МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сафоновская детская школа искусств»
__________________________________________________________________
215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. Строителей, д.3, тел.4-22-44, тел/факс 4-23-56
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(БЛОКФЛЕЙТА)
2021г.
«Одобрено» «Утверждаю»
Методическим советом И.О. Директора
МБУДО «Сафоновская ДШИ» МБУДО «Сафоновская ДШИ»
«___» ____________20___г. __________________Новикова Л.Н.
«_____» ________________20_____г.
МП
Программа учебного предмета СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (БЛОКФЛЕЙТА) разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Духовые и ударные инструменты».
Организация-разработчик:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Разработчики: Егорова Светлана Васильевна, преподаватель, концертмейстер; Жуков Юрий Анатольевич, преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (БЛОКФЛЕЙТА)
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Духовые и ударные инструменты" по виду инструмента: духовые инструменты БЛОКФЛЕЙТА.
Срок освоения программы учебного предмета составляет 5 лет.
Программа учебного предмета может быть использована:
в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» в детских школах искусств, детских музыкальных школах, образовательных учреждениях профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Программа обеспечивает:
-преемственность, взаимосвязь с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
-сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»:
Музыкальное исполнительство.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА:
Цели:
- формирование у обучающихся интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- формирование комплекса исполнительских знаний и умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности блокфлейты для достижения убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различного характера;
- развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретённых им знаний, умений и навыков в области духового исполнительства, а также выявление наиболее одарённых детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на блокфлейте в пределах программы учебного предмета;
- овладение основными исполнительскими навыками игры на блокфлейте, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;
- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- формирование у наиболее одарённых выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программ.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- основной репертуар для духовых инструментов (блокфлейта), включающий произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
- художественно-эстетические, технические особенности характерные для сольного и ансамблевого исполнительства;
- профессиональную терминологию;
- методику разучивания музыкальных произведений;
- различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- грамотно исполнять музыкальные произведения, как сольно, так и в ансамбле;
- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различного характера; использовать многообразные возможности блокфлейты для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- создавать художественный образ при исполнении музыкальных произведений;
- читать с листа несложные музыкальные произведения;
- управлять процессом исполнения музыкального произведения, осуществляя звуковой контроль в процессе игры на инструменте;
- выполнять анализ исполняемых произведений, владеть различными видами техники исполнительства, использовать художественно оправданные технические приёмы.
- иметь навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА: срок обучения 5 лет:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 924 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 363 часа;
самостоятельной работы обучающегося 561 час.
1.5. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать обучающихся, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
1.6. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2.1. ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 924 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 363 |
в том числе: | |
практические занятия | 350 |
контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др. | 13 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 561 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 4 |
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность) | 1 |
. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (блокфлейта)
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Тема 1. Первоначаль- ный период обучения игре на духовом инструменте (блокфлейта) | Содержание учебного материала | 79 |
Знакомство с духовым инструментом (блокфлейта), его историей, устройством, основные правила обращения с инструментом. Постановочные упражнения: работа над положением корпуса, головы, рук и инструмента. Освоение основных приёмов звукоизвлечения, техники языка. Добиваться устойчивого звучания инструмента, чистого по интонации, полного и яркого по тембру, разнообразного по громкости. Работа над штрихами: detashe, legato. | |
Практические занятия | 30 |
Контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 48 |
Тема 2. Основы техники исполнительс- кого дыхания. | Содержание учебного материала | 102 |
Постановочные упражнения, дыхательная гимнастика без инструмента. Освоение основных приёмов дыхания, в том числе упражнения, направленные на развитие грудобрюшного типа дыхания. Специальные упражнения на инструменте, в процессе которых развиваются сила, гибкость и координация дыхательных мышц в контакте с элементами исполнительского аппарата. Развивать в дыхательном аппарате ощущение опоры выдоха (или опоры звука). Выработка длинного выдоха, его ровность и продолжительность, умение филировать звуки. Развивать взаимосвязь и взаимодействие исполнительского дыхания с губным аппаратом учащегося. Изучение пьес кантиленного характера. | |
Практические занятия | 40 |
Контрольные работы | --------- |
Самостоятельная работа обучающихся | 62 |
Тема 3. Работа над развитием техники, изучение гамм и упражнений. | Содержание учебного материала | 140 |
Изучение различных гамм и арпеджио в доступном для соответствующего уровня развития диапазоне и темпе. Освоение элементарных теоретических знаний о строении мажорных и минорных гамм. Развитие чётких движений пальцев, координация их с действием губ, языка, дыхания. Совершенствование навыков исполнения штрихов: деташе, легато, стаккато. Закрепление аппликатурных навыков. Работа над качеством звука, полнотой и ровностью звучания различных регистров инструмента. Расширение диапазона. Работа над ритмичностью исполнения, над точностью интонации. Игра гамм с различными штрихами, различными длительностями и динамическими оттенками. | |
Практические занятия | 52 |
Контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 85 |
Тема 4. Работа над этюдами. | Содержание учебного материала | 165 |
Развитие технических навыков: подвижности пальцев, чёткости и подвижности языка, широты и активности дыхания, скоординированности всех элементов исполнительской техники. Овладение аппликатурными трудностями, быстрота и синхронность аппликатурной техники. Развитие метроритмического чувства. Овладение регистровыми трудностями. Добиваться выразительного звучания отдельного звука и технически освоенных музыкальных эпизодов. Овладеть основными штрихами: легато, деташе, стаккато, нон легато. Расширять диапазон владения громкостью звучания инструмента от pp до forte. | |
Практические занятия | 62 |
Контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 100 |
Тема 5. Работа над музыкальны- ми произведения-ми. | Содержание учебного материала | 305 |
Изучение произведений различного характера, разных жанров и форм: - развивать музыкально-слуховые представления, умение передавать жанровые особенности пьес эпохи барокко, классического, романтического и современного периодов развития музыкального искусства; - формировать навыки грамотного разбора нотного текста, элементарного анализа формы произведения, понимания особенностей стиля, характера изучаемых пьес; - развивать музыкальное мышление. Анализ музыкального языка, понятия фразировки: мотив, фраза, предложение, период, кульминация; динамические оттенки, штрихи, артикуляция. Двухчастная форма, трёхчастная простая и сложная. Методы работы над техническими сложностями, над звуком и интонацией. Развитие музыкальной памяти. Развитие художественного воображения, музыкально - образных представлений в процессе работы над музыкальным образом. Развивать способность эмоционально окрашивать звук и воспринимать музыку, как эмоционально-эстетическую программу. Игра с концертмейстером, развитие навыков ансамблевой игры, развитие гармонического слуха, общее музыкальное развитие. | |
Практические занятия | 116 |
Контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 185 |
Тема 6. Чтение с листа. | Содержание учебного материала | 43,5 |
Развитие навыка разбора нотного текста: освоение звуковысотной записи, освоение ритмической записи, соблюдение дополнительных знаков текста: штрихов, динамики. Воспитание навыков предварительного анализа нотного текста: определение общего характера произведения, его темпа, тональности; беглого просмотра текста для осознания его звуковысотных и метроритмических особенностей. Материал подбирается с учётом возможностей ученика. Чтение нот с листа без инструмента, мысленно, про себя пропевая мелодию пьесы, то есть одновременно видеть и слышать мелодию, что способствует развитию внутреннего слуха. Самостоятельное изучение нетрудных произведений. Ознакомление с произведениями для расширения музыкального кругозора. Умение следить по нотам за игрой педагога или другого ученика. Музыкальная терминология. | |
Практические занятия | 16 |
Контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 26,5 |
Тема 7. Подготовка к концертным выступлениям. | Содержание учебного материала | 25,5 |
Правила поведения на сцене. Навыки репетиционной работы перед выступлением на сцене. Психологическая подготовка к концертному выступлению. Вырабатывать творческую и художественную выносливость, способность исполнять без перерыва несколько произведений. Развивать умение настраиваться на исполняемое произведение с учётом сформированного эмоционально-художественного образа произведения. Вырабатывать личностное отношение учащегося к музыкальному исполнению произведения, умения чувствовать и передавать эмоции и образы исполняемой музыки. Воспитывать критическое отношение к своей игре. | |
Практические занятия | 10 |
Контрольные работы | --------- |
Самостоятельная работа обучающихся | 15,5 |
Тема 8. Изучение произведений крупной формы. | Содержание учебного материала | 64 |
Развитие музыкального мышления, способности мыслить крупными построениями, умения сочетать контрастные образы, владеть разнообразными исполнительскими приёмами. Анализ формы произведения, его строение, разделы, характер тематического материала. Сонатины. Сонаты. Вариации. | |
Практические занятия | 24 |
Контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 39 |
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный
для освоения учебного материала
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.);
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для индивидуальных занятий, библиотеки, концертного зала.
Оборудование учебного кабинета: пианино для занятий с концертмейстером, стол, стулья, пульты для нот, осветительные приборы, наглядные пособия.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность» должны иметь площадь не менее 9 кв. м. и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Технические средства: фонотека, видеотека, телевизор, музыкальный центр, видеоплеер.
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ - Киев, 1973
2. Избранные произведения для флейты /Сост. Н. Платонов - М., 1976
3. Келлер Э. Десять этюдов для флейты. - М., 1980
4. Келлер Э. Пятнадцать этюдов для флейты. - М., 1985
5. Келлер Э. Этюды для флейты. Тет. 2 — М., 1980
6. Кискачи А. Блокфлейта. Школа для начинающих: клавир с комментариями. – Издательство «Композитор. Санкт Петербург», 2007.
7. Кискачи А. Блокфлейта. Школа для начинающих: тетрадь с нотами и раскрасками. – Издательство «Композитор. Санкт Петербург», 2007
8. Тесаков К. Сборник ансамблей для духовых инструментов: Для старших
классов ДМШ - Минск
9. Лёгкие пьесы зарубежных композиторов / Сост. Н. Семёнова - Санкт-Петербург, 1998
10. Мальцев Б.А. Школа игры на блокфлейте: Учебное пособие.-.СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
11. Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни для блокфлейты и ф-но. Выпуск 1 /Сост. В. Мурзин. - Москва «Музыка», 1990
12. Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни для блокфлейты и ф-но. Выпуск 2 /Сост. В. Мурзин. - Москва «Музыка», 1990
13. Начальные уроки игры на блокфлейте. Методическое пособие. Издательство «Музыка», 1982.
14. Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. Пьесы, этюды и ансамбли.
15. Педагогический репертуар для флейты /Сост. Ю. Должиков - М., 1976 Педагогический репертуар для флейты / Сост. Ю. Должиков. - М., 1982. *
16. Платонов Н. Тридцать этюдов для флейты. - М., 1978
17. Платонов Н. Школа игры на флейте. - М., 1988
18. Покровскай А. В школе и дома. Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. Младшие и средние классы ДМШ.
19. Покровский А. Начальные уроки игры для блокфлейты: Пособие для 1 - 4 классов ДМШ. - М., 1986
20. Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста. Клавир. Педагогический репертуар. Подготовительный класс ДМШ.
21. Пьесы русских композиторов для флейты I Под ред. Ю. Должикова. - М.,1984
22. Старинные сонаты / Ред. Ю. Должикова. - М., 1977
23. Сторожева Т.Н. Сборник пьес, этюдов и ансамблей для блокфлейты:/Учебно-методическое пособие / Изд. ЩЩЩ фирма «Эмузин», 2004.
24. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 1 класс - Киев, 1977
25. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 2 класс - Киев, 1978
26. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 3 класс - Киев, 1979
27. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 4 класс - Киев, 1980
28. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 5 класс - Киев, 1981
29. Хрестоматия для блок-флейты /Сост. И. Оленчик - Москва, 2002
30. Хрестоматия для флейты: 1, 2 классы ДМШ /Сост. Ю. Должиков. - М.,1976
31.Хрестоматия для флейты: 3, 4 классы ДМШ /Сост. Ю. Должиков. - М.,1978
32. Хрестоматия для флейты: 3, 4 классы ДМШ / Сост. Ю. Должиков. - М.,1982
33. Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Ю. Должиков. - М., 1972
34. Хрестоматия педагогического Ю. Должиков. - М., 1969 М.,
35. Ягудин Ю. Легкие этюды для флейты. - М., 1968.
Интернет-ресурсы:
www. classicalmusiclinks.ru
www.orpheusmusic.ru
www.intoclassic.net
www.trumpetclub.ru
www.olofmp3.ru
www.musiclife.ru
www.docshizer.com
www.classik-online.ru
www.classika.21.ru
www.7not.ru
www.notes.tarakanov.net
www.music.tonnel.ru
www.igraj-poj.narod.ru
Дополнительные источники:
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971
Баранцев А. Мастера игры на флейте - профессора Петербургской-Ленинградской консерватории 1862-1985гг – Петрозаводск: Карелия, 1990.
Болотин С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л.: Музыка, 1969.
Болотин С. Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе. М., 1980
Великович Э. Концерт для оркестра. – «Детская литература» М., 1988
Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. - М.: Музыка, 1986.
Гинзбург Л. Методический очерк «О работе над музыкальным произведением». - М.: Музыка, 1981.
Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.,1962
Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1956.
Должиков Ю. Артикуляция при игре на флейте // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991
Инструменты духового оркестра (сост. Б. Кожевников). - М.: Музыка, 1984.
Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Сборник трудов. Вып. 4 /Отв. ред. И. Ф. Пушечников. -М.: ГМПИ им. Гнсиных, 1979.
Киянов Б., Воскресенский С. Руководство по инструментовке. М., 1966
Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. - Л.: Музыка, 1973.
Мастерство музыканта исполнителя. Статьи. Очерки. Исследования. Вып. 2. – М., 1976
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 2. - М.: Музыка, 1966.
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М.: Музыка, 1971.
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. - М.: Музыка, 1976.
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.1. - М.: Музыка, 1964.
Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. - Л.: Музыка, 1975.
Основы постановки исполнительского дыхания при игре на духовых музыкальных инструментах для учащихся начального и среднего специального образования (методические рекомендации), /сост. А. Крючков/, М., 1985
Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1958.
Платонов Н. Методика обучения игре на флейте // Методика обучения игре на духовых инструментах М.: Музыка, 1966
Портреты советских исполнителей на духовых инструментах.
Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1935.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л. / АПН РСФСР, 1947.
Тризно Б. В. Флейта. М.: Музыка, 1964.
Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1978.
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1986.
Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1966.
Ягудин, Ю.О. О развитии выразительности звука // Методика обучения игре на духовых инструментах / Ю.О. Ягудин. – М. : Музыка, 1971.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета обучающийся знает: - основной репертуар для духовых инструментов (блокфлейта), включающий произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями; - художественно-эстетические, технические особенности характерные для сольного и ансамблевого исполнительства; - профессиональную терминологию; - методику разучивания музыкальных произведений; - различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений. В результате освоения предмета обучающийся умеет: -грамотно исполнять музыкальные произведения, как сольно, так и в ансамбле; -самостоятельно разучивать музыкальные произведения различного характера; использовать многообразные возможности блокфлейты для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; -создавать художественный образ при исполнении музыкальных произведений -читать с листа несложные музыкальные произведения; -управлять процессом исполнения музыкального произведения, осуществляя звуковой контроль в процессе игры на инструменте; -выполнять анализ исполняемых произведений, владеть различными видами техники исполнительства, использовать художественно оправданные технические приёмы; -использовать навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста. | Академические концерты. Прослушивания. Технические зачёты. Исполнение концертных программ Экзамены. Итоговая аттестация: экзамен. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНЦЕРТОВ:
Первый класс:
1 вариант.
Чешская нар. Песня «Пастушок»
Шапорин «Колыбельная»
2 вариант.
Дунаевский И. «Колыбельная»
Моцарт В. «Песня пастушка»
Второй класс:
1 вариант.
Чайковский П. - «Старинная французская песенка»
Дюссек Я. - «Старинный танец»
2 вариант.
Моцарт В. Аллегретто из оперы «Волшебная флейта»
Хачатурян А. - Андантино
Третий класс:
1 вариант.
Бакланова Н. – «Хоровод»
Мусоргский – «Слеза»
2 вариант.
Глинка М. – «Чувство»
Шуман Р. - «Смелый наездник»
Четвёртый класс:
1 вариант
Чайковский П. - «Сладкая грёза»
Металлиди Ж. – «Танец кукол»
2 вариант.
Чайковский – Вальс из «Детского альбома»
Глинка – «Кадриль».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ:
Пятый класс:
1 вариант.
Лойе Ж. Соната си минор
Глиэр Р. «Вальс»
Раков Н. Скерцино
2 вариант.
Гендель Г. - Соната №3 Соль мажор 1, 2 части
Госсек - «Тамбурин»
вариант.
Мендельсон – «Весенняя песня»
Шуберт Ф. - «Колыбельная песня»
Моцарт В. - Анданте Соль мажор
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА И ГАММАМ.
Первый класс.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности исполнительского дыхания при игре на блокфлейте, звукоизвлечение, артикуляция.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях с одним знаком. Трезвучия в медленном темпе.
Легкие упражнения и пьесы: 6-8 упражнений и этюдов, 6 - 8 пьес.
Второй класс.
Продолжение работы над постановкой дыхания, рациональной постановкой корпуса, рук, головы. Расширение игрового диапазона. Ознакомление с настройкой инструмента. Изучение музыкальной терминологии.
За учебный год учащийся должен выучить мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно. Арпеджио. Трезвучия (в умеренном темпе).
Развитие навыков чтения с листа. 6 - 8 упражнений и этюдов (по нотам), 6-8 пьес.
Третий класс.
Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата и навыков координации работы языка, губ, пальцев, развитие дыхания. Расширение диапазона извлекаемых звуков (индивидуально). Работа над улучшением качества звука. Совершенствование навыков чтения нот с листа. Развивать навыки игры с аккомпанементом. Изучение музыкальной терминологии.
Гаммы мажорные и минорные до двух знаков включительно. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато, половинными, четвертными и восьмыми нотами. Арпеджио в среднем темпе.
4-8 упражнений и этюдов (по нотам), 6-8 пьес.
Четвертый класс.
Совершенствование исполнительской техники. Дальнейшее развитие музыкально - образных представлений. Работа над качеством звука, динамикой, интонацией, ведением звука и фразировкой. Формирование устойчивых навыков чтения с листа несложных пьес и самостоятельной работы. Музыкальная терминология.
Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, арпеджио в тональностях до трёх знаков в умеренном темпе (гаммы исполняются штрихами деташе, легато, стаккато). Развивать навыки игры с аккомпанементом.
6-8 упражнений и этюдов (по нотам). 4-6 пьес, 1-2 произведения крупной формы.
Пятый класс.
Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата обучающихся. Развитие художественного вкуса, музыкальной памяти, мышления, совершенствование фразировки, выразительности исполняемых произведений и навыков самостоятельной работы над ними. Дальнейшее совершенствование всех исполнительских навыков и умений. Формирование устойчивых навыков чтения с листа и самостоятельной работы. Подготовка выпускной программы. Работа над качеством звука, динамикой, интонацией, ведением звука и фразировкой.
Мажорные и минорные гаммы до четырех знаков включительно, хроматическая гамма.
6-8 упражнений и этюдов (по нотам). 2-3 пьесы, 1-2 произведения крупной формы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАЧЁТУ
Проверка технической подготовки обучающихся проводится со 2 по 4 класс в форме зачёта, на котором исполняется «Этюд», гамма и арпеджио в соответствии с годовыми требованиями по классу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Критерии оценки:
По итогам исполнения программы выставляются оценки по пятибалльной шкале:
5 («отлично») - технически качественное и художественно-осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») - оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном).
3 («удовлетворительно») - исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») - комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных
занятий.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
• оценка годовой работы обучающегося;
• оценка на академическом концерте или экзамене;
• другие выступления в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности обучающегося: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на духовом инструменте (блокфлейта) является формирование у обучающегося уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнении.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности духовых инструментов (блокфлейта).
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
2. Периодичность занятий – каждый день.
3. Количество занятий в неделю – от двух до четырех часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.
4. Обучающийся должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Обучающийся должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике.
Возможные виды домашней работы:
упражнения для развития звука (выдержанные звуки);
работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
работа над художественным материалом (пьесы или произведение
крупной формы);
6. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы обучающегося.
7. Для успешной реализации программы «Специальность» (блокфлейта) обучающийся должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио и видеотекам, сформированным по учебным программам.