СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа творческого объединения "Волшебный клубок"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа творческого объединения "Волшебный клубок"  разработана для учащихся 5-11 классы

Просмотр содержимого документа
«Программа творческого объединения "Волшебный клубок"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Корниловская средняя общеобразовательная школа имени И.А. Дасько Болотнинского района Новосибирской области


Принято Согласовано решением МО учителей Зам. дир. по УВР _______________________ ________И.В. Соболева Протокол № от 08. 2022 .08 2022







Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности

«Художественная вышивка»

Срок реализации: 1 год



Состовитель:

Саковская Н.К.









с.Корнилово

2022 г.



Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения «Художественная вышивка» составлена на основе авторской программы «Ручная художественная вышивка», автор Милованова Татьяна Александровна.

Программа курса « Художественная вышивка» предназначена для учащихся 10 – 16 лет общеобразовательной школы и рассчитана на 2 часа в неделю 68 часов в год.

Важной составляющей воспитательной системы в школе является внеурочная деятельность. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать изделие, отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.


Новизна программы состоит в том, что, в процессе занятий учащиеся получают новые знания за рамками школьной программы и при этом получают возможность реализовать свои творческие способности.


Актуальность программы обусловлена тем что, приобщает детей к практической, творческой деятельности. Она способствует развитию в их творческого начала, художественного восприятия вещей, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.



Программа способствует

  • повышению интереса к культурным традициям родного края;

  • развитию познавательной и творческой активности детей;

  • формированию нравственных ценностей;

  • расширению политехнических знаний; -повышению культуры общения детей;

  • укреплению веры детей в свои способности.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Цель программы: - углубление знаний по декоративно-прикладному искусства, - систематизация знаний о различных приемах вышивки, - развитие творческого потенциала учащихся. Задачи программы: - создание иллюстративного материала «История и виды вышивки», - освоение приемов вышивки крестом, - выполнение творческого проекта. Новизна программы заключается в представлении творческого проекта, выполненного по индивидуально разработанной композиции.

Формы проведения занятий:

  1. Демонстрация изделий. 2 .Занятия с элементами лекций. 3 .Практические занятия. 4. Самостоятельная работа с литературой. 5.Работа над проектом.

Планируемые результаты

В результате освоения программы « Волшебный клубок» учащиеся должны достичь определённых личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные УУД:

у обучающегося будут сформированы:

- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; - адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности; - обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне - понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания.

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

Регулятивные УУД:

- способность справляться с жизненными задачами;

- планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты;

- контролировать своё время и управлять им;

- решать задачи;

- принимать решения.

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия.


Познавательные универсальные учебные действия:

- формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества;

- владение различными техниками работы с материалами;

- приобретение практических навыков различного вида мастерства.

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с - использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- высказываться в устной форме;

- осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

строить рассуждения об объекте.

-умение задавать вопросы

-умение получать помощь

-умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами

-построение логической цепи рассуждений.


Предметные результаты:

- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;

сохранности продуктов труда;

- освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями;

-расширение кругозора; - испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; - овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

-подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

-соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

-обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

-дизайнерское проектирование технического изделия;

-моделирование художественного оформления объекта труда;

-разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;

-развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами;

Обучающийся научаться: - правильно подобрать или составить рисунок для вышивки - уметь вышивать на пяльцах и без них - начинать и заканчивать работу без узлов - дбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка - знать способы и уметь переводить рисунок на ткань - выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом - оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно - соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии

Обучающийся получит возможность научиться: - виды ручной вышивки - историю и традиции вышивки. - способы нанесения рисунка на ткань - способы закрепления нитей - способы выдергивания нитей - способы зашивок - применение мережек, креста, свободных швов

- задавать вопросы по существу;

- контролировать действия партнёра.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;


Прогнозируемые результаты

На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.

Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний в ситуации межличностного взаимо­действия, её структуре, пространстве взаимодействия, спосо­бах управления социокультурным пространством. Овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов, поведения человека в раз­личных ситуациях. Для достижения данного уровня большое значение имеет организация и проведение в конце каждого модуля в 5 – 6 классах и в конце изучения курса выставок творческих работ учащихся.

Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организа­ционных и финансовых возможностей для реализации проек­та в сфере художественного творчества. Для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (выявление интересов, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Здесь осваивается умение представить собственные разработки зрителям, экспертам.

Тематическое планирование,

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Понятие декоративно – прикладного искусства.

4

1

3

2

Приспособления материалы, инструменты для рукоделия.

2

1

1

3

Технология выполнения свободных швов

12

1

11

4

Технология выполнения счетных швов

12

1

11

5

Гобеленовый шов

4

 

4

6

Другие виды вышивок, их использование.

4

1

3

7

Композиция, цветовой круг, орнамент

8

1

7

8

Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.

4

 

4

9

Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов

14

1

13

10

Защита проекта

4

1

3

 

Всего:

68

8

59

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности,

1. Вводное занятие - Понятие декоративно-прикладного искусства. - Знакомство с видами творчества и его направлениями. - Из истории русской вышивки. - Из истории западноевропейской вышивки. - Знакомство с одеждой кубанского казачества. Вышивка в одежде. 2. Инструменты и приспособления для вышивания: - Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. Увеличение и уменьшение рисунка. 3. Технология выполнения свободных швов - Шов «вперед иголку». - Шов «строчка». - Шов «за иголку». - «Стебельчатый» шов. - « Тамбурный шов» и его варианты. - «Тамбурный шов» и его варианты. 4. Технология выполнения счетных швов - Шов «роспись». - Шов «козлик». - Шов «косичка». - Счетная гладь. - Зигзаг (словацкий шов) гобеленовый шов. - Крест с горизонтальными стежками на изнанке. - Крест с вертикальными стежками на изнанке. - Крест простой – редкий. - Кресты в два ряда. - Крест двусторонний. - Двойной или болгарский крест. - Стоячий крест. - Двусторонний «тамбовский» крест. 5. Гобеленовый шов - Технология выполнения гобеленового шва 6. Другие виды вышивок, их использование - Белая гладь. - Цветная гладь. - Вышивка ришелье. 7. Композиция, цветовой круг, орнамент - Составление композиции. - Орнамент, цветовой круг. - Колорит. 8. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом. - Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта. 9. Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестик 1.Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков.

  1. Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

  2. Вертикальный ряд.

  3. Выполнение крестиков в 1 прием.

  4. Выполнение горизонтального ряда крестиков.

  5. Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

  6. Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз.

  7. Диагональное расположение крестов.

  8. Обводка вышитых мотивов.

  9. Закрепление нитки.

  10. Оформление края изделия.

  11. Стирка и глажение вышитых изделий.

  12. Оформление вышивки в рамку.

10. Защита проекта

- Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ.

Способы оценивания результативности учащихся:

  1. Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.

  2. Выполнение заданий.

  3. Защита проекта.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Материальное обеспечение: -нитки мулине, шерстяные, иглы № 24, 25, 27, наперсток; - линейка, ножницы, ткань для вышивки; - канва для вышивки крестом АИДА, пяльцы, клей ПВА, дополнительные аксессуары. – компьютер

Наглядность: 1. Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест. 2. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов. 3. Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.









Календарно-тематическое планирование курса





п/п

Тема занятия

Часы

Дата

Теория

Практика



1./1


2/2

Понятие декоративно – прикладного искусства

– Знакомство с видами творчества и его направлениями.

1



3/3.

4/4.

– Из истории русской вышивки. Из истории западноевропейской вышивки.

– Знакомство с одеждой кубанского казачества.




5/1

6/2




Инструменты и приспособления для вышивания – Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия.

– Увеличение и уменьшение рисунка

1

  1



7/1

8./2

9/3 10/4



Технология выполнения свободных швов

– Шов «вперед иголку»

1

 

 3



11/5

12/6

– Шов «строчка»

 

2



13/7

14/8

– Шов «за иголку»

 

2



15/9

16/10

– «Стебельчатый» шов

 

2



17/11

18/12

– «Тамбурный шов» и его варианты

 

2



19/1.

20/2

21/3

22/4

Технология выполнения счетных швов

– Шов «роспись». Шов «козлик»

1

 

 3



23/5

24/6

– Шов «косичка» Счетная гладь

 

2



25/7 26/8

– Крест с горизонтальными стежками на изнанке.


 

2



27/9 28/10

– Кресты в наклонном ряду. Кресты в два ряда

 

2



29/1

30/2

31/3

32/4

Гобеленовый шов. Технология выполнения гобеленового шва

4


33/1

34/2

Другие виды вышивок, их использование Белая гладь.

1

1

28.12


35/3

36/4

Цветная гладь. Вышивка ришелье.


2



37/1

38/2

Композиция, цветовой круг, орнамент

2



39/3

40/4

41/5

42/6

– Составление композиции. Орнамент, цветовой круг


4



43/7

44/8

– Колорит


2

8.02


45/1

46/2

47/3

Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом

 

3



48/4

49/5

50/6

– Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта.


3



51/1

Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов

1

 



52/2

53/3

– Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.– Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков

 

2



22.03


54/4

55/5

– Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков. Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх


2



5 6/6

57/7

-Вертикальный ряд. Выполнение крестиков в один прием

– Выполнение горизонтального ряда крестиков.

 

2



58/8

59/9

– Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз. Диагональное расположение крестов

 

2



60/10

61/11

– Обводка вышитых мотивов


2



62\12

63/13


– Закрепление нитки. Оформление края изделия


 

2



64/14

65/15

– Стирка и глажение вышитых изделий


2



66/16
67/1


– Оформление вышивки в рамку. Изготовление декоративной рамки

 

2



68/2

Защита проекта

– Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ.

 

 

1




Итого: 68

8

60





















Литература:

  1. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар, 1999.

  2. Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007.

  3. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар: Сов. Кубань,1999.

  4. Технология. Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной школы/под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2008.

  5. Журнал “Цветы”. Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006.

  6. Журнал “Украинская народная вышивка”.