Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя школа №2 им. С.И. Образумова»
Согласована Зам. директора по ВР ________________О.Н. Веряскина «____»________________2020г. | Утверждена Директор МБОУ АСШ №2 ____________Л.С. Лапина «____»_____________2020г |
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧЕНИК - УЧЕНИК»
2020-2024 год
Составитель:
Черноносова Наталья Владимировна
педагог - психолог
2020 г
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………………….3
Цели и задачи …………………………………………………………………………5
Планируемые результаты…………………………………………………………….5
Показатели эффективности…………………………………………………………..5
Сроки и этапы реализации Программы ………..…………………………………...6
Участники Программы……………………………………………………………….8
Механизм управления Программой…………………………………………………9
Мониторинг Программы…………………………………………………………….10
План работы………..………………………………………………………………...10
Использованные источники…………………………………………………………12
Пояснительная записка
"Никакие знания не передаются иначе как от человека к человеку, за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник. Люди, которые через наставничество передают другим свои знания и навыки в рабочих профессиях, в науке, в управлении вызывают уважение. Наставничество не решается административным путем, наставничество - это когда человек вкладывает душу, делится секретами профессии, которые позволили ему самому быть лучшим".
Сергей Кириенко
Наставничество - это длительный, трудоемкий и психологически сложный учебно-воспитательный процесс, способствующий успешной адаптации учащихся, качественному освоению учебной программы, профессиональному самоопределению, формированию личности будущего специалиста, профессионала, человека, и требующий огромной выдержки, опыта и, главное, желания заниматься данным видом учебно-воспитательной деятельности.
Так кто такой наставник? Сама тема наставничества не нова. Старшее поколение без особых проблем вспомнит взаимоотношение между старшими и младшими школьниками-пионерами, профессиональную подготовку молодежи на предприятиях. Наставник в представлениях прошлого — это воспитатель, специалист, учитель.
Наставник — это не учитель, не родитель, не психолог, не коуч, это любой значимый человек, на опыт которого ребенок может и хочет опираться. Различные методы работы наставника имеют широкое распространение как в зарубежной практике, так и в Российской Федерации и считаются эффективной кадровой технологией, позволяющей в кратчайшие сроки обеспечить передачу знаний и навыков от опытного сотрудника к менее опытному, в нашем случае – к школьникам, т.е. наставниками и наставляемыми являются сами учащиеся.
Программа «ученик - ученик» определяет цели, задачи, порядок внедрения методологии для таких форм воздействия, как: «Успевающий - неуспевающий», «Лидер - пассивный», «Равный - равному», «Адаптированный - неадаптированный».
Основные термины и понятия, применяемые в Программе:
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации системы наставничества в образовательной организации.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимополезное общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой потребностями наставляемых, конкретными целями и задачами наставнической пары или группы.
Наставляемый – участник наставнической пары или группы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставляемым может стать любой обучающийся по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, а также молодой специалист и любой педагог, изъявивший желание.
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении личностного и профессионального результата, обладающий опытом и навыками, необходимыми для повышения уровня компетенций и самореализации наставляемого. Наставниками могут быть обучающиеся образовательной организации, выпускники, представители родительского сообщества, педагоги и специалисты образовательной организации или иных предприятий и организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации Целевой модели наставничества в части профессионального самоопределения обучающихся.
Куратор – специалист муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ардатовская средняя школа №2 им. С.И. Образумова», который осуществляет организационное, аналитическое, информационное сопровождение реализации системы наставничества.
Метакомпетенции – "гибкие" навыки, позволяющие формировать новые знания и компетенции. Например, способность к самообразованию и саморазвитию, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, критическое мышление и др.
Дорожная карта – универсальный наглядный пошаговый инструмент планирования по развитию проекта/организации/стратегии и т.д. с обозначением основных этапов, сроков, мероприятий по достижению ключевых показателей в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
Медиаплан – инструмент для организации системного и последовательного информационного сопровождения события через размещение контента на определенных информационных ресурсах. Контент – информационное наполнение медиаресурса. Формы контента: пресс-релиз (за 3-5 дней до события), пост-релиз (в течение 1 дня после организации события), дайджест, альбом фотографий, плейлист (тематическая музыкальная подборка), образовательные лонгриды (посты/статьи более 2000 знаков) и др.
2. Цель и задачи Программы «Ученик - ученик»
Цель: разносторонняя поддержка обучающихся, достигших 10 летнего возраста, включая обучающихся с ОВЗ/инвалидов, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
1. Оказать помощь в реализации лидерского потенциала;
2. Способствовать улучшению образовательных, творческих или спортивных результатов;
3. Развивать гибкие навыки и метакомпетенции;
4. Оказать помощь в адаптации к новым условиям среды.
3. Планируемые результаты:
1. Высокий уровень включения наставляемых в социальные, культурные и
образовательные процессы;
2. Повышение успеваемости в школе;
3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом;
4. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и
образовательных проектов;
5. Снижение числа обучающихся, состоящих на различных видах учета;
6. Реализация лидерского потенциала;
7. Эффективная поддержка по самоопределению и профессиональной ориентации наставляемых;
8. Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире.
4. Показатели эффективности реализации Программы
В части оценки наставнической Программы в образовательной организации подобными критериями могут быть:
Соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она осуществляется;
Оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах;
Соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям;
Наличие соответствующего психологического климата в образовательной организации, на базе которой организован процесс наставнической деятельности;
Логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;
Положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.
В части определения эффективности всех участников наставнической деятельности в образовательной организации:
Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;
Уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности;
Относительно изменений в личности наставляемого-участника программы наставничества в образовательной организации критериями динамики развития наставляемых могут выступать:
Улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых;
Нормализация уровня тревожности;
Оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;
Повышение уровня самооценки наставляемого;
Активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
Степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности.
5. Сроки и этапы реализация Программы
5.1. I этап: запуск программы, сентябрь 2020 года;
II этап: практическая реализация программы – октябрь 2020 года – август 2024 года;
III этап: завершение программы – август 2024 года.
5.2. Реализуется Программа «Ученик - ученик» через организацию работы в наставнических парах или группах по форме: "ученик – ученик". Организация работы по данной форме в каждой наставнической паре или группе предполагает решение индивидуальных, конкретных задач и потребностей наставляемого, исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа. А также, исходя из запросов наставляемых.
Этапы | Мероприятия | Результат |
Подготовка условий для запуска программы наставничества | Создание благоприятных условий для запуска Программы; Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых; Работа по формированию базы наставников; Информирование и определение форм наставничества. | Дорожная карта Реализации ЦМН Пакет документов |
Формирование базы наставников | Данная работа включает в себя действия по формированию базы наставников из числа: обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; желающих реализовать свои способности и приобрести новые навыки; активных участников детского и волонтерского движения в школе. | Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей Программе наставничества, так и в будущем. |
Формирование базы наставляемых | Выявление конкретных проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощью Программы аставничества; Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых. | Сформированная база наставляемых с картой запросов. |
Отбор и обучение Наставников | Выявление от потенциальных наставников для конкретной программы; Обучение наставников для работы с наставляемыми; Заполнение анкет потенциальными наставниками; Собеседование с наставниками. | Программа обучения |
Формирование наставнических пар/групп | Провести общую встречу наставников и наставляемых в любом формате; Зафиксировать сложившиеся пары/группы в базе куратора программы Оформление Согласий и Соглашений; Составление индивидуального плана работы наставнических пар/групп | Сформированные наставнические пары/группы Оформлена соответствующая документация |
Организация хода наставнической программы | Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон; Работа в каждой паре/группе включает: встречу-знакомство, пробную рабочую встречу, встречу-планирование, комплекс последовательных встреч, итоговую встречу. | Мониторинг: Сбор обратной связи от наставляемых – для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых; Сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов – для мониторинга эффективности реализации программы. |
Завершение программы наставничества | Подведение итогов работы каждой пары/группы; Подведение итогов программы школы; Публичное подведение итогов и популяризация практик. | Собраны лучшие наставнические практики. Поощрение наставников. |
6. Участники Программы
6.1. Наставник:
активный ученик, член детского школьного объединения, волонтерского отряда, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления;
ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты;
победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований;
лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни школы.
возможный участник всероссийских детско - юношеских организаций и объединений.
6.2. Наставляемый:
Пассивный:
социально или ценностно-дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени;
демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением;
учащийся, не принимающий участие в жизни школы, отстраненный от коллектива.
Активный: обучающийся с особыми образовательными потребностями, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
Права и обязанности наставника
Наставник обязан:
разрабатывать индивидуальный план– комплекс мероприятий в рамках организации работы наставнической пары/группы;
участвовать в реализации Дорожной карты в рамках компетенции;
регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках обучения наставников;
оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому;
предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора;
способствовать развитию информационного освещения реализации системы наставничества в образовательной организации;
внимательно и уважительно относиться к наставляемому.
Наставник имеет право:
способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач наставляемым;
совместно с куратором определять формы работы с наставляемым;
принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;
вносить предложения куратору и руководителю образовательной организации по внесению изменений в Дорожную карту;
привлекать других специалистов для расширения компетенций наставляемого.
Права и обязанности наставляемого
Наставляемый обязан:
регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;
выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;
внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы.
Наставляемый имеет право:
вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы;
принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к руководителю образовательной организации о замене наставника.
Механизм управления Программой «Ученик - ученик»
Реализация программы проводится последовательно, для максимальной эффективности – по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов.
Работа с внешней средой – это деятельность, направленная на обеспечение поддержки программы:
- информационное освещение (начальный этап – привлечение участников программы, промежуточные опорные точки – информирование партнеров о ходе программы, финальный этап – отчет о результатах и тиражирование успехов);
- взаимодействие с потенциальными наставниками и наставляемыми;
- проведение отбора и обучения наставников, оценки результатов наставничества.
Работа с внутренней средой – вся деятельность, направленная на поддержание программы внутри организации:
- формирование пар/групп, пополнения базы наставников и наставляемых, сбора данных о наставляемых и обратной связи о ходе программы, взаимодействие с педагогами;
- взаимодействие со всеми участниками и организаторами программы для частичной оценки ее результатов и их представления на итоговом мероприятии.
Мониторинг Программы
Мониторинг процесса реализации Программы понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации. Организация систематического мониторинга Программы дает возможность четко представлять, как происходит процесс реализации Программы, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Для мониторинга используются Материалы для проведения мониторинга и оценки эффективности программы наставничества.
План работы (корректируется ежегодно)
№ | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
| Анализ потребностей в развитии наставников (разработка анкеты, анкетирование, обработка результатов/ устный опрос и др.) | До октября 2020 | Куратор |
| Организация и проведение вводного совещания с наставниками | По мере необходимости | Куратор |
| Встречи с наставниками, обучение | По мере набора наставников | Куратор |
| Формирование наставнических пар/групп | По мере поступления запросов | Куратор |
| Анкетирование, анализ полученных анкет | В течение реализации Программы | Куратор |
| Организация и проведение встреч: - встреча-знакомство; - пробная встреча; - встреча планирование; - совместная работа наставника и наставляемого в соответствии с разработанным индивидуальным планом; - итоговая встреча | В процессе реализации Программы | Куратор |
| Привлечение наставников и наставляемых к участию во всероссийском проекте «Дай пять» | Сентябрь Декабрь | Куратор, наставники |
| Реализация индивидуальных планов наставников и наставляемых | В течение года | Наставники |
| Подготовка наставляемых к мероприятиям, конкурсам, олимпиадам | В течение года | Наставники |
| Встречи по интересам с лидером-наставником | В течение года | Куратор, наставники |
| Образовательные практики "Дети-детям" | В течение года | Наставники |
| Кейс-турниры | Ноябрь Март | Куратор |
| Привлечение наставляемых к участию в реализации проекта 25 Добрых дел | Ноябрь Декабрь | Наставники |
| Привлечение наставляемых к волонтерской и социально значимой деятельности | В течение года | Наставники |
| Привлечение наставников и наставляемых к участию в Районном конкурсе видеороликов "#нам_не_все_равно" | Ноябрь Декабрь | Куратор |
| Привлечение наставников и наставляемых к участию в благотворительной акции для нуждающихся семей «Чудеса на Рождество» | Январь | Куратор, наставники |
| Интерактивная игра «Умей сказать – НЕТ!» | Январь Февраль | Наставники |
| Классные часы: «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Ленинграда», « День единых действий День космонавтики» | Январь | Куратор, наставники |
| Проведение мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение | В течение года | Наставники |
| Участие в школьных, районных, областных конкурсах, акциях. | В течение года | Наставники |
| Помощь в обучении, социализации, адаптации | В течение года | Наставники |
| Участие в социально-значимых проектах | В течение года | Куратор, наставники |
| Освещение проводимых мероприятий на сайте школы, в средствах массовой информации, ВК группа Наставничество МБОУ АСШ №2 | В течение года | Ответственный за организацию информационной работы через разработку медиаплана |
| Подведение итога работы пар/групп за учебный год | Май | Куратор, наставники |
Использованные источники
Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. ГБУДО «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области» 2020 г;
2. Национальный ресурсный центр «Ментори», [электронный ресурс] https://www.mentori.ru/new;
3. Методические рекомендации по внедрению целевой модели наставничества в Нижегородской области, в части информирования педагогического и родительского сообщества. Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области 2020 г.
4. https://infourok.ru/statya-na-temu-nastavnichestvo-put-k-uspehu-4262837.html