СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Учитель - студент -практикант"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для работы с студентами  - практикантами на базе школы. 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Учитель - студент -практикант"»





Программа наставничества


«Учитель –студент –практикант»







Составитель: учитель истории и

обществознания Шеладонова

Нина Александровна, руководитель практики студентов ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», факультет истории, философии и права, 4 и 5 курс, специальность «история, обществознание, право»





















Омск, 2022



В условиях обновления содержания среднего образования к профессиональной компетентности педагога предъявляются качественно новые требования. Учитель становится ключевой фигурой осуществления изменений. От уровня понимания им основных идей происходящих инновационных процессов, от его готовности осуществлять эти изменения зависит эффективность работы школы. Большое значение в современной школе имеет кадровый вопрос – школе требуются молодые специалисты, готовые начать свой трудовой и педагогический путь в ближайшем будущем. Именно поэтому необходимо педагогическую практику сделать адаптивной для будущих педагогов.

ЦЕЛЬ: оказать помощь студенту-практиканту в его профессиональном становлении.

ЗАДАЧИ:

  1. Применение знаний, умений и навыков, полученных в ходе освоения дисциплин образовательной программы, для решения практических задач и выполнения трудовых функций;

  2. Совершенствование профессиональных компетенций;

  3. Планирование, организация, проведение и мониторинг учебного процесса в школе на современном этапе с учетом требований ФГОС;

  4. Преподавание профильных дисциплин в общеобразовательных организациях;

  5. Разработка учебно-методических материалов;

  6. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;

  7. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности;

  8. Формирование потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

  1. Работа с документацией;

  2. Планирование и организация работы по предметам;

  3. Планирование и организация воспитательной работы;

  4. Работа по самообразованию;

  5. Психолого –педагогическая поддержка;

  6. Контроль учителя –предметника за деятельностью студента.


УЧИТЕЛЬ – НАСТАВНИК:

Ответственность.

Руководитель практики от образовательного учреждения (школы, лицея, гимназии) отвечает за организацию, качественное проведение практики и выполнение студентами программы практики. Руководитель практики обеспечивает соблюдение правил охраны труда и техники безопасности при проведении практики, правил трудовой и общественной дисциплины студентами-практикантами.

Обязанности.

Обязанности руководителя практики от образовательного учреждения: 1. Совместно с руководителем практики от кафедры составляет и обеспечивает соблюдение графиков прохождения практики в учреждении;

2. Организовывает и проводит практику, обеспечивая соответствие данной программе содержания, уровня и объема решаемых задач;

3. Предоставляет студентам-практикантам и руководителям практики от кафедры возможность пользоваться кабинетами, библиотекой, методической и другой документацией в структурных подразделениях учреждения, необходимыми для успешного освоения студентами-практикантами программы практики;

4. Проводит открытые уроки и организует их обсуждение;

5. Участвует в их анализе и оценке работы студентов;

6. Контролирует трудовую дисциплину студентов-практикантов и соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка;

7. Обо всех случаях нарушения студентами-практикантами правил внутреннего распорядка учреждения сообщает специалисту , зав. кафедрой.


Директор школы или по его поручению заведующий учебной частью:

1. Обеспечивает соответствующие условия для проведения практики в образовательном учреждении;

2. Проводит работу с учителями, обучающимися по вопросам предстоящей практики студентов в образовательном учреждении; проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка;

3. Знакомит студентов с образовательным учреждением, учителями, с документацией образовательного учреждения, его учебно-производственной базой (кабинеты, мастерские, музеи, библиотеки и т.д.), уставом, с общей постановкой учебно - воспитательной работы;

4. Предоставляет практикантам возможность присутствовать на заседаниях педагогического совета, методических объединений; участвует в итоговых конференциях по практике.


ПРАКТИКАНТ.

Практикант обязан:

участвовать в установочной и итоговой конференции по практике;

1. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка (приходить за 15-20 минут до начала занятий и др.) и требованиям Устава базового образовательного учреждения, в котором он проходит практику, распоряжениям администрации учреждения и руководителя практики (в случае невыполнения требований, предъявляемых студенту – практиканту, он может быть отстранѐн от прохождения практики);

2. Посещать образовательное учреждение, где он согласно распоряжению проходит практику, соответственно установленному расписанию и утверждѐнному графику работы;

3. Своевременно выполнять все задания, предусмотренные программой практики, тщательно готовиться к своей работе; осуществлять все виды работ, предусмотренные программой практики и календарным планом-графиком, качественно и в установленные сроки;

4. В назначенное время приходить на консультацию к учителю-наставнику,

5. Уважительно относиться к учителям, администрации данного образовательного учреждения;

6. Ставить в известность о времени и причине отсутствия на практике руководителей практики, учителей-наставников;

7. Выполнять требования охраны труда;

8. Нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

9. Систематически представлять руководителю информацию о выполненной работе, в назначенные сроки являться на консультации к учителю-наставнику и руководителю от университета;

10. Собирать необходимые материалы для выполнения индивидуального задания, согласно заданию на практику; ежедневно вести записи в дневнике, в котором фиксируются результаты наблюдений, выполнение всех разделов программы практики, и по первому требованию группового руководителя предъявлять его;

11. Служить для обучающихся школы примером организованности, дисциплинированности, трудолюбия и ответственности; соблюдать педагогическую этику, требования профессионального кодекса;

12. По окончании практики представить руководителю практики от кафедры надлежащим образом оформленный отчет о ее прохождении в соответствии с содержанием программы, индивидуальных заданий и дополнительных указаний руководителя практики для проверки отчета руководителем.

13.В случае нарушения дисциплины и невыполнения своих обязанностей практикант может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики или работа которого в процессе проведения педагогической практики признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра. Практикант, не выполнивший программу практик, не переводится на следующий курс и не допускается к экзаменам. Решение о продлении, переносе сроков практики или повторном ее прохождении принимает университет.

Практикант имеет право: обращаться к групповому руководителю, преподавателям кафедры и школьным учителям-наставникам по всем вопросам, возникающим в процессе практической подготовки; обращаться к администрации образовательного учреждения по всем вопросам организации и хода практики; пользоваться библиотекой, методическим кабинетом школы и университета как читальным залом; брать учебники и учебно-методические пособия во временное пользование; высказывать свои пожелания и предложения по организации практики и совершенствованию практической подготовки.



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


Разделы (этапы) практики


Содержание

(виды работы)

на практике

Общая

трудоёмкость (в часах)


Форма текущего контроля








1. Подготовительный этап. Установочная конференция

  1. Встреча студентов с руководителем ОУ и заместителем директора

  2. Экскурсия по ОУ

  3. Встреча студентов с руководителем- предметником, где определяются темы и формы учебных занятий, которые студент должен провести, составляется расписание «пассивной» практики и расписание занятий, которые будет проводить студент.

  4. Консультации по предложенным темам и освоение литературы для преподавания и составления методических разработок.

  5. Распределение студентов по классам и знакомство с классными руководителями


Контроль присутствия студентов устный опрос их

готовности к про хождению практики.





2. Ознакомитель- ный этап

  1. Посещение студентами занятий руководителя-предметника, а также занятий других учителей по согласованию с целью наблюдения за учебным процессом, знакомством с классом


36

Проверка подготовленного анализа посещенных занятий (в письменной форме).

Проверка составленного

графика занятий.

3. Методический

этап

  1. Работа студентов с специальной и

учебно-методической литературой и составление методических разработок по каждой из запланированных тем занятий, включая подробный план, сценарий каждого занятия.

  1. Подготовка дидактических и иллюстративных материалов, компьютерных презентаций, разработка и тиражирование раздаточного материала.

  2. Консультации у руководителя- предметника, обсуждение предварительных вариантов методических разработок и их доработка с учетом замечаний.



Проверка составленных планов-конспектов занятий.



Проверка подготовленных методических материалов.

4. Практический

этап

  1. Проведение учебных занятий согласно предварительно составленному графику прохождения магистрантом педагогической практики.

  2. Анализ каждого проведенного занятия в ходе обсуждения с руководителем- предметником и другими студентами, присутствовавшими на занятии.

  3. Корректировка ранее подготовленных методических разработок к занятиям с учетом замечаний.

  4. Посещение занятий других студентов- практикантов, участие в их обсуждении.

  5. Проведение классных часов, воспитательных дел




Посещение уроков, проводимых студентами


Проверка составленных конспектов уроков и внеклассных мероприятий.


Проверка составленных учебно- методических материалов

для занятий.



ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


Педагогическая практика считается завершенной при условии выполнения студентом всех требований программы практики.

Практика оценивается руководителем практики – педагогом наставником, который составляет индивидуальную характеристику на студента, где описывается: формы работы студента, уровень участия, дается индивидуальная характеристика и выставляется оценка.



Оценка

Критерии оценивания





«отлично»

Программа практики выполнена в полном объеме.

Студент своевременно и на высоком научно-методическом уровне провёл все запланированные занятия и мероприятия, демонстрируя владение современными образовательными технологиями и способность объяснить их выбор и особенности реализации на занятии; показал высокий уровень теоретической подготовки (владение терминологическим аппаратом, знание основных концепций), умение применять имеющиеся знания на практике, проявляя творчество, инициативу, самостоятельность и ответственность в решении педагогических задач на занятиях.





«хорошо»

Программа практики выполнена в полном объеме.

Студент своевременно провёл все запланированные занятия и мероприятия, продемонстрировал хороший уровень владения образовательными технологиями, но в работе прослеживаются отдельные неточности или неполнота осмысления научно- педагогической проблемы; недостаточно проявил самостоятельность и инициативу в решении педагогических задач.




«удовлетворительно»

Программа практики выполнена в полном объеме.

Студент провёл все запланированные занятия и мероприятия, продемонстрировав удовлетворительный уровень сформированности педагогической компетенции магистранта при слабом стремлении к использованию инновационных форм и технологий проведения занятий; показал невысокий уровень проявления самостоятельности и инициативы.

«неудовлетворительно»

Студент не выполнил программу практики, продемонстрировал низкий уровень владения предметом и педагогическими приемами, плохую методическую подготовку; неспособность формировать образовательную среду и организовать связь теоретического материала с практикой; непонимание основ педагогической деятельности; нарушения этики.