МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 39 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КРЕЙЗЕРА Я.Г.» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО школьным методическим объединением учителей начальных классов ____________/ Чернобай Е.Ю. протокол №____ от «_____» __________2023г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Школа-гимназия №39 им. Крейзера Я.Г.» г. Симферополя ____________/ Крутских А.А. «___» ___________2023г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Школа-гимназия №39 им. Крейзера Я.Г.» г. Симферополя ____________Н.В. Киричкова Приказ №____ от «___» _________ 2023г. |
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для 2 «А» класса
на 2023/2024 учебный год
количество часов в неделю: 1ч.
количество часов в год: 33ч.
Учитель начальных классов
Поспехова Н. Н.
г
. Симферополь, 2023г
Пояснительная записка
Цель учебного курса: развитие мыслительных способностей учащихся, познавательных интересов, формирование стремления к размышлению и поиску, чувства уверенности в своих силах, в возможность своего интеллекта.
Задачи:
обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
повышение уровня математического развития;
углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
учить правильно применять математическую терминологию;
пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
Место учебного курса в учебном плане школы
На изучение курса в 2-м классе предусмотрено 33 часа, 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты
осознание роли математики в жизни людей;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
овладение способами исследовательской деятельности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;
работать по предложенному учителем плану;
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений дляработы с числовыми головоломками;анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию;
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнёров;
корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;
Предметные УУД:
понимать как люди учились считать;
работать с пословицами, в которых встречаются числа;
выполнять интересные приёмы устного счёта;
находить суммы ряда чисел;
решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах;
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
анализировать расположение деталей ( треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей; определять место заданной детали в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа построена по цикличному принципу и состоит из 3 разделов:
Раздел I Числа. Арифметические действия. Величины.11 ч.
Математические игры.
Числовые головоломки.Математическое путешествие. «Шаг в будущее».
«Новогодний серпантин». «Часы нас будят по утрам...» «Что скрывает сорока?»
Дважды два — четыре. . Математические фокусы.
Раздел II Мир занимательных задач.7ч. Иrpa«Крестики-нолики». Секреты задач. В царстве смекалки
Интеллектуальная разминка. Мир занимательных задач. Математическая эстафета
Раздел Ш Геометрическая мозаика. 13 ч.«Удивительная снежинка»,
Прятки с фигурами.«Спичечный» конструктор Геометрический калейдоскоп . Геометрия вокруг нас. Путешествие точки. Тайны окружности. Составь квадрат.
Форма организации занятий:
интеллектуальные игры;
поисковая деятельность;
поисково-творческие занятия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Модуль программы воспитания «Курса внеурочной деятельности» | Количество часов | Электронные (цифровые)образовательные ресурсы |
1 | Раздел I Числа. Арифметические действия. Величины. | День Знаний. Международный день школьных библиотек. | 11 | http://www.km.ru |
2 | Раздел I Числа. Арифметические действия. Величины. | День народного единства День неизвестного солдата. День героев Отечества. | 7 | http://www.math.ru |
3 | Раздел Ш Геометрическая мозаика. | День космонавтики День Победы. | 13 | https://www.yaklass.ru/ |
| Итого: | | 33 | |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2-А КЛАССА
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1. | «Удивительная снежинка» Поисково-творческие занятия | 1 | 06.09 | |
2. | Иrpa«Крестики-нолики» | 1 | 13.09 | |
3. | Математические игры | 1 | 20.09 | |
4. | Прятки с фигурами. Поисково-творческие занятия | 1 | 27.09 | |
5. | Секреты задач | 1 | 04.10 | |
6-7 | «Спичечный» конструктор | 2 | 11..10-18.10 | |
8. | Геометрический калейдоскоп | 1 | 25.10 | |
9. | Числовые головоломки Поисково-творческие занятия. | 1 | 08.11 | |
10. | «Шаг в будущее» | 1 | 15.11 | |
11. | Геометрия вокруг нас | 1 | 22.11 | |
12. | Путешествие точки | 1 | 29.11 | |
13. | «Шаг в будущее» | 1 | 06.12 | |
14. | Тайны окружности | 1 | 13.12 | |
15. | Математический квест. Поисково-творческие занятия | 1 | 20.12 | |
16-17 | «Новогодний серпантин» Поисково-творческие занятия | 2 | 27.12-10.01 | |
18 | Математические игры | 1 | 17.01 | |
19. | «Часы нас будят по утрам...» | 1 | 24.01 | |
20. | Геометрический калейдоскоп | 1 | 31..01 | |
21. | Головоломки. Поисково-творческие занятия | 1 | 07.02 | |
22. | Секреты задач | 1 | 14.02 | |
23. | «Что скрывает сорока?» | 1 | 21.02 | |
24. | Интеллектуальная разминка | 1 | 28.02 | |
25. | Дважды два — четыре | 1 | 06.03 | |
26-27. | Дважды два — четыре | 2 | 13.03 27.03 | |
28. | В царстве смекалки. Поисково-творческое занятие | 1 | 03.04 | |
29. | Интеллектуальная разминка | 1 | 17.04 | |
30. | Составь квадрат. | 1 | 24.04 | |
31 | Мир занимательных задач | 1 | 08.05 | |
32. | Математические фокусы | 1 | 15.05 | |
33 | Математическая игра | 1 | 22.05 | |
Оценочные средства
Итоговая работа для проверки результатов усвоения учебного курса внеурочной деятельности « Занимательная математика» проводится в форме математической игры.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА
Цель: привитие интереса к математике, развитие познавательного интереса, интеллекта. Оборудование: задания для конкурсов, листок для жюри, листки с названиями команд, цифры от 0 до 9 для каждой команды, карандаши, чистые листы командам.
Ход занятия
Учитель:
Мы сегодня в этом классе
На викторину собрались.
Представляю строгое жюри,
Но просьба: строго не журить.
(представление жюри)
Мы с вами делимся на две команды. Выбираем капитанов. Прошу подойти ко мне капитанов и взять у меня листок с названием команды.
(листки повёрнуты изнаночной стороной)
Итак, у нас играет команда "Плюс" и команда "Минус".
Конкурс "Разминка"
Каждый капитан получает числа от 0 до 9. Капитан должен раздать числа участникам и построить детей по возрастанию чисел. Побеждает команда, которая быстрее построится. Победителю - 1 очко.
Конкурс "Знаток чисел" приложение 1
От каждой команды участвует 2 человека. Они получают листы на состав чисел 10 и 15. Участники должны заполнить эти листы. За безошибочность - 1 очко.
Конкурс "Математическая эстафета"
На доске написаны цепочки примеров. Члены команды поочереди выходят к доске и решают по одному действию. Побеждает та команда, которая закончит первой и правильно. За победу - 2 очка.
Цепочка команды "Плюс"
18-9=:+6=: -7= : +5=: -6=
Цепочка команды "Минус"
5+8=: -4=: +7=: -8=: +6=
Конкурс "Составь самое дорогое слово"
Участвуют по 2 человека от каждой команды. Они получают листы со стоимостью букв.
а 2р. | б 9р. | в 3р. | г 4р. | д 4р. | е 2р. | ё 3р. | ж 3р. | з 5р. | и 2р. | й 3р. |
к 4р. | л 1р. | м 4р. | н 5р. | о 2р. | п 1р. | р 2р. | с 3р. | т 4р. | у 6р. | ф 7р. |
х 10р. | ц 8р. | ч 12р. | ш 18р. | щ 4р. | ъ 1р. | ы 9р. | ь 10р. | э 20р. | ю 18р. | я 20р. |
Задача - составить ОДНО слово и подсчитать его стоимость. Побеждает та команда, чьё слово окажется дороже. Победителю - 2 очка.
Конкурс "Устами младенца"
Учитель: Просим отгадать ребят то, о чём младенцы говорят.
Для каждого слова даётся три определения. Если команда отгадывает с первого определения, то получает 4 очка. Со второго - 2 очка. С третьего - 1 очко.
Команда "Плюс" | Команда "Минус" |
1. Про него есть загадка, но я вам её не скажу. Он очень нужен на математике. | 1. На ней можно поспать, если ты не выспался ночью. |
2. Но если его забываешь дома, то можно заменить его пальцем (так почему-то учителя говорят). Но у меня пальцем не получается. | 2. У аккуратных учеников можно всегда на ней найти под рукой линейку и ручку. |
3. Хорошие картинки получаются, если он поточенный. Ответ: карандаш | 3. Когда на ней рисуешь, учитель всегда возмущается. Ответ: парта |
Конкурс "Стихотворная разминка"
Право ответа имеет та команда, капитан которой первым поднимает руку.
Прошу подумать в тишине; Учтите, случай редкий. Сидела белка на сосне На самой нижней ветке. Потом вскочила вверх на 5, Потом спустилася на 3 (Вы всё должны запоминать Как на уроке в классе) Затем проворно белка вновь | Вскочила на 4, Потом ещё на 9 ввысь И уселась на вершине. Сидит и смотрит с высоты На пни, берёзки и кусты. А сколько веток у сосны, Мы с вами вычислить должны. Ответ: 5-3+4+9=15 веток. |
Конкурс "Математические бусы"
Учитель:
Из разных цифр сделала я бусы, А в тех кружках, где чисел нет, Расставьте минусы и плюсы, Чтоб данный получить ответ | Команда "Плюс" 36: 4: 8=40 Команда "Минус" 36: 4: 8=32 |
Конкурс "Весёлые задачи" для болельщиков.
1.По тропинке кошка шла, За собой котят вела: Белых два и черных пять. Кто успел их сосчитать? (7) | 2. В саду розы расцвели. Сосчитать мы их пришли. Девять красных, белых - три. Сколько вместе - назови. (12) | 3.По траве бежал котёнок, А за ним бежал щенок. Кто, ребята, сосчитает, Сколько там бежало ног? (8) |
4. На карусели дети заняли 10 мест. После этого осталось 2 свободных места. Сколько мест на карусели? (12) | 5. Вова на три года моложе Светы. Ему 6 лет. Сколько лет Свете? (9) 6. От ленты длиной 1дм отрезали кусок длиной 8см. Какой длины кусок ленты остался? (2см) | 7. Полкилограмма конфет стоит 10 рублей. Сколько стоит килограмм этих конфет? (20 |
Конкурс капитанов. Приложение 2
Команда "Плюс" Сколько пальцев на двух руках? Сколько букв в русском алфавите? Сколько букв в слове "школа"? Сколько слогов в слове "Буратино"? Сколько дней в неделе? Сколько сторон у квадрата? Сколько сторон у шестиугольника? Сколько десятков в числе 18? Сколько отдельных единиц в числе 15? Как назвать число, в котором 10 десятков? Как называется результат при сложении? Cколько сантиметров в двух дециметрах? | Команда "Минус" Сколько пальцев на руке? Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько слогов в слове "карандаш"? Сколько букв в слове "урок"? Сколько месяцев в году? Сколько сторон у прямоугольника? Сколько сторон у пятиугольника? Сколько десятков в числе 13? Сколько отдельных единиц в числе 16? Как назвать число, в котором 7десятков? Как называется результат при вычитании? Сколько дециметров в сорока сантиметрах? |
Критерии оценивания
Каждый участник команды получакт баллы.
Высокий уровень | 10-15 б |
Достаточный уровень | 7-10 б |
Средний уровень | 5-7 б. |
Лист корректировки рабочей программы
для 2 «А» класса
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |