СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внедрения национально-регионального компонента на уроках музыки и во внеурочное время

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внедрения национально-регионального компонента на уроках музыки и во внеурочное время»

Миннегареева Лилия Авхадиевна,

учитель музыки

МБОУ «Кзыл-Ярская СОШ им.Ф.Г.Яруллина» БМР РТ

Программа внедрения национально-регионального компонента на уроках музыки и во внеурочное время

Одной из важнейших задач реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации является формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Это положение также отражено в Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан, подчеркивая значимость воспитания молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям представителей народов, проживающих в Республике Татарстан [5].

Территория современного Татарстана издревле являлась местом расселения представителей различных народов, в том числе имеющих здесь много традиционных компактных поселений и, следовательно, нуждающихся в государственном обеспечении своих этнокультурных, этноязыковых и национально-образовательных потребностей через соответствующие институты и учреждения.

Успешная реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан определяется рядом факторов, в числе которых образовательный потенциал (многоуровневая система образования, ее непрерывность, динамизм развития); креативный потенциал (наличие развитой сети научно-исследовательских и образовательных учреждений, обеспечивающих проведение необходимых исследований на высоком уровне, наличие квалифицированных кадров, учебных заведений, занимающихся их подготовкой); культурный потенциал (развитая инфраструктура, традиции народного творчества и т.д.) [2].

В Законе РФ «Об образовании» и в инструктивных материалах Министерства образования РФ говорится о «защите и развитии системой образования национальных культур… в условиях многонационального государства», об «интеграции личности в национальную и мировую культуру». Решая эти задачи, надо опираться в своей практике на национально-региональный компонент (НРК), целью которого является воспитание любви школьников к «малой родине», патриотических чувств, обеспечивающих становление подлинной гражданственности [7].

НРК – часть Федерального государственного образовательного стандарта и введение его в курс предметов школьной программы не должно и не может быть искусственным или принудительным. Эта работа будет более результативной и задачи духовно - нравственного (патриотического) развития и воспитания будут решаться эффективнее, если освоение содержания НРК начинать с первых дней обучения детей в школе, давая с малых лет детям представление о месте и роли их региона в мире. Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.

Введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы национальной музыкальной культуры оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа, что отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений народной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Цель программы – формирование гражданской сознательности, духовно-нравственное, патриотическое и музыкально-эстетическое воспитание, рост национального самосознания и толерантности в общении детей.

Задачи проекта в реализации национально-регионального компонента в содержании музыкального образования школьников:

1. Дать представление учащимся о музыкальных культурных традициях народов Республики Татарстан, передать положительный духовный опыт этносов и на его основе формировать положительные черты, качества и свойства личности через систематическое и целенаправленные встречи с «золотым фондом» национальной музыки.

2. Воспитать интерес и любовь к музыкальной культуре народов Республики Татарстан, потребность в общении с ней путем глубокого проникновения в ее нравственно-эстетическую сущность через активное, прочувственное и осознанное восприятие.

3. Дать представление о музыкальном фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, как источнике вдохновения профессиональных композиторов исполнителей.

4. Привить учащимся бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов на основе развития и совершенствования исполнительско-творческих навыков и умений с учетом национально-этнических особенностей.

Срок реализации программы – 2021–2026 годы и направлена на формирование национального самосознания учащихся.

Участники программы: учащиеся 1-11 классов МБОУ «Кзыл-Ярская СОШ им.Ф.Г.Яруллина» БМР РТ.

Принципы реализации регионального компонента

1. Принцип региональности – ориентация на учет особенностей Республики Татарстан в учебно – воспитательном процессе.

2. Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.

3. Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашей республики.

4. Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным предметам в единое целое с учетом задач и потребностей Республики Татарстан.

5. Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и особую остроту экологической ситуации Татарстана, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края.

Методы

  • коллективно-творческого дела;

  • сотворчества и сотрудничества, партнерства;

  • развивающего обучения;

  • творческой и учебно-исследовательской;

  • поисковой деятельности;

  • различные методики изучения личности воспитанника, его гражданской мотивации;

  • изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д.).

Формы работы:

  • уроки музыки;

  • тематические классные часы;

  • кружок «До-ми-солька»;

  • кружок «Татарский народный фольклор»

  • школьные конкурсы;

  • участие в муниципальных и республиканских конкурсах;

  • мастер классы по исполнительскому мастерству народной песни, игры на национальных музыкальных инструментах;

  • фольклорные игры и мероприятия;

  • традиционные мероприятия;

  • викторины «Я – гражданин Республики Татарстан».

Условия реализации программы

1. Нормативно-правовая база:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Концепция духовно-нравственного развития граждан РФ;

  • Устав МБОУ «Кзыл-Ярская СОШ им.Ф.Г.Яруллина» БМР РТ;

  • Локальные акты;

2. Материально – технические:

  • кабинет музыки, актовый, спортивный зал, спортивная площадка;

  • компьютерная техника

  • видеопроектор

  • акустическая система

  • музыкальные инструменты (ударные инструменты, татарские кураи, свистульки, аккордеон, фортепиано, перкуссионные музыкальные инструменты);

  • национальные костюмы народов Татарстана;

  • спортивное оборудование;

  • канцелярские принадлежности.

3. Библиотечный фонд:

  • Песенные сборники

  • Нотные приложения

  • Литературный материал (истории символов флагов, гимнов, гербов)

4. Электронные базы данных:

  • Фонограммы песен

5. Информационные:

  • пропаганда патриотического воспитания;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • освещение опыта работы.

Основные направления деятельности

1. Организационно-методическое:

  • Включение материалов национально-регионального компонента в рабочие программы по музыке для 1-8 классов (Приложение 1);

  • Планирование и проведение традиционных мероприятий с использованием народных песен и танцев народов Республики Татарстан: 1 сентября – День Знания, 1 октября - День пожилого человека, 4 ноября – День народного единства, «Яруллинские чтения», 24 ноября – День Матери, 12 декабря – День Конституции, 9 мая – День Победы, 1 июня – День защиты детей (Приложение 2);

  • Планирование и проведение национальных праздников: «Каз өмәсе», «Навруз», «Карга боткасы», «Сабантуй»;

  • Разработка годового плана – графика мероприятий;

  • Организация и проведение встреч с артистами, работниками Дома Культур Бавлинского района и села Кзыл-Яр и с учащимися «Школа Искусств» г.Бавлы.

2. Информационное

  • Оформление тематического уголка «Символы государства»;

  • Выпуск тематических стенгазет, плакатов;

  • Проведение дискуссий и «круглых столов» с приглашением артистов, работников Дома Культур Бавлинского района и села Кзыл-Яр и учащихся «Школа Искусств» г.Бавлы;

3. Исследовательско - поисковое (историческое)

  • Участие в конкурсе сочинений «Фольклорные традиции в истории моей семьи»;

  • Исследовательские проекты средствами компьютерного дизайна.

4. Краеведческое

  • Организация туристических походов, экскурсий и походов к памятникам природы и истории Татарстана, Бавлинского района;

  • Проект «Национальные традиции Бавлинского района»;

  • Проект «История школы», «История моей семьи».

5. Патриотическое

  • Изучение народных традиций;

  • Участие в народных праздниках;

  • Организация и проведение семейных праздников;

  • Организация выставок народного творчества;

  • Тематическое мероприятие под девизом «Я – гражданин Республики Татарстан»;

  • Тематические классные часы о символах государства.


Ожидаемый результат

В процессе реализации программы у учащихся должны быть сформированы следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;

  • способность нести личную ответственность за свою судьбу, судьбу своей семьи, школы, города, Родины;

  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

  • способность к саморазвитию.




Литература

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

  2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);

  3. Рабочая программа начального общего образования «Музыка»;

  4. Рабочая программа основного общего образования «Музыка»;

  5. Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы;

  6. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования предметной области «Искусство»;

  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).


















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Национально-региональный компонент на уроках музыки

Тема модуля

Тема урока

Содержание

Модуль № 1 «Музыка моего края»

Фольклор — народное

творчество

Многообразие, художественная самобытность и взаимосвязи национальных музыкальных культур Республики Татарстан. Фольклорные традиции Республики Татарстан. Особенности музыкальный фольклор родного края. Обряды и традиции народной культуры татарского народа и народов Поволжья.

Календарный фольклор

Обряды и традиции народной культуры татарского народа («Каз өмәсе», «Навруз», «Карга боткасы», «Сабантуй»). Татарское народное песенное творчество. Татарские народные песенные традиции.

Семейный

фольклор

Татарские народные песенные традиции (трудовые песни, свадебные обряды, «Исем кушу», мунажаты).

Наш край

сегодня

Современная музыкальная культура

Татарстана. Гимн республики, города Бавлы. Земляки — композиторы (Г.Сайфуллин, В.Усманов), исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория Татарстана.

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество

России»

Россия — наш общий дом

Обряды и традиции народной культуры Поволжья. Народное песенное творчество народов Поволжья и народов Бавлинского района. Музыка наших соседей, музыка других регионов

Фольклорные жанры

Общее и особенное в фольклоре народов России и Татарстана: лирика, эпос, танец.

Фольклор в творчестве профессиональных

композиторов

Обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий в творчестве композиторов Татарстана (С.Сайдашев, Р.Яхин, М.Муззафаров, А.Бакиров, Ф.Яруллин и др.)

На рубежах куль-

тур

Фольклорный ансамбли Республики Татарстан. Поисково-исследовательская работа педагога – музыканта по сбору и сохранению фольклорных традиций народов Татарстана.

Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»

Храмовый

синтез искусств


Коллективный намаз. Мечеть. Правила поведения в мечети.

























ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рис.1 Яруллинские чтения 2021 Рис.2 Яруллинские чтения 2022

Рис.3 День защиты детей Рис.4 Конкурс «Татар малае»








Рис.6 Онлайн-участие в республиканском конкурсе «Гордимся Родиной! Гордимся Тукаем» (1 место)


Рис.5 Конкурс «Замечательный вожатый» (1 место)