СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Умники и умницы"для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа состоит из системы тренировочных упражнений,дидактических и развивающих игр. Нацелена на развитие познавательных способностей учащихся,учит самостоятельно мыслить и творчески работать.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Умники и умницы"для 2 класса»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Юные умники и умницы» 2 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Юные умники и умницы" составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы, программы О. Холодовой «Программа курса РПС» для 2 класса, авторского тематического планирования учебного материала, рабочей тетради для 2 класса в 2-х ч. О. Холодовой «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей»– М.: Росткнига, 2010.

Программа 2 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель курса – развитие познавательных способностей (различных видов памяти, внимания воображения) и обще-учебных умений и навыков, сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук), двигательной сферы на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

-развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

-развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, - давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

-формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

-развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности;

-формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Основное содержание

Курс направлен на развитие познавательных способностей учащихся, учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок на занятиях снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что весьма привлекательно для младших школьников. Это побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, способствует развитию познавательной активности и раскрытию всех возможностей и способностей младших школьников.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества учащихся, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти, мышление и речь. Идет формирование и развитие обще-учебных умений и навыков. Развиваются способности учащихся искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой проблемы.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение одного урока. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Рекомендуемая модель занятия

«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты)

Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3-5 минут)

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15 минут)

Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Веселая переменка (3-5 минут)

Динамическая пауза не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию выполнять несколько различных заданий одновременно.

Логически-поисковые задания (10-12 минут)

На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять

их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.


Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты)

Чем больше и чаще ребенок буде уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

Графический диктант, штриховка (10 минут)

Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить. При регулярном выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть ручкой и карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, песенки, потешки, т. е. овладевают выразительными свойствами языка.





Результаты второго года обучения.

К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;

находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;

называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;

точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;

уметь подобрать фразеологизмы;измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

заполнять магические квадраты размером 3×3;

находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;

решать простейшие задачи на разрезание и составление фигуры








СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВО 2 КЛАССЕ (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

Планируемая

Факти-ческая

1

Выявление уровня развития внимания, вос­приятия, воображения, памяти и мышления.

1



2

Развитие концентрации внимания.

Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности.

1



3

Тренировка внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. Расскажи о слове.

Логически-поисковые задачи.

1



4

Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы».

Задачи на развитие аналитических способностей.

1



5

Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задания

1



6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

«Первая одинаковая». Логические задачи.

1



7

Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек.

1



8

Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи.Задачи на развитие аналитических способностей.

1



9

«Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности.

Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица»..

1




10

Тренировка внимания. «Лабиринт».

1





11

Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Закодированное слово», « Поставь точку».

1




12

Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. Закономерности.

1



13

Развитие логического мышления. «Аналогия», «Первая – одинаковая».

1



14

Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы.

1



15

Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …»

Составление ребусов.

1



16

Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку».

1



17

Тренировка внимания. « Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций.

1



18

Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку».

1



19

Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов.

1



20

Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Числова закономерность», «Первая – одинаковая». Тренировка слуха.

1



21

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1



22

Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова».

1



23

Развитие концентрации внимания.« Слоговица», «Найди слово». Антонимы.

1



24

Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы.

1



25

Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

1



26

Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка.

1



27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка.

1



28

Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка.

1



29

Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка.

1



30

Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово». Графический диктант. Штриховка.

1



31

Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы».

1



32

Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста.

1



33

Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1



34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов.

1








Список литературы:


  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).

  2. О. Холодова Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / Методическое пособие, 2 класс.– М.: Росткнига, 2010

  3. О. Холодова Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей / Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х ч. – М.: Росткнига, 2010.




























Приложение 1

Занятие №18

Разминка 

  1. Сколько лет было двадцатилетнему человеку четыре года назад? (16)

  2. Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город (4)

  3. Таять может, да не лед, не фонарь, а свет дает. (свеча)

  4. Самый главный человек на корабле. (капитан)

  5. Вокзал для корабля (порт, пристань)

  6. Рыжая проказница, которая любит швыряться шишками. (белка)

  7. Головной убор царя (корона)

  8. Медлительное животное, не расстающееся со своим домиком (улитка, черепаха).

  9. Лесная дорожка (тропинка)

  10. Украшение из ленточки, завязываемое в волосах (бант)

 

2. Раскрась рамки.
Например:

 

5. Цифры от 1 до 11 расположи так, чтобы сумма трех любых чисел  в квадратах, соединенных одной прямой линией, равнялась 18.

Например:

 

 

6. Найди пару.

  • быстрый - медленный

  • отечественный  - иностранный

  • ошибочный - правильный

  • щедрый - скупой

  • светлый - темный

  • искусственный - натуральный

  • храбрый - трусливый 

  • плакать - смеяться

  • цвести - увядать

  • потерять - найти

  • трудиться - лениться

  • грустить - веселиться

  • начинать - заканчивать

  • угасать - разгораться


7. Рыдают буквы в каждой строчке..
Ответ: кор.

 

8. По лесной тропе бежали волки ...
Ответ:  5 волков


9. Ермолаев, Авдеев, Борисов и Николаев носят разные головные уборы...
Ответ: Николаев - бандана, Ермолаев - шапка, Борисов - кепка, Авдеев - бейсболка.



 

 

10. Выбери нужную фигуру из 6 пронумерованных.

Ответ: фигура № 1.