СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Уроки нравственности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа Уроки нравственности»








Приложение №_____

к адаптированной основной

общеобразовательной программе

начального общего образования

для обучающихся с задержкой

психического развития









Рабочая программа

к внеурочной деятельности

«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»

(1-4 класс)



















Пояснительная записка

  Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» составлена   на основе:

    - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06 октября 2009 года);

     - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373»;

     -Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»;

     -Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от 31.12.2016 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»;

     -Приложения к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 №6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;

     -Постановления Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);

     -Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

       - авторской программы Л. В. Мищенковой "Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо".

Цель курса:

воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Задачи курса:

  • сформировать систему нравственных ценностей;

  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

  • формировать экологически воспитанную личность;

  • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

  • формировать интерес к чтению художественной литературы;

  • развивать познавательную активность;

  • развивать творческие способности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Курс «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Курс "Уроки нравственности" представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

В процессе освоения основных разделов этой программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 7–11 лет и рассчитана на четыре учебных года (139 часов), по одному занятию в неделю: в 1 классе – 33 часа, в 2-4 классах по 34- 35 часов.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные:

  • ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника;

  • знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда;

  • с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации;

  • система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика;

  • ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, "Что такое добрый поступок?", "Какой нравственный выбор сделал герой?", "Что можно посоветовать в этой ситуации?", "Как её изменить?", "Бывает ли так в реальной жизни?");

  • ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

Метапредметные:

Регулятивные:

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока) с помощью учителя;

понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника - в памятках) при работе с учебным материалом;

высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные:

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

  • понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

  • проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Коммуникативные:

  • ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;

  • ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;

  • ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

  • ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Предметные результаты освоения программы:

у учащегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

  • положительная мотивация учебной деятельности;

  • учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.

Приобретённые в результате освоения конкретного учебного курса знания и умения учащийся сможет использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения гигиенических правил; бережного отношения к природе; развития чувства ответственности, самостоятельности; формирования стремления быть полезным окружающим; стремления к здоровому образу жизни.

Предполагаемые результаты. 

К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:

  • систему нравственных качеств и этическое сознание;

  • потребность в самовоспитании и саморазвитии;

  • чувство уважения к правам и обязанностям человека;

  • чувство трудолюбия, уважения к людям труда;

  • ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

  • ценностное отношение к природе, к окружающей среде;

  • потребность в чтении художественной литературы.

Формы учета оценки планируемых результатов: опрос, наблюдение, диагностика нравственной самооценки; этики поведения; отношения к жизненным ценностям; нравственной мотивации, анкетирование учащихся и родителей, участие школьников в олимпиадах, викторинах, в конкурсах на разных уровнях; участие в тематических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс

1 раздел (2ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.

2 раздел (13ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

3 раздел (3ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.

4 раздел (7ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.

5 раздел (5ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

6 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.

2 класс

1 раздел (1ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.

2 раздел (18ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

3 раздел (2ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.

4 раздел (8ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.

5 раздел (10ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

6 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.

7 раздел (2ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.

3 класс

1 раздел (10ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

2 раздел (1ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.

3 раздел (6ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.

4 раздел (10ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

5 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.

6 раздел (4ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.

4 класс

1 раздел (1ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.

2 раздел (17ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

3 раздел (2ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.

4 раздел (6ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.

5 раздел (3ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.

6 раздел (4ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.

7 раздел (1ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Раздел

Программа

1

О культуре поведения в школе

1

Я и школа

2

Под крышей дома моего

1

Я и семья

3

Времена года

1

Я и природа

4

Отправляемся в путешествие

1

Я и природа

5

Узнай меня!

1

Я и книга

6

Не надо больше ссориться …

1

Я и окружающие

7

Учимся дружить

1

Я и окружающие

8

Белый пёс в сиреневый цветочек

1

Я и животные

9

Учимся обсуждать проблему

1

Я и окружающие

10

Во саду ли, в огороде

1

Я и книга

11

Слушаем сказку

1

Я и окружающие

12

Поговорим о собаках.

1

Я и животные

13

«Тише, пожалуйста!»

1

Я и здоровье

14

Занимательный журнал «Имена»

1

Я и здоровье

15

Колечко красоты

1

Я и окружающие

16

«Девочка и разбойники»

1

Я и книга

17

Экскурсия в медицинский кабинет

1

Я и здоровье

18

Зима в лесу

1

Я и природы

19

По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка»

1

Я и книга

20

Для чего нужны нам глазки

1

Я и книга

21

И снова сказка!

1

Я и книга

22

Давайте, друзья, потолкуем о маме …

1

Я и семья

23

Лепим снеговика

1

Я и природа

24

Цветик – семицветик

1

Я и окружающие

25

Волшебники и волшебные предметы

1

Я и книга

26

Животные с книжных страниц

1

Я и книга

27

Спешим на помощь бабке Ёжке

1

Я и окружающие

28

День космонавтики

1

Я и окружающие

29

Тропинка

1

Я и природа

30

Ох уж этот ветер!..

1

Я и природа

31

Сказочные фанты

1

Я и книга

32

И снова сказочные фанты

1

Я и книга

33

Школа насекомых

1

Я и природа

34

Лето в загадках

1

Я и природа



2 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Раздел

Программа

1

Путешествие в сказку

1

Я и книга

2

И снова об осени…

1

Я и природа

3

О себе, о дружбе, о друзьях…

1

Я и окружающие

4

О добре и зле

1

Я и окружающие

5

Посылка от сказочных героев

1

Я и книга

6

Письмо дедушки Морфея

1

Я и здоровья

7

Эдуард Успенский

1

Я и книга

8

Выглянуло солнышко…

1

Я и природа

9

О кошках и собаках

1

Я и животные

10

«У камина»

1

Я и окружающие

11

Клуб «Выручайка»

1

Я и окружающие

12

Слушаем сказку

1

Я и книга

13

О животном не очень приятном

1

Я и животные

14

В гости к друзьям из Простоквашино

1

Я и книга

15

Что за праздник без цветом

1

Я и природа

16

В мире профессий

1

Я и окружающие

17

Наши страхи

1

Я и здоровья

18

Что такое зима?

1

Я и окружающие

19

Знаменитые малыши. Незнайка

1

Я и книга

20

Экзотические животные

1

Я и животные

21

Зимушка-зима

1

Я и природа

22

Зимние забавы

1

Я и здоровья

23

Да здравствуют книги!

1

Я и книга

24

Роза для мамы

1

Я и семья

25

Принцессы Шарля Перро

1

Я и окружающие

26

Клуб «Белая ворона»

1

Я и книга

27

И снова Клуб «Белая ворона»

1

Я и книга

28

Бабочек весёлый хоровод

1

Я и природа

29

Театр кошек Юрия Куклачёва

1

Я и животные

30

Учимся работать в микрогруппе

1

Я и окружающие

31

Фея Фантаста

1

Я и книга

32

Хлеб – наше богатство

1

Я и окружающие

33

Берегите время!

1

Я и окружающие

34

Цветочная карусель

1

Я и природа



3 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Раздел

Программа

1

С Днём знаний!

1

Я и школа

2

Осенняя сказка

1

Я и природа

3

Расскажи нам о себе

1

Я и окружающие

4

Семейный калейдоскоп

1

Я и семья

5

И это тоже я!

1

Я и окружающие

6

О профессиях и трудолюбии

1

Я и окружающие

7

В который раз о дружбе…

1

Я и окружающие

8

Мы – за здоровый образ жизни!

1

Я и здоровье

9

Как выбирать друзей

1

Я и окружающие

10

О режиме дня

1

Я и здоровье

11

Экологическая карусель

1

Я и природа

12

Накануне новогодних праздников

1

Я и окружающие

13

Берегите книгу

1

Я и книга

14

О рыцарстве

1

Я и окружающие

15

День рождения старой ели

1

Я и окружающие

16

Будь здоров!

1

Я и здоровье

17

Станем друзьями природы

1

Я и природа

18

О совести

1

Я и окружающие

19

Учимся быть щедрыми

1

Я и окружающие

20

Путешествие капельки

1

Я и природа

21

Настроение

1

Я и окружающие

22

На экономической волне

1

Я и окружающие

23

Секреты здоровья

1

Я и здоровье

24

Кошки

1

Я и животные

25

Приглашение к разговору

1

Я и окружающие

26

Полюбуйся, весна наступает…

1

Я и природа

27

Наши бабушки

1

Я и семья

28

Игры в самих себя

1

Я и окружающие

29

Сказки Г.-Х. Андерсена

1

Я и книга

30

Учимся шутить

1

Я и окружающие

31

Сказочная путаница

1

Я и книга

32

Живи, не требуя награды…

1

Я и окружающие

33

Здравствуй, первый листок!

1

Я и природа

34

Покуда сердца стучатся…

1

Я и окружающие



4 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Раздел

Программа

1

С Днём знаний!

1

Я и школа

2

Осенняя сказка

1

Я и природа

3

Расскажи нам о себе

1

Я и окружающие

4

Семейный калейдоскоп

1

Я и семья

5

И это тоже я!

1

Я и окружающие

6

О профессиях и трудолюбии

1

Я и окружающие

7

В который раз о дружбе…

1

Я и окружающие

8

Мы – за здоровый образ жизни!

1

Я и здоровье

9

Как выбирать друзей

1

Я и окружающие

10

О режиме дня

1

Я и здоровье

11

Экологическая карусель

1

Я и природа

12

Накануне новогодних праздников

1

Я и окружающие

13

Берегите книгу

1

Я и книга

14

О рыцарстве

1

Я и окружающие

15

День рождения старой ели

1

Я и окружающие

16

Будь здоров!

1

Я и здоровье

17

Станем друзьями природы

1

Я и природа

18

О совести

1

Я и окружающие

19

Учимся быть щедрыми

1

Я и окружающие

20

Путешествие капельки

1

Я и природа

21

Настроение

1

Я и окружающие

22

На экономической волне

1

Я и окружающие

23

Секреты здоровья

1

Я и здоровье

24

Кошки

1

Я и животные

25

Приглашение к разговору

1

Я и окружающие

26

Полюбуйся, весна наступает…

1

Я и природа

27

Наши бабушки

1

Я и семья

28

Игры в самих себя

1

Я и окружающие

29

Сказки Г.-Х. Андерсена

1

Я и книга

30

Учимся шутить

1

Я и окружающие

31

Сказочная путаница

1

Я и книга

32

Живи, не требуя награды…

1

Я и окружающие

33

Здравствуй, первый листок!

1

Я и природа

34

Покуда сердца стучатся…

1

Я и окружающие