МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ:
заместитель директора
по учебной работе
________ И.В. Ганзенко
«__» ____ 201__
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД. 10 Метрология, стандартизация и сертификация
Рассмотрено и согласовано
на заседании цикловой комиссии
специально-технических дисциплин
Протокол № ____ от «____» _________ 20____ г.
Председатель ц/к _______________ И. Н. Гнатюк
(подпись)
201___ г.
Рабочая программа разработана на основе Государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 «Сварочное производство», утвержденного приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от _____________ № _____, зарегистрированного в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики от_____за № _____.
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Стахановский машиностроительный техникум»
Разработчик:
Новикова Е.П., преподаватель специально-технических дисциплин ГОУ СПО ЛНР «Стахановский машиностроительный техникум»
Рекомендована методическим советом ГОУ СПО ЛНР «Стахановский машиностроительный техникум»
Заключение методического совета № ____ от «_____» _________ 201__ г.
© Новикова Евгения Петровна 2018
© ГОУ СПО ЛНР «Стахановский машиностроительный техникум» 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ 4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 17
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 18
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 «Сварочное производство».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ОПД. 10 Метрология, стандартизация и сертификация принадлежит к профессиональному циклу, общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами.
ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций.
ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса.
ПК 2.1. Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 2.2. Выполнять расчеты и конструирование сварных соединений и конструкций.
ПК2.3. Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса.
ПК 2.4. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.
ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий.
ПК 3.1. Определять причины, приводящие к образованию дефектов в сварных соединениях.
ПК 3.2. Обоснованно выбирать и использовать методы, оборудование, аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений.
ПК 3.3. Предупреждать, выявлять и устранять дефекты сварных соединений и изделий для получения качественной продукции.
ПК 3.4. Оформлять документацию по контролю качества сварки.
ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ.
ПК 4.2. Производить технологические расчеты на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат.
ПК 4.3. Применять методы и приемы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства
ПК 4.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта.
ПК 4.5. Обеспечить профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 129 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 86 часов;
самостоятельной работы обучающегося 43 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 129 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 86 |
в том числе: | |
- лабораторные работы | не предусмотрены |
- практические занятия | 30 |
- контрольные работы | не предусмотрены |
- курсовая работа | не предусмотрены |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 43 |
в том числе: - работа со справочной и дополнительной литературой; - работа с учебной литературой; - работа с Интернет-ресурсами; - исследовательская работа; - проработка конспекта занятий; - подготовка к зачету; - подготовка презентаций; - написание рефератов; | |
Итоговая аттестация в форме - дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы стандартизации |
Тема 1.1 Система стандартизации. | Содержание учебного материала. | | |
Сущность, цели, задачи, принципы стандартизации. Основные понятия. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Уровни стандартизации. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации. | 3 | |
Тема 1.2. Основные методы стандартизации | Содержание учебного материала. | | |
Комплексная. Опережающая. Типизация. Унификация. Агрегатирование. Классификация. Кодирование. Систематизация. | 2 | 2 |
Практические занятия. | | |
Виды и методы стандартизации. | 2 | 2 |
Тема 1.3 Международная стандартизация | Содержание учебного материала. | | |
Международные организации - ИСО, МЭК. | 2 | 2 |
Практические занятия. | | |
Международные организации по стандартизации. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Международные организации, участвующие в работе ИСО – подготовка рефератов | 4 | |
Тема 1.4. Категории и виды стандартов. | Содержание учебного материала. | | |
Государственные стандарты (ГОСТ). Стандарты отраслей. Стандарты предприятий. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р). Технические условия (ТУ). | 2 | 2 |
Практические занятия. | | |
Ознакомление с различными видами стандартов. | 2 | 2 |
Тема 1.5. Системы стандартов обеспечения качества продукции. | Содержание учебного материала. | | |
Области применения, состав, обозначение и содержание систем стандартов: ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, ГСИ. | 2 | 2 |
Практические занятия. | | |
Содержание стандартов ЕСКД, ЕСТД. | 2 | 2 |
Раздел 2. Стандартизация основных форм взаимозаменяемости |
Тема 2.1. Основные сведения о взаимозаменяемости. | Содержание учебного материала. | | |
Общие положения. Виды взаимозаменяемости. | 2 | 1 |
Практические занятия. | | |
Рассмотрение примеров полной и частичной взаимозаменяемости. | 2 | 2 |
Тема 2.2. Взаимозаменяемость и точность размеров. | Содержание учебного материала. | | |
Систематические, случайные и грубые погрешности. | 2 | 2 |
Тема 2.3. Допуски и посадки. | Содержание учебного материала. | | |
Основные определения. Предельные отклонения. | 2 | 2 |
Графическое изображение допусков и отклонений. | 2 |
Понятие о квалитетах. | 2 |
Посадки в системе вала и в системе отверстия. | 2 |
Посадки с зазором. | 2 |
Посадки с натягом. | 2 |
Переходные посадки. | 2 |
Обозначение предельных отклонений и посадок на чертежах. | 2 |
Практические занятия. | | |
Практическая работа: «Посадки с зазором». Практическая работа: «Посадки с натягом». Практическая работа: «Переходные посадки». Практическая работа: «Графическое изображение полей допусков по заданным номинальным размерам и предельным отклонениям». | 2 2 2 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач на тему допуски и посадки. | 8 | |
Раздел 3. Основы метрологии |
Тема 3.1. Общие сведения о метрологии | Содержание учебного материала. | | |
Понятие о метрологии. Организационные, научные и методические основы метрологического обеспечения. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений. Государственные испытания средств измерений. Государственная система приборов. Международные метрологические организации. | 2 | 2 |
Практические занятия. | | |
Метрологическая служба. Основные термины и определения. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Международные организации по метрологии. | 4 | |
Тема 3.2. Качество измерений и способы его достижения. | Содержание учебного материала. | | |
Физические величины. Классификация физических величин. Понятие о единице физической величины и измерении. Международная система единиц (система СИ). Эталоны единиц системы СИ. Передача размера единиц от эталона к рабочим эталонам и рабочим средствам измерения. Поверочные схемы. Стандартные образцы. | 2 | 2 |
Тема 3.3. Средства, методы и погрешность измерения | Содержание учебного материала. | | |
Средства измерения. | 4 | 2 |
Методы и погрешность измерения. |
Автоматизация измерения и контроля. |
Самостоятельная работа обучающихся: Методы измерения угловых размеров и отклонений формы цилиндрической поверхности. Выбор средств измерений. | 4 | |
Тема 3.4. Универсальные измерительные средства. | Содержание учебного материала. | | |
Плоскопараллельные концевые меры длины. | 4 | 2 |
Штангенинструменты. Микрометрические инструменты. |
Рычажно – механические приборы. |
Рычажно – оптические приборы. |
Практические занятия. | | |
Измерение деталей универсальными инструментами. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить устройство измерительных инструментов | 8 | |
Тема 3.5. Шероховатость поверхности. | Содержание учебного материала. | | |
Обозначение шероховатости. Контроль шероховатости. | 2 | 2 |
Практические занятия. | | |
Определение шероховатости поверхности с помощью образцов. | 2 | 3 |
Раздел 4. Основы сертификации. |
Тема 4.1. Основные цели и объекты сертификации. | Содержание учебного материала. | | |
Цели, задачи, принципы сертификации. Объекты и средства сертификации. Основные термины и определения. | 2 | 2 |
Практические занятия. | | |
Задачи сертификации. Основные определения. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Организационно-методические принципы сертификации. | 4 | |
Тема 4.2. Области применения сертификации. | Содержание учебного материала. | | |
Обязательная и добровольная сертификация. Виды продукции и услуг, подлежащие обязательной сертификации. Объекты добровольной сертификации. Нормативные документы, применяемые и устанавливающие правила добровольной и обязательной сертификации. | 2 | 2 |
Практические занятия. | | |
Добровольная и обязательная сертификация. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Экология на производстве. Выполнение рефератов. | 4 | |
Тема 4.3. Правила и порядок проведения сертификации. | Содержание учебного материала. | | |
Правила построения системы сертификации. Схемы сертификации продукции. Основные этапы сертификации продукции. Основные правила проведения сертификации. Вид и содержание сертификата соответствия на продукцию. Применение знака соответствия. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. | 2 | 2 |
Тема 4.4. Аккредитация и взаимное признание сертификации. | Содержание учебного материала. | | |
Цели и задачи аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации. Структура систем аккредитации в России, Европе и их гармонизация. Деятельность органов по аккредитации. | 2 | 2 |
Раздел 5. Управление качеством продукции. |
Тема 5.1 Сущность управления качеством | Содержание учебного материала. | | |
Основные сведения о качестве продукции. Эксплуатация и утилизация. | 2 | 1 |
Практические занятия. | | |
Формирование представлений о качестве. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Деятельность международных сообществ в области сертификации. Подготовка сообщений. | 4 | |
Тема 5.2. Качество продукции и защита прав потребителей. | Содержание учебного материала. | | |
Критерии качества продукции. Правовое обеспечение управления качеством продукции. Регулирование качества продукции с учетом требований потребителей. | 2 | 2 |
ВСЕГО: | 129 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета:
учебные столы;
учебные стулья;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
компьютеры,
мультимедиапроектор,
настенный экран.
Методическое обеспечение обучения:
методические указания к выполнению практических работ;
практические задания для проведения текущего и итогового контроля знаний по дисциплине;
тестовые задания для проведения текущего и итогового контроля знаний по дисциплине;
опорные конспекты лекций по дисциплине;
учебные фильмы;
методическое обеспечение для самостоятельной работы;
плакаты.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Аристов, А.И. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / А.И. Аристов. - М.: Academia, 2019. - 224 c.
Дехтярь, Г.М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие / Г.М. Дехтярь. - М.: Инфра-М, 2018. - 16 c.
Зайцев, С.А. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: Учебник / С.А. Зайцев. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
Иванов, И.А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / И.А. Иванов, С.В. Урушев и др. - СПб.: Лань, 2019. - 356 c.
Колчков, В.И. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник / В.И. Колчков. - М.: Форум, 2017. - 288 c.
Кошевая, И.П. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: Форум, 2017. - 128 c.
Степанов, А.М. Метрология, стандартизация и сертификация. / А.М. Степанов. - М.: АСВ, 2016. - 248 c.
Шишмарев, В.Ю. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / В.Ю. Шишмарев. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 64 c.
Дополнительные источники:
Ильянков, А.И. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. Практиум: Учебное пособие / А.И. Ильянков, Н.Ю. Марсов, Л.В. Гутюм. - М.: Academia, 2019. - 320 c.
Красовская, В.М. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум: Учебное пособие / В.М. Красовская. - СПб.: Лань, 2015. - 368 c.
Кувшинов, М.С. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум (для СПО) / М.С. Кувшинов. - М.: КноРус, 2013. - 176 c.
Пухаренко, Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Интернет-тестирование базовых знаний: Учебное пособие / Ю.В. Пухаренко, В.А. Норин. - СПб.: Лань, 2019. - 308 c.
Хрусталева, З.А. Метрология, стандартизация и сертификация. практикум (для спо) / З.А. Хрусталева. - М.: КноРус, 2019. - 448 c.
http://www.xumuk.ru/ssm/ сертификация и метрология. Г.Д.Крылов.
7. http://revolution.allbest.ru/manufacture/ Стандартизация и сертификация.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и |
(освоения умения, освоения | оценки результатов обучения |
знаний) | |
Должен уметь: | |
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности; применять документацию систем качества; применять тревания нормативных правовых актов к основным видам продукции (услуг) и процессов; | Опрос, тестирование, |
индивидуальная и фронтальная |
проверка знаний |
|
|
Практическая работа, опрос, |
тестирование, фронтальная проверка |
знаний |
Должен знать: | |
документацию систем качества; единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах; основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; основы повышения качества продукции; | Индивидуальная работа, опрос, |
Тестирование |
Опрос, индивидуальная проверка |
знаний (письменная работа) |
|
Опрос, тестирование, |
индивидуальная и фронтальная |
проверка знаний |
Опрос |
|
Тестирование |
|
Практическая работа, тестирование |
|
|
Опрос, тестирование, фронтальная проверка знаний |
дифференцированный зачет |
7