Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Вершина» основывается на программах для системы дополнительного образования детей «Юные туристы- спасатели», «Юные судьи туристских соревнований», «Юные инструкторы туризма», «Юные ориентировщики» - М.: ФЦДЮТиК, 2000-2006 гг.); на программе обучения детей жизненным навыкам в системе дополнительного образования «Обучение детей жизненным навыкам в природной среде», А.Г.Маслов, Ю.С.Константинов - М.: ЦДЮТиК, 2001г., а также на модифицированной программе «Пешеходный туризм» А.Андреева, 2006г., на нормативных актах по спортивно-оздоровительному туризму в России.
Нормативно-правовой аспект
Дополнительная общеразвивающая программа «Вершина» разработана на основании ч.4 ст.75 Федерального Закона №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” и «Положения о требованиях к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБУДО «Баргузинский дом детского творчества»».
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна заключается в интегрированности использования спортивного, экологического, краеведческого туризма в организации дополнительного образования учащихся в целях создания условий формирования актуальных свойств и качеств личности, требуемых сообществом на современном социально- экономическом этапе развития общества. Программа направлена на укрепление психического и физического здоровья; на создание условий для социального, культурного самоопределения личности; на профилактику асоциального поведения детей подросткового возраста, на формирование туристских знаний, умений и навыков, на социализацию сознания, созидательность убеждений, нравственность мировоззрений, гражданственность и патриотизм, на приобретение умений и навыков адекватного поведения в условиях автономного существования человека в природе, развитие внутренней потребности прийти на помощь, ответственности и умений принимать гуманные решения в экстремальных ситуациях – качества необходимые сегодня каждой развивающейся личности: настойчивость, упорство, выдержка, самообладание, целеустремленность, решительность.
Актуальность программы
«Вершина» заключается в том, что она предоставляет возможность педагогу дополнительного образования осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к родному краю, развивать мелкую моторику рук, художественно-эстетический вкус. На занятиях дети знакомятся с различными видами туризма и спортивного ориентирования: пешеходный, водный, горный виды туризма, ориентирование в заданном направлении, ориентирование по выбору, ориентирование в заданном направлении, лабиринт и др.
Педагогическая целесообразность
Программа делится на 3 этапа: первый этап (сентябрь-октябрь) вводные занятия, предусматривающие двух-трех-часовые экскурсии, которые включают в себя основы туристско-бытовых навыков, знакомство с историей родного края; 2 этап (ноябрь - февраль) — изучение, в основном, теоретического материала (положение о соревнованиях, условия проведения соревнований по спортивному ориентированию, маршрутная и отчетная документация туристского похода); 3 этап (март-май) — практические занятия по технике пешеходного туризма и спортивному ориентированию, в конце обучения предусмотрен поход выходного дня по интересным местам родного края.
Цель:
создание условий для совершенствования нравственного и физического воспитания учащихся средствами пешеходного туризма,удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края;
-развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся
Задачи:
- дать знания учащимся в объёме начальной туристской подготовки и азы спортивного ориентирования;
- обучить основам безопасности жизнедеятельности в природной среде;
- научить ребенка осмысленно передвигаться по местности, способствовать развитию волевой и эмоциональной сферы;
- формировать стремление и желание улучшить состояние окружающей среды своей местности, свой образ жизни;
- способствовать воспитанию достойного члена общества с активной жизненной позицией;
- развивать интеллектуальный потенциал ребёнка через способности причинного анализа различных ситуаций.
Возраст детей, сроки реализации
Программа предназначена для разновозрастной группы учащихся 7-10 классов (13-15 лет) Заниматься в объединении могут не только физически развитые дети, но и, в плане реабилитации закаливания, дети с ослабленным здоровьем, не имеющие медицинских противопоказаний. Для участия в соревнованиях и категорийных походов необходимо медицинское подтверждение.
Программа рассчитана на один год. Суммарная часовая нагрузка 144 часа, 4 часа в неделю.
Формы и режим занятий
Режим занятий в течение учебного года не одинаков. Зависит от погодно-климатических условий и календарного плана соревнований и мероприятий. Как правило, одно двухчасовое теоретическое или практическое занятие в помещении и одно практическое на местности в неделю, один однодневный поход выходного дня и в среднем одна экскурсия в месяц.
формы работы:
- беседы, викторины,
- конференции, выставки, праздники.
- экскурсии по селу, в музеи,
- однодневные, двухдневные походы
- спортивные соревнования
- туристические семинары, слеты
- встречи с интересными людьми старожилами села
- оформление фотовыставки, альбома, стенгазеты и т.д.
- защита проектов.
Содержание программы состоит из 8 разделов, включающих общие понятия, экологические основы охраны природы. Базовые сведения по топографии и ориентированию на местности, курс начальной туристской подготовки.
Реализация программы предусматривает использование различных методов и форм преподавания. Теоретические знания, преподносящиеся в форме лекции, бесед, творческих заданий дадут наибольший эффект при сочетании их с демонстрацией фотографий, слайдов, видео-сюжетов, наглядных пособий. На практических занятиях в помещении и на местности предпочтение отдается игровым методам обучения, способствующим закреплению знаний формированию навыков.
Особое внимание уделено практическим занятиям на воздухе. В условиях роста гиподинамии и снижения функций иммунной системы организма занятия на воздухе являются оздоравливающими и закаливающими. Поэтому при благоприятных погодных условиях следует предпочесть спортивную площадку кабинету или спортзалу.
Спортивные учебные соревнования дают максимальный эффект при решении задач обучения и способствуют формированию устойчивого интереса к туризму и спортивному ориентированию как к видам спорта.
Завершающим этапом любого мероприятия (похода, соревнования) является анализ, проводимый в форме группового обсуждения, анкетирования, самоанализа. Он позволяет дать объективную оценку, отметить положительные стороны или сдвиги, а также способствует выявлению ошибок и упущений, определяющих дальнейшую педагогическую тактику.
Большая часть учебного времени отводится на проведение практических занятий с целью прочного овладения учащимися прикладными туристско-экологическими навыками и умениями. Практическая часть предусматривает организацию учебных соревнований по спортивному ориентированию и проведение учебных занятий во время походов выходного дня.
Формы подведение итогов
тестовые задания
практические задания
соревнованиях
походы выходного дня
Тестовые задания:
Специальная техническая подготовка:
- «подгонять» и надевать страховочную систему;
- владеть карабинами на время (например: траверс);
- вязать узлы;
- бухтовать веревку;
Общая физическая подготовка:
- силовые качества: пресс – сгибание-разгибание туловища за 1 мин. (и.п.- лежа на спине), сила рук – простым языком: подтягивание, отжимание).
Соревнования:
- участие на дистанциях 1-2 кл. муниципального уровня (закончить дистанцию в контрольное время (для условия выполнения норм для присвоения 3-го юн.разряда – в течение 1 года 3 раза).
Походы:
- участие в конце учебного года в учебно-тренировочном походе выходного дня (не менее 2х ночевок), в ходе и по итогам которого оценивается умение: подбирать личное снаряжение,
укладывать рюкзак,
упаковывать продукты,
устанавливать палатку,
работать с компасом,
под присмотром педагога:
разжигать костры;
работать у костровища,
готовить пищу.
- для условия выполнения норм для присвоения 3-го юн.разряда – в течение 1 года 2 раза закончить маршрут.
Ожидаемые результаты
Учащиеся смогут узнать:
- историю развития туризма в России;
- характеристики видов туризма: пешеходного, лыжного, водного, спелеотуризма;
- разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию;
- характеристику личного и группового туристского снаряжения и требования к снаряжению;
- технику организации привалов и ночлегов в походе;
- организацию работы по планированию в лагеря;
Типы костров, правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров;
- правила хранения и переноски колющих и режущих предметов;
- меры безопасности при обращении с огнем, кипятком;
- правила поведения на воде;
- требования к туристским должностям в группе;
- правила движения в походе;
- общую характеристику естественных препятствий;
- виды туристских соревнований и особенности их проведения;
- топографические спортивные карты;
- масштаб, условные знаки, азимут;
- типы и устройство компасов;
- способы измерения расстояний на местности и карте;
- способы ориентирования;
- исторические природные особенности родного края;
- туристские возможности родного края;
- природоохранительная деятельность туристов;
Личную гигиену туриста, профилактику заболеваний;
- правила составления медицинской аптечки, ее хранения, транспортировки, назначение и дозировку мед. препаратов;
- основные приемы оказания первой доврачебной помощи;
- требования к физической подготовке;
- характеристику и методику развития физических и специальных качеств, необходимых туристу.
Смогут получить основные умения и навыки:
- укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением, его ремонт;
- установка палаток, предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых;
- сушка и ремонт одежды и обуви в походе;
- разжигание костра;
- развертывание и свертывание лагеря;
- определение цели и района похода, разработка маршрута;
- приготовление пищи на костре;
-выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов;
-составление отчета о походе;
- ремонт инвентаря;
- определение масштаба, измерение расстояния на карте, умение читать карту;
- определение азимута;
- работа с компасом;
- способы и техника ориентирования на местности;
- применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса;
- формирование походной аптечки,
- практические навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшему;
- изготовление носилок;
- упражнения общей физической подготовки;
- упражнения специальной физической подготовки.
Способы определения результатов.
Для определения уровня знаний и умений учащихся, программа предполагает дифференцированные зачеты по ключевым темам. Итоговые оценки определяются по результатам зачетных мероприятий и вносятся в зачетные документы (справки о прохождении маршрута, разрядные книжки).
Учебный план
№ | Тема | всего часов | теория | Практика в помещении | Практика на местности |
| Введение | 2 | 2 | | |
1 | Туристские возможности родного края | 4 | 4 | | |
2 | Природа и человек | 10 | | | |
| 1.Экологические основы охраны природы | | 2 | 4 | |
| 2. Окружающая среда и здоровье человека | | 2 | | 2 |
3 | Топография и ориентирование | 40 | | | |
| 1.Карта, план, схема | | 2 | 2 | 2 |
| 2.Условные знаки спортивных карт | | 4 | 4 | 8 |
| 3.Стороны горизонта и их определение | | 2 | | 2 |
| 4.Определение расстояний на местности | | 2 | | 4 |
| 5.Ориентирование по карте | | 2 | 2 | 4 |
4 | Организация и подготовка тур. Похода | 16 | | | |
| 1.Организация путешествия | | 2 | 2 | |
| 2.Снаряжение туриста | | 2 | 2 | |
| 3.Туристский бивак | | | | 4 |
| 4.Питание в походе | | 2 | | 2 |
5 | Техника туризма | 24 | | | |
| 1.Техника движения | | 2 | 2 | 6 |
| 2.Техника преодоления препятствий | | 2 | | 8 |
| 3.Обеспечение безопасности | | 2 | 2 | |
6 | Техника и тактика спортивного ориентирования | 30 | 4 | 6 | 20 |
7 | Общефизическая и морально-волевая подготовка туриста и ориентировщика | 10 | | | |
| 1.Общая физическая подготовка спортсмена | | | | 6 |
| 2.Морально-волевая подготовка спортсмена | | 2 | 2 | |
8 | Доврачебная медицинская помощь | 8 | 4 | 4 | 2 |
| ИТОГО | 144 | | | |
Календарный учебный график
№ | Дата | Форма занятий | Кол-во часов | тема | Место проведения | Форма контроля |
1 | 01.09.20 | Теоретическое занятие | 2 | Введение | кабинет | |
2 | 03.09.20 | Теоретическое занятие | 2 | Понятие о спортивной и топографической карте | кабинет | |
3 | 08.09.20 | Теоретическое занятие | 2 | Условные топографические знаки | кабинет | |
4 | 10.09.20 | Практическое занятие | 2 | Условные топографические знаки | кабинет | Тестовые задания |
5 | 15.09.20 | Практическое занятие | 2 | Стороны горизонта и их определение | кабинет | Практические задания |
6 | 17.09.20 | Практическое занятие. ПВД | 2 | Определение расстояний на местности (поход выходного дня ПВД) | Сувинская Саксония | Практические задания |
7 | 22.09.20 | Теоретическое занятие | 2 | Карта, план, схема | кабинет | |
9 | 24.09.20 | Практическое занятие | 2 | Карта, план, схема | кабинет | Практические задания |
10 | 29.09.20 | Практическое занятие | 2 | Карта, план, схема | Территория школы | Тестовые задания |
11 | 01.10.20 | Практическое занятие | 2 | Условные топографические знаки | кабинет | Практические задания |
12 | 06.10.20 | Теоретическое занятие | 2 | Стороны горизонта и их определение | кабинет | |
13 | 08.10.20 | Практическое занятие | 2 | Стороны горизонта и их определение | кабинет | Практические задания |
14 | 13.10.20 | Практическое занятие | 2 | Ориентирование по карте | спортзал | соревнования |
15 | 15.10.20 | Практическое занятие | 2 | Ориентирование по карте. Условные топографические знаки (ПВД) | Территория школы | |
16 | 20.10.20 | Практическое занятие | 2 | Доврачебная медицинская помощь. | спортзал | |
17 | 22.10.20 | Теоретическое занятие | 2 | Лекарственные растения | кабинет | |
18 | 27.10.20 | Теоретическое занятие | 2 | Походная аптечка | кабинет | |
19 | 29.10.20 | Практическое занятие | 2 | Оказание первой медицинской помощи и транспортировка пострадавшего | спортзал | Практические задания |
20 | 03.11.20 | Теоретическое занятие | 2 | Экологические основы охраны природы | кабинет | |
21 | 05.11.20 | Теоретическое занятие | 2 | Природоохранный кодекс туриста | кабинет | |
22 | 10.11.20 | Теоретическое занятие | 2 | Влияние погоды на самочувствие человека | кабинет | |
23 | 12.11.20 | Практическое занятие | 2 | Адаптация человека к различным условиям окружающей среды | Территория школы | Практические задания |
24 | 17.11.20 | Теоретическое занятие | 2 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | кабинет | |
25 | 19.11.20 | Теоретическое занятие | 2 | Организация и подготовка туристского похода | кабинет | |
26 | 24.11.20 | Практическое занятие | 2 | Определение цели и района путешествия | кабинет | Тестовые задания |
27 | 26.11.20 | Практическое занятие | 2 | Правила и культура поведения в походе | кабинет | Практические задания |
28 | 01.12.20 | Теоретическое занятие | 2 | Разрядные требования и нормативы юношеского туризма | кабинет | |
29 | 03.12.20 | Практическое занятие | 2 | Профилактика обеспечения безопасности. Туристское снаряжение | спортзал | |
30 | 08.12.20 | Практическое занятие | 2 | Профилактика обеспечения безопасности. Предпоходная тренировка | Территория школы | Тестовые задания |
31 | 10.12.20 | Практическое занятие | 2 | Инструктаж по технике безопасности. Предпоходная тренировка | Территория школы | Практические задания |
32 | 15.12.20 | Теоретическое занятие | 2 | Туристские возможности родного края | кабинет | |
33 | 17.12.20 | Практическое занятие | 2 | Туристские возможности родного края | кабинет | Тестовые задания |
34 | 22.12.20 | Практическое занятие | 2 | Техника движения. Движение по дорогам, тропам | Территория школы | |
35 | 24.12.20 | Практическое занятие | 2 | Движение по глубокому снегу, льду | Территория школы | |
36 | 29.12.20 | Теоретическое занятие | 2 | Техника преодоления препятствий (теория) | кабинет | |
37 | 31.12.20 | Практическое занятие | 2 | Средства обеспечения безопасности – специальное снаряжение | спортзал | Практические задания |
38 | 05.01.21 | Теоретическое занятие | 2 | Прочностные характеристики веревок | кабинет | |
39 | 07.01.21 | Теоретическое занятие | 2 | Узлы: классификация назначение, способы завязывания | кабинет | |
40 | 12.01.21 | Практическое занятие | 2 | Узлы: классификация, назначение, | кабинет | Практические задания |
41 | 14.01.21 | Практическое занятие | 2 | Узлы: классификация, назначение, способы завязывания | кабинет | Практические задания |
42 | 19.01.21 | Практическое занятие | 2 | Страховка. Самостраховка | спортзал | Практические задания |
43 | 21.01.21 | Практическое занятие | 2 | Страховка. Самостраховка | спортзал | Практические задания |
44 | 26.01.21 | Практическое занятие | 2 | Движение по кочкам. Движение по жердям | Территория школы | Практические задания |
45 | 28.01.21 | Практическое занятие | 2 | Навесная переправа | спортзал | |
46 | 02.02.21 | Практическое занятие | 2 | Комплексное чтение карты | Территория школы | Практические задания |
47 | 04.02.21 | Практическое занятие | 2 | Выбор рационального движения | Территория школы | Практические задания |
48 | 09.02.21 | Практическое занятие. Соревнования | 2 | Отметка на контрольном пункте | спортзал | соревнования |
49 | 11.02.21 | Практическое занятие | 2 | Условные топографические знаки. | кабинет | Практические задания |
50 | 16.02.21 | Практическое занятие | 2 | Определение расстояний на карте | Территория школы | Практические задания |
51 | 18.02.21 | Практическое занятие | 2 | Определение расстояний по карте | Территория школы | |
52 | 23.02.21 | Практическое занятие | 2 | Условия соревнований по спортивному ориентированию | кабинет | Тестовые задания |
53 | 25.02.21 | Практическое занятие. Соревнования | 2 | Соревнования в заданном направлении, | Территория школы | соревнования |
54 | | Практическое занятие | 2 | по выбору, по маркированной трассе | Территория школы | |
55 | | Теоретическое занятие | 2 | Положение о соревновании. Заявка. Возрастная группа. Медицинский допуск. | кабинет | |
56 | | Практическое занятие | 2 | Общая физическая подготовка | стадион | Сдача нормативов |
57 | | Практическое занятие | 2 | Общая физическая подготовка | стадион | Сдача нормативов |
58 | | Практическое занятие | 2 | Общая физическая подготовка | стадион | Сдача нормативов |
59 | | Практическое занятие | 2 | Тактическая подготовка спортсмена-ориентировщика | Территория школы | Практические задания |
60 | | Практическое занятие | 2 | Спортивная этика | Территория школы | Практические задания |
61 | | Практическое занятие | 2 | Запрещенные приемы и средства для достижения результата | Территория школы | соревнования |
62 | | Практическое занятие. ПВД | 22 часа | Походы выходного дня | м. Дворец, м. Жернов камень, м. Маяк | Практические задания |
| | | 144 часа | ИТОГО: 144 часа –занятия | | |
Содержание изучаемого курса
Введение (2 часа).
Туризм – спорт и отдых. История туристских путешествий. Виды туризма, их особенности. Определение возможностей и интересов учащихся.
Спортивное ориентирование. История возникновения. Прикладное значение. Отличие от традиционных видов спорта.
Учащиеся должны знать: особенности различных видов туризма и спортивного ориентирования.
1. Туристские возможности родного края (4 часа)
Географическое положение Республики Бурятия. Площадь, административное деление. Рельеф. Горные системы и хребты. Высотные характеристики. Полезные ископаемые и ресурсы. Климат. Характерные погодные явления. Реки, озёра. Растительный и животный мир.
Население. Национальный состав, культурные традиции. Хозяйственная деятельность. Основные сведения из исторического прошлого республики.
Маршруты походов, наиболее интересные экскурсионные объекты. Памятники истории и культуры. Памятники природы Бурятии. Особо охраняемые территории.
2. Природа и человек (10 часов).
Природа Земли – источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей среды и природных ресурсов: атмосферы, вод, недр, почв, растительности, животных.
Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушение. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект. Состояние воздушной среды города.
Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины. Рациональное использование и охрана вод.
Редкие и исчезающие виды растений и животных. Причины вымирания животных в настоящее время: промысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний.
Природоохранный кодекс туриста.
3. Топография и ориентирование (40часов).
Карта, план, схема. Определения. Общие детали и различия. Карты топографические и спортивные. Масштаб, численный линейный масштаб. Определение расстояний на карте.
Виды условных знаков: масштабные, внемасштабные, линейные, площадные. Цвет на спортивной карте. Условные знаки спортивных карт: скалы-камни, гидрография, растительность, искусственные сооружения, знаки обозначения дистанции.
Рельеф местности и его изображение на карте. Изображение рельефа на карте. Виды горизонталей. Высота сечения рельефа. Бергштрих. Изображение разных форм рельефа: вершина, хребет, седловина, лощина, овраг, уступ, яма и т.п.
Стороны горизонта, значение, их определение без средств ориентирования: по местным предметам, линейным ориентирам, по солнцу, луне, с помощью часов.
Ориентирование с помощью компаса. Компас, его устройство, правила работы и хранения. Типы компасов. Азимут. Определение азимута объекта. Обратный азимут. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения: расстояние, скорость, препятствие, рельеф.
Оценка расстояний глазомером, по слышимости, счетом шагов. Поправки на психологические ошибки. Значение точности определения при ориентировании. Определение расстояния до неприступных предметов. Определение высоты и ширины недоступных объектов.
4. Организация подготовки туристского похода (16 часов)
Определение цели и района путешествия. План подготовки. Сбор сведений о районе путешествия. Разработка. Картографический материал. Схема и график движения.
Комплектование группы. Распределение обязанностей. Маршрутные документы. Дневник похода. Отчет о путешествии.
Правила и культура путешественника. Подготовка снаряжения к походу.
Тактические действия спортсмена на дистанции. Анализ прохождения дистанции соревнований. Самоанализ. Сравнительный анализ с дистанцией мастеров.
5. Общефизическая и морально-волевая подготовка (10 часов)
Значение. Порядок тренировок. Распределение нагрузки. Занятие различными видами спорта как средство повышения физической подготовки. Подбор упражнений, составление индивидуальных комплексов. Техника кроссового бега. Умение рассчитывать скорость и силы. Предстартовая разминка.
Мотивы спортивной деятельности. Трудности объективные и субъективные, способы их преодоления. Воспитание волевых качеств: настойчивость, упорство, выдержка, самообладание, целеустремленность,
решительность.
Приемы снятия нервного напряжения и расслабления. Микроклимат в коллективе. Способы выхода из затруднительной ситуации.
6. Первая доврачебная помощь. (8 часов).
Личная гигиена. Закаливание организма. Гигиенические требования к обуви и одежде. Предупреждение заболеваний, потертостей, тепловых и солнечных ударов, обморожений, ожогов. Ядовитые растения и насекомые. Контроль над физической нагрузкой и состоянием здоровья. Врачебный контроль. Самоконтроль. Противопоказания к участию в соревнованиях и туристских походах.
Заболевания: симптомы и лечение, доступное в походных условиях. Походная аптечка. Травмы: симптомы, оказание первой помощи и способы транспортировки пострадавшего.
7. Техника туризма (24 часа).
Движение по дорогам, тропам, без тропы, по лесу, стланику, осыпи, курумнику, через заросли и т.п. Скорость движения. Рациональная техника движения. Крутизна склона. Подъёмы и спуски в зависимости от крутизны склона, грунта, растительности. Способы преодоления, организации самостраховки.
Движение по глубокому снегу, льду. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДВИЖЕНИИ. Приемы самостраховки. Средства обеспечения безопасности – специальное снаряжение: веревка, караби, страховочный пояс. Прочностные характеристики веревок. Применение в зависимости от диаметра. Узлы: классификация, назначение, способы завязывания.
8. Техника и тактика спортивного ориентирования (30 часов).
Комплексное чтение карты. Выбор рационального пути движения. Отметка на контрольном пункте.
Соревнования ориентировщиков. Условия проведения соревнований по выбору, в заданном направлении, на маркированной трассе. Условия соревнований Определение результатов. Положение о соревновании. Заявка. Возрастная группа. Медицинский допуск. Обязанности участников.
Предстартовая подготовка. Сбор информации о соревнованиях. Значение технической информации. Карточка участника. Легенда. Легенды-символы. Типовые легенды. Порядок старта участников. Действия участника на старте. Составление индивидуального тактического плана спортивной борьбы.
Материально-техническое обеспечение. На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, которые могут быть выполнены самим педагогом или частично приобретены и выполнены воспитанниками объединения. Весь материал готовиться заранее и раздается детям на занятиях. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования и демонстрации видео материалов при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций, выполненных как педагогом, так и учащимися на занятиях.
Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование и материалы на одну группу:
1.Предметы туристического быта (посуда, лопата, топор, веревки для вязки узлов, веревки для вязки носилок, веревки для организации страховки и самостраховки)
2.Туристическое индивидуальное снаряжение:
- веревки;
- карабины;
- жумары;
- страховочные системы;
- спусковые устройства – 8 шт.;
3.Палатки- 2 шт., компас- 2шт, рюкзак – 3 шт., медицинская аптечка, спортивный инвентарь, спальные мешки- 5шт.,
4. Карты, топографические планы местности, условные топографические знаки
5. Таблицы ориентирования на местности
6. Технические средства: ноутбук, проектор
Список литературы для педагога
1. Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. М.: Профиздат, 1985.
2. Баргузинский заповедник. М.: Новости, 1984.
3. Бардин К.В. Азбука туризма. М.: Просвещение,1973
4. Власов А.А. «Турист»М.: ФиС, 1974
5. Дрогов И.А. «Подготовка туристских кадров» М.: Цриб «Турист», 1982.
6. Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. Улан-Удэ: Бурят. кн. Изд.,1990.
7. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. М.: ФиС, 1990.
8. Коструб А.А. «Медицинский справочник туриста» М.: Профиздат, 1990
9. Куприн А.М. На карте и на местности. М.: ДОСААФ, 1982.
10. Организация работы школьников по созданию учебной экологической тропы. М.: ЦРБ «Турист», 1990.
11. Правила организации и проведения туристских соревнований школьников. М.,1985.
12. Спортивное ориентирование для детей и молодёжи. М: 1990.
13. Штюрмер Ю.А. Четвертая грань туризма. М.: Профиздат, 1984.
14. Экологическое воспитание туристов в туристской секции клуба. Методические рекомендации. М.: ЦРБ «Турист», 1990.
Список литературы для учащихся
1. Краткий справочник туриста. Автор-составитель Ю. А. Штюрмер. 3-е изд., с изм. и доп.-М.: Профиздат, 1985.
2. Узлы. способы вязания и применение. Авт.-состав. В. В. Новиков. М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2003.
3. Энциклопедия туриста. Гл. редактор Тамм Е. И. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.