СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Ученик - ученик"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для реализации ЦМН по форме "Ученик - ученик"

Просмотр содержимого документа
«Программа "Ученик - ученик"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ардатовская средняя школа №2 им. С.И. Образумова»



Согласована

Зам. директора по ВР

________________О.Н. Веряскина

«____»________________2020г.

Утверждена

Директор МБОУ АСШ №2

____________Л.С. Лапина

«____»_____________2020г







ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

«УЧЕНИК - УЧЕНИК»

2020-2024 год













Составитель:

Черноносова Наталья Владимировна

педагог - психолог




2020 г



Оглавление


Пояснительная записка……………………………………………………………….3

Цели и задачи …………………………………………………………………………5

Планируемые результаты…………………………………………………………….5

Показатели эффективности…………………………………………………………..5

Сроки и этапы реализации Программы ………..…………………………………...6

Участники Программы……………………………………………………………….8

Механизм управления Программой…………………………………………………9

Мониторинг Программы…………………………………………………………….10

План работы………..………………………………………………………………...10

Использованные источники…………………………………………………………12







































  1. Пояснительная записка


"Никакие знания не передаются иначе как от человека к человеку, за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник. Люди, которые через наставничество передают другим свои знания и навыки в рабочих профессиях, в науке, в управлении вызывают уважение. Наставничество не решается административным путем, наставничество - это когда человек вкладывает душу, делится секретами профессии, которые позволили ему самому быть лучшим".


Сергей Кириенко



Наставничество - это длительный, трудоемкий и психологически сложный учебно-воспитательный процесс, способствующий успешной адаптации учащихся, качественному освоению учебной программы, профессиональному самоопределению, формированию личности будущего специалиста, профессионала, человека, и требующий огромной выдержки, опыта и, главное, желания заниматься данным видом учебно-воспитательной деятельности.

Так кто такой наставник? Сама тема наставничества не нова. Старшее поколение без особых проблем вспомнит взаимоотношение между старшими и младшими школьниками-пионерами, профессиональную подготовку молодежи на предприятиях. Наставник в представлениях прошлого — это воспитатель, специалист, учитель.

Наставник — это не учитель, не родитель, не психолог, не коуч, это любой значимый человек, на опыт которого ребенок может и хочет опираться. Различные методы работы наставника имеют широкое распространение как в зарубежной практике, так и в Российской Федерации и считаются эффективной кадровой технологией, позволяющей в кратчайшие сроки обеспечить передачу знаний и навыков от опытного сотрудника к менее опытному, в нашем случае – к школьникам, т.е. наставниками и наставляемыми являются сами учащиеся.

Программа «ученик - ученик» определяет цели, задачи, порядок внедрения методологии для таких форм воздействия, как: «Успевающий - неуспевающий», «Лидер - пассивный», «Равный - равному», «Адаптированный - неадаптированный».

Основные термины и понятия, применяемые в Программе:

Целевая модель наставничества система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации системы наставничества в образовательной организации.



Наставничество универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимополезное общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой потребностями наставляемых, конкретными целями и задачами наставнической пары или группы.

Наставляемый участник наставнической пары или группы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставляемым может стать любой обучающийся по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, а также молодой специалист и любой педагог, изъявивший желание.

Наставник участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении личностного и профессионального результата, обладающий опытом и навыками, необходимыми для повышения уровня компетенций и самореализации наставляемого. Наставниками могут быть обучающиеся образовательной организации, выпускники, представители родительского сообщества, педагоги и специалисты образовательной организации или иных предприятий и организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации Целевой модели наставничества в части профессионального самоопределения обучающихся.

Куратор специалист муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ардатовская средняя школа №2 им. С.И. Образумова», который осуществляет организационное, аналитическое, информационное сопровождение реализации системы наставничества.

Метакомпетенции – "гибкие" навыки, позволяющие формировать новые знания и компетенции. Например, способность к самообразованию и саморазвитию, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, критическое мышление и др.

Дорожная карта универсальный наглядный пошаговый инструмент планирования по развитию проекта/организации/стратегии и т.д. с обозначением основных этапов, сроков, мероприятий по достижению ключевых показателей в краткосрочной или долгосрочной перспективе.

Медиаплан инструмент для организации системного и последовательного информационного сопровождения события через размещение контента на определенных информационных ресурсах. Контент – информационное наполнение медиаресурса. Формы контента: пресс-релиз (за 3-5 дней до события), пост-релиз (в течение 1 дня после организации события), дайджест, альбом фотографий, плейлист (тематическая музыкальная подборка), образовательные лонгриды (посты/статьи более 2000 знаков) и др.





2. Цель и задачи Программы «Ученик - ученик»

Цель: разносторонняя поддержка обучающихся, достигших 10 летнего возраста, включая обучающихся с ОВЗ/инвалидов, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

1. Оказать помощь в реализации лидерского потенциала;

2. Способствовать улучшению образовательных, творческих или спортивных результатов;

3. Развивать гибкие навыки и метакомпетенции;

4. Оказать помощь в адаптации к новым условиям среды.

3. Планируемые результаты:

1. Высокий уровень включения наставляемых в социальные, культурные и

образовательные процессы;

2. Повышение успеваемости в школе;

3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом;

4. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и

образовательных проектов;

5. Снижение числа обучающихся, состоящих на различных видах учета;

6. Реализация лидерского потенциала;

7. Эффективная поддержка по самоопределению и профессиональной ориентации наставляемых;

8. Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире.

4. Показатели эффективности реализации Программы

В части оценки наставнической Программы в образовательной организации подобными критериями могут быть:

  • Соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она осуществляется;

  • Оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах;

  • Соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям;

  • Наличие соответствующего психологического климата в образовательной организации, на базе которой организован процесс наставнической деятельности;

  • Логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;

  • Положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.

В части определения эффективности всех участников наставнической деятельности в образовательной организации:




  • Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;

  • Уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности;

Относительно изменений в личности наставляемого-участника программы наставничества в образовательной организации критериями динамики развития наставляемых могут выступать:

  • Улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых;

  • Нормализация уровня тревожности;

  • Оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;

  • Повышение уровня самооценки наставляемого;

  • Активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;

  • Степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности.

5. Сроки и этапы реализация Программы

5.1. I этап: запуск программы, сентябрь 2020 года;

II этап: практическая реализация программы – октябрь 2020 года – август 2024 года;

III этап: завершение программы – август 2024 года.

5.2. Реализуется Программа «Ученик - ученик» через организацию работы в наставнических парах или группах по форме: "ученик – ученик". Организация работы по данной форме в каждой наставнической паре или группе предполагает решение индивидуальных, конкретных задач и потребностей наставляемого, исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа. А также, исходя из запросов наставляемых.

Этапы

Мероприятия

Результат

Подготовка

условий

для

запуска

программы

наставничества

Создание благоприятных

условий для запуска Программы;

Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых;

Работа по формированию базы наставников;

Информирование и определение форм наставничества.

Дорожная карта

Реализации ЦМН

Пакет документов

Формирование

базы наставников

Данная работа включает в себя действия по формированию базы наставников из числа:

обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;

желающих реализовать свои способности и приобрести новые навыки;


активных участников детского и волонтерского движения в школе.

Формирование базы наставников, которые

потенциально могут участвовать как в текущей Программе наставничества, так и в будущем.

Формирование базы наставляемых

Выявление конкретных проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощью Программы аставничества;

Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых.

Сформированная база

наставляемых с картой запросов.

Отбор и обучение

Наставников

Выявление от потенциальных наставников для конкретной программы;

Обучение наставников для работы с наставляемыми;

Заполнение анкет потенциальными наставниками;

Собеседование с наставниками.

Программа обучения

Формирование

наставнических

пар/групп

Провести общую встречу наставников и наставляемых в любом формате;

Зафиксировать сложившиеся пары/группы в базе куратора программы

Оформление Согласий и Соглашений;

Составление индивидуального плана работы наставнических пар/групп

Сформированные наставнические пары/группы

Оформлена соответствующая документация

Организация

хода

наставнической

программы

Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально

комфортными, стабильными

и результативными для обеих сторон;

Работа в каждой паре/группе включает:

  • встречу-знакомство,

  • пробную рабочую встречу,

  • встречу-планирование,

  • комплекс последовательных встреч,

  • итоговую встречу.

Мониторинг:

Сбор обратной связи от

наставляемых – для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;

Сбор обратной связи от наставников, наставляемых и

кураторов – для мониторинга эффективности реализации программы.

Завершение

программы

наставничества

Подведение итогов работы каждой пары/группы;

Подведение итогов программы школы;

Публичное подведение итогов и популяризация практик.

Собраны лучшие

наставнические практики.

Поощрение наставников.



6. Участники Программы

6.1. Наставник:

  • активный ученик, член детского школьного объединения, волонтерского отряда, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления;

  • ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты;

  • победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований;

  • лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни школы.

  • возможный участник всероссийских детско - юношеских организаций и объединений.

6.2. Наставляемый:

Пассивный:

  • социально или ценностно-дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени;

  • демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением;

  • учащийся, не принимающий участие в жизни школы, отстраненный от коллектива.

Активный: обучающийся с особыми образовательными потребностями, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.

Права и обязанности наставника

Наставник обязан:

  • разрабатывать индивидуальный план– комплекс мероприятий в рамках организации работы наставнической пары/группы;

  • участвовать в реализации Дорожной карты в рамках компетенции;

  • регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках обучения наставников;

  • оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому;

  • предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора;

  • способствовать развитию информационного освещения реализации системы наставничества в образовательной организации;

  • внимательно и уважительно относиться к наставляемому.

Наставник имеет право:

  • способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач наставляемым;

  • совместно с куратором определять формы работы с наставляемым;

  • принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;




  • вносить предложения куратору и руководителю образовательной организации по внесению изменений в Дорожную карту;

  • привлекать других специалистов для расширения компетенций наставляемого.

Права и обязанности наставляемого

Наставляемый обязан:

  • регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;

  • выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;

  • внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы.

Наставляемый имеет право:

  • вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы;

  • принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;

  • в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам;

  • при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к руководителю образовательной организации о замене наставника.


  1. Механизм управления Программой «Ученик - ученик»


Реализация программы проводится последовательно, для максимальной эффективности – по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов.

Работа с внешней средой – это деятельность, направленная на обеспечение поддержки программы:

- информационное освещение (начальный этап – привлечение участников программы, промежуточные опорные точки – информирование партнеров о ходе программы, финальный этап – отчет о результатах и тиражирование успехов);

- взаимодействие с потенциальными наставниками и наставляемыми;

- проведение отбора и обучения наставников, оценки результатов наставничества.

Работа с внутренней средой – вся деятельность, направленная на поддержание программы внутри организации:

- формирование пар/групп, пополнения базы наставников и наставляемых, сбора данных о наставляемых и обратной связи о ходе программы, взаимодействие с педагогами;

- взаимодействие со всеми участниками и организаторами программы для частичной оценки ее результатов и их представления на итоговом мероприятии.




  1. Мониторинг Программы

Мониторинг процесса реализации Программы понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации. Организация систематического мониторинга Программы дает возможность четко представлять, как происходит процесс реализации Программы, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Для мониторинга используются Материалы для проведения мониторинга и оценки эффективности программы наставничества.


  1. План работы (корректируется ежегодно)


Наименование мероприятий

Сроки

Ответственные

Анализ потребностей в развитии наставников (разработка анкеты, анкетирование, обработка результатов/ устный опрос и др.)

До октября 2020

Куратор

Организация и проведение вводного совещания с наставниками

По мере необходимости

Куратор

Встречи с наставниками, обучение

По мере набора

наставников

Куратор

Формирование наставнических пар/групп

По мере поступления запросов

Куратор

Анкетирование, анализ полученных анкет

В течение реализации Программы

Куратор

Организация и проведение встреч:

- встреча-знакомство;

- пробная встреча;

- встреча планирование;

- совместная работа наставника и наставляемого в соответствии с разработанным индивидуальным

планом;

- итоговая встреча

В процессе реализации Программы

Куратор

Привлечение наставников и наставляемых к участию во всероссийском проекте «Дай пять»

Сентябрь

Декабрь

Куратор, наставники

Реализация индивидуальных планов наставников и наставляемых

В течение года

Наставники

Подготовка наставляемых к мероприятиям, конкурсам, олимпиадам


В течение года

Наставники

Встречи по интересам с лидером-наставником

В течение года

Куратор,

наставники

Образовательные практики "Дети-детям"

В течение года

Наставники

Кейс-турниры

Ноябрь

Март

Куратор

Привлечение наставляемых к участию в реализации проекта 25 Добрых дел

Ноябрь

Декабрь

Наставники

Привлечение наставляемых к волонтерской и социально значимой деятельности

В течение года

Наставники

Привлечение наставников и наставляемых к участию в Районном конкурсе видеороликов "#нам_не_все_равно"

Ноябрь

Декабрь

Куратор

Привлечение наставников и наставляемых к участию в благотворительной акции для нуждающихся семей «Чудеса на Рождество»

Январь

Куратор,

наставники

Интерактивная игра «Умей сказать – НЕТ!»

Январь

Февраль

Наставники

Классные часы: «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Ленинграда», « День единых действий День космонавтики»


Январь

Куратор, наставники

Проведение мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение

В течение года

Наставники

Участие в школьных, районных, областных конкурсах, акциях.

В течение года

Наставники

Помощь в обучении, социализации, адаптации

В течение года

Наставники

Участие в социально-значимых проектах

В течение года

Куратор, наставники

Освещение проводимых мероприятий на сайте школы, в средствах массовой информации, ВК группа Наставничество МБОУ АСШ №2

В течение года

Ответственный за организацию информационной работы через разработку медиаплана

Подведение итога работы пар/групп за учебный год

Май

Куратор, наставники




  1. Использованные источники


  1. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. ГБУДО «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области» 2020 г;

2. Национальный ресурсный центр «Ментори», [электронный ресурс] https://www.mentori.ru/new;

3. Методические рекомендации по внедрению целевой модели наставничества в Нижегородской области, в части информирования педагогического и родительского сообщества. Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области 2020 г.

4. https://infourok.ru/statya-na-temu-nastavnichestvo-put-k-uspehu-4262837.html