отводится на проведение практических занятий с целью прочного овладения учащимися прикладными туристско-экологическими навыками и умениями. Практическая часть предусматривает организацию учебных соревнований по спортивному ориентированию и проведение учебных занятий во время походов выходного дня.

Формы подведение итогов

  • тестовые задания

  • практические задания

  • соревнованиях

  • походы выходного дня


Тестовые задания:

Специальная техническая подготовка:

- «подгонять» и надевать страховочную систему;

- владеть карабинами на время (например: траверс);

- вязать узлы;

- бухтовать веревку;

Общая физическая подготовка:

- силовые качества: пресс – сгибание-разгибание туловища за 1 мин. (и.п.- лежа на спине), сила рук – простым языком: подтягивание, отжимание).

Соревнования:

- участие на дистанциях 1-2 кл. муниципального уровня (закончить дистанцию в контрольное время (для условия выполнения норм для присвоения 3-го юн.разряда – в течение 1 года 3 раза).

Походы:

- участие в конце учебного года в учебно-тренировочном походе выходного дня (не менее 2х ночевок), в ходе и по итогам которого оценивается умение: подбирать личное снаряжение,

укладывать рюкзак,

упаковывать продукты,

устанавливать палатку,

работать с компасом,

под присмотром педагога:

разжигать костры;

работать у костровища,

готовить пищу.

- для условия выполнения норм для присвоения 3-го юн.разряда – в течение 1 года 2 раза закончить маршрут.

Ожидаемые результаты

Учащиеся смогут узнать:

- историю развития туризма в России;

- характеристики видов туризма: пешеходного, лыжного, водного, спелеотуризма;

- разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию;

- характеристику личного и группового туристского снаряжения и требования к снаряжению;

- технику организации привалов и ночлегов в походе;

- организацию работы по планированию в лагеря;

Типы костров, правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров;

- правила хранения и переноски колющих и режущих предметов;

- меры безопасности при обращении с огнем, кипятком;

- правила поведения на воде;

- требования к туристским должностям в группе;

- правила движения в походе;

- общую характеристику естественных препятствий;

- виды туристских соревнований и особенности их проведения;

- топографические спортивные карты;

- масштаб, условные знаки, азимут;

- типы и устройство компасов;

- способы измерения расстояний на местности и карте;

- способы ориентирования;

- исторические природные особенности родного края;

- туристские возможности родного края;

- природоохранительная деятельность туристов;

Личную гигиену туриста, профилактику заболеваний;

- правила составления медицинской аптечки, ее хранения, транспортировки, назначение и дозировку мед. препаратов;

- основные приемы оказания первой доврачебной помощи;

- требования к физической подготовке;

- характеристику и методику развития физических и специальных качеств, необходимых туристу.

Смогут получить основные умения и навыки:

- укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением, его ремонт;

- установка палаток, предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых;

- сушка и ремонт одежды и обуви в походе;

- разжигание костра;

- развертывание и свертывание лагеря;

- определение цели и района похода, разработка маршрута;

- приготовление пищи на костре;

-выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов;

-составление отчета о походе;

- ремонт инвентаря;

- определение масштаба, измерение расстояния на карте, умение читать карту;

- определение азимута;

- работа с компасом;

- способы и техника ориентирования на местности;

- применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса;

- формирование походной аптечки,

- практические навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшему;

- изготовление носилок;

- упражнения общей физической подготовки;

- упражнения специальной физической подготовки.

Способы определения результатов.

Для определения уровня знаний и умений учащихся, программа предполагает дифференцированные зачеты по ключевым темам. Итоговые оценки определяются по результатам зачетных мероприятий и вносятся в зачетные документы (справки о прохождении маршрута, разрядные книжки).


Учебный план


Тема

всего часов

теория

Практика

в помещении

Практика на местности


Введение

2

2



1

Туристские возможности родного края

4

4



2

Природа и человек

10





1.Экологические основы охраны природы


2

4



2. Окружающая среда и здоровье человека


2


2

3

Топография и ориентирование

40





1.Карта, план, схема


2

2

2


2.Условные знаки спортивных карт


4

4

8


3.Стороны горизонта и их определение


2


2


4.Определение расстояний на местности


2


4


5.Ориентирование по карте


2

2

4

4

Организация и подготовка тур. Похода

16





1.Организация путешествия


2

2



2.Снаряжение туриста


2

2



3.Туристский бивак




4


4.Питание в походе


2


2

5

Техника туризма

24





1.Техника движения


2

2

6


2.Техника преодоления препятствий


2


8


3.Обеспечение безопасности


2

2


6

Техника и тактика спортивного ориентирования

30

4

6

20

7

Общефизическая и морально-волевая подготовка туриста и ориентировщика

10





1.Общая физическая подготовка спортсмена




6


2.Морально-волевая подготовка спортсмена


2

2


8

Доврачебная медицинская помощь

8

4

4

2


ИТОГО

144





Календарный учебный график


Дата

Форма занятий

Кол-во часов

тема

Место

проведения

Форма контроля

1

01.09.20

Теоретическое занятие

2

Введение

кабинет


2

03.09.20

Теоретическое занятие

2

Понятие о спортивной и топографической карте

кабинет


3

08.09.20

Теоретическое занятие

2

Условные топографические знаки

кабинет


4

10.09.20

Практическое занятие

2

Условные топографические знаки

кабинет

Тестовые задания

5

15.09.20

Практическое занятие

2

Стороны горизонта и их определение

кабинет

Практические задания

6

17.09.20

Практическое занятие. ПВД

2

Определение расстояний на местности (поход выходного дня ПВД)

Сувинская Саксония

Практические задания

7

22.09.20

Теоретическое занятие

2

Карта, план, схема

кабинет


9

24.09.20

Практическое занятие

2

Карта, план, схема

кабинет

Практические задания

10

29.09.20

Практическое занятие

2

Карта, план, схема

Территория школы

Тестовые задания

11

01.10.20

Практическое занятие

2

Условные топографические знаки

кабинет

Практические задания

12

06.10.20

Теоретическое занятие

2

Стороны горизонта и их определение

кабинет


13

08.10.20

Практическое занятие

2

Стороны горизонта и их определение

кабинет

Практические задания

14

13.10.20

Практическое занятие

2

Ориентирование по карте

спортзал

соревнования

15

15.10.20

Практическое занятие

2

Ориентирование по карте. Условные топографические знаки (ПВД)

Территория школы


16

20.10.20

Практическое занятие

2

Доврачебная медицинская помощь.

спортзал


17

22.10.20

Теоретическое занятие

2

Лекарственные растения

кабинет


18

27.10.20

Теоретическое занятие

2

Походная аптечка

кабинет


19

29.10.20

Практическое занятие

2

Оказание первой медицинской помощи и транспортировка пострадавшего

спортзал

Практические задания

20

03.11.20

Теоретическое занятие

2

Экологические основы охраны природы

кабинет


21

05.11.20

Теоретическое занятие

2

Природоохранный кодекс туриста

кабинет


22

10.11.20

Теоретическое занятие

2

Влияние погоды на самочувствие человека

кабинет


23

12.11.20

Практическое занятие

2

Адаптация человека к различным условиям окружающей среды

Территория школы

Практические задания

24

17.11.20

Теоретическое занятие

2

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

кабинет


25

19.11.20

Теоретическое занятие

2

Организация и подготовка туристского похода

кабинет


26

24.11.20

Практическое занятие

2

Определение цели и района путешествия

кабинет

Тестовые задания

27

26.11.20

Практическое занятие

2

Правила и культура поведения в походе

кабинет

Практические задания

28

01.12.20

Теоретическое занятие

2

Разрядные требования и нормативы юношеского туризма

кабинет


29

03.12.20

Практическое занятие

2

Профилактика обеспечения безопасности. Туристское снаряжение

спортзал


30

08.12.20

Практическое занятие

2

Профилактика обеспечения безопасности. Предпоходная тренировка

Территория школы

Тестовые задания

31

10.12.20

Практическое занятие

2

Инструктаж по технике безопасности. Предпоходная тренировка

Территория школы

Практические задания

32

15.12.20

Теоретическое занятие

2

Туристские возможности родного края

кабинет


33

17.12.20

Практическое занятие

2

Туристские возможности родного края

кабинет

Тестовые задания

34

22.12.20

Практическое занятие

2

Техника движения. Движение по дорогам, тропам

Территория школы


35

24.12.20

Практическое занятие

2

Движение по глубокому снегу, льду

Территория школы


36

29.12.20

Теоретическое занятие

2

Техника преодоления препятствий (теория)

кабинет


37

31.12.20

Практическое занятие

2

Средства обеспечения безопасности – специальное снаряжение

спортзал

Практические задания

38

05.01.21

Теоретическое занятие

2

Прочностные характеристики веревок

кабинет


39

07.01.21

Теоретическое занятие

2

Узлы: классификация назначение, способы завязывания

кабинет


40

12.01.21

Практическое занятие

2

Узлы: классификация, назначение,

кабинет

Практические задания

41

14.01.21

Практическое занятие

2

Узлы: классификация, назначение, способы завязывания

кабинет

Практические задания

42

19.01.21

Практическое занятие

2

Страховка. Самостраховка

спортзал

Практические задания

43

21.01.21

Практическое занятие

2

Страховка. Самостраховка

спортзал

Практические задания

44

26.01.21

Практическое занятие

2

Движение по кочкам. Движение по жердям

Территория школы

Практические задания

45

28.01.21

Практическое занятие

2

Навесная переправа

спортзал


46

02.02.21

Практическое занятие

2

Комплексное чтение карты

Территория школы

Практические задания

47

04.02.21

Практическое занятие

2

Выбор рационального движения

Территория школы

Практические задания

48

09.02.21

Практическое занятие. Соревнования

2

Отметка на контрольном пункте

спортзал

соревнования

49

11.02.21

Практическое занятие

2

Условные топографические знаки.

кабинет

Практические задания

50

16.02.21

Практическое занятие

2

Определение расстояний на карте

Территория школы

Практические задания

51

18.02.21

Практическое занятие

2

Определение расстояний по карте

Территория школы


52

23.02.21

Практическое занятие

2

Условия соревнований по спортивному ориентированию

кабинет

Тестовые задания

53

25.02.21

Практическое занятие. Соревнования

2

Соревнования в заданном направлении,

Территория школы

соревнования

54


Практическое занятие

2

по выбору, по маркированной трассе

Территория школы


55


Теоретическое занятие

2

Положение о соревновании. Заявка. Возрастная группа. Медицинский допуск.

кабинет


56


Практическое занятие

2

Общая физическая подготовка

стадион

Сдача нормативов

57


Практическое занятие

2

Общая физическая подготовка

стадион

Сдача нормативов

58


Практическое занятие

2

Общая физическая подготовка

стадион

Сдача нормативов

59


Практическое занятие

2

Тактическая подготовка спортсмена-ориентировщика

Территория школы

Практические задания

60


Практическое занятие

2

Спортивная этика

Территория школы

Практические задания

61


Практическое занятие

2

Запрещенные приемы и средства для достижения результата

Территория школы

соревнования

62


Практическое занятие. ПВД

22 часа

Походы выходного дня

м. Дворец, м. Жернов камень, м. Маяк

Практические задания




144 часа

ИТОГО: 144 часа –занятия





Содержание изучаемого курса

Введение (2 часа).

Туризм – спорт и отдых. История туристских путешествий. Виды туризма, их особенности. Определение возможностей и интересов учащихся.

Спортивное ориентирование. История возникновения. Прикладное значение. Отличие от традиционных видов спорта.

Учащиеся должны знать: особенности различных видов туризма и спортивного ориентирования.

1. Туристские возможности родного края (4 часа)

Географическое положение Республики Бурятия. Площадь, административное деление. Рельеф. Горные системы и хребты. Высотные характеристики. Полезные ископаемые и ресурсы. Климат. Характерные погодные явления. Реки, озёра. Растительный и животный мир.

Население. Национальный состав, культурные традиции. Хозяйственная деятельность. Основные сведения из исторического прошлого республики.

Маршруты походов, наиболее интересные экскурсионные объекты. Памятники истории и культуры. Памятники природы Бурятии. Особо охраняемые территории.

2. Природа и человек (10 часов).

Природа Земли – источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей среды и природных ресурсов: атмосферы, вод, недр, почв, растительности, животных.

Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушение. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект. Состояние воздушной среды города.

Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины. Рациональное использование и охрана вод.

Редкие и исчезающие виды растений и животных. Причины вымирания животных в настоящее время: промысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний.

Природоохранный кодекс туриста.

3. Топография и ориентирование (40часов).

Карта, план, схема. Определения. Общие детали и различия. Карты топографические и спортивные. Масштаб, численный линейный масштаб. Определение расстояний на карте.

Виды условных знаков: масштабные, внемасштабные, линейные, площадные. Цвет на спортивной карте. Условные знаки спортивных карт: скалы-камни, гидрография, растительность, искусственные сооружения, знаки обозначения дистанции.

Рельеф местности и его изображение на карте. Изображение рельефа на карте. Виды горизонталей. Высота сечения рельефа. Бергштрих. Изображение разных форм рельефа: вершина, хребет, седловина, лощина, овраг, уступ, яма и т.п.

Стороны горизонта, значение, их определение без средств ориентирования: по местным предметам, линейным ориентирам, по солнцу, луне, с помощью часов.

Ориентирование с помощью компаса. Компас, его устройство, правила работы и хранения. Типы компасов. Азимут. Определение азимута объекта. Обратный азимут. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения: расстояние, скорость, препятствие, рельеф.

Оценка расстояний глазомером, по слышимости, счетом шагов. Поправки на психологические ошибки. Значение точности определения при ориентировании. Определение расстояния до неприступных предметов. Определение высоты и ширины недоступных объектов.

4. Организация подготовки туристского похода (16 часов)

Определение цели и района путешествия. План подготовки. Сбор сведений о районе путешествия. Разработка. Картографический материал. Схема и график движения.

Комплектование группы. Распределение обязанностей. Маршрутные документы. Дневник похода. Отчет о путешествии.

Правила и культура путешественника. Подготовка снаряжения к походу.

Тактические действия спортсмена на дистанции. Анализ прохождения дистанции соревнований. Самоанализ. Сравнительный анализ с дистанцией мастеров.

5. Общефизическая и морально-волевая подготовка (10 часов)

Значение. Порядок тренировок. Распределение нагрузки. Занятие различными видами спорта как средство повышения физической подготовки. Подбор упражнений, составление индивидуальных комплексов. Техника кроссового бега. Умение рассчитывать скорость и силы. Предстартовая разминка.

Мотивы спортивной деятельности. Трудности объективные и субъективные, способы их преодоления. Воспитание волевых качеств: настойчивость, упорство, выдержка, самообладание, целеустремленность,

решительность.

Приемы снятия нервного напряжения и расслабления. Микроклимат в коллективе. Способы выхода из затруднительной ситуации.

6. Первая доврачебная помощь. (8 часов).

Личная гигиена. Закаливание организма. Гигиенические требования к обуви и одежде. Предупреждение заболеваний, потертостей, тепловых и солнечных ударов, обморожений, ожогов. Ядовитые растения и насекомые. Контроль над физической нагрузкой и состоянием здоровья. Врачебный контроль. Самоконтроль. Противопоказания к участию в соревнованиях и туристских походах.

Заболевания: симптомы и лечение, доступное в походных условиях. Походная аптечка. Травмы: симптомы, оказание первой помощи и способы транспортировки пострадавшего.

7. Техника туризма (24 часа).

Движение по дорогам, тропам, без тропы, по лесу, стланику, осыпи, курумнику, через заросли и т.п. Скорость движения. Рациональная техника движения. Крутизна склона. Подъёмы и спуски в зависимости от крутизны склона, грунта, растительности. Способы преодоления, организации самостраховки.

Движение по глубокому снегу, льду. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДВИЖЕНИИ. Приемы самостраховки. Средства обеспечения безопасности – специальное снаряжение: веревка, караби, страховочный пояс. Прочностные характеристики веревок. Применение в зависимости от диаметра. Узлы: классификация, назначение, способы завязывания.

8. Техника и тактика спортивного ориентирования (30 часов).

Комплексное чтение карты. Выбор рационального пути движения. Отметка на контрольном пункте.

Соревнования ориентировщиков. Условия проведения соревнований по выбору, в заданном направлении, на маркированной трассе. Условия соревнований Определение результатов. Положение о соревновании. Заявка. Возрастная группа. Медицинский допуск. Обязанности участников.

Предстартовая подготовка. Сбор информации о соревнованиях. Значение технической информации. Карточка участника. Легенда. Легенды-символы. Типовые легенды. Порядок старта участников. Действия участника на старте. Составление индивидуального тактического плана спортивной борьбы.


Материально-техническое обеспечение.

На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, которые могут быть выполнены самим педагогом или частично приобретены и выполнены воспитанниками объединения. Весь материал готовиться заранее и раздается детям на занятиях. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования и демонстрации видео материалов при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций, выполненных как педагогом, так и учащимися на занятиях.

Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование и материалы на одну группу:

1.Предметы туристического быта (посуда, лопата, топор, веревки для вязки узлов, веревки для вязки носилок, веревки для организации страховки и самостраховки)

2.Туристическое индивидуальное снаряжение:

- веревки;

- карабины;

- жумары;

- страховочные системы;

- спусковые устройства – 8 шт.;

3.Палатки- 2 шт., компас- 2шт, рюкзак – 3 шт., медицинская аптечка, спортивный инвентарь, спальные мешки- 5шт.,

4. Карты, топографические планы местности, условные топографические знаки

5. Таблицы ориентирования на местности

6. Технические средства: ноутбук, проектор


Список литературы для педагога

1. Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. М.: Профиздат, 1985.

2. Баргузинский заповедник. М.: Новости, 1984.

3. Бардин К.В. Азбука туризма. М.: Просвещение,1973

4. Власов А.А. «Турист»М.: ФиС, 1974

5. Дрогов И.А. «Подготовка туристских кадров» М.: Цриб «Турист», 1982.

6. Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. Улан-Удэ: Бурят. кн. Изд.,1990.

7. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. М.: ФиС, 1990.

8. Коструб А.А. «Медицинский справочник туриста» М.: Профиздат, 1990

9. Куприн А.М. На карте и на местности. М.: ДОСААФ, 1982.

10. Организация работы школьников по созданию учебной экологической тропы. М.: ЦРБ «Турист», 1990.

11. Правила организации и проведения туристских соревнований школьников. М.,1985.

12. Спортивное ориентирование для детей и молодёжи. М: 1990.

13. Штюрмер Ю.А. Четвертая грань туризма. М.: Профиздат, 1984.

14. Экологическое воспитание туристов в туристской секции клуба. Методические рекомендации. М.: ЦРБ «Турист», 1990.


Список литературы для учащихся



1. Краткий справочник туриста. Автор-составитель Ю. А. Штюрмер. 3-е изд., с изм. и доп.-М.: Профиздат, 1985.

2. Узлы. способы вязания и применение. Авт.-состав. В. В. Новиков. М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2003.

3. Энциклопедия туриста. Гл. редактор Тамм Е. И. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.