СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Внеклассная работа по математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа занятий математического кружка в малокомплектной школе

Просмотр содержимого документа
«Программа "Внеклассная работа по математике"»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Субботниковская основная общеобразовательная школа








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Внеклассная работа по математике»

(математико – технологическое направление)

Возраст обучающихся

9 – 15 лет



Автор : Козлова Татьяна Александровна







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Занятия кружка рассчитаны на 34 часа, 1час в неделю. Каждое занятие состоит из следующих частей:


-изложение программного материала;
-стихи о математике;
-занимательные задачи;
-дидактические игры.


В сельской школе с наполняемостью классов от 2 – 6 человек, с одной стороны , складываются благоприятные условия для организации учебно – воспитательного процесса: имеется возможность использовать в работе индивидуальные способы организации учебной деятельности школьников; общению педагогов и учащихся свойственна меньшая заорганизованность. С другой стороны, малочисленность классов ограничивает круг общения детей, затрудняет их коммуникативные умения и способности быстро ориентироваться в новой обстановке. Характерной особенностью учащихся малокомплектной школы является высокий уровень тревожности, ведь практически на каждом уроке ученик опрашивается, оценивается учителем. Напряжённость в течение 5 – 6 уроков каждый день снижает активность учащихся. В связи с этим возрастает значимость внеурочной деятельности, которая объединяет учащихся разных классов, расширяет круг взаимодействия школьников. Для того, чтобы стать творцом, необходимо пройти своеобразную школу творчества. Она начинается в обычной школе и продолжается в кружках по интересам, при чтении специальной литературы, в размышлениях над нестандартными задачами, в самостоятельном преодолении трудностей.

Таким образом, значимость внеклассной работы по математике повлияла на определение следующих целей и решения следующих задач.



Основные цели:
- повысить активность учащихся и расширение их кругозора;
-систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;
-создать условия для самостоятельной творческой работы учащихся;
-совершенствовать навыки счёта;
-развивать мышление, память, внимание детей, а также их речь;

Основные задачи:

-использовать занятия для общего развития учащихся ;

- направлять содержание факультативного курса на коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся;
-дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
-повышать мотивацию обучения;
-повышать социокультурную осведомлённость учащихся;
-формировать такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, воля;
-воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца

Учащиеся должны знать:
-некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
-об истории появления измерительных приборов;
-несколько стихотворений о математике.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять арифметические действия;
-пользоваться измерительными инструментами;
-разбираться в правилах игры и соблюдать их;
-уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Старинные системы записи чисел

Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Стихотворение о математике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.

Тема 2. Числа великаны

История возникновения названия – «миллион». Миллиард, триллион и другие. Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».

Тема 3. Четыре действия арифметики

Как появились знаки «+», « », «×», «:». Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».

Тема 4. Открытие нуля

История открытия нуля. Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».

Тема 5. История линейки

История линейки в России. Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».

Тема 6. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси

Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. Чтение стихотворений. Занимательные задачи. Игра « Математический бег».

Тема 7. Возникновение денег

Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Занимательные задачи. Стихи. Игра « Математическая мозаика».

Тема 8. Денежная система в Древней Руси

Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».

^ Тема 9. Как люди научились измерять время

Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Стихотворения о геометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра « Какой цифры не стало».

^ Тема 10. Изобретение календаря

Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – го и век. Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».

^ Тема 11. Из истории мер массы. Система мер русского народа

Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».

^ Тема 12. Происхождение метрической системы мер

Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм. Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».

^ Тема 13. Знаменитые математики

Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик. Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Стихотворения.

Тема 14. Происхождение дробей

Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться. Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».

Тема 15. Из истории цифры 7

О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней. Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».

Тема 16. Покорение космоса и математика

Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».

^ Тема 17. Математика и наш город

История строительства Астраханского Кремля. Занимательные задачи о Кремле. Стихотворения об Астрахани и дельте Волги. Игра-соревнование «Кто быстрее».

^ Тема 18. Математика и здоровье человека

Основы здорового образа жизни и математика. Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.

^ Тема19. Геометрия – значит « земледелие»

История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».

^ Тема 20. Многоугольники. Паркеты

Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий. Вычерчивание паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.

Тема 21. Делится или не делится. Признаки делимости

Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9. Задачи на смекалку. Стихотворения. «Занимательные квадраты», « Лабиринты».

Тема 22. Бережливость дороже богатства

Пути экономии в домашнем хозяйстве. Решение оригинальных задач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии. Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».

^ Тема 23. Земля – кормилица

О бережном отношении к земле, умелом её использовании для производства продуктов питания. Оригинальные задачи. Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.

^ Тема 24. Экономика и математика

Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания. Например, надо выбрать правильные названия для такой торговли: вещь покупает тот, кто предложит за неё выше цену. Аукцион – 44, ярмарка -49. Из 1 столбика выбрать наименьшее число. Из 2 – наибольшее, из 3 – не наибольшее и не наименьшее. Сумма этих чисел даст правильный ответ.


25


13


41


8


1


0


99


36


3


^ Тема 25. Урок – обобщение « Математика вокруг нас»

Игры и соревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о математике.









КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Название темы


Количество

часов

Дата проведения





1


Старинные системы записи чисел


2




2


Числа великаны


1




3


Четыре действия арифметики


2




4


Открытие нуля


1




5


История линейки


1




6


Как появились меры длины. Как измеряли на Руси.


2




7


Возникновение денег


1




8


Денежная система в Древней Руси


1




9


Как люди измерять время


1




10


Изобретение календаря


2




11


Из истории мер массы. Система мер русского народа


2




12


Происхождение метрической системы мер


1




13


Знаменитые математики


2




14


Происхождение дробей


1




15


Из истории цифры 7


1




16


Покорение космоса и математика


1




17


Математика и наш город Смоленск


2




18


Математика и здоровье человека


2




19


Геометрия – значит «земледелие»


1




20


Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками


1




21


Делится или не делится. Признаки делимости


2




22


Бережливость дороже богатства


1




23


Земля – кормилица


1




24


Экономика и математика


1




25


Урок обобщения «Математика вокруг нас»


1






Всего:


34






ЛИТЕРАТУРА


  1. Варина Ф.В. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула. 1992 .


  2. Минский Е.М. Развивающие и познавательные игры для младших школьников.- М.: Просвещение. 1982 .


  3. Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике во вспомогательной школе.- М.: Просвещение. 1976.


  4. Свечников А.А. Путешествие в историю математики.- М.: Просвещение. 1995 .

  5. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики.- Академия развития. Ярославль. 1997.

6.Энциклопедия для детей. Математика.- М.: «Аванта+». 1998