Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Города Калининграда гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина
( МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина)
«Утверждено»
Директор МОАУ гимназия № 40
им. Ю.А. Гагарина
______________________________________
Т. П. Мишуровская
31 августа 2025 год
Программа учебного курса
«Плавание»
начального общего образования
для учащихся 1-3 классов
Г. Калининград
Рабочая программа учебного курса «Плавание» разработана на период до 2026 года.
Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:
– Положения о рабочих программах в МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина;
– Программ УМК, авторских программ Примерной программы по физической культуре 1-4 классов. – М.: Просвещение, 2016 г. и авторской программы Лях В.И, Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов». – М.: Просвещение, 2016 г.
Цель изучения учебного курса:
Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.
Освоение учебного предмета «Физическая культура направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности.
Учебный курс «Плавание» преподается на базовом уровне.
В соответствии с Учебным планом гимназии рабочая программа рассчитана:
в 1-3 классе на 34 часf в год: учебный курс - 34 часf в год.
УМК: Физическая культура. 1-3 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ (М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова и др.); под ред. М.Я. Виленского. - 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 239 с.;
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Учащиеся 1 класса научатся:
- погружаться под воду (на дно) с головой, всплывать и удерживаться на воде несколько сек., отталкиваться от бортика, лежать на воде руки на бортике, выполнять скольжение с подвижной опорой.
- скользить на груди без опоры самостоятельно, правильно дышать с опорой о дно (в ходьбе), скользить на спине с опорой (с доской), правильно держать плавательную доску при плавании на спине, задерживать дыхание при скольжении на спине, отталкиваться от бортика на груди и на спине.
Получат возможность научиться:
– применять первоначальные представления о значении плавания для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о его позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о плавании, как части физической культуры и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам в воде и открытых водоемах.
Учащиеся 2 класса научатся:
- владеть техникой скольжения на груди и на спине в совершенстве.
- выполнять правильно технику дыхания на груди и на спине при скольжении;
- анализировать правильное положение тела в воде на груди;
- правильно выполнять ударные движения стопой по воде;
- правильно лежать на спине без движения на месте в воде и оценить правильность своего положения;
- технике работы рук кроля на груди и техникой ног кроля на спине;
- научатся анализировать работу ног при плавании кролем на груди и на спине, оценивать друг друга при выполнении работы рук кролем на груди;
- правильно поворачивать голову при вдохе на груди, на месте у бортика и в ходьбе по дну;
- плавать в полной координации кролем на груди.
Получат возможность научиться:
– применять первоначальные представления о значении плавания для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о его позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о плавании. как части физической культуры и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– применять простейшие плавательные навыки, характеристика признаков техничного исполнения;
Учащиеся 3 класса научатся:
- Хорошо всплывать, лежать скользить.
- Выполнять гребковые движения руками кролем на груди и на спине.
- Оценивать технику дыхания при плавании в полной координации кролем на груди.
- Правильно выполнять гребковые движения руками на спине и правильно дышать, совершенствоваться в выполнении скольжения на спине с работой ног.
- Анализировать элементы техники при плавании кроля на спине.
- Соединять работу рук, ног и дыхания кролем на спине.
Получат возможность научиться:
– применять простейшие плавательные навыки;
– выполнять технические действия из базовых видов плавания, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- плавать в полной координации кролем на груди/
По модулю «Плавание» в 1 – 3 классах вводится зачётная система, в которой отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности учащихся. По итогам обучения «зачёт» по плаванию учитывается при выставлении итогового «зачёта» по физической культуре.
Текущая аттестация учащихся включает в себя:
- поурочное оценивание по системе «зачёт – незачёт», которое фиксируется учителем в личных записях;
«Зачёт» учащиеся получают за:
- систематическое посещение уроков по плаванию;
- выполнение программы по плаванию по уровням достижений (высокий, средний, низкий – «зачёт»).
«Незачёт» учащиеся получают за:
- не посещение уроков по плаванию;
- не выполнение программы по плаванию по уровням достижений (высокий, средний, низкий).
Содержание программного материала
Предполагает разделение его на две: базовую и специализированную. Освоение базовых основ физической культуры проводится в соответствии с программным материалом по физической культуре и составляет 99 часов в 1 классах и 68 часов в год во 2-3 классах. Специализированная часть программы ориентирована на плавательную подготовку учащихся в течение третьего часа физической культуры и составляет 34 часов в год в 1-3 классах.
Программа направлена на:
— реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (школьный плавательный бассейн, специальный инвентарь для начального обучения плаванию: плавательные доски, мячи, обручи, игрушки, неподвижные опоры)
— реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— расширение межпредметных связей, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениям
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
для 1 класса изучение, 2-3 класса повторение, закрепление.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают динамике от 1 до 3-го класса. Теоретический материал изучается во время бесед, просмотра учебных кинофильмов, других наглядных пособий. В доступной форме рассматриваются следующие вопросы тем курса:
1) Сообщение детям знаний о воде, бассейне, правилах поведения и безопасности в бассейне.
2) Гигиенические требования к пловцу.
3) Профилактика простудных и грибковых заболеваний, профилактика травматизма на воде.
4) Правила плавания.
5) Правила купания в открытых водоемах.
6) Влияние плавания на организм человека. Значение систематичности занятий плаванием.
7) Спортивное плавание, основные стили плавания.
8) Влияние плавания на формирование правильной осанки, укрепление свода стопы.
9) История плавания.
10) организация самостоятельных занятий плаванием.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1 класс
1. Ознакомление (изучение) вхождение в воду
По трапу бассейна.
Спад вниз ногами, сидя на бортике бассейна.
Соскоком вниз ногами с бортика бассейна.
2. Ознакомление (изучение)
Подготовительные упражнения по освоению с водой
Передвижение по дну бассейна
1) Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками, взявшись за руки и с различными исходными положениями рук (за спину, вытянуты вверх и т. д.).
2) Передвижение с изменением направлений («змейка», «хоровод» и т. д.).
3) Движения руками и ногами с изменением направлений и плоскостей из различных исходных положений, напряженно и расслабленно.
4) Передвижение по дну шагом и бегом с помощью гребковых движении руками.
5) Выпрыгивание из воды, оттолкнувшись ногами от дна бассейна.
6) Стоя на дне, шлепать по поверхности воды кистями рук.
Игры: «Море волнуется», «Кто выше прыгнет?», «Полоскание белья», «Волны и море», «Переправа», «Поймай воду», «Рыбы и сеть».
Ознакомление (изучение)
Погружения под воду
1) Погружения в воду на задержанном вдохе (до подбородка, носа, глаз, полностью) и открывание глаз под водой.
2) Стоя у бортика, побрызгать, поплескать себе в лицо водой.
3) Ныряние за предметами.
4) «Пройти в приседе» под водой
5) Передвижения по дну с подныриванием под разграничительную дорожку, пенопластовую доску.
6) Сидя на бортике, спрыгнуть в воду вниз ногами и погрузиться с головой под воду.
Игры: «Кто быстрее спрячется под воду», «Умывание», «Лягушата», «Водолазы», «Качели», «Поезд в тоннеле», «Охотники и утки», «Утки-нырки».
Ознакомление (изучение)
Выдохи в воду
1) Дыхательные упражнения: из различных исходных положений выполнение продолжительного выдоха и «взрывного» выдоха после задержки дыхания (как на поверхности воды, так и в воду).
2) Подуть на воду, как на горячий чай.
3) Опустить подбородок в воду и подуть под водой («пустить пузыри»).
4) Присесть под воду и сделать долгий выдох.
Игры: «Ваньки-встаньки», «Фонтан», «Кто дольше», «Поезд».
Ознакомление (изучение)
Всплывание и лежание
Лежание на груди и спине с различными положениями рук:
1) Лежание на груди, держась руками за бортик.
2) То же, но с отталкиванием от бортика.
3) «Поплавок» - лежание на воде в плотной группировке».
4) «Медуза» - лежание на воде, расслабив руки и ноги.
5) «Звездочка» на груди и спине – лежание на воде, руки и ноги разведены в сторону.
6) В положении «звездочка» несколько раз свести и развести руки и ноги.
7) Лежание на спине с руками, вытянутыми вдоль тела.
Игры: «Поплавок», «Медуза», «Винт», «Авария», «Слушай сигнал», «Пятнашки с поплавком»
Ознакомление (изучение)
Скольжение
1) Скольжение толчком одной и двумя ногами от дна и от бортика на груди и на спине с различными положениями рук.
2) Скольжение с вращением.
3) Скольжение на боку.
5) Скольжения с элементарными гребковыми движениями руками и ногами.
6) Скольжение на груди и на спине под водой, руки вытянуты вперед.
Игры: «Кто дальше проскользит», «Стрела», «Торпеды», «Кто выиграл старт», «Буксиры», «Дельфины»
3. Ознакомление (изучение)
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов
Кроль на груди:
Движения ногами
1) Движения ногами кролем, сидя на краю бассейна и опустив ноги в воду.
2) Движения ногами кролем на груди, держась руками за бортик.
3) Плавание при помощи движений ног кролем на груди с доской (дыхание произвольное).
4) Скольжение на груди с последующим подключением работы ног кролем.
5) Плавание при помощи движений ног кролем на груди с различным положением рук (впереди; одна впереди, другая у бедра; у бедер) и дыханием – сначала произвольным, затем – с выдохами в воду.
Движение рук и дыхание
1) Стоя на дне бассейна в наклоне, выполнить вдох в сторону, выдох в воду
2) Стоя на дне бассейна и наклонившись вперед, выполнить движения руками как при плавании кролем.
3) То же, но в передвижении по дну бассейна.
4) Стоя, выполнить движения руками кролем, опустив лицо в воду и задержав дыхание.
5) Скольжение с движением руками кролем.
6) Стоя, согласование дыхания с движением одной рукой кролем.
7) Стоя, движения руками кролем в согласовании с дыханием.
8) То же, но передвигаясь по дну бассейна.
9) Попытки плавать кролем при помощи движений рук в согласовании с дыханием с пенопластовой доской между ногами.
Согласование движений
1) Плавание кролем с полной координацией движений на задержке дыхания.
2) Плавание кролем на груди с попытками повернуть голову для вдоха, сначала один раз на несколько гребков, затем чаще.
3) Плавание кролем с полной координацией движений.
Старты и повороты
Старт осуществляется в кроле на груди с переднего края тумбочки: толчком обеих ног и взмахом рук быстро уйти со старта прыжком головой вниз и проскользив, начать совершать рабочие движения.
Повороты в кроле на груди выполняются как обычные «маятником», так и скоростные – без касания рукой стенки.
Ознакомление (изучение)
Кроль на спине:
Движения ногам
1) Движения ногами кролем, сидя на краю бассейна и опустив ноги в воду.
2) Лежа на спине, держась руками за бортик, движения ногами кролем на спине.
3) Плавание при помощи движений ног кролем на спине с доской и произвольным дыханием (доска в согнутых руках под головой, перед грудью, в вытянутых руках за головой).
4) Скольжение на спине с последующей работой ног кролем.
5) Плавание при помощи движений ног кролем на спине с различным положением рук (впереди; у бедер; одна впереди, другая у бедра).
Движения руками
1) Плавание при помощи движений ног на спине, руки вытянуты за головой. Выполнить гребок одной рукой, вернуться в исходное положение, после паузы – гребок другой рукой.
2) Плавание на спине при помощи движений рук, с доской между ногами.
Согласование движений
1) Плавание кролем на спине с задержкой дыхания на вдохе.
2) Плавание на спине при помощи движений ног, одна рука впереди, другая – у бедра. Поменять положение рук, непрерывно работая ногами.
3) Плавание кролем на спине с полной координацией.
Старты и повороты
Старт при плавании на спине выполняется из воды: пловец захватывает сверху поручни стартовой тумбочки прямыми руками на ширине плеч, сгибая ноги, упирается передней частью стопы о бортик бассейна ниже уровня воды. По сигналу пловец подтягивается к поручням, сгибая руки в локтях, занимает неподвижное положение. По команде «марш», совершает взмах руками и толчок двумя ногами от бортика, и после скольжения под водой, начать выполнять движения кролем на спине.
Игры с мячом и развлечения на воде: «Мяч по кругу», «Салки с мячом», «Кто перетянет», «Весы», «Карусели», «Слушай сигнал».
4. Ознакомление (изучение)
Учебные прыжки
1) Соскок в воду с низкого бортика.
2) Спад в воду из положения приседа или седа на бортике.
3) Спад в воду из положения стоя согнувшись с бортика, со стартовой тумбочки.
5. Ознакомление (изучение)
общеразвивающие упражнения
Общеразвивающие упражнения: упражнения без предметов и с предметами для рук, шеи, туловища, ног из различных исходных положений (преимущественно на гибкость, координированность, расслабление); упражнения для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях пловца; упражнения на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику спортивных способов плавания, стартов, поворотов.
Общеразвивающие и специальные упражнения выполняют на суше, во вводной части урока плавания. Их основное назначение - подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке в основной части урока, содействие общему физическому развитию детей, формирование правильной осанки, развитие преимущественно тех групп мышц, которые выполняют основную работу в плавании. К числу специальных упражнений относят также имитационные упражнения, которые по форме и характеру напоминают движения пловца.
Все эти упражнения выполняют в виде комплексов, которые включают в каждое занятие. Каждый такой комплекс обычно состоит из 8 - 10 упражнений, половина из которых специальные. Комплексы могут иметь направленность, зависящую от того, какой способ плавания изучается.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
для 1 класса изучение, 2-3 класса повторение, закрепление.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают динамике от 1 до 3 класса. Теоретический материал изучается во время бесед, просмотра учебных кинофильмов, других наглядных пособий. В доступной форме рассматриваются следующие вопросы тем курса:
1) Сообщение детям знаний о воде, бассейне, правилах поведения и безопасности в бассейне.
2) Гигиенические требования к пловцу.
3) Профилактика простудных и грибковых заболеваний, профилактика травматизма на воде.
4) Правила плавания.
5) Правила купания в открытых водоемах.
6) Влияние плавания на организм человека. Значение систематичности занятий плаванием.
7) Спортивное плавание, основные стили плавания.
8) Влияние плавания на формирование правильной осанки, укрепление свода стопы.
9) История плавания.
10) организация самостоятельных занятий плаванием.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
2-3 класс
1. Повторение вхождение в воду
По трапу бассейна.
Спад вниз ногами, сидя на бортике бассейна.
Соскоком вниз ногами с бортика бассейна.
2. Повторение
Подготовительные упражнения по освоению с водой
Передвижение по дну бассейна
1) Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками, взявшись за руки и с различными исходными положениями рук (за спину, вытянуты вверх и т. д.).
2) Передвижение с изменением направлений («змейка», «хоровод» и т. д.).
3) Движения руками и ногами с изменением направлений и плоскостей из различных исходных положений, напряженно и расслабленно.
4) Передвижение по дну шагом и бегом с помощью гребковых движении руками.
5) Выпрыгивание из воды, оттолкнувшись ногами от дна бассейна.
6) Стоя на дне, шлепать по поверхности воды кистями рук.
Игры: «Море волнуется», «Кто выше прыгнет?», «Полоскание белья», «Волны и море», «Переправа», «Поймай воду», «Рыбы и сеть».
Повторение погружения под воду
1) Погружения в воду на задержанном вдохе (до подбородка, носа, глаз, полностью) и открывание глаз под водой.
2) Стоя у бортика, побрызгать, поплескать себе в лицо водой.
3) Ныряние за предметами.
4) «Пройти в приседе» под водой
5) Передвижения по дну с подныриванием под разграничительную дорожку, пенопластовую доску.
6) Сидя на бортике, спрыгнуть в воду вниз ногами и погрузиться с головой под воду.
Игры: «Кто быстрее спрячется под воду», «Умывание», «Лягушата», «Водолазы», «Качели», «Поезд в тоннеле», «Охотники и утки», «Утки-нырки».
Повторение
выдохи в воду
1) Дыхательные упражнения: из различных исходных положений выполнение продолжительного выдоха и «взрывного» выдоха после задержки дыхания (как на поверхности воды, так и в воду).
2) Подуть на воду, как на горячий чай.
3) Опустить подбородок в воду и подуть под водой («пустить пузыри»).
4) Присесть под воду и сделать долгий выдох.
Игры: «Ваньки-встаньки», «Фонтан», «Кто дольше», «Поезд».
Повторение
Всплывание и лежание
Лежание на груди и спине с различными положениями рук:
1) Лежание на груди, держась руками за бортик.
2) То же, но с отталкиванием от бортика.
3) «Поплавок» - лежание на воде в плотной группировке».
4) «Медуза» - лежание на воде, расслабив руки и ноги.
5) «Звездочка» на груди и спине – лежание на воде, руки и ноги разведены в сторону.
6) В положении «звездочка» несколько раз свести и развести руки и ноги.
7) Лежание на спине с руками, вытянутыми вдоль тела.
Игры: «Поплавок», «Медуза», «Винт», «Авария», «Слушай сигнал», «Пятнашки с поплавком»
Повторение Скольжение
1) Скольжение толчком одной и двумя ногами от дна и от бортика на груди и на спине с различными положениями рук.
2) Скольжение с вращением.
3) Скольжение на боку.
5) Скольжения с элементарными гребковыми движениями руками и ногами.
6) Скольжение на груди и на спине под водой, руки вытянуты вперед.
Игры: «Кто дальше проскользит», «Стрела», «Торпеды», «Кто выиграл старт», «Буксиры», «Дельфины»
3. Повторение
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов
Кроль на груди:
Движения ногами
1) Движения ногами кролем, сидя на краю бассейна и опустив ноги в воду.
2) Движения ногами кролем на груди, держась руками за бортик.
3) Плавание при помощи движений ног кролем на груди с доской (дыхание произвольное).
4) Скольжение на груди с последующим подключением работы ног кролем.
5) Плавание при помощи движений ног кролем на груди с различным положением рук (впереди; одна впереди, другая у бедра; у бедер) и дыханием – сначала произвольным, затем – с выдохами в воду.
Движение рук и дыхание
1) Стоя на дне бассейна в наклоне, выполнить вдох в сторону, выдох в воду
2) Стоя на дне бассейна и наклонившись вперед, выполнить движения руками как при плавании кролем.
3) То же, но в передвижении по дну бассейна.
4) Стоя, выполнить движения руками кролем, опустив лицо в воду и задержав дыхание.
5) Скольжение с движением руками кролем.
6) Стоя, согласование дыхания с движением одной рукой кролем.
7) Стоя, движения руками кролем в согласовании с дыханием.
8) То же, но передвигаясь по дну бассейна.
9) Попытки плавать кролем при помощи движений рук в согласовании с дыханием с пенопластовой доской между ногами.
Согласование движений
1) Плавание кролем с полной координацией движений на задержке дыхания.
2) Плавание кролем на груди с попытками повернуть голову для вдоха, сначала один раз на несколько гребков, затем чаще.
3) Плавание кролем с полной координацией движений.
Старты и повороты
Старт осуществляется в кроле на груди с переднего края тумбочки: толчком обеих ног и взмахом рук быстро уйти со старта прыжком головой вниз и проскользив, начать совершать рабочие движения.
Повороты в кроле на груди выполняются как обычные «маятником», так и скоростные – без касания рукой стенки.
Повторение
Кроль на спине:
Движения ногам
1) Движения ногами кролем, сидя на краю бассейна и опустив ноги в воду.
2) Лежа на спине, держась руками за бортик, движения ногами кролем на спине.
3) Плавание при помощи движений ног кролем на спине с доской и произвольным дыханием (доска в согнутых руках под головой, перед грудью, в вытянутых руках за головой).
4) Скольжение на спине с последующей работой ног кролем.
5) Плавание при помощи движений ног кролем на спине с различным положением рук (впереди; у бедер; одна впереди, другая у бедра).
Движения руками
1) Плавание при помощи движений ног на спине, руки вытянуты за головой. Выполнить гребок одной рукой, вернуться в исходное положение, после паузы – гребок другой рукой.
2) Плавание на спине при помощи движений рук, с доской между ногами.
Согласование движений
1) Плавание кролем на спине с задержкой дыхания на вдохе.
2) Плавание на спине при помощи движений ног, одна рука впереди, другая – у бедра. Поменять положение рук, непрерывно работая ногами.
3) Плавание кролем на спине с полной координацией.
Старты и повороты
Старт при плавании на спине выполняется из воды: пловец захватывает сверху поручни стартовой тумбочки прямыми руками на ширине плеч, сгибая ноги, упирается передней частью стопы о бортик бассейна ниже уровня воды. По сигналу пловец подтягивается к поручням, сгибая руки в локтях, занимает неподвижное положение. По команде «марш», совершает взмах руками и толчок двумя ногами от бортика, и после скольжения под водой, начать выполнять движения кролем на спине.
Игры с мячом и развлечения на воде: «Мяч по кругу», «Салки с мячом», «Кто перетянет», «Весы», «Карусели», «Слушай сигнал».
4. Повторение
Учебные прыжки
1) Соскок в воду с низкого бортика.
2) Спад в воду из положения приседа или седа на бортике.
3) Спад в воду из положения стоя согнувшись с бортика, со стартовой тумбочки.
5. Повторение
общеразвивающие упражнения
Общеразвивающие упражнения: упражнения без предметов и с предметами для рук, шеи, туловища, ног из различных исходных положений (преимущественно на гибкость, координированность, расслабление); упражнения для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях пловца; упражнения на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику спортивных способов плавания, стартов, поворотов.
Общеразвивающие и специальные упражнения выполняют на суше, во вводной части урока плавания. Их основное назначение - подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке в основной части урока, содействие общему физическому развитию детей, формирование правильной осанки, развитие преимущественно тех групп мышц, которые выполняют основную работу в плавании. К числу специальных упражнений относят также имитационные упражнения, которые по форме и характеру напоминают движения пловца.
Все эти упражнения выполняют в виде комплексов, которые включают в каждое занятие. Каждый такой комплекс обычно состоит из 8 - 10 упражнений, половина из которых специальные. Комплексы могут иметь направленность, зависящую от того, какой способ плавания изучается.
5. Закрепление
общеразвивающих упражнений
Общеразвивающие упражнения: упражнения без предметов и с предметами для рук, шеи, туловища, ног из различных исходных положений (преимущественно на гибкость, координированность, расслабление); упражнения для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях пловца; упражнения на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику спортивных способов плавания, стартов, поворотов.
Общеразвивающие и специальные упражнения выполняют на суше, во вводной части урока плавания. Их основное назначение - подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке в основной части урока, содействие общему физическому развитию детей, формирование правильной осанки, развитие преимущественно тех групп мышц, которые выполняют основную работу в плавании. К числу специальных упражнений относят также имитационные упражнения, которые по форме и характеру напоминают движения пловца.
Все эти упражнения выполняют в виде комплексов, которые включают в каждое занятие. Каждый такой комплекс обычно состоит из 8 - 10 упражнений, половина из которых специальные. Комплексы могут иметь направленность, зависящую от того, какой способ плавания изучается.
Система оценки планируемых результатов
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные способности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Оценка успеваемости по модулю «плавание» включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками предусмотренных программой, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитель при определении оценки успеваемости ориентируется на них. Для учащихся, имеющих отставания в физическом развитии, допускается уменьшение показателей по выполнению учебных нормативов. Каждый из перечисленных компонентов в одинаковой степени влияет на общую итоговую оценку по предмету.
Содержание учебного курса
Предполагает разделение его на две: базовую и специализированную. Освоение базовых основ физической культуры проводится в соответствии с программным материалом по физической культуре и составляет 68 часов в год. Специализированная часть программы ориентирована на плавательную подготовку учащихся в течение третьего часа физической культуры и составляет 34 часов в год в 1-3 классах.
Формы организации учебных занятий:
Основной формой занятий является урок, который состоит из 3-х частей подготовительной, основной и заключительной.
Урок плавания проводится на суше и в воде. Первая и последняя части урока проводятся обычно на суше, основная его часть в воде.
Подготовительная часть урока продолжается до 10 минут. Она включает гигиенические процедуры, медицинский осмотр, перекличку, разъяснение задач и содержания урока, ознакомление детей на суше с упражнениями, которые они будут выполнять в воде. В подготовительной части урока внимание детей должно быть сосредоточено на правильности подготовки к занятиям и на выполнение задач и решения целей урока.
Основная часть урока — освоение с водой, изучение и выполнение плавательных движений, техники выполнения этих движений. Эта часть урока продолжается в течение до 20 минут и делится на два этапа. Первый этап непосредственно сама плавательная подготовка с использованием всех обучающих упражнений и методов (продолжительностью то 10 до15 минут). И второй этап постепенное снижение нагрузки с использованием игровых моментов и развлечений в воде, свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного (продолжительностью от 5 до 10 минут).
Заключительная часть урока включает в себя организованный выход из бассейна, построение, краткое подведение итогов урока с выделением успехов и неудач, как всего класса, так и отдельных учеников. Подводя итоги необходимо выделить недостатки и ошибки, которые обязательно надо будет исправлять на последующих занятиях. Эта часть урока длится до 10 минут, так же включая в себя организационные моменты по гигиеническим процедурам и контроль за тщательным вытиранием и просушиванием, подготовки к последующим по учебному расписанию урокам.
Кроме программных уроков плавания в школе, с набором необходимых условий, возможно проведение и других внеклассных форм занятий. Прежде всего, это тренировки членов спортивной секции плавания. В секцию плавания входят лучшие пловцы из числа занимающихся школьников. А также всевозможные спортивные праздники «День Нептуна», «Посвящение в водяных» и т. п.
Основные виды учебной деятельности:
Самоопределение, целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка. Способность к волевому усилию, формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование, выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификации, действия постановки и решения проблемы, строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов.
Коллективно-распределительная деятельность, групповая работа, парная работа, алгоритм организации работы в группе, в паре, индивидуальная работа, самостоятельна работа.
1 класс
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Плавание»
№ урока п/п | Тема | Количество часов | 1 класс |
Дата | Форма организации занятия | Виды учебной деятельности (на весь раздел) |
Тема | Плавание | 34 | | | |
1 | Вводный урок. Правила поведения и ТБ на занятиях плаванием. | 1 | | урочная | |
2 | Погружение в воду и дыхание. Опускание в воду лица и головы. Погружение в воду с задержкой дыхания. Всплывание. Лежание | 3 | | урочная | |
3 | Скольжение с подвижной опорой. Всплывание у опоры и без. Лежание без опоры. Скольжение с опорой и без. Отталкивание от бортика. | 4 | | урочная | |
4 | Скольжение на груди и на спине самостоятельно. Повторение. Лежание с подвижной опорой. Скольжение с опорой на груди и на спине. Скольжение на груди и на спине самостоятельно. Вдох-выдох на месте и в движении | 2 | | урочная | |
5 | Скольжение на спине. Скольжение на груди и на спине. Скольжение на спине самостоятельно без опоры. Дыхание на спине. Отталкивание от бортика. | 3 | | урочная | |
6 | Скольжение на груди и на спине без поддержки. Повторение. Лежание на груди и на спине Скольжение на груди и на спине с подвижной опорой. Скольжение при помощи друг друга. Дыхание на груди и на спине | 2 | | урочная | |
7 | Плавание кролем на груди на спине Работа ног кролем на груди. Повторение. Всплывание, лежание на груди. Скольжение на груди с опорой и без. Имитация работы ног. Работа ног у бортика и с подвижной опорой. Скольжение с работой ног. | 2 | | урочная | |
8 | Работа рук кролем на груди. Повторение. Работа ног кроля на спине. Скольжение на груди. Скольжение на спине. Имитация работы рук кролем на груди. Работа рук у опоры и с подвижной опорой. Работа ног кролем на спине с опорой и без опоры. | 2 | | урочная | |
9 | Кроль на груди с дыханием. Повторение. Работа ног на груди и на спине с опорой и самостоятельно без поддержки. Работа рук кролем на груди. Техника дыхания при плавание кролем на груди (имитация на суше, у опоры, в движении) | 3 | | урочная | |
10 | Кроль на груди в полной координации. Повторение. Работа ног на груди с дыханием. Работа рук и ног кролем на груди с опорой и без опоры. Работа рук и дыхания кроль на груди. Плавание в полной координации | 4 | | урочная | |
11 | Работа рук кролем на спине. Повторение. Скольжение на спине. Лежание на спине. Скольжение с работой ног на спине. Имитация работы рук на спине на суше. Скольжение с работой рук на спине. Дыхание при плавании на спине | 2 | | урочная | |
12 | Кроль на спине в полной координации. Повторение. Работа рук кролем на спине. Кроль на спине с дыханием. Совершенствование работы ног кролем на спине | 4 | | урочная | |
13 | Резервный урок | 1 | | | |
14 | Развлечения и игры в воде. Игры с прыжками в воду Повторение. Легкие прыжки в воду. Спады с бортика со стартовых тумбочек. Плавание кролем на спине по элементам .Спад головой в оду. | 1 | | Урочная Комбинированная | |
2 класс
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Плавание»
№ урока п/п | Тема | Количество часов | 2 класс |
Дата | Форма организации занятия | Виды учебной деятельности (на весь раздел) |
Тема | Плавание | 34 | | | |
1 | Вводный урок. Правила поведения и ТБ на занятиях плаванием. | 1 | | урочная | |
2 | Погружение в воду и дыхание. Опускание в воду лица и головы. Погружение в воду с задержкой дыхания. Всплывание. Лежание | 3 | | урочная | |
3 | Скольжение с подвижной опорой. Всплывание у опоры и без. Лежание без опоры. Скольжение с опорой и без. Отталкивание от бортика. | 4 | | урочная | |
4 | Скольжение на груди и на спине самостоятельно. Повторение. Лежание с подвижной опорой. Скольжение с опорой на груди и на спине. Скольжение на груди и на спине самостоятельно. Вдох-выдох на месте и в движении | 2 | | урочная | |
5 | Скольжение на спине. Скольжение на груди и на спине. Скольжение на спине самостоятельно без опоры. Дыхание на спине. Отталкивание от бортика. | 3 | | урочная | |
6 | Скольжение на груди и на спине без поддержки. Повторение. Лежание на груди и на спине Скольжение на груди и на спине с подвижной опорой. Скольжение при помощи друг друга. Дыхание на груди и на спине | 2 | | урочная | |
7 | Плавание кролем на груди на спине Работа ног кролем на груди. Повторение. Всплывание, лежание на груди. Скольжение на груди с опорой и без. Имитация работы ног. Работа ног у бортика и с подвижной опорой. Скольжение с работой ног. | 2 | | урочная | |
8 | Работа рук кролем на груди. Повторение. Работа ног кроля на спине. Скольжение на груди. Скольжение на спине. Имитация работы рук кролем на груди. Работа рук у опоры и с подвижной опорой. Работа ног кролем на спине с опорой и без опоры. | 2 | | урочная | |
9 | Кроль на груди с дыханием. Повторение. Работа ног на груди и на спине с опорой и самостоятельно без поддержки. Работа рук кролем на груди. Техника дыхания при плавание кролем на груди (имитация на суше, у опоры, в движении) | 3 | | урочная | |
10 | Кроль на груди в полной координации. Повторение. Работа ног на груди с дыханием. Работа рук и ног кролем на груди с опорой и без опоры. Работа рук и дыхания кроль на груди. Плавание в полной координации | 4 | | урочная | |
11 | Работа рук кролем на спине. Повторение. Скольжение на спине. Лежание на спине. Скольжение с работой ног на спине. Имитация работы рук на спине на суше. Скольжение с работой рук на спине. Дыхание при плавании на спине | 2 | | урочная | |
12 | Кроль на спине в полной координации. Повторение. Работа рук кролем на спине. Кроль на спине с дыханием. Совершенствование работы ног кролем на спине | 4 | | урочная | |
13 | Резервный урок | 1 | | | |
14 | Развлечения и игры в воде. Игры с прыжками в воду Повторение. Легкие прыжки в воду. Спады с бортика со стартовых тумбочек. Плавание кролем на спине по элементам .Спад головой в оду. | 1 | | Урочная Комбинированная | |
3 класс
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Плавание»
№ урока п/п | Тема | Количество часов | 3 класс |
Дата | Форма организации занятия | Виды учебной деятельности (на весь раздел) |
Тема | Плавание | 34 | | | |
1 | Вводный урок. Правила поведения и ТБ на занятиях плаванием. | 1 | | урочная | |
2 | Погружение в воду и дыхание. Опускание в воду лица и головы. Погружение в воду с задержкой дыхания. Всплывание. Лежание | 3 | | урочная | |
3 | Скольжение с подвижной опорой. Всплывание у опоры и без. Лежание без опоры. Скольжение с опорой и без. Отталкивание от бортика. | 3 | | урочная | |
4 | Скольжение на груди и на спине самостоятельно. Повторение. Лежание с подвижной опорой. Скольжение с опорой на груди и на спине. Скольжение на груди и на спине самостоятельно. Вдох-выдох на месте и в движении | 3 | | урочная | |
5 | Скольжение на спине. Скольжение на груди и на спине. Скольжение на спине самостоятельно без опоры. Дыхание на спине. Отталкивание от бортика. | 2 | | урочная | |
6 | Скольжение на груди и на спине без поддержки. Повторение. Лежание на груди и на спине Скольжение на груди и на спине с подвижной опорой. Скольжение при помощи друг друга. Дыхание на груди и на спине | 3 | | урочная | |
7 | Плавание кролем на груди на спине Работа ног кролем на груди. Повторение. Всплывание, лежание на груди. Скольжение на груди с опорой и без. Имитация работы ног. Работа ног у бортика и с подвижной опорой. Скольжение с работой ног. | 2 | | урочная | |
8 | Работа рук кролем на груди. Повторение. Работа ног кроля на спине. Скольжение на груди. Скольжение на спине. Имитация работы рук кролем на груди. Работа рук у опоры и с подвижной опорой. Работа ног кролем на спине с опорой и без опоры. | 2 | | урочная | |
9 | Кроль на груди с дыханием. Повторение. Работа ног на груди и на спине с опорой и самостоятельно без поддержки. Работа рук кролем на груди. Техника дыхания при плавание кролем на груди (имитация на суше, у опоры, в движении) | 3 | | урочная | |
10 | Кроль на груди в полной координации. Повторение. Работа ног на груди с дыханием. Работа рук и ног кролем на груди с опорой и без опоры. Работа рук и дыхания кроль на груди. Плавание в полной координации | 4 | | урочная | |
11 | Работа рук кролем на спине. Повторение. Скольжение на спине. Лежание на спине. Скольжение с работой ног на спине. Имитация работы рук на спине на суше. Скольжение с работой рук на спине. Дыхание при плавании на спине | 2 | | урочная | |
12 | Кроль на спине в полной координации. Повторение. Работа рук кролем на спине. Кроль на спине с дыханием. Совершенствование работы ног кролем на спине | 4 | | урочная | |
13 | Резервный урок | 1 | | | |
14 | Развлечения и игры в воде. Игры с прыжками в воду Повторение. Легкие прыжки в воду. Спады с бортика со стартовых тумбочек. Плавание кролем на спине по элементам .Спад головой в оду. | 1 | | Урочная Комбинированная | |