Программа внеурочной деятельности младших школьников составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы Н.Д.Алексеева, А.С.Исаенко, Т.И.Кузей программмы занятий по интересам «Учусь творчески мыслить» для 1-4 классов, Минск 2007
Одной из приоритетных социальных задач на современном этапе развития белорусского образования является формирование личности, способной к творческой самореализации. Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность ребенку проявить высокий уровень развития творческих способностей.
Основной целью программы является развитие творческого мышления у учащихся начальной школы.
Основные задачи программы:
Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.
Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи.
Формирование и развитие навыков общения и сотрудничества детей в процессе решения творческих задач.
Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации возникших в ходе решения задачи противоречий.
В основу программы легли основные дидактические принципы обучения: принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип творческого обучения, коммуникативно-речевой принцип, принцип обратной связи и принцип индивидуализации обучения.
Реализация принципа доступности, положенная в основу отбора материала для содержания программы, означает, что задания подобраны с учетом познавательных интересов и возрастных возможностей детей соответствующего возраста.
Принцип сознательности и активности, а также принцип творческого обучения означают, что основные приёмы и модели творческой деятельности дети самостоятельно открывают в результате специальным образом организованной игровой групповой или индивидуальной работы.
Коммуникативно-речевая направленность программы обусловливает выдвижение в качестве одной из главных задач воспитание у ребенка уважительного отношения к авторской идее партнера по общению, а также усвоение коммуникативных навыков конструктивного обсуждения задачи в ситуации различия вариантов её решения.
Воплощение принципа обратной связи означает развитие рефлексивных умений в процессе творческой деятельности ребенка.
Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в направленности обучения по программе «Учусь творчески мыслить» на формирование интереса учащегося к собственной творческой индивидуальности и к творческой индивидуальности партнера, предполагается действенное внимание к каждому ученику на каждом уроке.
В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой деятельности и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе.
У учащихся формируются следующие способности: 1) творческая продуктивность – способность придумать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.; 2) творческая гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения; 3) оригинальность – способность создавать уникальные и необычные идеи и решения; 4) способность к детальной разработке – способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки; 5) коммуникативные способности – способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося.
Полный цикл прохождения программы «Учусь творчески мыслить» в начальной школе составляет четыре года. Программа реализуется в форме занятий по интересам.
Программа «Учусь творчески мыслить» для начальной школы рассчитана на четыре годичных курса. Годичный курс включает в себя: для 1 класса 29 учебных часов, для второго класса 33 учебных часа, для 3 и 4 класса 34 учебных часа (1 урок в неделю), а также по 10 дополнительных заданий для самостоятельной работы или работы с родителями в выходные, праздничные, каникулярные дни.
Каждый годичный курс обеспечен пособием для учителей и строго соответствующим ему пособием для учащихся. Структурно пособие для учащихся разбито на 17 заданий серии «А» (формирование приёмов творческого мышления ребенка), 17 заданий серии «Б» (закрепление и развитие навыков творческой деятельности ребенка) и 10 заданий серии «С» (формирование навыков самостоятельной творческой деятельности ребенка).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
2 КЛАСС
(34 учебных часа)
Первая четверть
1. Полезные свойства (задание серии А).
2. Развлечения маленьких и дела больших (задание серии А).
3. Шапки для дрессировщиков (задание серии А).
4. Рисуем письма (задание серии А).
5. Волшебные петельки (задания серии А и серии Б).
6. Что было, что будет… (задание серии А).
7. Что можно сделать из картошки? (задание серии А).
8. Шифры и тайны (задание серии А).
9. Лозунги и значки (задание серии А).
Вторая четверть
10. Необычные превращения знакомых предметов (задание серии А).
11. Треугольный котенок (задание серии А).
12. Что у нас общего? (задание серии А).
13. Комиксы (задание серии А).
14. Представь себя деревом (задание серии А).
15. Мягкий, пушистый, урчащий (задание серии А).
16. Перевертыши (задание серии А).
Третья четверть
17. Перепутанные сказки (задание серии А).
18. Полезные свойства (задание серии Б)
19. Развлечения маленьких и дела больших (задание серии Б).
20. Шапки для дрессировщиков (задание серии Б).
21. Рисуем письма (задание серии Б).
22. Что было, что будет… (задание серии Б).
23. Что можно сделать из картошки? (задание серии Б).
24. Шифры и тайны (задание серии Б).
25. Лозунги и значки (задание серии Б).
Четвертая четверть
26. Необычные превращения знакомых предметов (задание серии Б).
27. Треугольный котенок (задание серии Б).
28. Что у нас общего? (задание серии Б).
29. Комиксы (задание серии Б).
30. Представь себя деревом (задание серии Б).
31. Мягкий, пушистый, урчащий (задание серии Б).
32. Перевертыши (задание серии Б).
33. Перепутанные сказки (задание серии Б).
34. Итоговое занятие
Содержание программы (2 класс)
ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода свободных ассоциаций.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ МАЛЕНЬКИХ И ДЕЛА БОЛЬШИХ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода увеличения-уменьшения объекта.
ШАПКИ ДЛЯ ДРЕССИРОВЩИКОВ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий.
РИСУЕМ ПИСЬМА (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода «пиктограммы» – рисуночного письма.
ВОЛШЕБНЫЕ ПЕТЕЛЬКИ (1 ЧАС)
Дидактическая цель: развитие способности к разработке деталей на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; развитие воображения и оригинальности наглядно-образного мышления.
ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ... (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода «мозгового штурма» а также метода динамизации/статичности объекта.
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ КАРТОШКИ? (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода дробления/объединения; освоение метода «мозгового штурма».
ШИФРЫ И ТАЙНЫ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода «увидеть необычное в обычном».
ЛОЗУНГИ И ЗНАЧКИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и оригинальности наглядно-образного мышления на основе использования метода «мозгового штурма»; развитие способности к образной разработке деталей.
НЕОБЫЧНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЗНАКОМЫХ ПРЕДМЕТОВ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности, гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе использования метода «увидеть необычное в обычном» и метода внесения/вынесения.
ТРЕУГОЛЬНЫЙ КОТЕНОК (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие гибкости наглядно-образного мышления и умения разрабатывать детали на основе использования метода нахождения новых явлений путём комбинирования известных явлений; развитие умения создавать целое из отдельных элементов.
ЧТО У НАС ОБЩЕГО? (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического и наглядно-логического мышления на основе использования метода оценки известных явлений с новой точки зрения; развитие способности классифицировать информацию разными способами.
КОМИКСЫ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода динамизации.
ПРЕДСТАВЬ СЕБЯ ДЕРЕВОМ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитие способности к перевоплощению; на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении; развитие воображения и формирование навыков творческого сочинения.
МЯГКИЙ, ПУШИСТЫЙ, УРЧАЩИЙ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления, развитие способности описывать объект.
ПЕРЕВЕРТЫШИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие оригинальности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования методов «увеличения/уменьшения объекта» и «обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления».
ПЕРЕПУТАННЫЕ СКАЗКИ (2 ЧАСА)
Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся 2 класса:
Учащиеся должны иметь представление:
об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;
о проявлении человеческой индивидуальности в процессе решения творческих задач;
о таких приёмах творческой деятельности как «свободные ассоциации», добавления нетипичных свойств объекту; рассмотрение объектов, ситуаций и явлений с различных точек зрения; систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного объекта, явления, события.
Учащиеся должны уметь:
придумывать как можно больше вариантов решений задачи;
устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);
работать в группе методом «мозгового штурма»;
терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые товарищами, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.
2. Джордан А. Эврика! Десять способов освободить ваш творческий гений. – СПб.: Питер паблишинг, 1997. – 352 с.
3. Дружинин B. H. Психология общих способностей. M., 1995
4. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003 – 312 с.
5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997
6. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., переработанное и доп. - М.: «Академия», 2000. – 336 с.
7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России. – 1999. – 442 с.
8. Одаренность: способности, мотивация и творчество: пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И.– Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2006.– 88 с.
9. Рензулли Дж., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей. // Основные концепции творчества и одаренности. Под ред. проф. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.