1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УП.00 «УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА »
1.Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов в соответствии с квалификационными характеристиками по специальности 15643 Оператор котельной______________
Область применения программы
Программа УП.00 Учебной практики разработана на основании квалификационных характеристик по профессии 15643 Оператор котельной
в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД):
Обслуживание блочной системы управления агрегатами, котлов, котельного оборудования и соответствующих им общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
1.2. Цели и задачи программы УП.00.Учебной практики – требования к результатам освоения программы учебной практики
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения программы учебной практики должен:
иметь практический опыт:
- обхода и осмотра основного и вспомогательного котельного оборудования по установленному маршруту;
- ведения технологических операций и переключений на обслуживаемом оборудовании по месту его расположения;
- использование инструмента, приспособлений и материалов;
- участие в пуске котла и остановке котла;
-устранения мелких неисправностей при работе основного и вспомогательного котельного оборудования;
- применения необходимых инструментов и приспособлений для устранения неисправностей оборудования;
- отработки навыков в плановых противоаварийных тренировках под руководством машиниста котла;
уметь:
- определять виды работ по обслуживанию основного и вспомогательного оборудования; выбирать для работы инструмент и материалы;
- применять методы и средства контроля работы основного и вспомогательного котельного оборудования;
- определять и выбирать способы устранения неисправностей в работе котельного оборудования;
- применять правила ПТЭ, ПТБ, правила Ростехнадзора России при аварийном обслуживании котлов и вспомогательного оборудования; - выбирать необходимые инструменты и приспособления при аварийном обслуживании котлов и вспомогательного оборудования;
знать:
- устройство и технические характеристики котла и вспомогательного оборудования;
- технологический процесс работы агрегатов; тепловые схемы;
-газомазутную и газовоздушную системы, системы продувок и устройства по обдуву поверхностей нагрева котла;
-методы и средства контроля работы основного и вспомогательного котельного оборудования;
-назначение и принцип работы автоматических регуляторов, тепловых защит, блокировок, сигнализации и средств измерений;
-виды неисправностей в работе котельного оборудования, их причины и способы предупреждения неисправностей котельного оборудования;
-виды аварий и неполадок на котельном оборудовании; причины при аварийном обслуживании котлов и вспомогательного оборудования.
1.3. Количество часов на освоение программы УП 00 Учебной практики:
Всего: 282 часа
2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УП.00 «УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА»
Наименование тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Тема 1.Вводное занятие. Тема 2. Правила техники безопасности, противопожарные мероприятия в учебных мастерских. | Содержание учебного материала 1.Планирование учебных мастерских. Расположение, устройство рабочих мест, характеристика видов работ. Роль производственного обучения. Передовики новаторы производства, бывшие выпускники ПУ № 167.Режим работы мастерских. Правила поведения в мастерских. Правила получения и сдачи инструментов и приспособлений. Правила хранения и обращения с инструментом и приспособлениями. Содержание учебного материала 1.Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. Средства пожаротушения и способы их применения, действия при пожаре. Основные вредные производственные факторы. Правила электро- безопасности. Причины травматизма, пожаров и их предупреждений. Оказание первой помощи при различных травмах. Причины аварийных ситуаций, возможные последствия, способы предупреждения. Средства индивидуальной защиты, способы их применения. Порядок испытания на пригодность. 2.Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий. | 2 2 2 2 |
Тема 3.Слесарные работы. | Содержание учебного материала 1.Слесарный инструмент, тиски, верстаки, готовность их к работе. Расположение на верстаке. Исходный материал-металл, труба, паронит. Щаблоны, чертежи, фланцы, прокладки. Защитные средства: рукавицы, очки. Литература: учебник, общий курс слесарного дела Н.И. Макиенко. Меры ТБ при выполнении слесарных работ. Правила обращения с электрооборудованием. Приемы выполнения слесарных работ. Разметка деталей на металле, пароните по чертежу, шаблону, образцу.Организация рабочего места. 2.Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий. | 8 |
Тема 4. Слесарно-сборочные работы. | Содержание учебного материала 1.Арматура: задвижка, вентиль, обратный клапан,фланцы, фитинги, гаечные ключи, разводной ключ, прокладка из паронита, труба с резьбой, электропаяльник, проволока, припой, канифоль. Последовательность, приема выполнения слесарно-сборочных работ, ревизии ремонта арматуры, пайки, газовые и электродуговой сварки трубопровода. Правила техники безопасности при выполнении работ. Организация рабочего места. 2.Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий. | 8 |
Тема 5.Экскурсия на предприятии, ознакомление с производством. Вводное занятие в котельном цехе. Первичный инструктаж по технике безопасности. | Содержание учебного материала 1.Инструктажи по ТБ и ППБ.Правила устройства и безопасной эксплуатации котлов. Правила эксплуатации и требований безопасности труда в газовом хозяйстве. Производственная инструкция оператора котельной установки. Котлы, вспомогательное оборудование в котельном цехе. Средства пожаротушения в котельном цехе. Рабочее место оператора котельной установки со щитом управления «Контур». 2.Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий. | 8 |
Тема 6. Устройства, технические характеристики котлоагрегата. Изучение устройства котлоагрегата. | Содержание учебного материала 1.Макет котельной установки с котлом ДКВР 6,5/13. Электрифицированная схема котельной установки.Плакаты по устройству котлов Е-1/9, ДКВР, ДЕ, КЕ, чугунных секционных котлов типа «Энергия», «Универсал.» Учебники по устройству котлоагрегатов. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов. Инструкции по ТБ и ППБ. Производственная инструкция. Сменный журнал. Режимная карта работы котла. Меры ТБ при обслуживанию котлов. Организация рабочего места. Виды циркуляции пароводяной смеси. Виды пара, процесс парообразования. Зависимость температуры кипения воды от давления в котле. Тракт движения отходящих газов, понятие о «точке росы». Тракт забора и подачи воздуха в топку. Химводоподготовка, подача питательной воды в котел. Схема движения ситевой, обратной воды, конденсата. Схема распределения пара потребителю и на собственные нужды. 2.Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий. | 24 |
Тема 7. Изучение устройства вспомогательного оборудования котельной установки. | Содержание учебного материала 1.Макет котельной установки. Электрифицированная схема котельной установки. Макеты экономайзера, механического, химического фильтров деаэратора, дымососа, вентилятора, дымовой трубы, поршневого, центробежного насосов, бойлера. Плакаты по устройству вспомогательного оборудования. Учебники по устройству вспомогательного оборудования. Расположения оборудования в схеме котельной установки. Порядок включения в работу и отключение экономайзера, перевод на байпас. Порядок включения в работу воздухоподогревателя, пароперегревателя, механического, химического фильтров деаратора, дымососа, вентилятора, насосов, бойлера. Порядок очистки фильтров. Порядок подготовки питательной воды и схема подачи ее в котел. Виды тяги, способы их создания. Тракт забора воздуха, подачи его в топку. Тракт движения отходящих газов. Неисправности оборудования, причины и способы их устранения. Контроль за параметрами по приборам КИП. Меры ТБ при обслуживании оборудования. Организация рабочего места. 2.Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий. | 24 |
Тема 8. Изучение топочных устройств. Изучение золоулавливающих, золоудоляющий устройств. | Содержание учебного материала 1.Макет котла ДКВР с камерной топкой. Плакаты, схемы, учебники по устройству топок, золоулавливающих и золоудоляющих устройств. Устройство слоевых топок, виды колосниковых решеток, порядок их обслуживания. Устройство камерных топок, расположение в них газовых горелок, мазутных форсунок, порядок обслуживания. Нормы ПДК по вредным веществам. Меры ТБ, ППБ при обслуживании топок, золоулавливающих и золоудоляющих устройств. | 8 |
Тема 9. Изучение схем котельных установок. | Содержание учебного материала 1.Макет котельной установки. Щит управления системы автоматики «Контур». Схема котельной установки. Котельный цех. Схема теплового контроля и автоматического регулирования системы автоматики «Контур». Топливоподача газа – ГРУ- горелка. Приборы КИП, безопасности и автоматического регулирования. Контроль за параметрами по приборам КИП. | 16 |
Тема 10. Изучение горелочных устройств. | Содержание учебного материала 1. Макет котельной установки с котлом ДКВР. Макет щита управления автоматики « Контур». Макет ГРУ. Макеты горелок форсунок, ЗЗУ, переносной запальник. Приборы КИП. Устройство газовых горелок, ЗЗУ, переносного запальника, мазутных форсунок. Установка горелок, форсунок в топку. Устройство стабилизаторов горения топлива. Методы сжигания топлива. Особенности сжигания топлива. Способы смешения топлива с воздухом. Соотношения топлива с воздухом с учетом коэффициента избытка воздуха. Порядок розжига горелок с помощью ЗЗУ, переносного запальника. Контроль за процессом горения по факелу, по приборам КИП. Регулирование горения на основании режимной карты котла. Меры ТБ при обслуживании горелочных устройств. | 16 |
Тема 11. Макет ГРУ в мастерских.ГРУ в котельном цехе. | Содержание учебного материала. Назначение, устройство, схемы, технические характеристики, принцип работы ГРП, ГРУ, ГРС. Назначение, устройство, расположение оборудования ГРП,ГРУ, ГРС.Схема подачи газа от скважины до горелки.Одоризация газа. Способы обнаружения утечки газа.Причины утечки газа. Действия при утечке газа. Симптомы отравления газом, оказание первой помощи. Включение ГРУ в работу, отключение.Перевод с регулирующей линии на байпас и обратно. Работа через байпас. Контроль за давлением газа по КИП. Документация ГРУ, ГРП,ГРС. Меры ТБ, ППБ при обслуживании ГРУ. 2.Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий. | 24 |
Тема 12. Изучение арматуры, гарнитуры, обмуровки, каркаса котлоагрегата, газовой арматуры. | Содержание учебного материала. 1. Макет котельной установки, ГРУ в мастерской. Котлоагрегаты, ГРУ в котельном цехе. Арматура, гарнитура котлоагрегата, газовая арматура в мастерских. Устройства, назначение арматуры, гарнитуры,обмуровки каркаса котлоагрегата. Назначение, устройство газовой арматуры. Порядок работы с арматурой, гарнитурой. Регулирование движения, давления среды. Контроль за уровнем воды в котле. Продувка предохранительных клапанов. Контроль за факелом через гляделки. Установка заданного входного давления газа. Регулирование давления газа. Включение ПЗК, отключение. Чистка фильтра ФГ. Удаление конденсата. Меры ТБ при обслуживании арматуры, гарнитуры. | 24 |
Тема 13. Изучение приборов КИП, безопасности, регулирующих приборов, систем автоматики «Контур». | Содержание учебного материала. Макеты котельной установки, ГРУ в мастерских. Плакаты, схемы, учебники. Щит управления «Контур» в мастерских. Приборы КИП, безопасности, автоматического регулирования мастерских. Классификация, назначение и устройство, принцип работы приборов КИП, безопасности, автоматического регулирования. Назначение, устройство системы автоматики «Контур». Назначение, устройство, порядок обслуживания щита управления системы автоматики «Контур». Снятие и контроль за параметрами работы котельной установки по приборам КИП. Проверка неисправностей приборов КИП, безопасности, систем автоматики. Работа системы «Контур» в ручном и автоматическом режиме. Меры ТБ при обслуживании приборов КИП. | 24 |
Тема 14. Работа при подготовке котла к пуску, пуск, остановка котлоагрегата. | Содержание учебного материала. 1. Макет котельной установки с котлом ДКВР. Котлы ДКВР, ДЕ, КЕ в котельном цехе. Макет щита «Контур», переносного запальника, ЗЗУ, подовой, инжекционной горелок, ГМГМ, мазутной форсунки. Инструкция по эксплуатации котлов ДКВР. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов. Производственная инструкция. Режимные карта котлов ДКВР, ДЕ. Меры ТБ, ППБ при пуске котла. | 30 |
Тема 15. Работы по обслуживанию котлоагрегата. | Содержание учебного материала. Макет котельной установки с котлом ДКВР, щитом управления «Контур». Котлы ДКВР, ДЕ, КЕ в котельном цехе. Эксплуатационные инструкции котлов, вспомогательного оборудования. Документация на рабочем месте. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, режимные карты котлов ДЕ, ДКВР, КЕ. Инструкции по ТБ, ППБ. 2.Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий. | 24 |
Тема 16. Квалификационные (пробные) работы. | Содержание учебного материала. Производственные работы оператора котельной установки в соответствии с требованиями квалификационных характеристик 3 разряда. | 12 |
Тема 17. Ремонтные работы. | Содержание учебного материала. Макет котельной установки с котлом ДКВР. Котлы, оборудование в котельном цехе. Документация при проведении ремонтных работ. | 24 |
| Всего: | 282 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УП.00 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета спецтехнологии.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места
- рабочее место преподавателя,
-учебная доска,
-комплект учебно-наглядных пособий,
-индивидуальные средства защиты,
-огнетушители порошковые, кислотные, водоэмульсионные.
Технические средства обучения: комплект мультимедийного оборудования с лицензионным программы обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники: 1.Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность: учебник / А.А. Раздорожный. – М.: Издательство "Экзамен", 2013. – 5.-е изд.
2.Девисилов В.А. Охрана труда: учебник/ В. А. Девисилов. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2013. – 512 с.
3.Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности: обеспечение прав работника. Законодательные и нормативные акты с комментариями/ О.В. Бобкова.
4.Щуко Л.П. Справочник по охране труда в Российской Федерации/ Л.П. Щуко. – 12-е изд., перераб. и доп.(+CD). – СПб.: Питер, 2012.-384 с.
5.Ефремова О.С. Обучение и инструктирование работников по охране труда. Практическое пособие/ О.С. Ефремова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство "Альфа-Пресс", 2013. – 224 с.
6.Сулла М.Б. Охрана труда: Учебное пособие для педагогических институтов и училищ/ М.Б. Сулла – М.: Просвещение, 2013. – 272 с.
7.Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство "Омега –Л" – 192 с. – (Кодексы Российской Федерации).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УП.00 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоения умения, усвоенные знания) | Требования к результатам обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | | |
Работать с учебно-технической, специальной литературой по охране труда; | Умеет работать со специальной литературой, знает нормы охраны труда. | Проверка знаний организации безопасных методов работы.Устный опрос. |
работать с учебно-технической, специальной литературой по охране труда; | текущий контроль | зачет |
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы, профессиональной деятельности; | практическое занятие | |
пользоваться первичными средствами пожаротушения; | практическое занятие | |
отличать знаки безопасности; | текущий контроль | |
оказывать первую медицинскую помощь при поражении электрическим током | текущий контроль | |
Знания: | | |
основные понятия и определения | текущий контроль | зачет |
основные законодательные и нормативно-правовые акты РФ о труде и об охране труда; | текущий контроль | зачет |
нормативно-техническую документацию по технике безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности; | текущий контроль тестовые задания | зачет |
виды инструктажей, ответственность за нарушение законодательства об охране труда; | текущий контроль | зачет |
основные мероприятия по предупреждению травматизма; | текущий контроль | зачет |
способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов; | текущий контроль | зачет |
мероприятия, предупреждающие опасность поражения электрическим током; | текущий контроль | зачет |
требования безопасности при работе в котельных; | текущий контроль | зачет |
основные мероприятия по противопожарной защите и первичные средства пожаротушения; | текущий контроль | зачет |
Разработчик: мастер ПО В.А.Дерендяев
6