Пояснительная записка.
В последние годы очень остро встает вопрос о патриотическом воспитании молодого поколения. Слова «патриот, патриотизм» должны вновь занять свое почетное место, а важным фактором и основой консолидации общества должно стать именно историческое образование. Тем более ,что так часто сейчас пытаются перевернуть исторические факты, особенно в период даты 75 –летия победы в Великой Отечественной войне и её начала , принизить роль России в этой победе. Вот почему предмету история, как связующей нити поколений , отводится такое внимание.
Представители военно-патриотического направления в воспитании убеждены, что без формирования у детей с раннего возраста патриотических чувств, неразрывной связи с историей народа, страны, Отечества ,не может быть сильного государства.
Цели курса:
1. воспитывать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, уважения к истории и традициям России и малой Родины.
2.способствовать расширению , углублению знания и повышению интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны;
3.познакомить с историей российских символов, происхождением и их значением в жизни государства.
Данная программа является модифицированной , разработана на основе методических разработок пособий [2,4] , рассчитана на 34 часа
Кружок рассчитан на учащихся 6-10 классов.
Занятия проводятся в урочной форме в школьном кабинете , с использованием ИКТ.
Учащиеся ,интересующиеся историей и занимающиеся в военно-спортивной игре «Зарница», углубленно изучают темы курса как теоретически и практически используют свои знания на уроках и в соревнованиях.
Очень часто, заинтересовавшись каким-то вопросом, учащиеся ищут материал дополнительно и делятся с остальными участниками курса или одноклассниками.
Содержание курса .
Весь материал курса составляет три больших блока:
1.Символика России.
2.Великая Отечественная война : известная и неизвестная.
3.История родного города и космодрома.
В завершении курса предполагаются следующие результаты :
Личностные результаты изучения курса включают умения и навыки :-
•формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины и расширение знаний по курсу «Великая отечественная война» и « История моей малой родины»;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Метапредметные результаты изучения курса включают умения и навыки :-
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности. Условия средства достижения цели;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;-
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров совместной деятельности;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;-
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения курса включают :
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках , анализ и историческая оценка действий исторических личностей;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории;
Календарно-тематическое планирование.
№ | Название разделов и тем | Форма занятия | Дата проведения |
1. | Символика России. Государственный герб России. Описание. | беседа | |
2. | Государственный герб России. Знаки и эмблемы. | лекция | |
3. | Государственный герб России. Двуглавый орел. | беседа | |
4 | История российского герба. | тест | |
5. | Большой государственный герб Российской империи. | беседа | |
6. | Современный российский герб и его предшественники. | лекция | |
7. | Государственный герб. Обобщение. | тест | |
8. | Знамена России. Современный флаг России. | беседа | |
9. | История знамен. | лекция | |
10. | Знамена Древней Руси. | лекция | |
11. | Петровская эпоха. Национальный флаг. | беседа ,работа с иллюстрациями | |
12. | Флаги советской эпохи. | работа с иллюстрациями | |
13. | История российского флага. Обобщение. | тест | |
14. | Гимны России. Гимн- торжественная песнь. | беседа-лекция | |
15. | Гимны Древней Руси. | Прослушивание, беседа | |
16. | Российские гимны. История. | Прослушивание, беседа | |
17. | Современный гимн России. История. | Прослушивание, беседа тест | |
18. | История родного города и космодрома. | лекция | |
19. | История родного города и космодрома. | Лекция, тест | |
20. | Выдающиеся люди города. | беседа | |
21. | Выдающиеся люди города. | беседа | |
22. | Накануне войны. Проблемы оценки. | Беседа, работа с документами. | |
23. | События 1941 г.Причины трагического начала. | беседа-дискуссия. | |
24. | Смоленское сражение. Первые гвардейцы. | Лекция, тест | |
25. | Битва за Москву.(1941-апрель1942 гг.) | Лекция | |
26. | Восточный фронт. Оборона Сталинграда. | Лекция, беседа, тест | |
27. | Коренной перелом в ходе войны. Курская битва. | Лекция, беседа, тест | |
28. | Полководцы войны. | Лекция, беседа | |
29. | Герои Великой войны. | Сообщения, беседа презентация | |
30. | Берлинская операция и окончание войны. | лекция | |
31. | Итоги и причины победы. | Беседа, тест | |
32. | Антигитлеровская коалиция: конференции. | Лекция, тест | |
33. | Архангельская область в годы войны. (1941-1945 гг.) | Работа с книгой, лекция | |
34. | Архангельская область в годы войны. (1941-1945 гг.) | Работа с книгой, лекция | |
Список литературы (методическая база курса.)
1.Болдырев Р.Ю.Неизвестная известная война: вторая мировая и Великая Отечественная .Учебное пособие.(Исторический факультет Поморского госуд. университета им. М.В.Ломоносова.-Архангельск: ИздательствоКИРА,2004 г.
2.Голованов М.П. Герб, флаг, гимн России: Научно-популярное издание для детей.- М.:ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2003г.
3. Горинов И.М., Моруков М.Ю.Великая Отечественная война 1941-1945 гг.Дискуссионные вопросы/Пособие для учителя.-М.:Просвещение,2016
4.Серов Б.Н.Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»Гимн.Герб.Флаг.-М.:ВАКО,2004 г.
5.Овчинникова Н.П., Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования.-СПб.:КАРО,2004 г.
6.Элективные курсы по истории России для профильного обучения учащихся 10-11 классов.-М.:Глобус,2007.
7.интернет ресурсы.