Миннегареева Лилия Авхадиевна,
учитель музыки
МБОУ «Кзыл-Ярская СОШ им.Ф.Г.Яруллина» БМР РТ
Программа внедрения национально-регионального компонента на уроках музыки и во внеурочное время
Одной из важнейших задач реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации является формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Это положение также отражено в Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан, подчеркивая значимость воспитания молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям представителей народов, проживающих в Республике Татарстан [5].
Территория современного Татарстана издревле являлась местом расселения представителей различных народов, в том числе имеющих здесь много традиционных компактных поселений и, следовательно, нуждающихся в государственном обеспечении своих этнокультурных, этноязыковых и национально-образовательных потребностей через соответствующие институты и учреждения.
Успешная реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан определяется рядом факторов, в числе которых образовательный потенциал (многоуровневая система образования, ее непрерывность, динамизм развития); креативный потенциал (наличие развитой сети научно-исследовательских и образовательных учреждений, обеспечивающих проведение необходимых исследований на высоком уровне, наличие квалифицированных кадров, учебных заведений, занимающихся их подготовкой); культурный потенциал (развитая инфраструктура, традиции народного творчества и т.д.) [2].
В Законе РФ «Об образовании» и в инструктивных материалах Министерства образования РФ говорится о «защите и развитии системой образования национальных культур… в условиях многонационального государства», об «интеграции личности в национальную и мировую культуру». Решая эти задачи, надо опираться в своей практике на национально-региональный компонент (НРК), целью которого является воспитание любви школьников к «малой родине», патриотических чувств, обеспечивающих становление подлинной гражданственности [7].
НРК – часть Федерального государственного образовательного стандарта и введение его в курс предметов школьной программы не должно и не может быть искусственным или принудительным. Эта работа будет более результативной и задачи духовно - нравственного (патриотического) развития и воспитания будут решаться эффективнее, если освоение содержания НРК начинать с первых дней обучения детей в школе, давая с малых лет детям представление о месте и роли их региона в мире. Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы национальной музыкальной культуры оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа, что отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений народной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Цель программы – формирование гражданской сознательности, духовно-нравственное, патриотическое и музыкально-эстетическое воспитание, рост национального самосознания и толерантности в общении детей.
Задачи проекта в реализации национально-регионального компонента в содержании музыкального образования школьников:
1. Дать представление учащимся о музыкальных культурных традициях народов Республики Татарстан, передать положительный духовный опыт этносов и на его основе формировать положительные черты, качества и свойства личности через систематическое и целенаправленные встречи с «золотым фондом» национальной музыки.
2. Воспитать интерес и любовь к музыкальной культуре народов Республики Татарстан, потребность в общении с ней путем глубокого проникновения в ее нравственно-эстетическую сущность через активное, прочувственное и осознанное восприятие.
3. Дать представление о музыкальном фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, как источнике вдохновения профессиональных композиторов исполнителей.
4. Привить учащимся бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов на основе развития и совершенствования исполнительско-творческих навыков и умений с учетом национально-этнических особенностей.
Срок реализации программы – 2021–2026 годы и направлена на формирование национального самосознания учащихся.
Участники программы: учащиеся 1-11 классов МБОУ «Кзыл-Ярская СОШ им.Ф.Г.Яруллина» БМР РТ.
Принципы реализации регионального компонента
1. Принцип региональности – ориентация на учет особенностей Республики Татарстан в учебно – воспитательном процессе.
2. Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.
3. Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашей республики.
4. Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным предметам в единое целое с учетом задач и потребностей Республики Татарстан.
5. Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и особую остроту экологической ситуации Татарстана, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края.
Методы
коллективно-творческого дела;
сотворчества и сотрудничества, партнерства;
развивающего обучения;
творческой и учебно-исследовательской;
поисковой деятельности;
различные методики изучения личности воспитанника, его гражданской мотивации;
изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д.).
Формы работы:
уроки музыки;
тематические классные часы;
кружок «До-ми-солька»;
кружок «Татарский народный фольклор»
школьные конкурсы;
участие в муниципальных и республиканских конкурсах;
мастер классы по исполнительскому мастерству народной песни, игры на национальных музыкальных инструментах;
фольклорные игры и мероприятия;
традиционные мероприятия;
викторины «Я – гражданин Республики Татарстан».
Условия реализации программы
1. Нормативно-правовая база:
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Конвенция о правах ребенка;
Концепция духовно-нравственного развития граждан РФ;
Устав МБОУ «Кзыл-Ярская СОШ им.Ф.Г.Яруллина» БМР РТ;
Локальные акты;
2. Материально – технические:
кабинет музыки, актовый, спортивный зал, спортивная площадка;
компьютерная техника
видеопроектор
акустическая система
музыкальные инструменты (ударные инструменты, татарские кураи, свистульки, аккордеон, фортепиано, перкуссионные музыкальные инструменты);
национальные костюмы народов Татарстана;
спортивное оборудование;
канцелярские принадлежности.
3. Библиотечный фонд:
Песенные сборники
Нотные приложения
Литературный материал (истории символов флагов, гимнов, гербов)
4. Электронные базы данных:
5. Информационные:
пропаганда патриотического воспитания;
пропаганда здорового образа жизни;
освещение опыта работы.
Основные направления деятельности
1. Организационно-методическое:
Включение материалов национально-регионального компонента в рабочие программы по музыке для 1-8 классов (Приложение 1);
Планирование и проведение традиционных мероприятий с использованием народных песен и танцев народов Республики Татарстан: 1 сентября – День Знания, 1 октября - День пожилого человека, 4 ноября – День народного единства, «Яруллинские чтения», 24 ноября – День Матери, 12 декабря – День Конституции, 9 мая – День Победы, 1 июня – День защиты детей (Приложение 2);
Планирование и проведение национальных праздников: «Каз өмәсе», «Навруз», «Карга боткасы», «Сабантуй»;
Разработка годового плана – графика мероприятий;
Организация и проведение встреч с артистами, работниками Дома Культур Бавлинского района и села Кзыл-Яр и с учащимися «Школа Искусств» г.Бавлы.
2. Информационное
Оформление тематического уголка «Символы государства»;
Выпуск тематических стенгазет, плакатов;
Проведение дискуссий и «круглых столов» с приглашением артистов, работников Дома Культур Бавлинского района и села Кзыл-Яр и учащихся «Школа Искусств» г.Бавлы;
3. Исследовательско - поисковое (историческое)
Участие в конкурсе сочинений «Фольклорные традиции в истории моей семьи»;
Исследовательские проекты средствами компьютерного дизайна.
4. Краеведческое
Организация туристических походов, экскурсий и походов к памятникам природы и истории Татарстана, Бавлинского района;
Проект «Национальные традиции Бавлинского района»;
Проект «История школы», «История моей семьи».
5. Патриотическое
Изучение народных традиций;
Участие в народных праздниках;
Организация и проведение семейных праздников;
Организация выставок народного творчества;
Тематическое мероприятие под девизом «Я – гражданин Республики Татарстан»;
Тематические классные часы о символах государства.
Ожидаемый результат
В процессе реализации программы у учащихся должны быть сформированы следующие качества личности:
активная гражданская позиция;
способность нести личную ответственность за свою судьбу, судьбу своей семьи, школы, города, Родины;
чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
способность к саморазвитию.
Литература
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);
Рабочая программа начального общего образования «Музыка»;
Рабочая программа основного общего образования «Музыка»;
Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы;
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования предметной области «Искусство»;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Национально-региональный компонент на уроках музыки
Тема модуля | Тема урока | Содержание |
Модуль № 1 «Музыка моего края» | Фольклор — народное творчество | Многообразие, художественная самобытность и взаимосвязи национальных музыкальных культур Республики Татарстан. Фольклорные традиции Республики Татарстан. Особенности музыкальный фольклор родного края. Обряды и традиции народной культуры татарского народа и народов Поволжья. |
Календарный фольклор | Обряды и традиции народной культуры татарского народа («Каз өмәсе», «Навруз», «Карга боткасы», «Сабантуй»). Татарское народное песенное творчество. Татарские народные песенные традиции. |
Семейный фольклор | Татарские народные песенные традиции (трудовые песни, свадебные обряды, «Исем кушу», мунажаты). |
Наш край сегодня | Современная музыкальная культура Татарстана. Гимн республики, города Бавлы. Земляки — композиторы (Г.Сайфуллин, В.Усманов), исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория Татарстана. |
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» | Россия — наш общий дом | Обряды и традиции народной культуры Поволжья. Народное песенное творчество народов Поволжья и народов Бавлинского района. Музыка наших соседей, музыка других регионов |
Фольклорные жанры | Общее и особенное в фольклоре народов России и Татарстана: лирика, эпос, танец. |
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов | Обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий в творчестве композиторов Татарстана (С.Сайдашев, Р.Яхин, М.Муззафаров, А.Бакиров, Ф.Яруллин и др.) |
На рубежах куль- тур | Фольклорный ансамбли Республики Татарстан. Поисково-исследовательская работа педагога – музыканта по сбору и сохранению фольклорных традиций народов Татарстана. |
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки» | Храмовый синтез искусств | Коллективный намаз. Мечеть. Правила поведения в мечети. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис.1 Яруллинские чтения 2021 Рис.2 Яруллинские чтения 2022
Рис.3 День защиты детей Рис.4 Конкурс «Татар малае»
Рис.6 Онлайн-участие в республиканском конкурсе «Гордимся Родиной! Гордимся Тукаем» (1 место)
Рис.5 Конкурс «Замечательный вожатый» (1 место)