Зам. директора
____________Г.Л. Полежаева
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 18.02.13 Технология производства изделий из полимерных композитов.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.
Учебная дисциплина имеет практическую направленность и межпредметные связи с профессиональным модулем ПМ.03 Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования и технологической оснастки.
Код, наименование ОК, ПК, ЛР | Умения | Знания |
ОК1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; - анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; - выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составить план действия; определить необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; - реализовать составленный план; - оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). | -актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; - основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - методы работы в профессиональной и смежных сферах; - структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | - находить информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; -определять задачи и необходимые источники информации; - планировать процесс поиска; -структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; - оценивать практическую значимость результатов поиска; - оформлять результаты поиска | -номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; - приемы структурирования информации; - формат оформления результатов поиска информации |
ОК3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | - определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; - применять современную научную профессиональную терминологию; - определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования. | - содержание актуальной нормативно-правовой документации; - современная научная и профессиональная терминология; - возможные траектории профессионального развития и самообразования. |
ОК4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | - организовывать работу коллектива и команды; - взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. | - психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; - основы проектной деятельности. |
ОК5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | - грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе. | - особенности социального и культурного контекста; - правила оформления документов и построения устных сообщений. |
ОК6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей | - описывать значимость своей профессии и презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности) | - сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; -значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности). |
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | - соблюдать нормы экологической безопасности; - определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности) | - правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; - основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности и пути ресурсосбережения |
ОК8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. | - использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; - применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; - пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности) | - роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - основы здорового образа жизни; - условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности); - средства профилактики перенапряжения |
ОК9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | - применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; - использовать современное программное обеспечение. | - современные средства и устройства информатизации; - порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
ПК 3.1 Подготавливать к работе технологическое оборудование, инструменты и технологическую оснастку для производства изделий из полимерных композитов | -подготавливать к работе технологическое оборудование, инструменты и технологическую оснастку для производства изделий из полимерных композитов | -основные химико-технологические процессы и аппараты; -классификацию основных типов оборудования для производства изделий из полимерных композитов; -характеристики, конструкционные особенности и принципы работы оборудования для проведения производственных процессов изделий из полимерных композитов; -принципы выбора оборудования; -основные технологические расчеты оборудования; -методы осмотра оборудования и выявление дефектов; -нормы безопасной эксплуатации оборудования. |
ПК 3.2 Контролировать и обеспечивать бесперебойную работу оборудования, технологических линий | -подготавливать к работе технологическое оборудование, инструменты и технологическую оснастку для производства изделий из полимерных композитов; -эксплуатировать и обеспечивать бесперебойную работу технологического оборудования; - снимать показания приборов; -осуществлять проверку оборудования на наличие дефектов и неисправностей; -регистрировать необходимые характеристики и параметры оборудования в процессе производства изделий из полимерных композитов. | -основные химико-технологические процессы и аппараты; -классификацию основных типов оборудования для производства изделий из полимерных композитов; -характеристики, конструкционные особенности и принципы работы оборудования для проведения производственных процессов изделий из полимерных композитов; -принципы выбора оборудования; -основные технологические расчеты оборудования; -методы осмотра оборудования и выявление дефектов; -нормы безопасной эксплуатации оборудования. |
ПК 4.1 Контролировать расход сырья, материалов, энергоресурсов, количества готовой продукции, отходов и параметры технологических процессов с использованием программно-аппаратных комплексов. | -обеспечивать соблюдение параметров технологических процессов производства изделий из полимерных композитов различного функционального назначения в соответствии с требованиями нормативной и технической документации; -осуществлять контроль за обеспечением материальными и энергетическими ресурсами технологических процессов производства изделий из полимерных композитов различного функционального назначения; -контролировать работу оборудования, состояние аппаратуры и контрольно-измерительных приборов; -производить расчет и учет хранения и расхода необходимых материалов и ресурсов; -рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса производства изделий из полимерных композитов различного функционального назначения; -анализировать причины нарушений технологического процесса, возникновения брака продукции; -разрабатывать схемы технологических процессов изделий из полимерных композитов различного функционального назначения; -владеть методами проектирования технологических процессов с применением САПР; -оформлять технологическую документацию в соответствии с требованиями стандартов предприятия, отраслевых, государственных и международных стандартов; -соблюдать нормы охраны труда и безопасно эксплуатировать технологическое оборудование и оснастку. | -основные закономерности, классификация и основы химико-технологических процессов; взаимосвязь параметров химико-технологического процесса; -типовые технологические процессы и режимы производства; -причины нарушений технологического режима; -виды брака, причины появления и способы устранения; -требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и готовой продукции в соответствии с нормативной документацией; -методы контроля, обеспечивающие выпуск продукции высокого качества; -порядок составления и правила оформления основных видов технологической документации; -правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты, экологической безопасности. |
ПК 4.2 Получать готовые изделия (полуфабрикаты) с определенными характеристиками различными методами. | -обеспечивать соблюдение параметров технологических процессов производства изделий из полимерных композитов различного функционального назначения в соответствии с требованиями нормативной и технической документации; -осуществлять контроль за обеспечением материальными и энергетическими ресурсами технологических процессов производства изделий из полимерных композитов различного функционального назначения; -контролировать работу оборудования, состояние аппаратуры и контрольно-измерительных приборов; -производить расчет и учет хранения и расхода необходимых материалов и ресурсов; -рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса производства изделий из полимерных композитов различного функционального назначения; -анализировать причины нарушений технологического процесса, возникновения брака продукции; -разрабатывать схемы технологических процессов изделий из полимерных композитов различного функционального назначения; -владеть методами проектирования технологических процессов с применением САПР; -оформлять технологическую документацию в соответствии с требованиями стандартов предприятия, отраслевых, государственных и международных стандартов; -соблюдать нормы охраны труда и безопасности, эксплуатировать технологическое оборудование и оснастку. | -основные закономерности, классификация и основы химико-технологических процессов; -взаимосвязь параметров химико-технологического процесса; -типовые технологические процессы и режимы производства; -причины нарушений технологического режима; -виды брака, причины появления и способы устранения; -требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и готовой продукции в соответствии с нормативной документацией; -методы контроля, обеспечивающие выпуск продукции высокого качества; -порядок составления и правила оформления основных видов технологической документации; -правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты, экологической безопасности. |
ЛР1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | демонстрация интереса к будущей профессии; оценка собственного продвижения, личностного развития; положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; участие в исследовательской и проектной работе; участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан; проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве; участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической. | – понятия гражданина и защитника великой страны; – принципы честности, порядочности, открытости; понятия экономически активного населения, студенческого и территориального самоуправления; условия добровольчества, формы общественных организаций; –нормы правопорядка; идеалы гражданского общества;принципы обеспечения безопасности; права и свободы граждан России. Понятие субкультур, групп с деструктивным и девиантным поведением. Меры по предупреждению социально опасного поведения окружающих; – понятия труда; сетевой среды, личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»; – основы родной культуры, истории, этнографии; – понятие старшего поколения, волонтерских движений; меры социальной поддержки; – понятия ценности личности человека, уникальности, формы и виды деятельности; – различные этнокультуры, социальные, конфессиональные и иные группы. Мероприятия по сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; – правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; меры по предупреждению либо преодолению зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Характеристика психологической устойчивости и принципы ее формирования в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; – способы защиты окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; – понятие эстетических ценностей, обладающих основами эстетической культуры; – понятия семейных ценностей, семьи;принципы воспитания детей, демонстрирующих неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания; – понятия диалога, взаимопонимания, сотрудничества; цели в профессиональной деятельности; – понятие непрерывного образования; – способы решения общественных, государственных, общенациональных проблем; – понятия основ экологической культуры и экологического мышления; – понятия культуры и искусства, культуры речи и культуры поведения, красоты и гармонии; – принципы ответственности, пунктуальности, дисциплинированности, трудолюбия, критического мышления, нацеленного на достижение поставленных целей; профессиональная жизнестойкость. |
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР11Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР 13 Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности |
ЛР 14 Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |
ЛР 15 Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем |
ЛР 16Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности |
ЛР 17 Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии |
ЛР 18 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Код компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |
Лекционное занятие. 1.Роль учебной дисциплины в формировании специалиста и ее место среди дисциплин, формирующих знания и умения техника. 2.Краткие исторические сведения о развитии автоматизации. 3.Понятие механизации и автоматизации технологических процессов. 4. Понятие частичной, комплексной и полной автоматизации. 5.Влияние автоматизации технологических процессов на качество продукции, экономию энергоресурсов, сырья, материалов, экологическое состояние окружающей среды. | 2 | ПК 3.1-3.2 ПК 4.1-4.2 ОК 1-9 |
Раздел 1 Контрольно-измерительные приборы | | 30 | |
Тема 1.1 Классификация технических средств измерения | Содержание учебного материала | 10 |
Лекционное занятие. Тема Основы метрологии и характеристики измерительных приборов. 1. Классификация средств измерения. 2. Метрологические характеристики измерительных приборов. 3. Отсчетные устройства, характеристика шкал. 4. Структурные схемы измерительных систем и приборов. | 2 | ПК 3.1-3.2 ПК 4.1-4.2 ОК 1-9 |
Семинарское занятие. Тема Измерительные схемы приборов и систем дистанционной передачи показаний. 1. Измерительные схемы приборов. 2. ГСП и средства информации. 3. Системы дистанционной передачи показаний. | 2 |
Семинарское занятие. Тема Измерительные схемы приборов и систем дистанционной передачи показаний. 1. Измерительные схемы приборов. 2. ГСП и средства информации. 3. Системы дистанционной передачи показаний. | 2 | ПК 3.1-3.2 ПК 4.1-4.2 ОК 1-9 |
Лабораторная работа№1 Изучение схемы измерительных систем и приборов. | 2 |
Практическое занятие №1 Определение основных средств измерения по внешнему виду. | 2 |
Тема 1.2 Приборы для контроля давления | Содержание учебного материала | 2 |
Семинарское занятие. Тема. Приборы для контроля давления 1.Общие сведения. 2.Жидкостные приборы. 3.Приборы с упругими чувствительными элементами. | 2 | ПК 3.1-3.2 ПК 4.1-4.2 ОК 1-9 |
Тема 1.3 Приборы для контроля температуры | Содержание учебного материала | 4 | |
Семинарское занятие Тема Приборы для контроля температуры Основные понятия, определения, единицы измерения температуры. Методы измерения температуры. | 2 | ПК 3.1-3.2 ПК 4.1-4.2 ОК 1-9 |
Семинарское занятие Тема Приборы для контроля температуры 1.Классификация, устройство, принцип действия основных средств измерения температуры, технические характеристики, область применения. 2.Термометры расширения: жидкостные, стеклянные, механические (биметаллические, дилатометрические), манометрические. | 2 |
Тема 1.4 Приборы для контроля расхода массы и учета штучной продукции | Содержание учебного материала | 2 | ПК 3.1-3.2 ПК 4.1-4.2 ОК 1-9 |
Лекционное занятие. Приборы для контроля расхода массы и учета штучной продукции Общие определения Счетчики количества. Расходомеры Весы и дозаторы | 2 |
Тема 1.5 Приборы для контроля уровня жидких и сыпучих тел Тема 1.6 Приборы для контроля свойств и состава вещества Тема 1.7 Показывающие и регистрирующие измерительные приборы | Содержание учебного материала | 12 | |
Лекционное занятие. Приборы для контроля уровня жидких и сыпучих тел 1.Классификация приборов для контроля уровня. 2.Байковые и поплавковые уровнемеры. 3.Емкостные приборы. 4.Пьезометрические уровнемеры. 5. Общая характеристика измерительных приборов. | 2 | ПК 3.1-3.2 ПК 4.1-4.2 ОК 1-9 |
Тематика аудиторной самостоятельной работы: Приборы для измерений концентрации состава жидкости. Приборы для контроля свойств и состава вещества | 2 | |
Практическое занятие №2 1.Счетчики автоматического учета штучной продукции, работа счетчиков. | 2 | |
Практическое занятие №3 1. Измерение расхода воды ротаметром. | 2 |
Лабораторная работа№2 Изучение принципа действия серийных средств контроля параметров температуры. | 2 |
Лабораторная работа№3 Изучение принципа действия серийных средств контроля параметров температуры. | 2 |
Раздел 2 Основы теории автоматического управления | | 10 | |
Тема 2.1 Общие сведения о процессах автоматического регулирования Тема 2.2 Объекты автоматического регулирования Тема 2.3 Законы регулирования и автоматические регуляторы | Содержание учебного материала | |
Лекционное занятие. Процессы автоматического регулирования Основные понятия автоматизации и структурная схема автоматического управления. Основные виды САУ. Принципы регулирования. | 2 | ПК 3.1-3.2 ПК 4.1-4.2 ОК 1-9 |
Лабораторная работа № 4. Настройка и поверка рН- метра по буферным растворам. Определение абсолютной влажности воздуха автоматическим психрометром. | 2 | |
Лабораторная работа № 5. Определение вязкости жидкости вискозиметром. Определение концентрации растворов концентратомером. Определение состава газовой смеси газоанализатором. | 2 | |
Тематика аудиторной самостоятельной работы: Влияние закона регулирования на качество автоматического регулирования. Классификация регуляторов по закону регулирования. | 2 | |
Тема 2.4 Системы автоматического регулирования Тема 2.5 Регулирующие органы и исполнительные механизмы технологических процессов отрасли | Содержание учебного материала | | |
Лекционное занятие. Системы автоматического регулирования Основные понятия и определения. Классификация систем автоматического регулирования. Устойчивость систем регулирования, механический аналог устойчивых и неустойчивых систем. Понятие о настройке систем автоматического регулирования. Устройство, принцип действия регулирующих органов основных типов. | 2 | ПК 3.1-3.2 ПК 4.1-4.2 ОК 1-9 |
Раздел 3 Автоматизация технологических процессов отрасли. | | 6 | |
Тема 3.1 Схемы автоматизации технологических процессов | Содержание учебного материала | |
Лекционное занятие. Схемы автоматизации вспомогательных технологических процессов. 1.Схемы автоматизации технологических процессов | 2 | ПК 3.1-3.2 ПК 4.1-4.2 ОК 1-9 |
Практическая работа №4 1.Составление схемы автоматизации технологических процессов | 2 |
Практическая работа №5 1.Составление схемы автоматизации технологических процессов | 2 |
| Всего | 48 | |
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета автоматизации технологических процессов.
- комплект проверочных заданий для тестирования.
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
1. Селевцов Л.И. Автоматизация технологических процессов: Учебник для СПО. – М.: Издательский центр «Академия», 2014 г. – 352с.
2. «Автоматизация и КИП», режим доступа -http://avtkip.ru/category/ proektirovanie