СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. 08 Материаловедение

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД. 08 Материаловедение

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. 08 Материаловедение»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СТАХАНОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»





УТВЕРЖДАЮ:

заместитель директора

по учебной работе


________ И.В. Ганзенко

«__» ____ 201__






ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД. 08 Материаловедение









Рассмотрено и согласовано

на заседании цикловой комиссии

специально-технических дисциплин

Протокол № ____ от «____» _________ 20____ г.

Председатель ц/к _______________ И. Н. Гнатюк

(подпись)








201___ г.

Рабочая программа разработана на основе Государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 «Сварочное производство», утвержденного приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от _____________ № _____, зарегистрированного в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики от_____за № _____.


Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Стахановский машиностроительный техникум»


Разработчик:

Новикова Е.П., преподаватель специально-технических дисциплин ГОУ СПО ЛНР «Стахановский машиностроительный техникум»


Рекомендована методическим советом ГОУ СПО ЛНР «Стахановский машиностроительный техникум»


Заключение методического совета № ____ от «_____» _________ 201__ г.




© Новикова Евгения Петровна 2018

© ГОУ СПО ЛНР «Стахановский машиностроительный техникум» 2018



СОДЕРЖАНИЕ


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ 4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 17

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 18






1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины «Материаловедение» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 «Сварочное производство».


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина ОПД. 08 Материаловедение принадлежит к профессиональному циклу, общепрофессиональным дисциплинам.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами.

ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций.

ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.

ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса.

ПК 2.1. Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами.

ПК 2.2. Выполнять расчеты и конструирование сварных соединений и конструкций.

ПК2.3. Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса.

ПК 2.4. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.

ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий.

ПК 3.1. Определять причины, приводящие к образованию дефектов в сварных соединениях.

ПК 3.2. Обоснованно выбирать и использовать методы, оборудование, аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений.

ПК 3.3. Предупреждать, выявлять и устранять дефекты сварных соединений и изделий для получения качественной продукции.

ПК 3.4. Оформлять документацию по контролю качества сварки.

ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ.

ПК 4.2. Производить технологические расчеты на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат.

ПК 4.3. Применять методы и приемы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства

ПК 4.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта.

ПК 4.5. Обеспечить профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ.


1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

234

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:


- лабораторные работы

не предусмотрены

- практические занятия

58

- контрольные работы

не предусмотрены

- курсовая работа

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

78

в том числе:

- работа со справочной и дополнительной литературой;

- работа с учебной литературой;

- работа с Интернет-ресурсами;

- исследовательская работа;

- проработка конспекта занятий;

- подготовка к экзамену;

- подготовка презентаций;

- написание рефератов;


Итоговая аттестация в форме - экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа

Кол-во часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала.

4

2

Металлы, особенности атомно-кристаллического строения



Понятие об изотропии и анизотропии



Аллотропия или полиморфные превращения.



Магнитные превращения



Практические занятия.



Самостоятельная работа обучающихся.



Раздел 1. Основные сведения о материалах


Тема 1.1. Строение реальных металлов. Дефекты кристаллического строения


Содержание учебного материала.

4

2

Точеные дефекты.



Линейные дефекты.



Простейшие виды дислокаций – краевые и винтовые.



Практические занятия.



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Разновидности кристаллических решеток металлов.




Тема 1.2. Кристаллизации металлов. Методы исследования металлов.


Содержание учебного материала.

4

2

Механизм и закономерности кристаллизации металлов.



Условия получения мелкозернистой структуры



Изучение структуры.



Физические методы исследования



Практические занятия.



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Дефекты кристаллического строения.



Тема 1.3. Общая теория сплавов. Строение, кристаллизация и свойства сплавов. Диаграмма состояния.

Содержание учебного материала.

4

2

Понятие о сплавах и методах их получения



Особенности строения, кристаллизации и свойств сплавов



Кристаллизация сплавов.



Диаграмма состояния.



Практические занятия.



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Изучение структуры металлов.



Тема 1.4. Диаграммы состояния двухкомпонентных сплавов.

Содержание учебного материала.

6

2

Диаграмма состояния сплавов с неограниченной растворимостью



Диаграмма состояния сплавов с отсутствием растворимости



Диаграмма состояния сплавов с ограниченной растворимостью



Диаграмма состояния сплавов, компоненты которых образуют химические соединения.



Диаграмма состояния сплавов, испытывающих фазовые превращения в твердом состоянии



Связь между свойствами сплавов и типом диаграммы состояния



Практическая работа

6

3

Связь между свойствами сплава и типом диаграммы состояния



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Виды диаграмм состояния сплавов.



Тема 1.5. Нагрузки, напряжения и деформации. Механические свойства.

Содержание учебного материала.

4

2

Физическая природа деформации металлов.



Разрушение металлов.



Механические свойства и способы определения их количественных характеристик



Практические занятия.



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Механические свойства и способы определения их количественных характеристик.



Тема 1.6. Технологические и эксплуатационные свойства.

Содержание учебного материала.

2

2

Технологические свойства



Эксплуатационные свойства



Практические занятия.

4

3

Нагрузки, напряжения и деформации. Механические свойства. Технологические и эксплуатационные свойства.



Самостоятельная работа обучающихся.



Тема 1.7. Конструкционная прочность материалов. Особенности деформации поликристаллических тел.

Содержание учебного материала.

4

2

Конструкционная прочность материалов



Особенности деформации поликристаллических тел.



Наклеп, возврат и рекристаллизация



Практические занятия.



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Особенности деформации металлов.



Тема 1.8. Железоуглеродистые сплавы. Диаграмма состояния железо – углерод.

Содержание учебного материала.

4

2

Структуры железоуглеродистых сплавов



Компоненты и фазы железоуглеродистых сплавов



Процессы при структурообразовании железоуглеродистых сплавов



Структуры железоуглеродистых сплавов



Практическая работа.

6

3

Диаграмма состояния железо-цементит ( Fe – Fe3C)



Самостоятельная работа обучающихся.

6


Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов.



Тема 1.9. Стали. Классификация и маркировка сталей.

Содержание учебного материала.

6

2

Влияние углерода и примесей на свойства сталей



Классификация сталей



Маркировка сталей



Практические занятия.

4

3

Стали. Классификация и маркировка сталей



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Маркировка сталей.



Тема 1.10. Чугуны. Диаграмма состояния железо – графит. Строение, свойства, классификация и маркировка серых чугунов.

Содержание учебного материала.

4

2

Классификация чугунов



Диаграмма состояния железо – графит.



Строение, свойства, классификация и маркировка серых чугунов



Практические занятия.



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Диаграмма состояния железо–графит.



Раздал 2. Термическая и химико-термическая обработка металлов.


Тема 2.1. Виды термической обработки металлов.

Содержание учебного материала.

4

2

Виды термической обработки металлов.



Превращения, протекающие в структуре стали при нагреве и охлаждении



Механизм основных превращений



Практические занятия.



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Основы термической обработки.



Тема 2.2. Основы теории термической обработки стали

Содержание учебного материала.

4

2

Закономерности превращения.



Промежуточное превращение



Превращение аустенита в мартенсит при высоких скоростях охлаждения



Превращение мартенсита в перлит.



Практическая работа.

6

3

Термическая обработка сталей



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Термомеханическая обработка стали.



Тема 2.3. Технологические особенности и возможности закалки и отпуска

Содержание учебного материала.

4

2

Закалка



Способы закалки



Отпуск



Отпускная хрупкость



Практические занятия.



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Отпускная хрупкость.



Тема 2.4. Химико-термическая обработка стали.

Содержание учебного материала.

4

2

Назначение и технология видов химико-термической обработки



Цементация



Азотирование



Цианирование



Диффузионная металлизация



Практическая работа.

6

3

Химико-термическая обработка стали



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Химико-термическая обработка стали.



Тема 2.5. Методы упрочнения металла.

Содержание учебного материала.

4

2

Термомеханическая обработка стали



Поверхностное упрочнение стальных деталей



Закалка токами высокой частоты, газопламенная закалка



Старение



Обработка стали холодом



Упрочнение методом пластической деформации



Практические занятия.



Самостоятельная работа обучающихся.



Раздел 3. Конструкционные материалы.


Тема 3.1. Легированные стали.

Содержание учебного материала.

4

2

Легированные стали



Влияние легирующих элементов



Классификация легированных сталей



Практические занятия.

4

3

Конструкционные материалы. Легированные стали



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Легированные стали.



Тема 3.2. Конструкционные стали.

Содержание учебного материала.

4

2

Классификация конструкционных сталей



Углеродистые стали.



Цементуемые и улучшаемые стали



Высокопрочные, пружинные, шарикоподшипниковые, износостойкие и автоматные стали



Практические занятия.

4

3

Конструкционные стали. Классификация конструкционных сталей



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Применение конструкционных сталей.



Тема 3.3. Инструментальные стали

Содержание учебного материала.

4

2

Стали для режущего инструмента



Стали для измерительных инструментов



Штамповые стали



Алмаз как материал для изготовления инструментов



Практические занятия.

4

3

Инструментальные стали



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Алмаз – материал для изготовления инструментов.



Тема 3.4. Коррозионностойкие стали и сплавы.

Содержание учебного материала.

4

2

Коррозия электрохимическая и химическая.



Классификация коррозионностойких сталей и сплавов



Хромистые стали.



Практические занятия.



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Стали с особыми свойствами.



Тема 3.5. Жаростойкие и жаропрочные стали и сплавы.

Содержание учебного материала.

4

2

Жаростойкость, жаростойкие стали и сплавы.



Жаропрочность, жаропрочные стали и сплавы



Классификация жаропрочных сталей и сплавов



Практические занятия.

4

3

Коррозионностойкие стали и сплавы. Жаростойкие стали и сплавы. Жаропрочные стали и сплавы



Самостоятельная работа обучающихся.



Тема 3.6. Цветные металлы и сплавы на их основе.

Содержание учебного материала.

4

2

Титан и его сплавы.



Алюминий и его сплавы.



Магний и его сплавы.



Медь и ее сплавы.



Практические занятия.

4

3

Цветные металлы и сплавы на их основе. Титан и его сплавы. Алюминий и его сплавы. Магний и его сплавы. Медь и ее сплавы



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Сплавы на основе цветных металлов.



Раздел 4. Композиционные материалы.


Тема 4.1. Композиционные материалы.

Содержание учебного материала.

4

2

Классификация композиционных материалов.



Область применения.



Практическая работа.

6

3

Композиционные материалы с металлической и не металлической матрицей



Самостоятельная работа обучающихся.



Тема 4.2. Материалы порошковой металлургии.

Содержание учебного материала.

4

2

Пористые порошковые материалы



Конструкционные порошковые материалы



Спеченные цветные металлы.



Спеченные цветные металлы.



Электротехнические порошковые материалы



Магнитные порошковые материалы.



Практические занятия.



Самостоятельная работа обучающихся.

4


Пористые изделия.



Всего:


234


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета:

учебные столы;

учебные стулья;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий;

комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

компьютеры,

мультимедиапроектор,

настенный экран.

Методическое обеспечение обучения:

методические указания к выполнению практических работ;

практические задания для проведения текущего и итогового контроля знаний по дисциплине;

тестовые задания для проведения текущего и итогового контроля знаний по дисциплине;

опорные конспекты лекций по дисциплине;

учебные фильмы;

методическое обеспечение для самостоятельной работы;

плакаты.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Адаскин, А.М. Материаловедение и технология материалов: учебное пособие А.М. Адаскин, В.М. Зуев / А.М. Адаскин, В.М. Зуев. - М.: Форум, 2018. - 320 c.

  2. Бондаренко, Г.Г. Материаловедение: Учебник для СПО / Г.Г. Бондаренко, Т.А. Кабанова, В.В. Рыбалко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 360 c.

  3. Груздев, В.С. Материаловедение: Учебник / В.С. Груздев. - М.: Academia, 2019. - 432 c.

  4. Дмитренко, В.П. Материаловедение в машиностроении: Учебное пособие / В.П. Дмитренко, Н.Б. Мануйлова. - М.: Инфра-М, 2017. - 560 c.

  5. Моряков, О.С. Материаловедение: Учебник / О.С. Моряков. - М.: Academia, 2019. - 200 c.

  6. Черепахин, А.А. Материаловедение: Учебник / А.А. Черепахин, А.А. Смолькин. - М.: Инфра-М, 2018. - 543 c.

  7. Шубина, Н.Б. Материаловедение: Учебник / Н.Б. Шубина. - М.: КноРус, 2018. - 94 c.


Дополнительные источники:

  1. Мухачев, И.С. Виртуальный лабораторный практикум по курсу «Материаловедение» / И.С. Мухачев. - СПб.: Лань, 2013. - 208 c.

  2. Соколова, Е.Н. Материаловедение: Лабораторный практикум: Учебное пособие / Е.Н. Соколова. - М.: Academia, 2018. - 320 c.

  3. http://www.modificator.ru

  4. https://bigenc.ru









4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется

преподавателем в процессе проведения практических занятий и

лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

Формы и методы контроля и

(освоения умения, освоения

оценки результатов обучения

знаний)


Должен уметь:


распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

определять виды конструкционных материалов;

выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

проводить исследования и испытания материалов;

Опрос, тестирование,

индивидуальная и фронтальная

проверка знаний

Практическая работа, опрос,

тестирование, фронтальная проверка

знаний

Индивидуальная работа, опрос,

тестирование



Должен знать:

Опрос, тестирование,

закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

классификацию и способы получения композиционных материалов;

принципы выбора конструкционных материалов для их применения в производстве;

строение и свойства металлов, методы их исследования;

классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;

индивидуальная и фронтальная

проверка знаний

Практическая работа, опрос, тестирование, фронтальная проверка

знаний

Индивидуальная работа, опрос, тестирование


Опрос, тестирование,

индивидуальная и фронтальная проверка знаний

Практическая работа, опрос, тестирование, фронтальная проверка знаний

экзамен


7