СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочно йдеятельности "Шахматы", 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочно йдеятельности "Шахматы", 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочно йдеятельности "Шахматы", 1 класс»


Содержание


Пояснительная записка;

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

  2. Содержание учебного предмета, курса;

  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

  4. Приложения:

-Приложение №1: Практическая часть рабочей программы

- Приложение №2: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

- Приложение №3: Дидактические шахматные игры
















Пояснительная записка

Рабочая программа по шахматам для 1-х классов составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12. 2014г., приказ №.1577 от 31.12.2015г.)

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016  № 359-ФЗ);

  • Фундаментального ядра содержания общего образования

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №2»

  • Примерной  программы по  учебному предмету «Шахматы» /авторы Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова.  М.: Издательский центр  «Просвещение», 2017г.

  • Учебное пособие «Шахматы в школе» 1-й год обучения /авторы Уманская Э.Э., Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова.  М.: Издательский центр  «Просвещение», 2017г.



Цель учебного предмета «Шахматы» : способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей, реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.


Задачи учебного предмета:

В процессе преподавания учебного предмета «шахматы»  решаются следующие задачи:

  • совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением;

  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;

  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности;

  • умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к само­реализации



Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение шахмат в 1 классе в количестве 33 часа

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса



Учебная программа направлена на формирование следующих ключевых и предметных компетенций:

  1. Ценностно-смысловые компетенции.

  2. Общекультурные компетенции

  3. Учебно-познавательные компетенции

  4. Информационные компетенции.

  5. Коммуникативные компетенции.

  6. Социально-трудовые компетенции.

  7. Компетенции личностного самосовершенствования.



Предметные компетенции:

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.



Личностные результаты

У обучающегося (выпускника в 4 классе) будут сформированы: умение определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Обучающийся (выпускник) получит возможность для формирования: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Метапредметные результаты:



      • Регулятивные УУД:

  • Обучающийся (выпускник) научится: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Обучающийся (выпускник) получит возможность научиться:

умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

      • Познавательные УУД

Обучающийся (выпускник) научится:

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Обучающийся (выпускник) получит возможность научиться:

  • Определять общие цели и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


      • Коммуникативные УУД

  • Обучающийся (выпускник) научится: слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;


Обучающийся (выпускник) получит возможность научиться:

слушать собеседника и вести диалог;

Предметные

  • Обучающийся (выпускник) научится: правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; правильно расставлять фигуры перед игрой; сравнивать, находить общее и различие; ориентироваться на шахматной доске; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Обучающийся (выпускник) получит возможность научиться: ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные дебюты


  1. Содержание программы учебного предмета

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.


  1. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы


Раздел, название темы, профориентационного и других направлений

К-во

часов

Дата

ИКТ

План

Факт

1

2

3

4

5

8

1

Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат

1

.


Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

2

Шахматная доска

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

3

Горизонталь

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

4

Вертикаль

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

5

Диагональ

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

6

Шахматная нотация

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

7

Шахматные фигуры и начальная позиция

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

8

Ладья

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

9

Слон

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

10

Ферзь

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

11

Конь

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

12

Пешка

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

13

Превращение пешки

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

14

Король

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

15

Ценность фигур

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

16

Нападение

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

17

Взятие. Взятие на проходе

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

18

Шах и защита от шаха

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

19

Мат

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

20

Пат- ничья

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

21

Рокировка

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

22

Основные принципы игры в начале партии

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

23

Мат двумя ладьями одинокому королю

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

24

Мат ферзем и ладьей одинокому королю

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

25

Мат ферзем и королем одинокому королю

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

26

Материальное преимущество

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

27

Нарушение основных принципов игры в начале партии

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

28

Партии-миниатюры

1



Мультимедийная программа "Динозавры учат шахматам"

29

Запись шахматной партии

1




30

Шахматный этикет

1




31

Шахматный турнир

2




32

Подведение итогов

1






Итог

33 Ч.







Приложение №1:

Практическая часть рабочей программы

п/п

Название работы

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

1

Шахматный турнир




2

2


Приложение №2


Литература для учителя:

  1. Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова. Шахматы в школе. Первый год обучения. М.: Просвещение, 2017

  2. Голенищев В.Е. «»Программа подготовки шахматистов II разряда». М. «Советская Россия», 1999г.

  3. Пожарский В.А. Шахматный учебник. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2000г

  4. «Шахматы - школе»\ Составители: Б.С. Горшунский, А.Н.Костьев. Издательство «Педагогика»,1999

  5. Горенштейн Р.Я. Миттельшпиль. В двух томах. Шахматный клуб им. Т.В.Петросян. М. 1997

  6. Злотник Б.А. Типовые позиции миттельшпиля. М. Физкультура и спорт. 1996

  7. Несис Г.Е. Размен в эндшпиле. М. Физкультура и спорт. 1998

  8. Гуфельд Э.Е. Минимальное преимущество.М. Физкультура и спорт. 1997

  9. Портиш Л., Шаркози Б. 600 окончаний М. Физкультура и спорт. 1999

9. Шашин Б.С. Атака на ферзевом фланге. Физкультура и спорт. 1999

Литература для обучающихся:

  1. Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова. Шахматы в школе. Первый год обучения. М.: Просвещение, 2017


Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер

  2. Интерактивная доска

  3. Шахматные доски

  4. Наборы шахматных фигур

  5. Магнитная демонстрационная шахматная доска

  6. Напольные шахматы




Приложение №3

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на

шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под

ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:

стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает

тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.