СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Уроки психологического здоровья

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Программа Уроки психологического здоровья»

1.Пояснительная записка

По определению Всемирной организации здравоохранения (1991), здоровье характеризуется «состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Всемирная организация здравоохранения наряду с определением понятия «психическое здоровье», подразумевающее отсутствие выраженных психических расстройств, наличие определенного ресурса, позволяющего преодолевать неожиданные стрессы и затруднения, а также сохранять равновесие между человеком и окружающим миром, гармония ним и обществом.

Актуальность программы. В последние годы в структуре заболеваемости детей школьного возраста ведущее место занимают нарушения нервно-психического здоровья детей. Серьезную угрозу для здоровья школьника представляют факторы, присущие современному обществу: гиподинамия, повышенная стрессогенность, информационные перегрузки и пр. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, более 80% учащихся начальной школы испытывают сильное функциональное и эмоциональное напряжение, которое негативно отражается на психическом здоровье школьника и, как следствие, на его социальной адаптации.

Основными направлениями при работе с детьми 1и 2-ого классов являются: адаптация детей при поступлении в начальную школу, развитие учебной деятельности, развитие навыков общения, развитие и коррекция эмоциональной сферы, интеллектуальной сферы, внимания, памяти, восприятия, мышления, а также сплочения коллектива.

Цель программы: формирование навыков социальной адаптации у младшего школьника, сохранение и укрепление его психологического здоровья.

Образовательные задачи:

  • Сформировать у детей общее представление о своем психологическом здоровье;

  • Учить детей понимать себя, распознавать свое эмоциональное настроение; называть его и выражать приемлемыми способами;

  • Учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление

  • Дать ребенку первичные знания о психологии, о значении психологии для каждого человека;

Развивающие задачи:

  • Развивать ценностное отношение школьника к своему психологическому здоровью;

  • Помочь ребенку в постепенном открытии своего внутреннего мира;

  • Развивать коммуникативные навыки учащегося, умение понимать другого человека, сотрудничать, взаимодействовать друг с другом в учебных и внеучебных ситуациях;

Воспитательные задачи:

  • Приобщить детей к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условиям духовно-нравственного развития.

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы МОУ «ЛСОШ №1»: совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, содействие укреплению физического, нравственного и психологического здоровья школьника.

Личностные УУД:

  • Ценить и принимать себя самого и окружающих людей;

  • Уважать своих одноклассников, педагога и семью;

  • Развивать представление о внутреннем мире человека;

  • Адекватно реагировать на действия и предложения, потенциально опасные для жизни и здоровья.

Регулятивные УУД:

  • Определять план выполнения заданий на занятии и в жизненных ситуациях;

  • Контролировать свои эмоции и распознавать эмоции и чувства окружающих;

  • Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности и в жизненных ситуациях под руководством педагога;

  • Развитие общеучебных навыков: умения самостоятельно организовать свою учебную работу, выполнить письменное задание в тетради;

Познавательные УУД:

  • Познакомить с базовыми понятиями «здоровье», «психологическое здоровье»,

«режим дня», «эмоции» и др.

  • Развивать интерес к самому себе, своим эмоциям и чувствам;

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;

  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

  • Слушать и слышать других


Занятия проводятся один раз в неделю, одно занятие длится 40 минут. Во всех темах выдержан единый план изложения материала. Изучение любой темы начинается с описания какой-либо ситуации, в которой побывал каждый ребенок или мог в ней оказаться. Знакомство с каждой темой учит ребенка анализировать собственные чувства и состояния, видеть их сходства и различия у себя и у других людей, подводит к пониманию сложности внутреннего мира человека и необходимости бережного отношения к нему. В центре внимания - ребенок с его проблемами, интересами, ценностями и потребностями.

Задачей курса является не только изучение основ общей психологии, но и представление о человеческой психике, о себе. В результате этих занятий ребенок должен получить представление о своем внутреннем мире.

2. Содержание учебного предмета

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие. Знакомство с детьми. Игра«Вот я какой»

1

2

Определение уровня школьной зрелости учащихся 1-х классов для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающих трудности при адаптации к школьной жизни.


2

3

Психология как наука, для чего ее изучать. Проективная методика «Мои мысли»

1

4

Тренинги на сплочение класса, игры.

1

5

Развитие мелкой моторики руки, упражнения, техника «Квилинг».

1

6

Самопознание, игры по теме.

1

7

Изучение особенностей личности ребенка, методики:«Дом,дерево,человек», «Автопортрет»,«Несуществующее животное».

1

8

Положительные и отрицательные эмоции, игры по теме.

2

9

Агрессия и конфликтность, тренинг и игры по теме

2

10

Застенчивость

2

11

Тревожность

1

12

Релаксация (снятие напряжения и зажимов)

1

12

Развитие интеллектуальной сферы

2

13

Игры на развитие коммуникативных навыков

1

14

Игры на развитие общего словарного запаса

4

15

Развитие восприятия, игры по теме

2

16

Развитие мышления, игры по теме

1

17

Развитие воображения, игры о теме

1

18

Развитие памяти, игры по теме

1

19

Развитие мотивационной сферы, игры по теме

2

20

Конфликты, коррекция состояния

1

22

Ориентирование в окружающем мире, игры по теме

2

23

Эмоции, игры по теме

1

24

Резервные уроки

1


Итого:

34



Вводное занятие (1 час)

Знакомство с детьми, ознакомительная беседа, рассказ каждого ребенка о себе, позволяет определить уровень ориентировки детей в окружающем мире, запас знаний, уровень сформирования положительного отношения к школе.


Определение уровня школьной зрелости учащихся для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающих трудности при адаптации к школьной жизни. (2 часа)

Занятие поможет определить уровень школьной зрелости учащегося, при помощи следующих методик: тест Кузнецова, методом наблюдения, ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика, тест «Диагностика уровня развития поступивших в начальную школу» Г. Витцлака (для 1 класса).


Психология как наука, для чего ее изучать. Проективная методика «Мои мысли» (1 час)

Понятие «психологии» как науки. Значение психологии для жизни каждого человека. Закрепление материала проективной методикой «Мои мысли».


Тренинги на сплочение класса, игры. ( 1 часов)

Занятия помогут сплотить детей. Игры, тренинги направлены на более тесное общение детей друг с другом, развитию доверия друг к другу, знакомства с новым коллективом.


Развитие мелкой моторики руки, техника «Квилинг» (1 час)

Занятие поможет развитию мелкой моторики руки. Методика «Квилинг» способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Самопознание, игры по теме (1часа)

Занятие рассматривает понятия: личность, самооценка, внутренняя позиция, характер. С целью понять, что каждый человек является неповторимой личностью, имеющие сильные и слабые стороны, гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее, справляться со своими страхами и стрессами: развивать сильные стороны своего характере, используется психологическая игра «Самого себя любить!».


Изучение особенностей личности ребенка, методики: «Дом, дерево, человек», «Автопортрет», «Несуществующее животное».( 1 часа)

Занятия помогут психологу более глубоко и точно изучить структуру личности ребенка, в дальнейшем работать над коррекцией психических состояний.


Положительные и отрицательные эмоции, игры по теме ( 2 часа)

Рассмотрение понятия эмоции, виды эмоций, их значение для жизни человека. Занятия научат детей выражать свои эмоции, и понимать эмоции других. Вербально и невербально снимать эмоциональное напряжение. Проективная методика «Мои эмоции», игры помогут ребенку более точно разобраться в своих эмоциях.


Агрессия и конфликтность, игры и тренинг по теме ( 2 часа)

Рассмотрение понятий: агрессия, конфликт, эмпатия, виды агрессий. Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева в движении. Использование различных психологических игр с целью обучения ребенка управлению своим гневом и снижением уровня личностной тревожности. На занятиях происходит развитие произвольного контроля за своими действиями.


Застенчивость ( 2 часа)

Рассмотрение понятия застенчивость, характеристика определения, описание внешнего проявления. Рассмотрение различных ситуаций, и отношение детей к ним. Проведение психологических игр, с целью повышения самооценки, значимости каждого ребенка в коллективе. Занятие поможет снять напряжение, беспокойство, почувствовать себя свободно.


Тревожность ( 1 часа)

На занятии рассматривается понятие тревожности, его проявление человеком. Рассмотрение различных жизненных ситуаций, и отношений детей к ним. Проведение психологических игр, с целью повышения самооценки, значимости каждого ребенка в коллективе. (Проведение диагностики тревожных состояний у детей CMAS)


Релаксация, (снятие напряжения и зажимов), ( 1 часа)

Рассмотрение понятия релаксация, обучение способам управления своими эмоциями, произвольным контролем за своими эмоциями, за своими действиями. Релаксационные игры проводятся с целью предупреждения психоэмоционального состояния напряжения, которое может быть вызвано характером учебной деятельности. Целью является: расслабление мышц, снятие напряжения и зажимов, развитие телесной раскрепощенности, успокоение.


Развитие интеллектуальной сферы ( 2 часов)

На занятиях изучается интеллектуальная сфера ребенка, творческое, познавательное при помощи теста Векслера, прогрессивных матриц Равена. Игры помогают развитию интеллектуальной сферы, происходит развитие стиля мышления (аналитического ума, образного мышления), познавательных процессов (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями .


Игры на развитие коммуникативных навыков ( 1 часов)

Занятие способствует более глубокому знакомству друг с другом, расширению представлений друг о друге и о себе, создает условия для развития наблюдательности, внимания, памяти, дает участникам возможность саморазвиться и самопроявиться, развитию толерантности. В ходе занятия используются следующие психологические игры: «Узнай по голосам», игра «Волшебный магазин», игра «Комфортное состояние», игра «Работа с ассоциациями», игра «Колобок».


Игры на развитие общего словарного запаса ( 4 часа)

На занятии учитывается тесная связь процессов развития лексики психических процессов ребенка, игры данные игры и упражнения включают в себя задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами. В ходе занятия используются следующие психологические игры: «Чей голос», игра «Назови части целого», «Отгадай предмет по названию его частей», игра «Про кого я говорю?».


Развитие восприятия, игры по теме ( 2 часа)

На занятии детям предложены игры, развивающие зрительное, слуховое и осязательное восприятие. В процессе игры дети больше узнают о цвете, учатся воспринимать музыку, знакомятся со свойствами разных материалов. В ходе занятия используются следующие психологические игры для развития и коррекции восприятия: игра «Зрительное различение цифр», «Слуховое различение цифр», «Различение цифр через движение».



3. календарно-тематическое планирование

Тема

Примечание

Дата

Вводное занятие. Знакомство с детьми.Игра «Вот я какой»

Практическое занятие. Игра на знакомство.


Определение уровня школьной зрелости учащихся для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающих трудности при адаптации к школьной жизни.

Практическое занятие. Тесты.


Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика, тест «Диагностика уровня развития поступивших в начальную школу» Г. Витцлака.

Практическое занятие.


Психология как наука, для чего ее изучать. Проективная методика «Мои мысли»

Практическое занятие.


Тренинги на сплочение класса, игры.

Психологическая игра «Паутинка», «Мое имя».

Практическое занятие.


Психологические игры «Заросли», «Повтори за мной», «Новое приветствие»

Практическое занятие


Психологические игры «Признак отличия», «Пересядьте те кто…», «Кто зовет тебя …?»

Практическое занятие


Проективная методика «Наш лес-наш класс».

Практическое занятие


Психологическая игра «Путаница», «Нарисуй имя», «Приветствие».

Практическое занятие


Развитие мелкой моторики руки, упражнения, техника «Квилинг».

Практическое занятие


Самопознание, игры по теме.

Практическое занятие


Тренинг «Цветок желаний»

Практическое занятие


Проективная методика «Мое будущее»

Практическое занятие


Изучение особенностей личности ребенка. Проективная методика « Дом, дерево, человек»

Практическое занятие


Проективная методика «Несуществующее животное»

Практическое занятие


Проективная методика «Автопортрет»

Практическое занятие


Положительные и отрицательные эмоции, игры по теме. Проективная методика: «Мои эмоции»

Практическое занятие


Диагностика В.В. Бойко

Практическое занятие


Агрессия и конфликтность, тренинг и игры по теме.

Практическое занятие.


Агрессия и конфликтность, тренинг и игры по теме.

Практическое занятие.


Застенчивость. Тренинг «Застенчивость»

Практическое занятие


Психологические игры

Практическое занятие


Тревожность. Тренинг «Против тревожности»

Практическое занятие


Проведение диагностики тревожных состояний у детей CMAS

Практическое занятие


Психологические игры

Практическое занятие


Релаксация (снятие зажимов)

Практическое занятие


Релаксация (снятие зажимов)

Практическое занятие


Релаксация (снятие зажимов)

Практическое занятие


Релаксация (снятие зажимов)

Практическое занятие


Развитие интеллектуальной сферы.

Практическое занятие


Игры на развитие коммуникативных навыков

Практическое занятие


Игры на развитие коммуникативных навыков

Практическое занятие


Игры на развитие коммуникативных навыков

Практическое занятие


Итоговое занятие

Практическое занятие








Использованная литература

  1. Дубровина И.В. Психология: Учебное пособие (методика воспитательной работы. – Ярославль, 2006

  2. Истратова О.Н. Справочник психолога средней школы. - Ростов–на- Дону, 2008

  3. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. – Альметьевск, 2003

  4. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. – Ростов-на-Дону, 2010


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!