ПРОГРАММА ВАРИАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
ОПТИМАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Составила:
учитель начальных классов
Кищак Людмила Васильевна.
Пояснительная записка
Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
С первых дней обучения ребенка пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения в школе необходимо, а также вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развивать не только устную, но и письменную правильную и красивую речь у младших школьников- это одно из главных направлений работы в начальных классах.
У значительного числа младших школьников развитие речи едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Если у ребенка богатая и правильная речь , тогда ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся является работа над развитием речи младших школьников
Это процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главенствующим направлением в развитии речи - развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Необходима последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях нужно целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Разделы программы «Оптимальное чтение»: формирование устной и письменной речи, развитие связной речи, лексика, направлены на реализацию обозначенных проблем.
Уровень развития познавательных процессов также играет большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Наиболее интенсивно протекают психофизиологические особенности младших школьников и поэтому занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является повышение творческо-поисковой активности детей.
В творческо-поисковой активности детей именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Развитие познавательных процессов у детей тесно взаимосвязано с развитием речи у учащихся. Повышение уровня познавательных процессов способствует преобразованию и совершенствованию уровню речевых навыков, расширение и обогащение словарного запаса учащихся. Учащиеся успешно способны рассуждать, строить логические цепочки при обобщении и классификации, что позволяет построить речь на более высоком уровне.
Базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить всегда в жизни ребёнку важны, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать занимают огромное место в развитии всех этих навыков. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации.
Удерживая долгое время внимание, ребенок испытывает усталость, поэтому тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях. В основе охраны здоровья и философии, на которой покоится вся эта деятельность, лежит забота о людях. И начинается эта забота с воспитания у подрастающего поколения самосознания важности проблемы, уяснения взаимосвязи физического, социального и психосоциального окружения человека. Поэтому на всех занятиях происходит знакомство о воспитании уважения к себе, чувстве собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем
Цели и задачи программы
Цель:
Создание условий для формирования языковой компетенции младших
школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, формирование и совершенствование познавательных и творческих способностей и возможностей учащихся.
Задачи:
1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
3. Приобретение знаний по гигиене, важных для сохранения и
укрепления здоровья школьников. Активизировать и закреплять
программный материал, создавая для этого новые ситуации
общения.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
6. Развитие и формирование эмоционально-волевой и познавательной сферы учащихся.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на учащихся начальных классов (всего 34 часа) - на 34 учебные недели в год – 1 час в неделю.
Данная программа состоит из 4-х разделов:
формирование устной и письменной речи (7);
развитие связной речи (7);
лексика(7 часов);
развитие познавательных процессов (13 часов).
Методические рекомендации представляют собой комплекс материалов:
программа факультативного курса «Оптимальное чтение», календарно-тематического планирования, разработок занятий для учителей, тетради для учащегося.
Программа курса.
1.Раздел « Развитие познавательных процессов» 3часа. Упражнения на развитие и формирование концентрации внимания, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, пространственных и временных представлений. Упражнения на развитие и формирование устойчивости внимания, слуховой и зрительной памяти, словесно-логического мышления, пространственных представлений, мелкой моторики . Упражнения на развитие и формирование переключения внимания, слуховой памяти, гибкости мышления, пространственных представлений, мелкой моторики
2. Раздел «Формирование устной и письменной речи» 7часов. Слово. Звуко-буквенный анализ слова. Слова, обозначающие действия предметов. Слова,обозначающие предметы и действия. Слова, обозначающие признак предмета. Предложения. Выполни самостоятельно
3. Раздел «Развитие познавательных процессов»3 часа Упражнения на развитие и формирование устойчивости внимания, слуховой памяти, овладения операциями анализа и синтеза, пространственных представлений, мелкой моторики. Упражнения на развитие и формирование концентрации внимания, слуховой памяти, способности к классификации, абстрагированию, пространственных представлений, мелкой моторики . Упражнения на развитие и формирование концентрации внимания, зрительного запоминания, способности к обобщению, абстрагированию, пространственных представлений, мелкой моторики.
4. Раздел «Развитие связной речи» 7 часов.Составление и пересказ рассказа по плану. Выборочный пересказ текста. Подробный пересказ текста. Подробный пересказ текста. Составление описательного рассказа. Составление описательного рассказа. Конструирование предложений. Составление рассказа по концу.
5.Раздел «Развитие познавательных процессов» 3часа.Упражнения на развитие и формирование концентрации внимания, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, пространственных представлений, мелкой моторики. Упражнения на развитие и формирование переключения внимания, зрительной памяти, умения устанавливать связи между понятиями, пространственных представлений, мелкой моторики. Упражнения на развитие и формирование концентрации внимания, слуховой памяти, умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия, пространственных представлений, мелкой моторики.
6.Раздел «Лексика» 7 часов. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Антонимы. Подбор антонимов к слову. Синонимы. Прямое и переносное значение слов. Выполни самостоятельно.
7. Раздел «Развитие познавательных процессов» 4 часа. Упражнения на развитие и формирование концентрации внимания, зрительной памяти, гибкости мышления, пространственных представлений, мелкой моторики. Упражнения на развитие и формирование концентрации внимания, зрительной памяти, словесно-логического мышления, пространственных представлений, мелкой моторики. Выполни самостоятельно. Итоговое занятие.
Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Раздел « Развитие познавательных процессов» |
1. | Упражнения на развитие и формирование концентрации внимания, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, пространственных и временных представлений. | 1 | |
2. | Упражнения на развитие и формирование устойчивости внимания, слуховой и зрительной памяти, словесно-логического мышления, пространственных представлений, мелкой моторики | 1 | |
3. | Упражнения на развитие и формирование переключения внимания, слуховой памяти, гибкости мышления, пространственных представлений, мелкой моторики | 1 | |
Раздел «Формирование устной и письменной речи» |
4. | Слово | 1 | |
5. | Звуко-буквенный анализ слова | 1 | |
6. | Слова, обозначающие действия предметов | 1 | |
7. | Слова, обозначающие предметы и действия | 1 | |
8. | Слова, обозначающие признак предмета | 1 | |
9. | Предложения | 1 | |
10. | Выполни самостоятельно | 1 | |
Раздел «Развитие познавательных процессов» |
11. | Упражнения на развитие и формирование устойчивости внимания, слуховой памяти, овладения операциями анализа и синтеза, пространственных представлений, мелкой моторики | 1 | |
12. | Упражнения на развитие и формирование концентрации внимания, слуховой памяти, способности к классификации, абстрагированию, пространственных представлений, мелкой моторики | 1 | |
13. | Упражнения на развитие и формирование концентрации внимания, зрительного запоминания, способности к обобщению, абстрагированию, пространственных представлений, мелкой моторики | 1 | |
Раздел «Развитие связной речи» |
14. | Составление и пересказ рассказа по плану | 1 | |
15. | Выборочный пересказ текста | 1 | |
16. | Подробный пересказ текста | 1 | |
17. | Подробный пересказ текста | 1 | |
18. | Составление описательного рассказа | 1 | |
19. | Конструирование предложений | 1 | |
20. | Составление рассказа по концу | 1 | |
Раздел «Развитие познавательных процессов» |
21. | Упражнения на развитие и формирование концентрации внимания, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, пространственных представлений, мелкой моторики | 1 | |
22. | Упражнения на развитие и формирование переключения внимания, зрительной памяти, умения устанавливать связи между понятиями, пространственных представлений, мелкой моторики | 1 | |
23. | Упражнения на развитие и формирование концентрации внимания, слуховой памяти, умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия, пространственных представлений, мелкой моторики | 1 | |
Раздел «Лексика» |
24. | Слово и его значение | 1 | |
25. | Однозначные и многозначные слова | 1 | |
26. | Омонимы | 1 | |
27 | Антонимы. Подбор антонимов к слову | 1 | |
28 | Синонимы | 1 | |
29 | Прямое и переносное значение слов | 1 | |
30. | Выполни самостоятельно | 1 | |
Раздел «Развитие познавательных процессов» |
31. | Упражнения на развитие и формирование концентрации внимания, зрительной памяти, гибкости мышления, пространственных представлений, мелкой моторики | 1 | |
32. | Упражнения на развитие и формирование концентрации внимания, зрительной памяти, словесно-логического мышления, пространственных представлений, мелкой моторики | 1 | |
33. 34. | Выполни самостоятельно Итоговое занятие | 1 1 | |
Список литературы
Трофимова С.В. Знания цыпленка: Развитие речи: Тесты для детей 6-7 лет. Тесты для детей 7-8лет(на рус. яз.). – Алматы: 2011.
Трофимова С.В. Знания цыпленка: Внимание: Тесты для детей 6-7 лет. Тесты для детей 7-8лет(на рус.яз.). – Алматы: 2011.
Трофимова С.В. Знания цыпленка: Графические навыки: Тесты для детей 6-7 лет. Тесты для детей 7-8лет(на рус.яз.). – Алматы: 2011.
Трофимова С.В. Знания цыпленка: Пространство и время: Тесты для детей 6-7 лет.Тесты для детей 7-8лет (на рус.яз.). – Алматы: 2011.
Трофимова С.В. Знания цыпленка: Память: Тесты для детей 6-7 летТесты для детей 7-8лет (на рус.яз.). – Алматы: 2011.
Светлова И.Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша / М.: Эскмо, 2011.
Веселые домашние задания для детей 7-8 лет. Книжка-раскраска. /Сост. М. Султанова. Худ. О. Самсонова. – М.: ООО «Хатбер-пресс», 2007. – 16 с.
Земцова О.Н. Ориентация в пространстве. Вправо – влево, вверх – вниз. Для детей 5-6 лет. М.: ЗАО Компания «Махаон», 2005. – 16с.: ил. – (Серия:«Умные книжки»).