«Согласовано» Заместитель директора по УВР Мещанкина Т.М. «_______»________________ 2018г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа № 7» Гилязова И.А. «_______»___________________ 2018г. |
ПРОГРАММА
Рабочая программа «Основы построения карьеры»
для учащихся 10-11 классов
на 2018-2019 учебный год
Всего часов по программе 10 класс -__34__, занятий в неделю _1_
11 класс -__34__, занятий в неделю _1_
Рабочая программа составлена на основе:
| Всего | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
10 класс | 34 | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт |
| | | | | | | | |
11 класс | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
г. Петропавловск-Камчатский, 2018
Пояснительная записка
Подготовка старшеклассников образовательных учреждений к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
В выпускных классах школьники сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, то есть сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи, и главное - свои способности и склонности.
С учетом тенденций развития рынка труда необходимо оказать учащимся поддержку в построении успешной профессиональной карьеры на основе непрерывного профессионального развития. Содержание предлагаемой программы направлено на обеспечение востребованности и профессиональной успешности выпускников образовательных учреждений.
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно сформулировать группу принципов, которыми будут руководствоваться педагоги при реализации программы:
- принцип сознательности в выборе профессии учащимися, что выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;
- связь профориентационной работы с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи выпускнику в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями социума в квалифицированных кадрах;
- принцип систематичности и преемственности в профориентации, обеспечит профориентационная работа, как с выпускниками школ, так и с выпускниками учреждений начального и среднего профессионального образования;
- принцип взаимосвязи Центров занятости населения, образовательных учреждений, семьи, учреждений высшего, среднего, начального профессионального образования в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в профессиональном самоопределении и выборе профессии, что предполагает усиление целенаправленности и координации совместной деятельности;
- важнейшим принципом данной профориентационной программы является принцип индивидуализации, формирующий систему обучения и воспитания, ориентированную на учет задатков и возможностей каждого учащегося в процессе его воспитания и социализации (построение индивидуальной траектории развития).
Еще один важный принцип - ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий. Это отражается в замене монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, в повышении уровня самостоятельности учащихся в своей учебной деятельности, в использовании в образовательном процессе проектной деятельности (написание бизнес плана собственного предприятия)
Целью программы «Основы построения карьеры» выпускников образовательных учреждений является оказание психолого-педагогической помощи учащимся в формировании профессиональных намерений, в подготовке к самостоятельной жизни, в формировании готовности к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации;
формирование правовой и экономической культуры у учащихся;
формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
включение учащихся в реальные производственно-экономические отношения, познание ими основ менеджмента, маркетинга, предпринимательства;
воспитание культуры личности во всех её проявлениях, связанных с трудовой деятельностью;
создание условий для овладения учащимися современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления;
формирование личности будущих специалистов, способных к динамичной социальной и профессиональной мобильности, смене деятельности, нахождению эффективных решений в условиях конкуренции.
Программа «Основы построения карьеры» по профессиональной ориентации для учащихся 10-11 классов включает в себя следующие разделы: «Социально-психологический тренинг «Познавая себя и окружающих», «Личный профессиональный план», «Основы технологической культуры», «Основы экономических знаний».
В качестве форм организации занятий используется: лекционное изложение материала, дискуссия, анализ конкретных ситуаций, психодиагностические процедуры, самостоятельная работа учащихся, тренинговые упражнения с последующим рефлексивным анализом.
На изучение курса отводится 68 часов учебного времени в течение двух лет обучения в старших классах (один час в неделю) за счёт регионального компонента базисного учебного плана.
Тематическое планирование курса «Основы построения карьеры» (10 класс)
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание | Рекомендации |
I | Социально-психологический тренинг «Познавая себя и окружающих» | 27 | Методы психологии. Понятие о личности. Ценностные ориентации личности. Воображение. Групповая оценка. Отношение к окружающим людям. Конструктивное взаимодействие. Темперамент. Характер. Характеристика человека. Потребности человека. Интеллект. Эмоции и мимика. Жесты и наблюдательность. Навыки распознания эмоций и чувств. Умение понимать других. | Тренинг «У зеркала». Упражнение «Спектр эмоций». Упражнение «Уровень тревожности». Игра «Банка вредных глупостей». Рекомендации по выработке характера. Тест «И всё тайное станет явным». Ролевая игра «Таможня». Игровое упражнение «Походка». Игровое упражнение «Подарок». |
II | Личный профессиональный план Индивидуальная траектория развития. | 7 | Профессиональная карьера. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программ личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. | Памятка по самообразованию |
| Итого: | 34ч | | |
Тематическое планирование курса «Основы построения карьеры» (11 класс)
№ | Тема | Кол-во часов. | Содержание | Рекомендации |
III
IV | Основы трудовых отношений.
Психология делового общения и взаимодействия в трудовых отношениях | 10
24 | Психология труда и профессия. Основные понятия труда (объект, предмет, цель, средства, условия труда). Мотивы профессиональной деятельности. Человек как субъект труда. Трудовые действия. Эргономика. Трудовой пост и его структура. Трудовое законодательство РФ. Профессиональное обучение и ответственность. Профессиональная пригодность, отбор, значимые качества личности.
Трудоустройство. Трудовые отношения. Договор. Должностная инструкция. Резюме. Правила поведения на собеседовании. Самопрезентация. Профессиональная адаптация, адаптивное поведение. Профессиональная идентификация. Психологические особенности трудовой деятельности. Трудовой коллектив. Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Бизнес-план. Деловое общение. Цели и функции общения (слушание, барьеры и конфликты общения). Внешность делового человека. Правила эффективного общения. Публичное выступление. Этика, репутация и культура общения. Мотивация достижения. Факторы успешности. | |
| Итого: | 34ч | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
требования к составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии;
отличительные особенности профессии и профессиональной деятельности;
мотивы и ценности профессионального труда, а также психофизиологические и психологические ресурсы личности в связи с выбором профессии;
характеристики типов темперамента, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
особенности влияния творческого потенциала личности на построение карьеры;
требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
характерные черты профессионального труда и образовательных услуг;
возможности получения образования по избранному профилю;
перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
Учащиеся должны уметь:
находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
ставить цели и планировать действия для их достижения;
выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
используя полученные знания составлять бизнес план собственного предприятия.
8. Критерии и показатели усвоения материала
1)Информационные
2) Исследовательские
участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
изучение путей овладения избранными профессиями
3) Практические
сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
определение профессиональных планов и намерений учащихся;
участие выпускников в профпробах;
получение знаний о возможностях трудоустройства через Центры занятости населения
9. Формы контроля
Диагностика уровня подготовки учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
презентации проектов учащихся;
фоторепортажи учащихся;
деловые игры;
анкетирование
Календарно-тематическое планирование курса «Основы построения карьеры» (10 класс)
№ занятия | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Примечание |
| | Социально-психологический тренинг «Познай Себя»: | 27 | | |
1 | 22.09 | Введение. Методы психологии. | 1 | Знакомство. Выработка правил работы в группе. Упр. «Кто я?», упр. «Девиз» | |
2 | | Понятие о личности. | 1 | Личность. Самооценка (тест «Самооценка личности старшеклассника» Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возр.психологии) | |
3-4 | | Ценностные ориентации личности. | 2 | Рекомендации «Как поднять самооценку», тренинг «Сопротивление давлению» | |
5-6 | | Воображение. Групповая оценка. | 2 | Упр. «Ласковое имя», определение ценностных ориентаций (методика М.Рокича) | |
7-8 | | Отношение к окружающим людям. | 2 | Тренинг «У зеркала»; упр. «Интервью» | |
9-11 | | Конструктивное взаимодействие | 3 | Упр. «Ласковое имя», упр. «Брачное объявление» | |
12-13 | | Темперамент. Характер. | 2 | Упр. «Сильные стороны»; Рекомендации по выработке характера | |
14-15 | | Потребности и мотивы человека. | 2 | Игра «Банка вредных привычек» | |
16 | | Интеллект. | 1 | Упр. «Без маски» | |
17-19 | | Эмоции и мимика. Невербальные средства общения | 3 | | |
20-21 | | Жесты и наблюдательность. | 2 | Упр. «Доброе зеркало»; упр. «Спектр эмоций» | |
22-23 | | Навыки распознания эмоций и чувств. | 2 | Тест «И всё тайное станет явным»; упр. «Разговор через стекло» | |
24-26 | | Умение понимать других. Позитивное отношение к окружению. | 3 | Игровое упр. «Походка» | |
27 | | Итоговое занятие. «Познай себя» | 1 | Игровое упр. «Чемодан» Игровое упр. «Подарок»; | |
| | Личный профессиональный план. Индивидуальная траектория развития | 7 | | |
28 | | Профессиональная карьера | 1 | | |
29-30 | | Профессиональная компетентность | 2 | | |
31-32 | | Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программ личностного и профессионального роста человека | 2 | | |
33 | | Профессиональное прогнозирование и самоопределение | 1 | Памятка по самообразованию | |
34 | | Итоговое занятие | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование курса «Основы построения карьеры» (11 класс)
№ занятия | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Примечание |
| | Основы трудовых отношений. | 10 | | |
1 | 22.09 | Введение. Психология труда и профессия. | 1 | Что мы уже знаем о профессии и труде? Должность, специальность, профессия. Мой выбор профессии. Построение карьеры. Определение понятия психология труда. | |
2 | | Основные понятия труда (объект, предмет, цель, средства, условия труда). | 1 | Определить основные понятия труда. Сфера применения. Актуальность дисциплины психология труда. Объект, предмет, цель, средства, условия труда. | |
3 | | Мотивы профессиональной деятельности. | 1 | Почему люди работают? Какие основные потребности в трудовой деятельности? Мотив. Мотивация. Мотивировка. Сдвиг мотива на цель. Мотивация труда. | |
4 | | Человек как субъект труда. | 1 | Субъект труда. Характер труда человека. Сферы трудовой деятельности. | |
5 | | Трудовые действия. Эргономика. | 1 | Группа наук изучающих поведение человека в производственных условиях. Эргономика. Трудовые действия. Специфика в зависимости от типа профессии. | |
6 | | Трудовой пост и его структура. | 1 | Трудовой пост, структура. Практикум. | |
7-8 | | Трудовое законодательство РФ. | 2 | Трудовой кодекс РФ Основные разделы, регламентирующие трудовые отношения. Профессиональное обучение и ответственность. | |
9 | | Профессиональная пригодность, отбор, значимые качества личности. | 1 | Профессиональная пригодность. Профессионально-ориентационный отбор. Показатели профессионального отбора по типам профессий. Значимые качества (практикум). | |
10 | | Итоговое занятие | 1 | | |
| | Психология делового общения и взаимодействия в трудовых отношениях | 24 | | |
11 | | Трудоустройство. Трудовые отношения. | 1 | Трудоустройство. Трудовые отношения. Виды организаций. Статус Договор. Должностная инструкция. | |
12-13 | | Резюме. | 2 | Резюме. Алгоритм составления резюме. Потрфолио. | |
14 | | Правила поведения на собеседовании. | 1 | Практикум. | |
15-16 | | Самопрезентация. | 2 | Практикум. | |
17 | | Профессиональная адаптация, адаптивное поведение. Профессиональная идентификация. | 1 | Идентификация. Профессиональная идентификация. Профессиональная позиция. | |
18 | | Психологические особенности трудовой деятельности. | 1 | Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды. | |
19 | | Деловое общение. Внешность делового человека. Трудовой коллектив. | 1 | Вербальные и невербальные средства общения. Кодекс делового общения. Корпоративная этика. Потребности и способности в трудовом коллективе. Формальные и неформальные отношения с коллегами, плюсы и минусы. | |
20 | | Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. | 1 | Определение понятий предпринимательство, маркетинг, менеджмент. Психология управления. Руководство и лидерство. Этика руководителя. | |
21-23 | | Бизнес-план | 3 | Алгоритм построения бизнес-плана. Создание своего проекта. | |
24-25 | | Цели и функции общения (слушание, барьеры общения, конфликты) | 2 | Цели общения, функции общения, барьеры общения, виды конфликтов. Практикум. | |
26 | | Правила эффективного общения. | 1 | Практикум. | |
27 | | Публичное выступление. | 1 | Практикум. | |
28 | | Этика, репутация и культура общения. | 1 | Этика общения в трудовом коллективе. Умение вести переговоры. Правила построения диалога. Репутация и ее составляющие. Культура и ее роль в общении. | |
29 | | Мотивация достижения. | 1 | Мотивация. Мотивация достижений. Теория Мак-Клелланда. Теория Маслоу. | |
30 | | Факторы успешности. | 1 | Внешние и внутренние факторы успешности. | |
31-33 | | Психологическая подготовка к ЭГЭ | 3 | Рекомендации | |
34 | | Итоговое занятие. | 1 | | |