СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного предмет «Специальность» (блокфлейта)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного предмет «Специальность» (блокфлейта)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Сафоновская детская школа искусств»

__________________________________________________________________

215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. Строителей, д.3, тел.4-22-44, тел/факс 4-23-56









ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ


(БЛОКФЛЕЙТА)





















2021г.




«Одобрено» «Утверждаю»

Методическим советом И.О. Директора

МБУДО «Сафоновская ДШИ» МБУДО «Сафоновская ДШИ»

«___» ____________20___г. __________________Новикова Л.Н.


«_____» ________________20_____г.


МП





Программа учебного предмета СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (БЛОКФЛЕЙТА) разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Духовые и ударные инструменты».




Организация-разработчик:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»


Разработчики: Егорова Светлана Васильевна, преподаватель, концертмейстер; Жуков Юрий Анатольевич, преподаватель.


СОДЕРЖАНИЕ:

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.




  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (БЛОКФЛЕЙТА)


    1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:


Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Духовые и ударные инструменты" по виду инструмента: духовые инструменты БЛОКФЛЕЙТА.

Срок освоения программы учебного предмета составляет 5 лет.

Программа учебного предмета может быть использована:

в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» в детских школах искусств, детских музыкальных школах, образовательных учреждениях профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Программа обеспечивает:

-преемственность, взаимосвязь с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

-сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.


1.2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»:

Музыкальное исполнительство.

    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА:

Цели:

- формирование у обучающихся интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- формирование комплекса исполнительских знаний и умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности блокфлейты для достижения убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различного характера;

- развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретённых им знаний, умений и навыков в области духового исполнительства, а также выявление наиболее одарённых детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на блокфлейте в пределах программы учебного предмета;

- овладение основными исполнительскими навыками игры на блокфлейте, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;

- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- формирование у наиболее одарённых выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программ.


В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- основной репертуар для духовых инструментов (блокфлейта), включающий произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

- художественно-эстетические, технические особенности характерные для сольного и ансамблевого исполнительства;

- профессиональную терминологию;

- методику разучивания музыкальных произведений;

- различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений.


В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

- грамотно исполнять музыкальные произведения, как сольно, так и в ансамбле;

- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различного характера; использовать многообразные возможности блокфлейты для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- создавать художественный образ при исполнении музыкальных произведений;

- читать с листа несложные музыкальные произведения;

- управлять процессом исполнения музыкального произведения, осуществляя звуковой контроль в процессе игры на инструменте;

- выполнять анализ исполняемых произведений, владеть различными видами техники исполнительства, использовать художественно оправданные технические приёмы.

- иметь навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста.


1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА: срок обучения 5 лет:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 924 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 363 часа;

самостоятельной работы обучающегося 561 час.


1.5. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать обучающихся, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.


1.6. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


2.1. ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

924

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

363

в том числе:

практические занятия

350

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, прослушивания и др.

13

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

561

Промежуточная аттестация в форме экзамена

4

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность)

1



    1. . ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (блокфлейта)



Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Первоначаль-

ный период обучения игре на духовом инструменте (блокфлейта)

Содержание учебного материала

79

Знакомство с духовым инструментом (блокфлейта), его историей, устройством, основные правила обращения с инструментом.

Постановочные упражнения: работа над положением корпуса, головы, рук и инструмента.

Освоение основных приёмов звукоизвлечения, техники языка.

Добиваться устойчивого звучания инструмента, чистого по интонации, полного и яркого по тембру, разнообразного по громкости.

Работа над штрихами: detashe, legato.


Практические занятия

30

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

48

Тема 2.

Основы техники исполнительс-

кого дыхания.

Содержание учебного материала

102

Постановочные упражнения, дыхательная гимнастика без инструмента. Освоение основных приёмов дыхания, в том числе упражнения, направленные на развитие грудобрюшного типа дыхания.

Специальные упражнения на инструменте, в процессе которых развиваются сила, гибкость и координация дыхательных мышц в контакте с элементами исполнительского аппарата. Развивать в дыхательном аппарате ощущение опоры выдоха (или опоры звука).

Выработка длинного выдоха, его ровность и продолжительность, умение филировать звуки.

Развивать взаимосвязь и взаимодействие исполнительского дыхания с губным аппаратом учащегося.

Изучение пьес кантиленного характера.


Практические занятия

40

Контрольные работы

---------

Самостоятельная работа обучающихся

62

Тема 3.

Работа над развитием техники, изучение гамм и упражнений.

Содержание учебного материала

140

Изучение различных гамм и арпеджио в доступном для соответствующего уровня развития диапазоне и темпе.

Освоение элементарных теоретических знаний о строении мажорных и минорных гамм.

Развитие чётких движений пальцев, координация их с действием губ, языка, дыхания.

Совершенствование навыков исполнения штрихов: деташе, легато, стаккато.

Закрепление аппликатурных навыков.

Работа над качеством звука, полнотой и ровностью звучания различных регистров инструмента. Расширение диапазона.

Работа над ритмичностью исполнения, над точностью интонации.

Игра гамм с различными штрихами, различными длительностями и динамическими оттенками.


Практические занятия

52

Контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающихся

85

Тема 4.

Работа над этюдами.

Содержание учебного материала

165

Развитие технических навыков: подвижности пальцев, чёткости и подвижности языка, широты и активности дыхания, скоординированности всех элементов исполнительской техники.

Овладение аппликатурными трудностями, быстрота и синхронность аппликатурной техники.

Развитие метроритмического чувства.

Овладение регистровыми трудностями.

Добиваться выразительного звучания отдельного звука и технически освоенных музыкальных эпизодов.

Овладеть основными штрихами: легато, деташе, стаккато, нон легато.

Расширять диапазон владения громкостью звучания инструмента от pp до forte.


Практические занятия

62

Контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающихся

100

Тема 5.

Работа над музыкальны-

ми произведения-ми.

Содержание учебного материала

305

Изучение произведений различного характера, разных жанров и форм:

- развивать музыкально-слуховые представления, умение передавать жанровые особенности пьес эпохи барокко, классического, романтического и современного периодов развития музыкального искусства;

- формировать навыки грамотного разбора нотного текста, элементарного анализа формы произведения, понимания особенностей стиля, характера изучаемых пьес;

- развивать музыкальное мышление.

Анализ музыкального языка, понятия фразировки: мотив, фраза, предложение, период, кульминация; динамические оттенки, штрихи, артикуляция.

Двухчастная форма, трёхчастная простая и сложная.

Методы работы над техническими сложностями, над звуком и интонацией.

Развитие музыкальной памяти.

Развитие художественного воображения, музыкально - образных представлений в процессе работы над музыкальным образом.

Развивать способность эмоционально окрашивать звук и воспринимать музыку, как

эмоционально-эстетическую программу.

Игра с концертмейстером, развитие навыков ансамблевой игры, развитие гармонического слуха, общее музыкальное развитие.


Практические занятия

116

Контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающихся

185

Тема 6.

Чтение с листа.

Содержание учебного материала

43,5

Развитие навыка разбора нотного текста: освоение звуковысотной записи, освоение ритмической записи, соблюдение дополнительных знаков текста: штрихов, динамики.

Воспитание навыков предварительного анализа нотного текста: определение общего характера произведения, его темпа, тональности; беглого просмотра текста для осознания его звуковысотных и метроритмических особенностей.

Материал подбирается с учётом возможностей ученика.

Чтение нот с листа без инструмента, мысленно, про себя пропевая мелодию пьесы, то есть одновременно видеть и слышать мелодию, что способствует развитию внутреннего слуха.

Самостоятельное изучение нетрудных произведений. Ознакомление с произведениями для расширения музыкального кругозора.

Умение следить по нотам за игрой педагога или другого ученика.

Музыкальная терминология.


Практические занятия

16

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

26,5

Тема 7.

Подготовка к

концертным

выступлениям.

Содержание учебного материала

25,5

Правила поведения на сцене.

Навыки репетиционной работы перед выступлением на сцене.

Психологическая подготовка к концертному выступлению.

Вырабатывать творческую и художественную выносливость, способность исполнять без перерыва несколько произведений.

Развивать умение настраиваться на исполняемое произведение с учётом сформированного эмоционально-художественного образа произведения.

Вырабатывать личностное отношение учащегося к музыкальному исполнению произведения, умения чувствовать и передавать эмоции и образы исполняемой музыки.

Воспитывать критическое отношение к своей игре.


Практические занятия

10

Контрольные работы

---------

Самостоятельная работа обучающихся

15,5

Тема 8.

Изучение произведений крупной формы.

Содержание учебного материала

64

Развитие музыкального мышления, способности мыслить крупными построениями, умения сочетать контрастные образы, владеть разнообразными исполнительскими приёмами.

Анализ формы произведения, его строение, разделы, характер тематического материала.

Сонатины.

Сонаты.

Вариации.

Практические занятия

24

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

39

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам.

Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный

для освоения учебного материала


Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,

музеев и др.);

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для индивидуальных занятий, библиотеки, концертного зала.

Оборудование учебного кабинета: пианино для занятий с концертмейстером, стол, стулья, пульты для нот, осветительные приборы, наглядные пособия.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность» должны иметь площадь не менее 9 кв. м. и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Технические средства: фонотека, видеотека, телевизор, музыкальный центр, видеоплеер.


3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ - Киев, 1973

2. Избранные произведения для флейты /Сост. Н. Платонов - М., 1976

3. Келлер Э. Десять этюдов для флейты. - М., 1980

4. Келлер Э. Пятнадцать этюдов для флейты. - М., 1985

5. Келлер Э. Этюды для флейты. Тет. 2 — М., 1980

6. Кискачи А. Блокфлейта. Школа для начинающих: клавир с комментариями. – Издательство «Композитор. Санкт Петербург», 2007.

7. Кискачи А. Блокфлейта. Школа для начинающих: тетрадь с нотами и раскрасками. – Издательство «Композитор. Санкт Петербург», 2007

8. Тесаков К. Сборник ансамблей для духовых инструментов: Для старших

классов ДМШ - Минск

9. Лёгкие пьесы зарубежных композиторов / Сост. Н. Семёнова - Санкт-Петербург, 1998

10. Мальцев Б.А. Школа игры на блокфлейте: Учебное пособие.-.СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

11. Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни для блокфлейты и ф-но. Выпуск 1 /Сост. В. Мурзин. - Москва «Музыка», 1990

12. Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни для блокфлейты и ф-но. Выпуск 2 /Сост. В. Мурзин. - Москва «Музыка», 1990

13. Начальные уроки игры на блокфлейте. Методическое пособие. Издательство «Музыка», 1982.

14. Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. Пьесы, этюды и ансамбли.

15. Педагогический репертуар для флейты /Сост. Ю. Должиков - М., 1976 Педагогический репертуар для флейты / Сост. Ю. Должиков. - М., 1982. *

16. Платонов Н. Тридцать этюдов для флейты. - М., 1978

17. Платонов Н. Школа игры на флейте. - М., 1988

18. Покровскай А. В школе и дома. Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. Младшие и средние классы ДМШ.

19. Покровский А. Начальные уроки игры для блокфлейты: Пособие для 1 - 4 классов ДМШ. - М., 1986

20. Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста. Клавир. Педагогический репертуар. Подготовительный класс ДМШ.

21. Пьесы русских композиторов для флейты I Под ред. Ю. Должикова. - М.,1984

22. Старинные сонаты / Ред. Ю. Должикова. - М., 1977

23. Сторожева Т.Н. Сборник пьес, этюдов и ансамблей для блокфлейты:/Учебно-методическое пособие / Изд. ЩЩЩ фирма «Эмузин», 2004.

24. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 1 класс - Киев, 1977

25. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 2 класс - Киев, 1978

26. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 3 класс - Киев, 1979

27. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 4 класс - Киев, 1980

28. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 5 класс - Киев, 1981

29. Хрестоматия для блок-флейты /Сост. И. Оленчик - Москва, 2002

30. Хрестоматия для флейты: 1, 2 классы ДМШ /Сост. Ю. Должиков. - М.,1976

31.Хрестоматия для флейты: 3, 4 классы ДМШ /Сост. Ю. Должиков. - М.,1978

32. Хрестоматия для флейты: 3, 4 классы ДМШ / Сост. Ю. Должиков. - М.,1982

33. Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Ю. Должиков. - М., 1972

34. Хрестоматия педагогического Ю. Должиков. - М., 1969 М.,

35. Ягудин Ю. Легкие этюды для флейты. - М., 1968.


Интернет-ресурсы:

www. classicalmusiclinks.ru

www.orpheusmusic.ru

www.intoclassic.net

www.trumpetclub.ru

www.olofmp3.ru

www.musiclife.ru

www.docshizer.com

www.classik-online.ru

www.classika.21.ru

www.7not.ru

www.notes.tarakanov.net

www.music.tonnel.ru

www.igraj-poj.narod.ru


Дополнительные источники:

  1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971

  2. Баранцев А. Мастера игры на флейте - профессора Петербургской-Ленинградской консерватории 1862-1985гг – Петрозаводск: Карелия, 1990.

  3. Болотин С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л.: Музыка, 1969.

  4. Болотин С. Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе. М., 1980

  5. Великович Э. Концерт для оркестра. – «Детская литература» М., 1988

  6. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. - М.: Музыка, 1986.

  7. Гинзбург Л. Методический очерк «О работе над музыкальным произведением». - М.: Музыка, 1981.

  8. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.,1962

  9. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1956.

  10. Должиков Ю. Артикуляция при игре на флейте // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991

  11. Инструменты духового оркестра (сост. Б. Кожевников). - М.: Музыка, 1984.

  12. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Сборник трудов. Вып. 4 /Отв. ред. И. Ф. Пушечников. -М.: ГМПИ им. Гнсиных, 1979.

  13. Киянов Б., Воскресенский С. Руководство по инструментовке. М., 1966

  14. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. - Л.: Музыка, 1973.

  15. Мастерство музыканта исполнителя. Статьи. Очерки. Исследования. Вып. 2. – М., 1976

  16. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 2. - М.: Музыка, 1966.

  17. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М.: Музыка, 1971.

  18. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. - М.: Музыка, 1976.

  19. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.1. - М.: Музыка, 1964.

  20. Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. - Л.: Музыка, 1975.

  21. Основы постановки исполнительского дыхания при игре на духовых музыкальных инструментах для учащихся начального и среднего специального образования (методические рекомендации), /сост. А. Крючков/, М., 1985

  22. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1958.

  23. Платонов Н. Методика обучения игре на флейте // Методика обучения игре на духовых инструментах М.: Музыка, 1966

  24. Портреты советских исполнителей на духовых инструментах.

  25. Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1935.

  26. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л. / АПН РСФСР, 1947.

  27. Тризно Б. В. Флейта. М.: Музыка, 1964.

  28. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1978.

  29. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1986.

  30. Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1966.

  31. Ягудин, Ю.О. О развитии выразительности звука // Методика обучения игре на духовых инструментах / Ю.О. Ягудин. – М. : Музыка, 1971.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета обучающийся знает:

- основной репертуар для духовых инструментов (блокфлейта), включающий произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

- художественно-эстетические, технические особенности характерные для сольного и ансамблевого исполнительства;

- профессиональную терминологию;

- методику разучивания музыкальных произведений;

- различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений.


В результате освоения предмета обучающийся умеет:

-грамотно исполнять музыкальные произведения, как сольно, так и в ансамбле;

-самостоятельно разучивать музыкальные произведения различного характера; использовать многообразные возможности блокфлейты для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

-создавать художественный образ при исполнении музыкальных произведений

-читать с листа несложные музыкальные произведения;

-управлять процессом исполнения музыкального произведения, осуществляя звуковой контроль в процессе игры на инструменте;

-выполнять анализ исполняемых произведений, владеть различными видами техники исполнительства, использовать художественно оправданные технические приёмы;

-использовать навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста.



Академические концерты.

Прослушивания.

Технические зачёты.

Исполнение концертных программ

Экзамены.


Итоговая аттестация:

экзамен.









ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНЦЕРТОВ:

Первый класс:


1 вариант.

Чешская нар. Песня «Пастушок»

Шапорин «Колыбельная»


2 вариант.

Дунаевский И. «Колыбельная»

Моцарт В. «Песня пастушка»


Второй класс:


1 вариант.

Чайковский П. - «Старинная французская песенка»

Дюссек Я. - «Старинный танец»


2 вариант.

Моцарт В. Аллегретто из оперы «Волшебная флейта»

Хачатурян А. - Андантино


Третий класс:

1 вариант.

Бакланова Н. – «Хоровод»

Мусоргский – «Слеза»


2 вариант.

Глинка М. – «Чувство»

Шуман Р. - «Смелый наездник»


Четвёртый класс:

1 вариант

Чайковский П. - «Сладкая грёза»

Металлиди Ж. – «Танец кукол»


2 вариант.

Чайковский – Вальс из «Детского альбома»

Глинка – «Кадриль».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ:

Пятый класс:

1 вариант.

Лойе Ж. Соната си минор

Глиэр Р. «Вальс»

Раков Н. Скерцино


2 вариант.

Гендель Г. - Соната №3 Соль мажор 1, 2 части

Госсек - «Тамбурин»


  1. вариант.

Мендельсон – «Весенняя песня»

Шуберт Ф. - «Колыбельная песня»

Моцарт В. - Анданте Соль мажор




ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА И ГАММАМ.


Первый класс.

Знакомство с инструментом. Основы и особенности исполнительского дыхания при игре на блокфлейте, звукоизвлечение, артикуляция.

Мажорные и минорные гаммы в тональностях с одним знаком. Трезвучия в медленном темпе.

Легкие упражнения и пьесы: 6-8 упражнений и этюдов, 6 - 8 пьес.


Второй класс.

Продолжение работы над постановкой дыхания, рациональной постановкой корпуса, рук, головы. Расширение игрового диапазона. Ознакомление с настройкой инструмента. Изучение музыкальной терминологии.

За учебный год учащийся должен выучить мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно. Арпеджио. Трезвучия (в умеренном темпе).

Развитие навыков чтения с листа. 6 - 8 упражнений и этюдов (по нотам), 6-8 пьес.


Третий класс.

Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата и навыков координации работы языка, губ, пальцев, развитие дыхания. Расширение диапазона извлекаемых звуков (индивидуально). Работа над улучшением качества звука. Совершенствование навыков чтения нот с листа. Развивать навыки игры с аккомпанементом. Изучение музыкальной терминологии.

Гаммы мажорные и минорные до двух знаков включительно. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато, половинными, четвертными и восьмыми нотами. Арпеджио в среднем темпе.

4-8 упражнений и этюдов (по нотам), 6-8 пьес.


Четвертый класс.

Совершенствование исполнительской техники. Дальнейшее развитие музыкально - образных представлений. Работа над качеством звука, динамикой, интонацией, ведением звука и фразировкой. Формирование устойчивых навыков чтения с листа несложных пьес и самостоятельной работы. Музыкальная терминология.

Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, арпеджио в тональностях до трёх знаков в умеренном темпе (гаммы исполняются штрихами деташе, легато, стаккато). Развивать навыки игры с аккомпанементом.

6-8 упражнений и этюдов (по нотам). 4-6 пьес, 1-2 произведения крупной формы.


Пятый класс.

Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата обучающихся. Развитие художественного вкуса, музыкальной памяти, мышления, совершенствование фразировки, выразительности исполняемых произведений и навыков самостоятельной работы над ними. Дальнейшее совершенствование всех исполнительских навыков и умений. Формирование устойчивых навыков чтения с листа и самостоятельной работы. Подготовка выпускной программы. Работа над качеством звука, динамикой, интонацией, ведением звука и фразировкой.

Мажорные и минорные гаммы до четырех знаков включительно, хроматическая гамма.

6-8 упражнений и этюдов (по нотам). 2-3 пьесы, 1-2 произведения крупной формы.




ПРИЛОЖЕНИЕ 4.


ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАЧЁТУ

Проверка технической подготовки обучающихся проводится со 2 по 4 класс в форме зачёта, на котором исполняется «Этюд», гамма и арпеджио в соответствии с годовыми требованиями по классу.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


Критерии оценки:


По итогам исполнения программы выставляются оценки по пятибалльной шкале:

5 («отлично») - технически качественное и художественно-осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо») - оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном).

3 («удовлетворительно») - исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно») - комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных

занятий.



При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

• оценка годовой работы обучающегося;

• оценка на академическом концерте или экзамене;

• другие выступления в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.








ПРИЛОЖЕНИЕ 6.


5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Методические рекомендации педагогическим работникам


В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности обучающегося: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.

Необходимым условием для успешного обучения на духовом инструменте (блокфлейта) является формирование у обучающегося уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.

Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнении.

В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности духовых инструментов (блокфлейта).

В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.


Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.


1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

2. Периодичность занятий – каждый день.

3. Количество занятий в неделю – от двух до четырех часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.

4. Обучающийся должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Обучающийся должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике.

Возможные виды домашней работы:

  • упражнения для развития звука (выдержанные звуки);

  • работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);

  • работа над художественным материалом (пьесы или произведение

крупной формы);

  • чтение с листа.

6. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы обучающегося.

7. Для успешной реализации программы «Специальность» (блокфлейта) обучающийся должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио и видеотекам, сформированным по учебным программам.