Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новохопёрского муниципального района Воронежской области
«Пыховская основная общеобразовательная школа»
Обсуждена на педагогическом совете Протокол № _____ от ________2019 г. | | Утверждена Приказ № _______ от _________ 2019 г. Директор МКОУ «Пыховская ООШ» _____________/Н.В.Черкасов/ |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Учебного курса «Занимательная информатика»
5 класс
Срок реализации: 1 год (1, 2 – я четверть)
Объём учебной нагрузки: 0,5 ч./нед. (16 ч./год)
Составитель: учитель Шаповалов Александр Владимирович
Новохоперск 2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Занимательная информатика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО). Программа отвечает требованиям ФГОС ООО, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по информатике, соотносится с действующей примерной программой обучения по информатике в основной общеобразовательной школе. Курс «Занимательная информатика» является расширением и углублением изучения предмета информатика.
Данная программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.
Образовательная программа основного общего образования МКОУ «Пыховская ООШ» (утверждёна приказом директора от______________№__________).
Цели и задачи учебного предмета:
1. Образовательная: Формирование обще учебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и компьютерных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.
2. Развивающая: Развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, логического и алгоритмического мышления.
3. Воспитательная: Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
Задачи курса:
1. Формирование умения выделять признаки одного предмета, вы-делять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению.
2. Алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий.
3. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой знакомство с графикой, логическими играми, логическими задачами.
4. Привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Общая характеристика программы учебного курса «Занимательная информатика» в 5 классе
Подходы, положенные в основу программы.
Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать сложность и многомерность истории России, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Вместе с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;
дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д.
личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Методы обучения.
Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: методика проблемного и развивающего обучения, метод проектов и исследований, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса всеобщей истории, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, знаниями детей.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, беседы, исследовательская работа.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Место предмета в учебном плане.
Предмет «Занимательная информатика» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в общем объеме 16 часов: 1 час в неделю (1 полугодие, 0,5 часов в год).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны иметь представления:
- Об алгоритмах
- О науке логике
- О понятии «объект», «класс объектов»
Учащиеся должны знать:
- Приемы работы в графическом редакторе;
- Приемы работы в текстовом редакторе;
- Интерфейс текстового процессора;
Учащиеся должны владеть умениями:
- решать логические задачи.
- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов.
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
- анализировать объекты с целью выделения признаков.
Учебно-тематический план 5 класс
№ | Наименование тем | Количество часов |
1 | Правила техника безопасности и организация рабочего места | 1 |
Решение алгоритмических задач (2 ч) |
2 | Способы решения алгоритмических задач | 1 |
3 | Задачи о переправах и переливаниях | 1 |
Введение в логику (4 ч) |
4 | Способы решения логических задач | 1 |
5 | Развитие внимания. Занимательные задачки | 1 |
6 | Решение логических | 1 |
7 | Решение задач - шуток | 1 |
Компьютерная графика (3 ч) |
8 | Компьютерная среда и алгоритмы. | 1 |
9 | Меню готовых форм | 1 |
10 | Сборка рисунка из деталей | 1 |
11 | Конструирование. Создание компьютерного рисунка | 1 |
Компьютерные презентации (4 ч) |
12 | Алгоритм работы над презентациями | 1 |
13 | Создание слайдов. Макет. | 1 |
14 | Форматирование фона, текста | 1 |
15 | Вставка изображений. Анимация. Переход слайдов | 1 |
16 | Итоговое повторение | 1 |
Итого: | 16 |