СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа УУД 2-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа психологического сопровождения

 ФГОС  в начальной школе на 2015 – 2016 гг.

Просмотр содержимого документа
«Программа УУД 2-4 классы»

Программа психологического сопровождения

 ФГОС  в начальной школе

на 2015 – 2016 гг.

МБОУ «ШКОЛА № 4» педагог-психолог: Ибрагимова Г.Ж.

Пояснительная записка.

 Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования.  Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам  осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить четыре блока :

1) личностный; 

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Представим названные блоки УУД более подробно.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

 Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

 Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

  1. Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  1. Универсальные логические действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей,

  • построение логической цепи рассуждений,

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

  1. Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.





Описание методик для диагностики УУД:

КЛАСС

УУД

Характеристика УУД

Методика





2- классы

Самопознание и самоопределение

самооценка

Тест на определение самооценки «Лесенка» (методика Дембо-Рубинщтейн)

Смыслообразование

мотивация

Опросник определения мотивации Лускановой

Регулятивные УУД


контроль

Методика У. В. Ульенкова


Познавательные УУД


логические

Субътесты:

«логические операции»

11-й тест Векслера «кодирование»


Коммуникативные УУД



Тест «Рукавички»






3- 4 классы

Самопознание и самоопределение



самооценка

Тест на определение самооценки «Лесенка» (методика Дембо-Рубинщтейн)


Смыслообразование


мотивация

Рисуночный тест «школа зверей»


Регулятивные УУД


Контроль, саморегуляция


Тест «кодирование» вариант 2.


Познавательные УУД



логические


Тест «логические операции» для 3-4 классов


Коммуникативные УУД



«оценка уровня коммуникабельности» Ряховского.





Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка» для учащихся 2-х классов.

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.



Способ выполнения задания

Тип самооценки

1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Завышенная самооценка

3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Адекватная самооценка

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Методика «лесенка» для 3-4 классов.

Методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

Инструкция:

Ниже нарисованы лесенки (по 9 ступенек на каждой), обозначающие:

Здоровье, умственное развитие, характер и счастье.

Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

       

1. Самые здоровые
       2. Очень здоровые
      3. Здоровые
     4. Более или менее здоровые.
    5. Среднего здоровья
   6. Более или менее больные 
  7. Больные 
 8. Очень больные
9. Самые больные

.        1. Самые умные
        2. Очень умные        
       3. Умные         
      4. Более, менее умные        
     5. Среднего ума                             
    6. Более, менее неумные         
   7. Неумные 
  8. Глупые                            
 9. Самые глупые    


      






  1. С прекрасным характером 
       2. С хорошим характером
      3. С более или менее хорошим
       характером                              
     4. С неплохим характером
    5. С обычным характером 
   6. С неважным характером
  7. С плохим характером
 8. С очень плохим характером
9. С тяжелым характером

       






   1. Чрезмерно счастливы
         2. Очень счастливы
        3. Счастливы
 
      4. Более или менее счастливы
     5. Не очень счастливы
    6. Мало счастливы
   7. Несчастливы
 8. Очень несчастливы
9. Самые несчастные


После разметки, испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированный.

Начиная со шкалы "счастье". Ее последовательность и план примерно такие:

1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой письменной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, письменная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

1. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

2. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

3. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?  

Подобные вопросы применимы к каждой шкале.

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура опроса проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

В целом план опроса по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки.

Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки.

Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).






Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой


  1. Тебе нравится в школе?

    • не очень

    • нравится

    • не нравится

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    • чаще хочется остаться дома

    • бывает по-разному

    • иду с радостью

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

    • не знаю

    • остался бы дома

    • пошел бы в школу

  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    • не нравится

    • бывает по-разному

    • нравится

  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    • хотел бы

    • не хотел бы

    • не знаю

  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    • не знаю

    • не хотел бы

    • хотел бы

  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    • часто

    • редко

    • не рассказываю

  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    • точно не знаю

    • хотел бы

    • не хотел бы

  9. У тебя в классе много друзей?

    • мало

    • много

    • нет друзей

  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    • нравятся

    • не очень

    • не нравятся

отрицательный ответ — 0 баллов,

нейтральный — 1, -

положительный — 3 балла.

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебнойдеятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.


Проективная методика "Школа зверей". (не рекомендую использовать в первых классах, так как у большинства учащихся не сформированы навыки художественного изображения )

Данная методика дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции.

Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации, но и в более старшем возрасте – при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями. Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.


Оборудование: Бумага, цветные карандаши.
Предварительная подготовка 
Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите "Школу зверей". Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой "Школе зверей", пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.


Инструкция 
Ведущий. Вы побывали в "Школе зверей". А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте букву "я".




Интерпретация 
1. Положение рисунка на листе. 
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.


2. Контуры фигур
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий – все это защита от окружающих. Агрессивная – если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой – если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, заслоны.


3. Нажим. 
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим – о проявлении тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, – глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Зубы – признак вербальной агрессии.


5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.


6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка. 
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?


7. Изображение учебной деятельности. 
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.


8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.




3. Методика "Изучение саморегуляции" (У. В. Ульенкова, 1994)



Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.

Порядок исследования: Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.

В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание - полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания (характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности (старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально.

Обработка и анализ результатов: Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.

1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.















ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ. ТЕСТ «КОДИРОВАНИЕ» (вариант 2) ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ.








Экспресс-диагностика логических познавательных УУД

Тест «Логические операции» для учащихся 2-4 классов.


Ф. И.________________________________класс:_________


I субтест

Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и почеркни его в бланке

 

Варианты ответов

1

2

3

4

5

1

Как называется твой город?

Омск

Балашиха

Брянск

Москва

Париж

2

Пассажирский транспорт – это…

комбайн

самосвал

автобус

экскаватор

паровоз

3

Найди насекомое…

крот

колибри

паук

ящерица

снегирь

4

Найди время года …

утро

каникулы

среда

осень

март

5

Сколько дней в неделе?

5

7

3

20

6



II субтест

Инструкция:  найди лишнее слово в каждой строке и почеркни его

1

2

3

4

5

1

малина

клубника

вишня

ананас

черёмуха

2

стол

табурет

телевизор

стул

шкаф

3

дождь

лужа

снег

град

иней

4

карандаш

ручка

ластик

тетрадь

мыло

5

колбаса

хлеб

печенье

пирог

бублик




III субтест

Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ почеркни.

Вопрос

Варианты ответов

1

2

3

4

5

1

Помидор - это овощ, а абрикос   - это…?

трава

яблоня

фрукт

земля

ягода

2

Зимой – снег, а летом…?

солнце

море

песок

дождь

ветер

3

Утюг - гладить, а телефон…?

говорит

звонит

играет

поет

лежит

4

Право – лево, а верх…?

сторона

потолок

низ

пол

небо

5

Тарелка – ложка, а кастрюля…?

нож

вилка

стакан

блюдце

поворёжка







IV субтест

Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.

Названия пар

ответы

1

Медведь и лиса


2

Самосвал и трактор


3

Петух и курица


4

Нож и ложка


5

Осень и зима









Тест  «Логические операции» для учащихся 2-4 классов

I субтест

Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк

Вопрос

Варианты ответов

1

2

3

4

5

1

Что есть у любого сапога?

шнурок

пряжка

подошва

ремешки

пуговица

2

Кто обитает в теплых краях?

медведь

олень

волк

верблюд

тюлень

3

Сколько в году месяцев?

24

3

12

4

7

4

Месяц зимы – это…

сентябрь

октябрь

февраль

ноябрь

март

5

Самая большая птица – это…

ворона

страус

сокол

орел

сова

6

Розы – это…

фрукты

овощи

цветы

сорняк

дерево

7

Сова всегда спит….

ночью

утром

днем

вечером

зимой

8

Вода всегда…..

прозрачная

холодная

жидкая

белая

вкусная

9

У дерева всегда есть…

листья

цветы

плоды

корень

тень

10

Город России – это…

Париж

Москва

Лондон

Варшава

София


II субтест 

Инструкция: определи и подчеркни лишнее слово в каждой строке.

1

2

3

4

5

1

тюльпан

лилия

фасоль

ромашка

фиалка

2

река

озеро

море

мост

болото

3

кукла

медвежонок

песок

мяч

лопата

4

Киев

Харьков

Москва

Донецк

Одесса

5

Тополь

берёза

орешник

липа

осина

6

окружность

треугольник

квадрат

указка

овал

7

Иван

Пётр

Нестеров

Макар

Андрей

8

курица

петух

лебедь

гусь

индюк

9

число

деление

вычитание

сложение

умножение

10

веселый

быстрый

грустный

вкусный

осторожный


III субтест

Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ почеркни.

Примеры:

Варианты ответов

1

2

3

4

5

В лесу – деревья, а в библиотеке -…?


сад

двор

город

театр

книги

Если бежать – кричать, то стоять-..?


молчать

ползать

шуметь

звать

плакать



Инструкция:Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ почеркни.

Вопрос

Варианты ответов

1

2

3

4

5

1

Огурец-это овощ, а тюльпан  - это…?

сорняк

роса

садик

цветок

земля

2

Учитель - ученик, а врач…?

койка

больной

палата

термометр

халат

3

В огороде морковь, а в саду-…?

забор

яблоня

колодец

скамейка

цветы

4

Цветок  в вазе, а птица…?

клюв

чайка

гнездо

яйцо

перья

5

Перчатка-рука, а сапог…?

чулки

подошва

кожа

нога

щетка

6

Темный – светлый, а мокрый-…?

солнечный

скользкий

сухой

тёплый

холодный

7

Часы показывают время, а термометр…?

стекло

температура

кровать

больной

врач

8

У машины мотор, а у лодки…?

река

моряк

болото

парус

волна

9

Если стул деревянный, то игла…?

острая

тонкая

блестящая

короткая

стальная

10

На столе скатерть, а на полу…?

мебель

ковёр

пыль

доска

гвозди







IV субтест  Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.

Метла и лопата


Шкаф и диван


Окунь и карась


День и ночь


Лето и зима


Слон и муравей


Огурец и помидор


Июнь и июль


Сирень и шиповник


Дерево и цветок




Тест «Логические операции» для учащихся 3, 4 классов

I субтест

Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк

Вопрос

Варианты ответов

1

2

3

4

5

1

У пиджака всегда есть…?

брошь

рукав

нитка

карман

пуговица

2

В тёплых краях не живёт…?

кенгуру

обезьяна

морж

тигр

воробей

3

Месяц осени…?

март

август

ноябрь

февраль

июль

4

Самая крупная река нашей области…?

Томь

Обь

Иртыш

Чулым

Пасол

5

Время суток…?

лето

обед

отдых

ночь

год

6

У растения всегда есть…?

плоды

цветы

корень

листья

ветки

7

Отец старше своего сына…?

часто

всегда

никогда

редко

иногда

8

Птицы улетают на юг…?

зимой

ночью

далеко

осенью

холод

9

Молоко всегда…?

сладкое

свежее

белое

жидкое

вкусное

10

В нашей стране не живет…?

соловей

аист

журавль

фламинго

синица







II субтест 

Инструкция:  Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.

1

2

3

4

5

1

стол

ковер

кресло

кровать

диван

2

приставка

предлог

суффикс

окончание

предложение

3

треугольник

отрезок

длина

квадрат

круг

4

запятая

точка

тире

союз

двоеточие

5

дождь

снег

осадки

град

иней

6

дуб

берёза

ольха

тополь

ясень

7

секунда

час

вечер

год

неделя

8

самолёт

пароход

техника

поезд

дирижабль

9

футбол

баскетбол

хоккей

плавание

баскетбол

10

смелый

храбрый

решительный

злой

отважный

 

III субтест

Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ подчеркни.


В лесу – деревья, а в библиотеке -…?


сад

двор

город

театр

книги

Если бежать – кричать, то стоять-..?


молчать

ползать

шуметь

звать

плакать



Вопрос

Варианты ответов

1

2

3

4

5

1

Лошадь- жеребёнок, корова-…?

пастбище

рога

молоко

телёнок

бык

2

Яйцо-скорлупа, картофель-…?

курица

огород

капуста

суп

шелуха

3

Коньки - зима, лодка…?

лёд

каток

весло

лето

река

4

Ухо - слышать, зубы…?

видеть

лечить

рот

щётка

жевать

5

Ложка-каша, вилка…?

масло

нож

тарелка

мясо

посуда

6

Собака -шерсть, щука…?

овца

ловкость

рыба

удочка

чешуя

7

Пробка - плавать, камень…?

пловец

тонуть

гранит

возить

каменщик

8

Чай-сахар, суп…?

вода

тарелка

крупа

соль

ложка

9

Дерево-сук, рука…?

топор

перчатка

нога

работа

палец

10

Дождь-зонтик, мороз…?

полка

холод

сани

зима

шуба

IV субтест:  Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.

1) нефть и торф

2) трава и гриб
3) нож и ложка

4) дом и дача

5) автомобиль и поезд

6) нога и рука

7) Пушкин и Лермонтов
8) конфета и торт
9) глаза и уши

10) плюс и минус

 

Бланк ответов к тесту «Логические операции»:

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

1)

1)

1)

1)

2)

2)

2)

2)

3)

3)

3)

3)

4)

4)

4)

4)

5)

5)

5)

5)

6)

6)

6)

6)

7)

7)

7)

7)

8)

8)

8)

8)

9)

9)

9)

9)

10)

10)

10)

10)

Ос =

Кл=

Ан=

Об=

Общий балл СЛМ=

Уровень =

 







КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

МЕТОДИКА Цукермана «Рукавички» для учащихся 2-х классов.

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их

одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности:

замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

— взаимопомощь по ходу рисования;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности:

позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости)

или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым

или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.






Форма представления результатов диагностики

Форма 1.

(для учителя)

Образец 



вопросы

Уровень

Фамилия, имя учащегося

1

2

3

4

5

6

7


1

Иванов Иван

А

А

А

Б

А

А

А

3

2

Петров Петр

А

Б

А

Б

Б

А

А

1


Итого








2


Уровень 0









Уровень 1








1


Уровень 2









Уровень 3








1

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД 3-4 КЛАССЫ.

Тест на общительность поможет вам оценить свои коммуникативные навыки и легче понимать самого себя. Очень популярна в настоящее время оценка уровня общительности по тесту Ряховского, который разработал отличную, простую и удобную систему.

Оценка уровня коммуникативности Ряховского

Такой тест на оценку уровня общительности можно пройти буквально за несколько минут. Вопросов всего 16, отвечать нужно быстро, не задумываясь, и варианта всего три - "да" (2 очка), "иногда" (1 очко) и "нет" (0 очков). В конце суммируйте все баллы и узнайте результаты теста на уровень общительности.

  1. Вы переживаете перед тем, как будете отвечать перед классом?

  2. Вы стесняетесь выступать с докладами?

  3. Вы откладываете визит к врачу до последнего?

  4. Вы стремитесь избегать поездок в неизвестные вам места?

  5. Вы делитесь переживаниями с близкими?

  6. Вас раздражает, когда к вам обращаются незнакомые?

  7. Верите ли вы, что существует проблема "родителей и детей"?

  8. Вы стесняетесь напоминать знакомым о том, что они взяли у вас что-то и не отдают?

  9. Если вам подадут недоброкачественное блюдо в кафе, вы будете разбираться?

  10. Оказываясь один на один с незнакомым сверстником, вы не заведете беседу?

  11. Вас приводит в ужас поход с родителями по магазинам, потому что там много ннарода?

  12. Вы опасаетесь участвовать в жюри?

  13. У вас есть собственные мнение оценки произведений искусства и никаких чужих мнений вы не приемлете?

  14. Случайно услышав где-либо ошибочное высказывание, вы промолчите?

  15. Вам не нравится помогать одноклассникам, разбираться с проблемами?

  16. Вы охотнее пишете, чем произносите свое мнение?

Общая оценка уровня общительности на этом окончена, подсчитайте свои баллы.

Уровень общительности: результаты

Вкратце рассмотрим результаты диагностики общительности:

  • 30-31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как больше всего страдаете от этого вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

  • 25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, у вас мало друзей. Новые контакты вас не радуют и выводят из равновесия.


  • 19-24 очков. Вы довольно общительны, в незнакомой обстановке вполне уверенны в себе. С новыми людьми сходитесь осторожно, в спорах предпочитаете не участвовать.

  • 14-18 очков. Вы являете собой норму коммуникабельности: умеете слушать и говорить, грамотно отстаиваете свою точку зрения. Однако шумных компаний не любите.

  • 9-13 очков. Вы весьма общительны, разговорчивы, любите высказываться, охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, вспыльчивы и отходчивы.

  • 4-8 очков. Вы - "рубаха-парень". Очень общительны, жизнерадостны, но слабо умеете доводить дело до конца.

  • 3 очка и менее. Вы болезненно коммуникабельны, судите о том, о чем не имеете представления, вспыльчивы и обидчивы.



Анкета для учителя  «Оценка уровня сформированности  УУД учащихся начальных классов».

Инструкция: оцените поведение ученика по 20 шкалам,  дайте объективную оценку степени выраженности этого качества, используя следующие варианты ответов:

Всегда – 2 балла, иногда - 1 балл, никогда – 0 баллов.

В бланк ответов впишите только баллы по каждому ученику.

  1. Демонстрирует высокий  познавательный интерес, потребность в умственном труде, самостоятельный поиск новых знаний и открытий, решает задачи проблемного характера (познавательная активность).

  2. Способен хорошо запоминать материал, воспроизводить его и использовать в решении учебных задач (память).

  3. Способен к хорошей концентрации и произвольности внимания, хорошо и долго может сосредотачивать внимание на решении учебной задачи (внимание).

  4. Способен делать определенные выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи (логика).

  5. Хорошо нарабатывает алгоритм действий, который закрепляется в сознании как опыт, контролирует и оценивает свой результат (рефлексия).

  6. Способен к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта к преодолению учебных трудностей (саморегуляция поведения).

  7. Умеет ставить учебную задачу и добиваться результата (целеполагание).

  8. Способен составить план, определить последовательность действий с учетом конечного результата (прогнозирование).

  9. Способен самостоятельно контролировать выполнение поставленной учебной задачи (самоконтроль).

  10. Способен без посторонней помощи внести необходимые дополнения  и корректив в план деятельности (самокоррекция).

  11. Самостоятельно выделяет и осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, способен оценит и осознать уровень усвоения (самооценка своей учебной деятельности с позиции ученика).

  12. Осознает цели и мотивы учебной деятельности, понимает  зачем он учиться (мотивация к учению).

  13. Соотносит свои поступки с принятыми этическими нормами, видит свои поступки со стороны общепринятых норм (рефлексия поступков, самопонимание).

  14. Не только знает, но и выполняет моральные нормы, несет личную ответственность за свои поступки (ответственность).

  15. Проявляет такие качества как добродушие, честность, порядочность, отзывчивость, терпимость, доброжелательность (нравственность поведения).

  16. Планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет адекватные цели и способы взаимодействия (сотрудничество).

  17. Способен к постановке вопросов, инициативному сотрудничеству в поиске и сборе нужной информации (инициативность).

  18. Умеет самостоятельно разрешать  конфликты, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликтов, принять решение и реализовать его (доброжелательность в общении).

  19. Способен управлять поведением партнера, осуществлять контроль, коррекцию и оценку действий партнера по общению (лидерские качества).

  20. Умеет с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (общее речевое развитие).

Ключ:

вопроса

Оцениваемые УУД

Нормы

Познавательные общеучебные УУД

Высокий – 10-8 баллов

Средний – 7-5 баллов

Низкий – 4-0 баллов

1

Познавательная активность

2

Смысловая память

3

Произвольное внимание

4

Логическое мышление

5

Рефлексия учебного опыта

Регулятивные УУД

Высокий – 12-10 баллов

Средний – 9-6 баллов

Низкий – 5-0 баллов

6

Саморегуляция поведения

7

Целеполагание

8

Прогнозирование

9

Самоконтроль

10

Самокоррекция

11

Оценка учебной деятельности

Личностные УУД

Высокий – 8-7 баллов

Средний – 6-4 баллов

Низкий – 3-0 баллов

12

Мотивация к учению

13

Рефлексия своих поступков

14

Ответственность

15

Нравственность

Коммуникативные УУД

Высокий – 10-8 баллов

Средний – 7-5 баллов

Низкий – 4-0 баллов

16

Сотрудничество

17

Инициативность

18

Доброжелательность

19

Лидерство

20

Общее речевое развитие

Общее развитие УУД:

Высокий – 40-32 баллов

Средний – 31-20 баллов

Низкий – 19 - 0 баллов

 

Бланк ответов - класс - дата - классный руководитель:

ученик

П

Р

Л

К

БАЛЛЫ

уровень

УРОВЕНЬ

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

П

Р

Л

К

П

Р

Л

К

УУД

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 































Ф. И. ___________________________________________________________________ Класс: _____________________ Дата: ___________________

Методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) (проводит психолог)



I.Здоровье II. Умственное развитие

1______2_____3______4______5______6______7______8______9 1_______2_______3______4______5______6______7______8_______9



1. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым здоровым?______________________________________________________________________________________

2. Что нужно изменить, чтобы достичь этого?_____________________________________________________________________________________________

3. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые здоровые и почему?____________________________________________________________________________

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые больные и почему? ____________________________________________________________________________ 


1. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым умным?_________________________________________________________________________________________

2. Что нужно изменить, чтобы достичь этого?_____________________________________________________________________________________________

3. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые умные и почему?_______________________________________________________________________________

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые глупые и почему? _____________________________________________________________________________ 

III.Характер IV.Счастье



1______2______3______4______5______6______7______8______9 1_______2_______3______4_______5______6______7_______8_______9


1. Чего Вам не хватает, чтобы быть с хорошим характером?________________________________________________________________________________

2. Что нужно изменить, чтобы достичь этого?_____________________________________________________________________________________________

3. Какие люди, с Вашей точки зрения, имеют хороший характер и почему?____________________________________________________________________

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, с плохим характером и почему? _______________________________________________________________________ 


1. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?___________________________________________________________________________________

2. Что нужно изменить, чтобы достичь счастья?__________________________________________________________________________________________

3. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?__________________________________________________________________________

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему? _________________________________________________________________________ 





Методика определения школьной мотивации (Н. Г. Лускановой) (проводят кл.руководители)

  1. Тебе нравится в школе?

    • не очень

    • нравится

    • не нравится

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    • чаще хочется остаться дома

    • бывает по-разному

    • иду с радостью

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

    • не знаю

    • остался бы дома

    • пошел бы в школу

  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    • не нравится

    • бывает по-разному

    • нравится

  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    • хотел бы

    • не хотел бы

    • не знаю

  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    • не знаю

    • не хотел бы

    • хотел бы

  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    • часто

    • редко

    • не рассказываю

  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    • точно не знаю

    • хотел бы

    • не хотел бы

  9. У тебя в классе много друзей?

    • мало

    • много

    • нет друзей

  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    • нравятся

    • не очень

    • не нравятся

Методика "Изучение саморегуляции" (У. В. Ульенкова) (проводит психолог)



/-//-///- ________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест «Логические операции» для учащихся 3, 4 классов (проводят кл.руководители)

I субтест

Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и почеркни его в бланке

Вопрос

Варианты ответов

1

2

3

4

5

1

У пиджака всегда есть…?

брошь

рукав

нитка

карман

пуговица

2

В тёплых краях не живёт…?

кенгуру

обезьяна

морж

тигр

воробей

3

Месяц осени…?

март

август

ноябрь

февраль

июль

4

Самая крупная река нашей области…?

Томь

Обь

Иртыш

Чулым

Пасол

5

Время суток…?

лето

обед

отдых

ночь

год

6

У растения всегда есть…?

плоды

цветы

корень

листья

ветки

7

Отец старше своего сына…?

часто

всегда

никогда

редко

иногда

8

Птицы улетают на юг…?

зимой

ночью

далеко

осенью

холод

9

Молоко всегда…?

сладкое

свежее

белое

жидкое

вкусное

10

В нашей стране не живет…?

соловей

аист

журавль

фламинго

синица

II субтест 

Инструкция:  выдели, или почеркни лишнее слово в каждом ряду бланка

1

2

3

4

5

1

стол

ковер

кресло

кровать

диван

2

приставка

предлог

суффикс

окончание

предложение

3

треугольник

отрезок

длина

квадрат

круг

4

запятая

точка

тире

союз

двоеточие

5

дождь

снег

осадки

град

иней

6

дуб

берёза

ольха

тополь

ясень

7

секунда

час

вечер

год

неделя

8

самолёт

пароход

техника

поезд

дирижабль

9

футбол

баскетбол

хоккей

плавание

баскетбол

10

смелый

храбрый

решительный

злой

отважный

 



III субтест:  Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.

НЕФТЬ И ГАЗ


НОГА И РУКА


ТРАВА И ГРИБ


ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ


НОЖ. ЛОЖКА, ВИЛКА


КОНФЕТА И ТОРТ


ДОМ И ДАЧА


ГЛАЗА, УШИ, НОС


АВТОМОБИЛЬ И ПОЕЗД


ПЛЮС И МИНУС




IV субтест: инструкция: Выбери подходящее по смыслу обозначение и почеркни его в бланке.

Вопрос

Варианты ответов

1

2

3

4

5

1

Лошадь- жеребёнок,а корова-…?

пастбище

рога

молоко

телёнок

бык

2

Яйцо-скорлупа, а картофель-…?

курица

огород

капуста

суп

шелуха

3

Коньки - зима, а лодка…?

лёд

каток

весло

лето

река

4

Ухо - слышать, а зубы…?

видеть

лечить

рот

щётка

жевать

5

Ложка-каша, а вилка…?

масло

нож

тарелка

мясо

посуда

6

Собака -шерсть, а щука…?

овца

ловкость

рыба

удочка

чешуя

7

Пробка - плавать, а камень…?

пловец

тонуть

гранит

возить

каменщик

8

Чай-сахар, а суп…?

вода

тарелка

крупа

соль

ложка

9

Дерево-сук, а рука…?

топор

перчатка

нога

работа

палец

10

Дождь-зонтик, а мороз…?

полка

холод

сани

зима

шуба















Оценка уровня коммуникативности Ряховского. (проводят кл.руководители)

Инструкция: отвечать нужно быстро, не задумываясь, и варианта всего три - "да" (2 очка), "иногда" (1 очко) и "нет" (0 очков). В конце суммируйте все баллы и узнайте результаты теста на уровень общительности.

1.Вы переживаете перед тем, как будете отвечать перед классом?

2.Вы стесняетесь выступать с докладами?

3.Вы откладываете визит к врачу до последнего?

4.Вы стремитесь избегать поездок в неизвестные вам места?

5.Вы делитесь переживаниями с близкими?

6.Вас раздражает, когда к вам обращаются незнакомые?

7.Верите ли вы, что существует проблема "родителей и детей"?

8.Вы стесняетесь напоминать знакомым о том, что они взяли у вас что-то и не отдают?

9.Если вам подадут недоброкачественное блюдо в кафе, вы будете разбираться?

10.Оказываясь один на один с незнакомым сверстником, вы не заведете беседу?

11.Вас приводит в ужас поход с родителями по магазинам, потому что там много ннарода?

12.Вы опасаетесь участвовать в жюри?

13.У вас есть собственные мнение оценки произведений искусства и никаких чужих мнений вы не приемлете?

14.Случайно услышав где-либо ошибочное высказывание, вы промолчите?

15.Вам не нравится помогать одноклассникам, разбираться с проблемами?

16.Вы охотнее пишете, чем произносите свое мнение?

Уровень общительности: результаты

  • 30-31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как больше всего страдаете от этого вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

  • 25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, у вас мало друзей. Новые контакты вас не радуют и выводят из равновесия.


  • 19-24 очков. Вы довольно общительны, в незнакомой обстановке вполне уверенны в себе. С новыми людьми сходитесь осторожно, в спорах предпочитаете не участвовать.

  • 14-18 очков. Вы являете собой норму коммуникабельности: умеете слушать и говорить, грамотно отстаиваете свою точку зрения. Однако шумных компаний не любите.

  • 9-13 очков. Вы весьма общительны, разговорчивы, любите высказываться, охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, вспыльчивы и отходчивы.

  • 4-8 очков. Вы - "рубаха-парень". Очень общительны, жизнерадостны, но слабо умеете доводить дело до конца.

  • 3 очка и менее. Вы болезненно коммуникабельны, судите о том, о чем не имеете представления, вспыльчивы и обидчивы.