СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным общеразвивающим программам в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного предмета «Беседы об искусстве»»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» городского округа Нижняя Салда


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

















ПРОГРАММА



по учебному предмету


«БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»




срок реализации 2 года











Составитель: Бурцева М. А.











г. Нижняя Салда 2018-2019 г

Содержание учебного предмета



I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………3

II.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………6

III.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…………………………....17

IV.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ…..28

V.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК…………..29

VI.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА……..30

VII.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………...32

































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным общеразвивающим программам в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.

Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.

Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.

При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» с нормативным сроком обучения 3 года учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 2 года.


Объем УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ и виды учебной работы

2-летний срок освоения

Вид учебной работы

Годы обучения

Всего часов


1-й год

2-й год




1

полугодие

2 полугодие

3 полугодие

4 полугодие




Аудиторные занятия

16

18

16

18



68

Самостоятельная работа

5

6

5

6



22

Максимальная учебная нагрузка

21

23

21

23



90

Вид промежуточной аттестации


З.


З.




З. – зачет;

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ Мелкогрупповые занятия – от 4 до 12 человек.


ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.



ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Развитие навыков восприятия искусства.

  2. Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

  3. Формирование навыков восприятия художественного образа.

  4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.

  5. Обучение специальной терминологии искусства.

  6. Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.


Программа «Беседы об искусстве» (2 года) включает в себя следующие разделы:

2 класс: общая характеристика видов искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, хореография, театр, кино и телевидение;

3 класс: изобразительное искусство, знакомство с народным искусством, праздниками (народные и светские), искусство и современный человек, музеи, библиотеки;


Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.

Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.



  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(срок освоения программы 2 года)


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка


Самостоятельная работа


Аудиторные занятия


45

11

34

1

Виды искусства

1.1

Вводная беседа о видах искусства

беседа

1


1

1.2

Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства

беседа

1


1

1.3

Знакомство с динамическими (временными) видами искусства

беседа

1


1

1.4

Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства

беседа

1


1

2

Изобразительное искусство

2.1

«Как работает художник, чем пользуется»

урок-игра

1


1

2.2

Жанры изобразительного искусства

экскурсия

1


1

2.3

«Композиция»

беседа

1


1

2.4

Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства

практическая работа

1


1

2.5

Рисунок

беседа

1


1

2.6

Графика

экскурсия

1


1

2.7

Выразительные средства графики

практическое занятие

1


1

2.8

«Силуэт»

урок-игра

1


1

2.9

Живопись

экскурсия

1


1

2.10

«Цвет»

урок-эксперимент

1


1

2.11

«Колорит»

экскурсия

1


1

2.12

Способы работы с цветом: «Акварель»

практическое занятие

1


1

2.13

Способы работы с цветом: «Гуашь»

практическое занятие

1


1

2.14

Способы работы с цветом: «Пастель»

практическое занятие

1


1

2.15

Способы работы с цветом: «Масляные краски»

экскурсия

1


1

3

Литература

3.1

Литература как вид искусства

беседа

1


1

3.2

Литературные жанры

беседа

1


1

3.3

Литература и синтетические виды искусства

интегрированное занятие

1


1

4

Музыка

4.1

Музыка как вид искусства

урок-прослушивание

1


1

4.2

Музыкальные инструменты

урок-прослушивание

1


1

4.3

Музыкальные направления и стили.

урок-прослушивание

1


1

5

Хореография

5.1

Танец и виды танцевального искусства

интегрированное занятие

1


1

5.2

Композиция в хореографии

интегрированное занятие

1


1

5.3

Профессии в области хореографии

интегрированное занятие

1


1

6

Театр

6.1

Искусство театра

интегрированное занятие

1


1

6.2

Выразительные средства театрального искусства

интегрированное занятие

1


1

6.3

«Детский театр»

интегрированное занятие

1


1

7

Кино и телевидение

7.1

Искусство кинематографа

интегрированное занятие

1


1

7.2

Детское кино

интегрированное занятие

1


1

7.3

Детские телепередачи

урок-дискуссия

1


1




2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

45

11

34

1

Изобразительное искусство

1.1

Беседа о композиции

беседа

1


1

1.2

Язык графики

беседа

1


1

1.3

Язык живописи

беседа

1


1

1.4

Натюрморт как жанр изобразительного

беседа

1


1

1.5

Пейзаж как жанр изобразительного искусства

беседа

1


1

1.6

Портрет как жанр изобразительного искусства

беседа

1


1

1.7

Скульптура как вид изобразительного искусства

беседа

1


1

1.8

Архитектура как вид изобразительного искусства

беседа

1


1

1.9

Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства

беседа

1


1

2

Народное искусство

2.1

Народные ремесла

беседа

1


1

2.2

Народные ремесла родного края

экскурсия

1


1

2.3

Народный костюм

экскурсия

1


1

2.4

Народный фольклор. Жанры фольклора

интегрированное занятие




3

Праздники

3.1

Праздники народного календаря

беседа

1


1

3.2

Светские праздники

беседа

1


1

4

Искусство и современный человек

4.1

Значение искусства в жизни современного человека

беседа

1


1

4.2

История развития искусства костюма

экскурсия

1


1

4.3

Искусство и реклама

урок-игра

1


1

4.4

Искусство дизайна

беседа

1


1

4.5

Ландшафтный дизайн

беседа

1


1

5

Музеи

5.1

Музеи

беседа




5.2

Частные музеи

виртуальная экскурсия

1


1

5.3

Выставочное пространство

беседа

1


1

5.4

Экскурсия

беседа

1


1

5.5

Посещение музея

экскурсия

1


1

5.6

Коллекционирование

практическое занятие

1


1

6

Библиотеки

6.1

Библиотека

беседа

1


1

6.2

Правила пользования библиотекой

экскурсия

1


1

6.3

Как работать с книгой

практическое занятие

1


1

6.4

Как работать с журналом

практическое занятие

1


1

6.5

Энциклопедия как вид книги

беседа

1


1

6.6

Сеть интернет как информационный ресурс

беседа

1


1

6.7

Литературная гостиная

урок-дискуссия

1


1































Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» городского округа Нижняя Салда

Согласовано:

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________________ Воронова М.А.

«____» _____________________ 20 г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2018 - 2019 учебный год


Образовательная область: Декоративно-прикладное искусство

Учебный предмет: «Беседы по искусству»

Класс: 2

Программа: ДОП в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Преподаватель: Бурцева М.А. квалификационная категория -

Количество часов на предмет по учебному плану:

в неделю1 ч.

за год 34 ч.

из них:

обучающе - развивающих 33 ч.

промежуточная аттестация 1 ч.

итого: 34 ч.



Семестр


недели

в семестре


урока


Тема урока


Количество

Часов




Раздел 1. Виды искусства


I

1

1

Вводная беседа о видах искусства

1


2

2

Знакомство с пространственными (пластическими ) видами искусства

1


3

3

Знакомство с динамическими (временными) видами искусств

1


4

4

Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусств

1




Раздел 2. Изобразительное искусство



5

5

«Как работает художник, чем пользуется»

1


6

6

Жанры изобразительного искусства

1


7

7

«Композиция»

1


8

8

Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства

1


9

9

Рисунок

1

II

1

10

Графика

1


2

11

Выразительные средства графики

1


3

12

«Силуэт»

1


4

13

Живопись

1


5

14

«Цвет»

1


6

15

«Колорит»

1


7

16

Способы работы с цветом: «Акварель»

1

III

1

17

Способы работы с цветом: «Гуашь»

1


2

18

Способы работы с цветом: «Пастель»

1


3

19

Способы работы с цветом: «Масляные краски»

1




Раздел 3. Литература



4

20

Литература как вид искусства

1


5

21

Литературные жанры

1


6

22

Литература и синтетические виды искусства

1




Раздел 4. Музыка



7

23

Музыка как вид искусства

1


8

24

Музыкальные инструменты

1


9

25

Музыкальные направления и стили

1




Раздел 5. Хореография



10

26

Танец и виды танцевального искусства

1

IV

1

27

Композиция в хореографии

1


2

28

Профессии в области хореографии

1




Раздел 6. Театр



3

29

Искусство театра

1


4

30

Выразительные средства театрального искусства

1


5

31

Детский театр

1




Раздел 7. Кино и телевидение



6

32

Искусство кинематографа

1


7

33

Детское кино

1


8

34

Итоговое тестирование

1




Итого:

34


Утверждено на заседании преподавателей

«_____» __________________ 2018 г.


Заведующая отделением изобразительного искусства______________________________________





Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» городского округа Нижняя Салда

Согласовано:

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________________ Воронова М.А.

«____» _____________________ 20 г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2018 - 2019 учебный год


Образовательная область: Декоративно-прикладное искусство

Учебный предмет: «Беседы по искусству»

Класс: 3

Программа: ДОП в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Преподаватель: Бурцева М.А. квалификационная категория -

Количество часов на предмет по учебному плану:

в неделю1 ч.

за год 34 ч.

из них:

обучающе - развивающих 33 ч.

промежуточная аттестация 1 ч.

итого: 34 ч.



Семестр


недели

в семестре


урока


Тема урока


Количество

Часов




Раздел 1. Изобразительное искусство


I

1

1

Беседа о композиции

1


2

2

Язык графики

1


3

3

Язык живописи

1


4

4

Натюрморт как жанр изобразительного искусства

1


5

5

Пейзаж как жанр изобразительного искусства

1


6

6

Портрет как жанр изобразительного искусства

1


7

7

Скульптура как вид изобразительного искусства

1


8

8

Архитектура как вид изобразительного искусства

1


9

9

Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства

1




Раздел 2. Народное искусство


II

1

10

Народные ремесла

1


2

11

Народные ремесла родного края

1


3

12

Народный костюм

1


4

13

Народный фольклор. Жанры фольклора

1




Раздел 3. Праздники



5

14

Праздники народного календаря

1


6

15

Светские праздники

1




Раздел 4. Искусство и современный человек



7

16

Значение искусства в жизни современного человека

1

III

1

17

История развития искусства костюма

1


2

18

Искусство и реклама

1


3

19

Искусство дизайна

1


4

20

Ландшафтный дизайн

1




Раздел 5. Музеи



5

21

Музеи

1


6

22

Частные музеи

1


7

23

Выставочное пространство

1


8

24

Экскурсии

1


9

25

Посещение музея

1


10

26

Коллекционирование

1




Раздел 6. Библиотеки


IV

1

27

Библиотека

1


2

28

Правила пользования библиотекой

1


3

29

Как работать с книгой

1


4

30

Как работать с журналом

1


5

31

Энциклопедия как вид книги

1


6

32

Литературная гостинная



7

33

Сеть интернет как информационный ресурс

1


8

34

Итоговое тестирование

1




Итого:

34


Утверждено на заседании преподавателей «_____» __________________ 2018г.


Заведующая отделением изобразительного искусства______________________________________









III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства.

Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.

Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.


годовые требования

(срок освоения 2 года)


Первый год обучения


1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»

1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства. Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).

1.2 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства. Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с репродукциями.

1.3 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).

1.4 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение. Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем).


2. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


2.1 Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, используя различные художественные материалы.

2.2 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.

2.3 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр – замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений. Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра.

2.4 Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства. Знакомство с искусством фотографии. Сюжетная фотография. Композиционные схемы. Точка зрения. Освещение. Композиционный центр. Самостоятельная работа: самостоятельное выполнение фотографий (натюрморт, пейзаж, портрет).

2.5 Тема: Рисунок. Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.

2.6 Тема: Графика. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.

2.7 Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ учащихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.

2.8 Тема: «Силуэт». Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Применение игровых форм на уроке. Самостоятельная работа: выполнение несложных силуэтов из черной бумаги.

2.9 Тема: Живопись. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений в технике акварель.

2.10 Тема: «Цвет». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений.

2.11 Тема: «Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: подбор репродукций.

2.12 Тема: Способы работы с цветом: «Акварель». Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники – акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Самостоятельная работа: подбор репродукций.

2.13 Тема: Способы работы с цветом: «Гуашь». Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ учащихся и репродукций художников, работающих в этой технике. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.

2.14 Тема: Способы работы с цветом: «Пастель». Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.

2.15 Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски». Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Знакомство с работами художников. Экскурсия по выставке. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств.


3. Раздел «ЛИТЕРАТУРА»

3.1 Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков из художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем.

3.2 Тема: Литературные жанры. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Знакомство с творчеством детских поэтов и прозаиков. Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа: сочинение небольшого рассказа, сказки или стихотворения.

3.3 Тема: Литература и синтетические виды искусства. Литература и музыка. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации. Литература и театр (кино). Самостоятельная работа: выполнение иллюстрации к любимому литературному произведению.


4. Раздел «МУЗЫКА»

4.1 Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Музыка в природе. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений.

4.2 Тема: Музыкальные инструменты. Классификация музыкальных инструментов. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Оркестр – как групповая форма исполнения музыкального произведения. Самостоятельная работа: просмотр музыкальных телепередач на канале «Культура», детских музыкальных телепередач.

4.3 Тема: Музыкальные направления и стили. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Самостоятельная работа: посещение филармонии или концерта.


5. Раздел «ХОРЕОГРАФИЯ»

5.1 Тема: Танец и виды танцевального искусства. Бальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные (хастл) танцы. Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем).

5.2 Тема: Композиция в хореографии. Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок человека в движении (используется стилизация изображения).

5.3 Тема: Профессии в области хореографии. Известные представители в искусстве хореографии. Просмотр отрывков прославленных произведений. Самостоятельная работа: ассоциативное изображение танца (кадриль, вальс, танго).


6. Раздел «ТЕАТР»

6.1 Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя.

6.2 Тема: Выразительные средства театрального искусства. Визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические (жесты и мимика, сценическое движение, танцы) и временные (темп, ритм, антракт, занавес). Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок театрального занавеса или костюма персонажа.

6.3 Тема: «Детский театр». Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: выполнение эскиза театральной куклы.


7. Раздел «КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ»

7.1 Тема: Искусство кинематографа. История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.

7.2 Тема: Детское кино. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа: театральный этюд.

7.3 Тема: Детские телепередачи. Виды детских телепередач. Ведущие детских программ. Самостоятельная работа: просмотр детских телепередач с последующим обсуждением.


Второй год обучения


1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

1.1 Тема: Беседа о композиции. «Как смотреть картину?» Сюжет композиции. Главное и второстепенное в композиции. Плановость. Композиционный центр. Колорит. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.

    1. Тема: Язык графики. Виды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, графических выставок.

    2. Тема: Язык живописи. Станковая и монументальная живопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине. Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).

1.4 Тема: Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «натюрморт». Вещь глазами художника. Тематический натюрморт. Композиционный строй натюрморта (формат, точка зрения, освещение, колорит и др.). Предметы как символы эпохи. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок (фотографий) натюрморта.

    1. Тема: Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «пейзаж». Виды пейзажа (городской, сельский, морской, горный и др.). Композиционный строй пейзажа (формат, точка зрения, плановость, освещенность, колорит и др.). Времена года в пейзаже. Самостоятельная работа: поиск репродукций, посещение выставочного пространства.

    2. Тема: Портрет как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «портрет». Один человек – сто разных лиц. Виды портрета (парадный, групповой, психологический, семейный, автопортрет, шарж и др.). Человек и время. Самостоятельная работа: выполнение портретов членов семьи.

    3. Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства. Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.

    4. Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства. Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурного сооружения (здания, храма, постройки).

    5. Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно – прикладного искусства.

2. Раздел «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

    1. Тема: Народные ремесла. Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. Самостоятельная работа: работа с книгой. Подбор репродукций и фотографий по теме.

    2. Тема: Народные ремесла родного края. История возникновения. Народные мастера. Традиции и современность. Самостоятельная работа: посещение краеведческого музея.

    3. Тема: Народный костюм. Из истории народного костюма. Мужской и женский народный костюм. Элементы костюма. Символика в костюме. Самостоятельная работа: выполнение эскиза народного костюма, работа с иллюстративным материалом.

    4. Тема: Народный фольклор. Жанры фольклора. Музыкальный фольклор. Изобразительный фольклор. Устное народное творчество (пословицы, потешки, песни, частушки, загадки, сказки, эпос). Самостоятельная работа: чтение и пересказ сказок, загадок, детских потешек и песенок.

3. Раздел «ПРАЗДНИКИ»

    1. Тема: Праздники народного календаря. Знакомство с сезонными праздниками. Зима (Рождество, колядки, святочные гадания, Крещение и др.), Весна (масленица, Пасха), Лето (Троица, день Ивана Купалы, Спас), Осень (Параскева-Пятница, Капустник, Синичкин день). Использование сюжетов народных. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

    2. Тема: Светские праздники. История праздников (Новый год, День защитника отечества, Международный женский день, День космонавтики, День победы, День знаний и др.). Праздники и традиции. Атрибутика (украшения, костюмы, открытки, стихотворения и др.). Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, выполнение композиций на тему «Праздник».

4. Раздел «ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»

    1. Тема: Значение искусства в жизни современного человека. Современный интерьер (функциональность и эстетика). Психология цвета. Жилые и общественные помещения. Предметы интерьера (мебель, текстиль, посуда, мелкая пластика и скульптура и др.). Самостоятельная работа: выполнение фотографий современных интерьеров (социальные объекты, детские заведения, магазины, выставочные пространства).

    2. Тема: История развития искусства костюма. Эпоха и мода. Мода и стиль: костюм, make up, украшения и др. Самостоятельная работа: подбор фото-материала.

    3. Тема: Искусство и реклама. Реклама как вид дизайнерского искусства. Плакат. Афиша. Упаковка. Визитная карта. Календари. Самостоятельная работа: подбор рекламной продукции (визитные карты, реклама в СМИ, и др.)

    4. Тема: Искусство дизайна. История дизайна. Объекты. Материалы. Самостоятельная работа: выполнение эскиза объекта дизайна.

    5. Тема: Ландшафтный дизайн. Искусство оформления природной среды. Парки, скверы, дачные участки. Клумбы. Оранжереи. Детские площадки. Самостоятельная работа: выполнение эскиза детской площадки (парка).

5. Раздел «МУЗЕИ»

    1. Тема: Музеи. Знакомство с термином «музей». История. Виды музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Музеи-ансамбли (музей-усадьба, музеи-квартиры, музеи-храмы). Самостоятельная работа: посещение музея.

    2. Тема: Частные музеи. Коллекционные музеи игрушки, фарфора, кружева. Нетрадиционные музеи (музей шоколада, музей елочной игрушки, музей ледяных скульптур, музей янтаря, музей воды, и др.). Самостоятельная работа: сочинение о посещении нетрадиционного музея, или сочинение «Каким я вижу свой музей».

5.3 Тема: Выставочное пространство. С чего начинается музей. Правила поведения. Знакомство с экспозицией. Самостоятельная работа: закрепление знаний о правилах поведения человека в выставочном пространстве.

5.4 Тема: Экскурсия. Знакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды экскурсий. Формы экскурсий (живая, аудио, игровая, рисование в музее - интерпретация). Самостоятельная работа: экскурсия в музей.

5.5 Тема: Посещение музея. Краеведческого, музея изобразительных искусств, театра (на выбор). Самостоятельная работа: посещение конкретно заданного отдела музея с экскурсией.

5.6 Тема: Коллекционирование. Презентация личной коллекции ученика. Самостоятельная работа: выполнение презентации или сочинение.

6. Раздел «БИБЛИОТЕКИ»

    1. Тема: Библиотека. Знакомство с термином «библиотека». Профессия «библиотекарь». Виды библиотек (детская, по искусству). Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки.

6.2 Тема: Правила пользования библиотекой. Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр, комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом).

Самостоятельная работа: повторение и закрепление материала

6.3 Тема: Как работать с книгой. Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации.

Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой книге.

6.4 Тема: Как работать с журналом. Знакомство с разделами журнала (содержание, рубрики, статьи и др.). Детские журналы («Колобок», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Юный художник»). Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своем любимом журнале.

6.5 Тема: Энциклопедия как вид книги. Все обо всем - коротко и ясно. Знакомство с термином «энциклопедия». Разновидности энциклопедий по областям знаний. Детская энциклопедия («Почемучка», «Я познаю мир», «Что есть что?» и др.). Самостоятельная работа: разработка обложки к детской энциклопедии.

6.6 Тема: Сеть интернет как информационный ресурс. Поиск дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная работа: нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство».

6.7 Тема: Литературная гостиная. Разговор на тему: «Моя любимая книга». Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своей любимой книге.


IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:

  1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.

  2. Знание особенностей языка различных видов искусства.

  3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства.

  4. Владение навыками восприятия художественного образа.

  5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.

  6. Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).

  7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).


V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК


Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях (при 3-летнем сроке реализации программы) и во 2-м полугодии (при реализации программы за 1 год). Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции).

Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.

Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся


  1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).

«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;

«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;

«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.

2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.

«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;

«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;

«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.

3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.

«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;

«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта;

«3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.


VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек.

Основные методы обучения:

– объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;

– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

– творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);

– игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).

Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.

Самостоятельная работа учащихся


Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров).

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

  1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала XX века – М., 1989

  2. Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993

  3. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: «Смысл», 2001

  4. Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996

  5. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусст­ва. – М., 1990

  6. Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюр­морта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. – С-П. Государст­венный русский музей.- 1996

  7. Каменева К. О чем рассказывают яблоки. – М., 1986

  8. Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998

  9. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002

  10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995

  11. Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград, «Музыка», 1989

  12. Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002

  13. Неверов О. Культура и искусство античного мира. – Л., 1981

  14. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. – М., 1989

  15. Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы Останки­но. – М., 1995

  16. Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. – С-П., 1970

  17. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХVII века. – М., 1981

  18. Художник Борис Тузлуков. – М.: «Всероссийское театральное общество», 1983

  19. Чижова А.Э. Березка. – М.: «Советская Россия», 1972


Учебная литература

  1. Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI век», 2005

  2. Громова И. Православные и народные праздники. – М.: «Дрофа плюс», 2005

  3. Издательская группа Паррамон Эдисионис. Все о технике: Иллюстрация. – АРТ – РОДНИК, издание на русском языке, 2002

  4. Кино. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «Астрель», 2008

  5. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. – М.: «Амрита – Русь», 2004

  6. Люси Миклтуэйт. Книга для малышей «Мир искусства». Великие картины. Первые слова. Дарлинг Киндерсли. – М., 1997

  7. Моя первая священная история. Библия для детей «Вся Москва» - М, 1990

  8. Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983

  9. Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. – М., 1997

  10. Пономарев Е. Пономарева Т. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО «Издательство Астрель», 2000

  11. Фокина Л.В. История декоративно – прикладного искусства. Учебное пособие. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2009

  12. Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.: «Владос», 2001

  13. Элен и Питер Макнивен Маски. С-Пб., «Полигон», 1998

Энцикл

52