Муниципальное казённое образовательное учреждение
Субботниковская основная общеобразовательная школа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Внеклассная работа по математике»
(математико – технологическое направление)
Возраст обучающихся
9 – 15 лет
Автор : Козлова Татьяна Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия кружка рассчитаны на 34 часа, 1час в неделю. Каждое занятие состоит из следующих частей:
-изложение программного материала;
-стихи о математике;
-занимательные задачи;
-дидактические игры.
В сельской школе с наполняемостью классов от 2 – 6 человек, с одной стороны , складываются благоприятные условия для организации учебно – воспитательного процесса: имеется возможность использовать в работе индивидуальные способы организации учебной деятельности школьников; общению педагогов и учащихся свойственна меньшая заорганизованность. С другой стороны, малочисленность классов ограничивает круг общения детей, затрудняет их коммуникативные умения и способности быстро ориентироваться в новой обстановке. Характерной особенностью учащихся малокомплектной школы является высокий уровень тревожности, ведь практически на каждом уроке ученик опрашивается, оценивается учителем. Напряжённость в течение 5 – 6 уроков каждый день снижает активность учащихся. В связи с этим возрастает значимость внеурочной деятельности, которая объединяет учащихся разных классов, расширяет круг взаимодействия школьников. Для того, чтобы стать творцом, необходимо пройти своеобразную школу творчества. Она начинается в обычной школе и продолжается в кружках по интересам, при чтении специальной литературы, в размышлениях над нестандартными задачами, в самостоятельном преодолении трудностей.
Таким образом, значимость внеклассной работы по математике повлияла на определение следующих целей и решения следующих задач.
Основные цели:
- повысить активность учащихся и расширение их кругозора;
-систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;
-создать условия для самостоятельной творческой работы учащихся;
-совершенствовать навыки счёта;
-развивать мышление, память, внимание детей, а также их речь;
Основные задачи:
-использовать занятия для общего развития учащихся ;
- направлять содержание факультативного курса на коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся;
-дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
-повышать мотивацию обучения;
-повышать социокультурную осведомлённость учащихся;
-формировать такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, воля;
-воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца
Учащиеся должны знать:
-некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
-об истории появления измерительных приборов;
-несколько стихотворений о математике.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять арифметические действия;
-пользоваться измерительными инструментами;
-разбираться в правилах игры и соблюдать их;
-уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.
^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Старинные системы записи чисел
Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Стихотворение о математике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.
Тема 2. Числа великаны
История возникновения названия – «миллион». Миллиард, триллион и другие. Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».
Тема 3. Четыре действия арифметики
Как появились знаки «+», « », «×», «:». Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».
Тема 4. Открытие нуля
История открытия нуля. Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».
Тема 5. История линейки
История линейки в России. Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».
Тема 6. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси
Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. Чтение стихотворений. Занимательные задачи. Игра « Математический бег».
Тема 7. Возникновение денег
Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Занимательные задачи. Стихи. Игра « Математическая мозаика».
Тема 8. Денежная система в Древней Руси
Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».
^ Тема 9. Как люди научились измерять время
Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Стихотворения о геометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра « Какой цифры не стало».
^ Тема 10. Изобретение календаря
Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – го и век. Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».
^ Тема 11. Из истории мер массы. Система мер русского народа
Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».
^ Тема 12. Происхождение метрической системы мер
Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм. Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».
^ Тема 13. Знаменитые математики
Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик. Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Стихотворения.
Тема 14. Происхождение дробей
Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться. Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».
Тема 15. Из истории цифры 7
О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней. Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».
Тема 16. Покорение космоса и математика
Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».
^ Тема 17. Математика и наш город
История строительства Астраханского Кремля. Занимательные задачи о Кремле. Стихотворения об Астрахани и дельте Волги. Игра-соревнование «Кто быстрее».
^ Тема 18. Математика и здоровье человека
Основы здорового образа жизни и математика. Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.
^ Тема19. Геометрия – значит « земледелие»
История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».
^ Тема 20. Многоугольники. Паркеты
Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий. Вычерчивание паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.
Тема 21. Делится или не делится. Признаки делимости
Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9. Задачи на смекалку. Стихотворения. «Занимательные квадраты», « Лабиринты».
Тема 22. Бережливость дороже богатства
Пути экономии в домашнем хозяйстве. Решение оригинальных задач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии. Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».
^ Тема 23. Земля – кормилица
О бережном отношении к земле, умелом её использовании для производства продуктов питания. Оригинальные задачи. Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.
^ Тема 24. Экономика и математика
Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания. Например, надо выбрать правильные названия для такой торговли: вещь покупает тот, кто предложит за неё выше цену. Аукцион – 44, ярмарка -49. Из 1 столбика выбрать наименьшее число. Из 2 – наибольшее, из 3 – не наибольшее и не наименьшее. Сумма этих чисел даст правильный ответ.
^ Тема 25. Урок – обобщение « Математика вокруг нас»
Игры и соревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о математике.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Количество
часов | Дата проведения |
1 | Старинные системы записи чисел | 2 | |
2 | Числа великаны | 1 | |
3 | Четыре действия арифметики | 2 | |
4 | Открытие нуля | 1 | |
5 | История линейки | 1 | |
6 | Как появились меры длины. Как измеряли на Руси. | 2 | |
7 | Возникновение денег | 1 | |
8 | Денежная система в Древней Руси | 1 | |
9 | Как люди измерять время | 1 | |
10 | Изобретение календаря | 2 | |
11 | Из истории мер массы. Система мер русского народа | 2 | |
12 | Происхождение метрической системы мер | 1 | |
13 | Знаменитые математики | 2 | |
14 | Происхождение дробей | 1 | |
15 | Из истории цифры 7 | 1 | |
16 | Покорение космоса и математика | 1 | |
17 | Математика и наш город Смоленск | 2 | |
18 | Математика и здоровье человека | 2 | |
19 | Геометрия – значит «земледелие» | 1 | |
20 | Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками | 1 | |
21 | Делится или не делится. Признаки делимости | 2 | |
22 | Бережливость дороже богатства | 1 | |
23 | Земля – кормилица | 1 | |
24 | Экономика и математика | 1 | |
25 | Урок обобщения «Математика вокруг нас» | 1 | |
| Всего: | 34 | |
ЛИТЕРАТУРА
Варина Ф.В. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула. 1992 .
Минский Е.М. Развивающие и познавательные игры для младших школьников.- М.: Просвещение. 1982 .
Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике во вспомогательной школе.- М.: Просвещение. 1976.
Свечников А.А. Путешествие в историю математики.- М.: Просвещение. 1995 .
Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики.- Академия развития. Ярославль. 1997.
6.Энциклопедия для детей. Математика.- М.: «Аванта+». 1998