СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеклассной работы по русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учетом интеграции духовно-нравственной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеклассной работы по русскому языку и литературе»

План внеклассной работы по предмету русский язык и литература, история православной культуры земли Смоленской составлен в соответствии с общешкольным планом. Учитывается особенность малокомплектной школы: малое количество обучающихся в классах. Для проведения заключительного мероприятия приглашаются все обучающиеся, и оно носит статус общешкольного. Результат внеклассной работы часто освещается в периодической печати района и на школьном сайте. Сформировались обширная видеотека, фотоальбомы, систематически создаётся собственно авторский продукт – презентации. Учитель в своей работе учитывает разные формы работы, виды деятельности обучающихся, формирование предметных, метапредметных результатов, но акцент сделан на личностные УУД.

Некоторые мероприятия, такие как межшкольные объединения, периодически повторяются, проведению каждого из них предшествует подготовительная работа. Учителем применяются элементы разнообразных педагогических и образовательных технологий. В каждом совместном мероприятии у обучающихся развиваются общеучебные умения. Большое внимание уделяется особенностям развития сельских школьников, вопросам самоопределения и народных традиций. Частично реализована предметная область ОДНКНР через включение занятий во внеурочную деятельность в рамках реализации государственной Программы воспитания и социализации обучающихся.

Программа рассчитана на 17 часов, по 0, 5 часа в неделю.

1. Планируемые результаты освоения программы

Планируемые личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формировать у школьников гражданскую само идентичность в ответственном соотнесении себя с малой родиной, Отечеством, Российским государством;

-продолжить формирование духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств на основе интереса к прошлому и настоящему своей малой родины;


- воспитывать сознательное бережное отношение к истории и культурному наследию и на этой основе формировать основы нравственного поведения;


- воспитывать чувство сопричастности к сохранению самобытных художественных традиций народного искусства;


- воспитывать уважение к культуре русского народа и соотечественников, воплотивших идеалы в художественном творчестве;


- воспитывать бережное и вместе с тем критическое отношение к современной культуре, желание быть причастными к созданию современного облика малой родины;


- развивать эстетическое восприятие уникальных памятников культуры (архитектурных, литературных, прикладного художественного творчества и др.);


- формировать позитивное отношение к любым проявлениям «творческой составляющей» личности, в том числе собственной.



Планируемые предметные результаты:

.

- совершенствовать умение устанавливать взаимосвязь и обусловленность исторических событий в аспекте истории Отечества

и малой родины;


- дополнить исторические знания учащихся освоением фактов важнейших событий и явлений истории родного города (села и т.п.);


- дополнить знания о выдающихся личностях, составляющих образ малой родины (области, родного города, села и т.п.);


- дополнить знания о местных и областных музеях как хранителях и трансляторах истории и культуры, совершенствовать умения понимать «язык музея», аналитически воспринимать музейные экспонаты.


Планируемые метапредметные результаты:



- развивать «историческую» память школьников, познавательный интерес учащихся к истории области, города, села и т.п.;


- совершенствовать умения работать с различными источниками информации, формулировать и аргументировать собственную позицию;


- развивать способность к обобщению на основе действий сопоставления и сравнения;


- развивать рефлексивные умения видеть в характере народного творчества отражение исторического прошлого, жизни, времен

и особенностей быта и т.п.;


- развивать наблюдательность, творческое воображение и творческую активность, эстетические представления;


- совершенствовать навыки творческого письма, способности к аналитической деятельности, коммуникативные компетенции.

.





2. Содержание

  1. Из историко-литературной основы развития современного общества. Устное народное творчество на Смоленщине.



  1. Планирование работы духовно-нравственного и патриотического направления.



Смоленск и его героические люди никогда не сходили со страниц истории. Смоленщина литературная имеет два плана: насколько полно отразился наш край с его людьми на страницах летописи в других литературных и фольклорных источниках, и что наработано в процессе развития литературой и фольклором в художественном плане. В 14 веке в связи с усилением роли церкви, духовно укрепившей народ, преобладающее место получают произведения паломнического характера, осваивается жанр воинской повести, дающий смолянам большой патриотический и духовно-нравственный закал. По словам Буслаева, «безыскусственная поэзия каждого христианского народа проходит три заметных периода: мифологический, смешанный и собственно христианский».

Устное народное творчество является важным материалом в системе краеведческой работы в школе, расширяющим у обучающихся знания истории своего края, обогащающим чувство любви к своей «малой родине», через постижение которой развивается чувство любви к Родине большой. Фольклор никогда не ограничен региональными рамками. Служа превосходным источником для воссоздания истории края, он высказывает все чаяния народа. Сказанное в нём приобретает большое значение применительно к Смоленщине как к старинной русской земле, на которой развёртывались события общегосударственного и даже мирового масштаба.

Совершенно очевидно, что фольклор – часть общей культуры народа. И насколько богаче стали бы наши представления о своей «малой родине», если бы забытое вновь ожило в народной памяти.

Неизмерима глубина и сущность фольклора, несущего в себе огромные глыбы нравственного характера и раскрывающего его духовную основу. Воспитанию у подрастающего поколения бережного и уважительного отношения к исторической и художественной памяти народа посвящены лучшие страницы Смоленской словесности. Они несут в себе громадный положительный заряд душевной энергии, ослепительный и искромётный народный ум и являют собой неповторимые по красоте художественные образы. Каждому новому поколению фольклор стремится помочь осмыслить явления природы человеческих отношений в их развитии и непрерывном совершенствовании. Так рождается духовная проза и поэзия. Отличительная черта фольклора – переплетение мировоззрения народа с христианским учением. На этом фоне рождается целый пласт духовного богатства. Но как бы не переплетались реальность и знание или незнание о Боге, фольклор всегда являл собой и охранял в себе глубокое нравственное начало, веру в духовное богатство, разум. Незыблемость христианства, влившегося два тысячелетия назад в огромное богатство народных традиций, не только не растворилось в нём, но и существенно обогатило его нравственную составляющую и привела в систему всю ту словесную глыбу, что была создана народом, уравновешивая в народном сознании представление о мироздании, охраняющем и несущем в себе нравственные и неисчерпаемые основы развития человечества. Как правило, духовная литература приурочивалась в церкви к праздникам и постам, иногда же связывалась с народными обрядами. Многие фольклорные направления отражают в себе это подлинно историческое событие – утверждение христианства на Руси.

Весь фольклор несомненно являет собой огромную художественную ценность. В нём в ярких художественных формах отразились мысли, чувства и переживания народа, особенности его бытовой и общественной жизни, характер его мировоззрения и различные исторические эпохи.

Собирание пословиц, народных песен, празднование православных праздников, хранение памяти об исторических событиях в нашем обществе являет собой духовно-нравственное развитие и продолжение наших традиций и нашей литературной истории, развивает творческую личность.



3. Примерное тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

  1. Введение.

  2. Устное народное творчество. Детский фольклор.

  3. Наша история и православные традиции.

  4. Словенские учителя. Основатель славянофильства А.Хомяков – наш земляк.

  5. Заключение


.1

5

5

5

1



Приложение 1.

План-график проведения внеклассных мероприятий




Мероприятия





Содержание работы


Планируемый результат

Образовательный продукт


Срок проведения

21 сентября - Единый час духовности «Голубь мира». Бессрочная всероссийская акция

(ежегодно)

Подготовительная работа по созданию бумажных белых голубей, изучение фестивального движения. Составлено послание-призыв к миру. В небо выпускаются белые бумажные голуби с именами воинов-земляков.



Метапредметные УУД


Регулятивные:


Определять и формулировать цель деятельности, понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях


Познавательные:


Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию. Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств


Коммуникативные:


Доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций


Личностные УУД


Формирует самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, видны готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать

Социально значимый проект

Сентябрь

«Что такое комсомол»

(2018г)

День словаря(ежегодно)

Литературная гостиная по изучению моментов истории, описанной в литературных произведениях и кинолентах


Особого свойства

интеллектуальный продукт

Октябрь

25 ноября – День матери

(ежегодно)

Школьный буктьюб. Пополнение видеотеки с выразительным чтением стихов о маме.

Социально значимый проект

Ноябрь

5 декабря - День воинской славы России (ежегодно)

Литературное краеведение, создание долгосрочного проекта «Строка, оборванная пулей…». Изучение произведений смоленских поэтов, погибших в годы ВОв. Поддержка регионального компонента

Презентация

Декабрь

«Рождество Христово празднуем». Межшкольное объединение


Изучение фольклора и

православных традиций. Пляски, хороводы, колядки.

Организатор: МКОУ «Хвощеватовская ОШ». Учитель истории Смирнова Л.Н.


Создание видеофильма «Рождественские встречи»

Январь

21 февраля – Международный день родного языка (ежегодно)

Защита проекта по русскому родному языку, 9 класс. Присутствие обучающихся.

Интеллектуальный продукт

Февраль

Творческая встреча «День православной книги». Межшкольное объединение

(ежегодно)


Чтение духовной литературы. Детские игры и забавы, считалочки и заклички. Организатор: МКОУ «Печениченская ОШ». Учитель русского языка и литературы Кудрявцева Г.И.



Создание фотоальбома встречи, презентации «Духовная поэзия 19 века»

Март

Праздник Пасхи. Межшкольное объединение с посещением

Преображенского храма, звонницы. Настоятель о. Алексей

(2015-2017)

Выставки праздничных поделок, подарки, трапеза, игры. История славянофильства, усадьба Хомякова

Организатор: МКОУ «Липецкая ОШ». Учитель биологии Тихонова В.А.


Создание видеофильма «Наши традиции», авт. Кудрявцева Г.И.

Апрель

День славянской письменности и культуры

(ежегодно)

Изучение литературных и исторических страничек


Создание социально-значимого проекта «День русского языка»


Май, июнь







Приложение №2.

Литература для внеклассной работы по предмету



  1. Словообразование. Занимательно о серьёзном. 8- 11 классы. Москва, «Эксмо» 2009.


  1. Страницы истории русского языка. Лопушанская С.П. и др. Москва, «Просвещение, 2010.


  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Полат Е. С. Москва, «Академия», 20012.


  1. Урок в современной школе. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-классы. Волгоград, 20014

.

  1. Элективные курсы. Русский язык 9 класс. «Хотите быть успешными? Говорите правильно!» Волгоград, «Учитель», 2015.


  1. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Москва, «Русское слово», 2016.


  1. Ресурсы Сети.