
| Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций |
Утверждаю
Директор ГПОУ ЯО Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций
_____________О.А. Артемьев
«____»_______________2018
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП ИНФОРМАТИКА
Программы подготовки по профессии
15.01.17. Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию
ГРУППА 29 э/мех
Ярославль.
2018 г.
Организация-разработчик: ГПОУ СПО ЯО Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций.
Разработчики:
Трубникова В.М. - преподаватель, ГПОУ СПО ЯО Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций»
Одобрена ЦК «Общеобразовательных дисциплин»
Протокол_____________
от « » 20 г.
Председатель МК:_______________Н.А. Царькова
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: «Информатика и ИКТ»
Область применения программы: рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО 15.01.17. Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).
Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» составлена на основе примерной программы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для специальностей среднего профессионального образования (Информатика и ИКТ. Примерная программа для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. – М.: ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008. –33 с, автор М.С.Цветкова).
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Информатика и ИКТ» входит в цикл общеобразовательных дисциплин среднего общего образования. В результате освоения программы, с учётом требований к метапредметным и личностным результатам обучения, у обучающихся формируются общеучебные компетенции по блокам: информационный, коммуникативный, самоорганизации, самообучения.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Личностные результаты освоения рабочей программы отражают:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения рабочей программы отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
«Информатика» (базовая подготовка) – требования к предметным результатам освоения курса информатики должны отражать:
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:
знать/понимать
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
1.4.Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины: в результате изучения данной дисциплины, технолог должен знать и применять на практике профессионально ориентированные пакеты прикладных программ в общественном питании (для составления технологических карт приготовления продукции, оформления презентаций, использования оргтехники). Профильная составляющая, в том числе, базируется на межпредметных связях с общеобразовательной дисциплиной ОДП. «Математика».
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
том числе:
максимальная учебная нагрузка 162 часов; обязательная аудиторная нагрузка 108 часов;
самостоятельная (внеаудиторная) работа 54 часа.
Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине: программа составлена на основе примерной программы для технического профиля обучения.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
практические занятия | 58 |
контрольные работы |
лабораторные занятия |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: | |
самостоятельная работа по выполнению текущего домашнего задания (подготовка к занятию: работа с учебным пособием, дополнительными источниками литературы над заданием преподавателя, работа с конспектом) подготовка реферативных сообщений решение расчетных задач создание электронных презентации по конкретной теме подготовка к зачету по конкретному раздаточному материалу | |
Итоговая аттестация в форме зачета. |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. | 2 | 1 |
Тема 1. Информационная деятельность человека | Содержание учебного материала | 12 | |
1 | Информационное общество, информационная культура. | 4 | 1 |
2 | Правовая охрана и защита информации. | 1 |
Практическая работа № 1. Правовая охрана и защита информации. | 4 | |
Практическая работа № 2. Образовательные информационные ресурсы. |
Самостоятельная работа № 1: Реферат. Информационная культура. Правовая охрана программ и данных. | 4 |
Тема 2. Информация и информационные процессы | Содержание учебного материала | 34 |
1 | Количество информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. | 8 | 2 |
2 | Перевод произвольных чисел, арифметические операции | 2 |
3 | Алгебра логики. Логические выражения и функции, таблицы истинности. | 2 |
4 | Основные типы алгоритмических структур. | 2 |
Практическая работа №3 Единицы измерения количества информации. | 14 | |
Практическая работа №4 Определение количества информации, представленной с помощью знаковых систем. |
Практическая работа №5 Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую |
Практическая работа №6 Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую |
Практическая работа №7 Решение логических задач |
Практическая работа №8 Создание линейных алгоритмов |
Практическая работа №9 Использование вспомогательных алгоритмов |
Самостоятельная работа №2: Доклад. Представление информации в различных системах счисления. | 8 |
Самостоятельная работа №3: Реферат. История развития компьютерной техники. |
Тема 3. Средства ИКТ | Содержание учебного материала | 32 |
1. | Магистрально-модульный принцип построения компьютеров | 7 | 2 |
2. | Операционная система: загрузка и состав | 2 |
3. | Прикладное программное обеспечение, компьютерные вирусы и антивирусные | 2 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
| Практическая работа №10 Системный блок компьютера. Устройства ввода/вывода | 12 | |
Практическая работа №11 Отработка навыков ввода информации с помощью клавиатуры |
Практическая работа №12 Представление числовой, текстовой, звуковой и графической информации |
Практическая работа №13 Графический интерфейс Windows |
Практическая работа №14 Выполнение операций с каталогами и файлами. «Мой компьютер» |
Практическая работа №15 Файлы и файловая система |
Самостоятельная работа №4: Презентация. Оргтехника и профессия (технические средства и информационные ресурсы). | 12 |
Самостоятельная работа №5: «Информационные ресурсы государства». |
Самостоятельная работа №6 Презентация. «Графический интерфейс пользователя. Рабочий стол». Подготовка к контрольной работе |
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | Содержание учебного материала | 56 |
1. | Информационные системы и автоматизация информационных процессов | 16 | 2 |
2. | Возможности настольных издательских систем. Создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текстовых документов | 2 |
3. | Математическая обработка числовых данных. Возможности динамических (электронных таблиц) | 2 |
4. | Средства графического представления результатов выполнения расчетных задач и статистических данных (деловая графика) | 2 |
5. | Представления о программных средах компьютерной графики и средствах мультимедиа | 2 |
6. | Технология обработки графических изображений | 2 |
7. | Основы работы в Access. Настройка параметров | 2 |
8. | Поиск данных с помощью фильтров и запросов | 2 |
Практическая работа №16 Форматирование шрифтов и абзаца текста. | 26 | |
Практическая работа №17 Встроенные объекты. Форматирование таблиц. |
Практическая работа №18 Редактирование текста. Вставка объектов |
Практическая работа №19 Форматирование документа |
Практическая работа №20 Работа с электронными таблицами |
Практическая работа №21 Расчётные операции в электронных таблицах |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
| Практическая работа №22 Использование встроенных функций | | |
Практическая работа №23 Построение графиков функций, диаграмм |
Практическая работа №24.Подготовка документа к печати |
Практическая работа №25. Структура презентаций. Основные элементы слайда |
Практическая работа №26. Режимы работы с презентацией. Анимация объектов |
Практическая работа №27 Настройка гиперссылок и переходов между слайдами |
Практическая работа №28 Создание структуры базы данных |
Самостоятельная работа №7: Среда программирования | 4 |
Тема 5. Телекоммуникационные технологии | Содержание учебного материала | 41 | |
1. | Средства и технологии обработки текстовой информации | 8 | 2 |
2. | Средства и технологии обработки графической информации | 2 |
3. | Средства и технологии обработки звуковой информации | 2 |
4. | Средства и технологии работы в глобальных сетях | 1 |
5. | Характеристики коммуникационной сети, архитектура компьютерной сети | 1 |
Практическая работа №29 Организация хранения и поиска данных | 7 | |
Практическая работа №30 Специализированные поисковые системы |
Практическая работа №31 Поиск и отбор информации |
Практическая работа №32 Создание отчёта. Печать данных с помощью отчётов |
Практическая работа №33 WEB-сайты и WEB-страницы |
Практическая работа №34 Размещение графики и текста |
Практическая работа №35 Вставка таблиц и гиперссылок |
Самостоятельная работа № 8: Презентация по правилам формирования запросов при работе в сети Интернет | 10 |
Самостоятельная работа №9: Реферат. Классификация компьютеров по функциональным возможностям |
Самостоятельная работа №10: Создание собственной WEB-странички с элементами своего портфолио. |
Самостоятельная работа по выполнению текущего домашнего задания | 20 |
Всего: | 162 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Информатики.
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Наглядные пособия:
комплект учебно-наглядных пособий «Информатика и ИКТ»; электронные пособия.
Техническое оснащение кабинета:
компьютеры по количеству обучающихся, компьютер преподавателя, видеопроектор, принтер лазерный, мультимедиа экран, сканер, web- камера.
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Методическое пособие 10-11 кл,- М.: БИНОМ, 2015.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Практикум для 10- 11 кл. -М.: БИНОМ, 2015.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Учебник 10-11 кл. 6-е изд. -М.: БИНОМ, 2016.
Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ. Учебник 10 класс. - М.: Просвещение, 2016
Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс. -М.: «Просвещение», 2016
Информатика: учеб. пособие для студентов СПО / Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова. – 9-е изд., стер. – М. Издательский центр «Академия», 2012.
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. – 4-ое издание – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Практикум по информатике и информационным технологиям / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. – 7-ое издание – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Дополнительные источники:
Информатика и ИКТ. 10-11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Лидер, 2010.
Информатика и ИКТ. Опорный конспект / Е.Г.Глебова – М.: ГБОУ СПО Колледж сферы услуг №32, 2012.
Интернет-источники
Сайт «Информатика в школе» http://www.infoschool.narod.ru/
Сайт «Первые шаги. MS Office, Windows, Corel Draw, языки программирования» http://www.firststeps.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Должны знать: «информация»; методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; назначение и функции операционных систем. Должны уметь: оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; распознавать информационные процессы в различных системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. | Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы. Оценка контрольной работы. Оценка практических работ. Оценка практических работ. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы. |
10