СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности 1 класс»

Оглавление

1. Добрый мир 3-11

1.1 Раздел 1 Пояснительная записка 3-4

1.2 Раздел 2 Планируемые результаты 4-6

1.3 Раздел 3 Содержание учебного предмета 6-9

1.4 Раздел 4 Календарно-тематическое планирование 9-11

2. Здоровейка 12-18

2.1 Раздел 1 Пояснительная записка 12

2.2 Раздел 2 Планируемые результаты 12-14

2.3 Раздел 3 Содержание учебного предмета 14-15

2.5 Раздел 4 Календарно-тематическое планирование 15-18

3. Планета детства 19-25

3.1 Раздел 1 Пояснительная записка 19-21

3.2 Раздел 2 Планируемые результаты 21-22

3.3 Раздел 3 Содержание учебного предмета 22-24

3.4 Раздел 4 Календарно-тематическое планирование 24-25

4. Эрудит 26-34

4.1 Раздел 1 Пояснительная записка 26-27

4.2 Раздел 2 Планируемые результаты 27-30

4.3 Раздел 3 Содержание учебного предмета 30-32

4.4 Раздел 4 Календарно-тематическое планирование 32-34

5. Занимательная грамматика 35-42

5.1 Раздел 1 Пояснительная записка 35-36

5.2 Раздел 2 Планируемые результаты 36-37

5.3 Раздел 3 Содержание учебного предмета 37-40

5.4 Раздел 4 Календарно-тематическое планирование 40-42





















Раздел 1.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Добрый мир» обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N1241. г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. N .373» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19707).

  • Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. №986 (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N 19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N 19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  • «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ № 220/11-12 от 20.02.1999).



В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа рассчитана в 1 классе на 33 учебных часа.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Цель программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Раздел 2.

Результат освоения программы внеурочной деятельности «Добрый мир»

У обучающегося будут сформированы:

широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

владеть монологической и диалогической формой речи.

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

подводить под понятие;

устанавливать аналогии;

проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

Достичь оптимального для каждого уровня развития;

Сформировать систему универсальных учебных действий;

Сформировать навыки работы с информацией.

Методическое обеспечение программы

    Для реализации программы «Творческая мастерская» необходимы следующие условия:

материально-технические:

рабочий кабинет со столами и стульями, полками вдоль стен;

набор бумаги для занятий, материал;

карандаши, ножницы, канцелярский нож, скрепки, пинцет, клей, линейки, тонкая проволока, картон и т.д.;

в качестве дополнительного оборудования – компьютер для просмотра и работы совместно с имеющимися internet- материалами по различным техникам работы с бумагой, работа  пластическим материалом.

Раздел 3.

Содержание курса внеурочной деятельности.


темы

Кол-во часов

Тема

Материалы

Характеристика деятельности

Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. 13 часов.  

1

1

Симметричное вырезание

Цветная и белая бумага

Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и  сгибанием, правила соединения деталей  изделия при помощи клея.

Усвоение техники безопасности с различными предметами. 

Осваивать правила  сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе.  

Слушать собеседника, излагать свое мнение.

Использовать правила работы с картоном, ножницами и проволокой.

2

1

Игрушки из картона с подвижными деталями

Картон, проволока


3

1

Моделирование из конусов.

Цветная бумага


4

1

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе

Гофрированная бумага, проволока


5

2

Объёмное конструирование из деталей оригами

Цветная бумага


6

2

Моделирование из бумажных салфеток

Цветная бумага, салфетки


7

2

Простое торцевание на бумажной основе

Гофрированная бумага, картон


8

2

Многослойное торцевание

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон


9

1

Моделирование из фольги

Фольга, проволока


Раздел 2. Текстильные материалы. 11 часов.

1

1

Аппликация из резаных нитей

Шерсть, картон

Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение.

Выполнять работу по плану.

Отбирать материал для выполнения изделия по тематике,  цвету, размеру, проявлять творчество. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их  виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Учиться работать по шаблонам, выкройкам.

2

3

Изонить.

Картон, мулине, иголка


3

1

Приклеивание ниток по спирали

Шерсть, картон


4

1

Вышивание по ткани

Ткань, мулине


5

1

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

Ткань, бумага, тесьма


6

1

Аппликация из ткани и ниток

Ткань, шерсть, картон


7

3

Шитьё по выкройкам

Ткань, шерсть, тесьма


Раздел 3. Модульное оригами. 11 часов.

1

3

Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля

Цветная, белая, упаковочная бумага

Осуществлять поиск необходимой информации.

 Анализировать, отбирать, обобщать  полученную информацию.

2

2

Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля

Цветная и белая бумага


3

2

Объёмные изделия из треугольных модулей

Цветная бумага


4

2

Художественные образы из треугольных модулей

Цветная и белая бумага


Итого

33 часа




Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы и виды деятельности

игровая;

познавательная;

краеведческая;

проектная;

сюжетно - ролевые игры;

просмотр фильмов, мультфильмов;

походы в театр;

конкурсы;

викторины;

посещение библиотек;

праздники

инсценирование.

Раздел 4.

Календарно-тематическое планирование.


урока

Темы

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Объемное конструирование из деталей оригами.

1

03.09


2

Рыбки в аквариуме.

1

10.09


3

Симметричное вырезание

1

17.09


4

Игрушки из картона с подвижными деталями

1

24.09


5

Моделирование из конусов

1

01.10


6

Художественные образы из треугольных модулей. Зайчики.

1

08.10


7

Художественные образы из треугольных модулей. Пингвин.

1

15.10


8

Художественные образы из треугольных модулей. Дракон.

1

22.10


9


Моделирование из салфеток

1

29.10



10

Моделирование из салфеток

1

12.11


11

Роза из салфеток.


19.11


12

Многослойное торцевание. Коллективная работа

1

26.11


13

Изонить на картонной основе

1

03.12


14

Аппликация из резаных нитей

1

10.12


15

Моделирование из фольги

1

17.12


16

Приклеивание ниток по спирали

1

24.12


17

Аппликация из ткани и ниток

1

14.01


18

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

1

21.01


19

Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы

1

28.01


20

Модуль кусудамы «Супершар». Заготовки деталей.

1

04.02


21

Художественные образы на основе модуля кусудамы.

1

18.02


22

Сборка «Супершара».

1

25.02


23

Плоская мягкая игрушка.  Составляем выкройку.

1

04.03


24

Шитьё по выкройкам. Сметывание деталей.

1

11.03


25

Украшение игрушки. Выставка работ.

1

18.03


26

Простое торцевание на бумаге. Подготовка деталей.

1

01.04


27

Веселый кактус.

1

08.04


28

Многослойное торцевание .

1

15.04


29

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе .

1

22.04


30

Изонить на картонных шаблонах.

1

29.04


31

Изготовление бабочки.

1

06.05


32

Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля.

1

13.05


33

Нарциссы.

1

20.05


Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

Интернет ресурсы

Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Федеральный российский общеобразователь­ный пор­тал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образова­ние»

http://www.edu.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru


Раздел1.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Здоровейка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования).

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлена на выполнение следующих целей и задач: нивелировать школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификацию учебного процесса.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Приказ от 6 октября 2009 года N 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями на 31 декабря 2015 года)

СанПиН 2.4.2.821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа рассчитана в 1 классе на 66 учебных часов (2 часа в неделю).

Раздел 2.

Результат освоения программы внеурочной деятельности «Здоровейка»

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Раздел 3.

Содержание программы внеурочной деятельности.



№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего,

час.

1

Введение « Мы в школе».

8

2

Питание и здоровье

10

3

Моё здоровье в моих руках

14

4

Я в школе и дома

12

5

Чтоб забыть про докторов

8

6

Я и моё ближайшее окружение

8

7

«Вот и стали мы на год взрослей»

4


Итого:

64


Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут. Количество часов в год – 64 .

Формы организации и виды деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Раздел 4

Календарно-тематическое планирование


п/п


Тема занятия


Кол-во часов


Дата

план


Дата

факт

1

«Здоровый образ жизни, что это?»

1

07.09


2

«Здоровый образ жизни, что это?»

1

09.09


3

Личная гигиена

1

14.09



4

Личная гигиена

1

16.0


5

В гостях у Мойдодыра


1

14.09



6

В гостях у Мойдодыра


1

16.09


7

«Остров здоровья»

1

21.09



8

«Остров здоровья»

1

23.09


9

Игра «Смак»

1

28.09



10

Игра «Смак»

1

30.09


11

Правильное питание–залог физического и психологического здоровья

1

05.10



12

Правильное питание–залог физического и психологического здоровья

1

07.10


13

Вредные микробы

1

12.10



14

Вредные микробы

1

14.10


15

Что такое здоровая пища и как её приготовить

1

19.10



16

Что такое здоровая пища и как её приготовить

1

21.10


17

«Чудесный сундучок»

1

26.10



18

«Чудесный сундучок»

1

28.10


19

Труд и здоровье


1

02.11



20

Труд и здоровье


1

11.11


21

Наш мозг и его волшебные действия

1

16.11



22

Наш мозг и его волшебные действия

1

18.11


23

День здоровья

«Хочу остаться здоровым»

1

23.11



24

«Хочу остаться здоровым»

1

25.11


25

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.

1

30.11



26

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.

1

02.12


27

Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.

1

07.12



28

Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.

1

09.12


29

«Природа – источник здоровья»

1

14.12


30

Экскурсия «Природа – источник здоровья»

1

16.12


31

«Моё здоровье в моих руках»

1

21.12



32

«Моё здоровье в моих руках»

1

23.12


33

Мой внешний вид –залог здоровья

1

28.12



34

Мой внешний вид –залог здоровья

1

11.01


35

«Доброречие»

1

13.01



36

«Доброречие»

1

18.01


37

Спектакль С. Преображнский «Капризка»

1

20.01


38

Спектакль С. Преображнский «Капризка»

1

25.01


39

«Бесценный дар- зрение».

1

27.01



40

«Бесценный дар- зрение».

1

01.02


41

Гигиена правильной осанки

1

03.02



42

Гигиена правильной осанки

1

15.02


43

«Спасатели , вперёд!»

1

17.02



44

«Спасатели , вперёд!»

1

22.02


45

Шарль Перро «Красная шапочка»


1

24.03


46

Шарль Перро «Красная шапочка»


1

01.03


47

Движение это жизнь

1

03.03



48

Движение это жизнь

1

10.03


49

«Дальше, быстрее, выше»

1

15.03



50

День здоровья

«Дальше, быстрее, выше»

1

17.03


51

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

1

31.03


52

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

1

05.04


53

Мир моих увлечений

1

07.04



54

Мир моих увлечений

1

12.04


55

Вредные привычки и их профилактика

1

14.04



56

Вредные привычки и их профилактика

1

19.04


57

Добро лучше, чем зло, зависть, жадность.

Кукольный спектакль

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

21.04


58

Добро лучше, чем зло, зависть, жадность.

Кукольный спектакль

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

26.04


59

В мире интересного.

1

28.04



60

В мире интересного.

1

05.05


61

Я и опасность.

1

12.05



62

Я и опасность.

1

17.05


63

Лесная аптека на службе человека

1

19.05



64

Чему мы научились и чего достигли


1

24.05



Итого:

64




Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС

  1. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  2. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

4.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

Интернет ресурсы

Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Федеральный российский общеобразовательный портал

httpHYPERLINK "http://www.school.edu.ru/"://HYPERLINK "http://www.school.edu.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.school.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.school.edu.ru/"sHYPERLINK "http://www.school.edu.ru/"choolHYPERLINK "http://www.school.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.school.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://www.school.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.school.edu.ru/"ru

Федеральный портал «Российское образование»

httpHYPERLINK "http://www.edu.ru/"://HYPERLINK "http://www.edu.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.edu.ru/"edu.ru

Образовательный портал «Уроки»

httpHYPERLINK "http://www.uroki.ru/"://HYPERLINK "http://www.uroki.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.uroki.ru/".HYPERLINK "http://www.uroki.ru/"urokiHYPERLINK "http://www.uroki.ru/".HYPERLINK "http://www.uroki.ru/"ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

httpHYPERLINK "http://festival.1september.ru/"://HYPERLINK "http://festival.1september.ru/"festivalHYPERLINK "http://festival.1september.ru/".1HYPERLINK "http://festival.1september.ru/"septemberHYPERLINK "http://festival.1september.ru/".HYPERLINK "http://festival.1september.ru/"ru





































Раздел 1.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Планета детства» составлена

в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N1241. г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. N .373» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19707).

  • Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. №986 (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N 19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N 19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  • «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ № 220/11-12 от 20.02.1999).


Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Культура общения» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Актуальностьи социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм социальных отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс «Культура общения» предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса

Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

  2. развивать коммуникативные способности школьников;

  3. содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

  4. формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа рассчитана в 3 классе на 34 учебных часа (1час в неделю).

Раздел 2.

Результат освоения программы внеурочной деятельности «Планета детства»

В результате реализации программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

     - сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой

      - ознакомить с  этическими  нормами  взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

- воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

- учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

-сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образова-тельного учреждения, в открытой общественной среде.

- создать необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

начальные представления и понятия  о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

умения правильно и грамотно вести себя в обществе;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

У обучающихся будут сформированы УУД, а именно:

Личностные УУД:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- морального сознания , способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;        

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа рассчитана в 1 классе на 33 учебных часа (1час в неделю).

Раздел 3.

Содержание курса внеурочной деятельности.

По учебному плану внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год в школе

изучение курса  в 1-м классе  отводится 1 час в неделю (всего 33 часа в год).

1.История развития этикета. 2 ч. 

Изучение сущности этикета. Основные постулаты хороших манер и вежливости. История этикета в Древнем Риме: прогулки, выступление перед аудиторией, беседы, одежда. Особенности рабочего дня древних римлян, их застольного этикета, гостеприимства, жестов.

2. Речевой этикет. 8 ч.

     Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку,           предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени.     Значение речи в жизни человека. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова - чувства.

  1. Столовый этикет3 ч

 Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.  

  1. Этические нормы отношений с окружающими и близкими (семейный  этикет). 10ч.

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома

Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формы, помогающие избежать конфликтов между друзьями, родителями, одноклассниками. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.

Взаимоотношение школьников в ситуации урока, прогулки. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и т.д.)

  1. Этика отношений в коллективе (деловой этикет). 11 ч.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы и виды деятельности

игровая;

познавательная;

краеведческая;

проектная;

сюжетно - ролевые игры;

просмотр фильмов, мультфильмов;

походы в театр;

конкурсы;

викторины;

посещение библиотек;

праздники

инсценирование.

Раздел 4.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

занятия

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1

История развития этикета.

1

02.09



2

История развития этикета.

1

09.09


3

Знакомство

1

16.09


4

Здравствуйте все!

1

23.09


5

Дружим с добрыми словами

1

30.09


6

Речь

1

07.10


7

Речь

1

14.10


8

Умеем общаться

1

21.10


9

Умеем общаться

1

28.10


10

Подарок коллективу (итоговое занятие)

1

11.11


11

Премудрости  мистера Этикета

1

18.11


12

За столом с мистером Этикетом

1

25.11


13

За столом с мистером Этикетом

1

02.12


14

Когда рядом много людей

1

09.12


15

Когда рядом много людей

1

16.12


16

Как решать семейные проблемы

1

23.12


17

Об уступчивости

1

13.01


18

Об уступчивости

1

20.01


19

Не ссориться и не обижать друг друга.

1

27.01


20

Помоги понять себя

1

03.02


21

Тепло родного дома

1

17.02


22

Поздравляем наших мам

1

24.02


23

Поздравляем наших мам

1

03.03


24

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

1

10.03


25

Чтобы быть коллективом

1

17.03


26

Коллектив начинается с меня

1

31.03


27

Подарок коллективу

1

07.04


28

Подарок коллективу

1

14.04


29

Не ссориться и не обижать друг друга

1

21.04



30

Не ссориться и не обижать друг друга

1

28.04


31

Пожелания

1

05.05


32

Пожелания

1

12.05


33

Школе посвящается

1

19.05


Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС

  1. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.

  2. Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.ПЗвездина, Т.П. Щербакова. – М : ТЦ Сфера, 2004.

  3. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. –Волгоград : Учитель, 2007

Интернет ресурсы

Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Федеральный российский общеобразователь­ный пор­тал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образова­ние»

http://www.edu.ru

Образовательный портал «Уроки»

http://www.uroki.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru












Раздел1.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Эрудит» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N1241. г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. N .373» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19707).

  • Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. №986 (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N 19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N 19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  • «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ № 220/11-12 от 20.02.1999).

Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий, олимпиад, конкурсов. Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.

Достичь этого в начальном курсе можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу. Понятно, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их "инструментом", с помощью которого они с задачей справятся. К таким "инструментам" можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.

Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения.

Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, литературе. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными "заковыристыми" формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

Цель.

Развитие логического мышления и смекалки у детей младшего школьного возраста, то есть умения мыслить самостоятельно.

Сформировать индивидуальные творческие способности личности.

Задачи.

развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников,

формирование активного мышления,

корректировать личностное и интеллектуальное развитие учащихся;

совершенствовать учебные умения и навыки;

активизировать познавательный интерес;

воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.

Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство).

Участие в интеллектуальных конкурсах способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне.

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа рассчитана в 1 классе на 33 учебных часов (1часа в неделю).

Раздел 2.

Результат освоения программы внеурочной деятельности «Эрудит»

В результате изучения данного курса, обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

метапредметных результатов:

регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий.

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

учиться работать по предложенному учителем плану;

учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

читать и пересказывать текст;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

предметных результатов:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения тем или иным понятиям;

определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

выявлять функциональные отношения между понятиями;

выявлять закономерности и проводить аналогии.

Личностными результатами изучения курса во 1-м классе является формирование следующих умений:

Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Раздел 3.

Содержание курса внеурочной деятельности.

1 класс (33 ч)

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике и информатике.
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. В процессе выполнения упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Содержание воспитательной деятельности в выбранном направлении:

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

     На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

    В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» в решении этих задач окажет помощь и данный кружок. Характер материала определяет назначение кружка: Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно , основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

    Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме. Характер и назначение материала того или иного вида: Занимательный материал 
Развлечения: математические (логические) и дидактические игры, задачи. 
Принципы реализации программы:

Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

Коллективизм;

Креативность (творчество);

Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; · Научность;

Сознательность и активность учащихся;

Наглядность.

Формы: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

Методы:

Взаимодействие;

Поощрение;

Наблюдение;

Коллективная работа;

Игра.

Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.

На изучение курса предложено 66 часов. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут

Раздел 4.

Тематическое планирование

        Тема занятия

                           

Кол-во

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1

Магические квадраты.

1

01.09


2

Математические ребусы, шарады.

1

08.09


3

Трехзначные числа.

1

15.09


4

Решение логических  и нестандартных задач.

1

22.09


5

Решение логических  и нестандартных задач.

1

29.09


6

Геометрия вокруг нас. Площадь фигур.

1

06.10


7

Геометрия вокруг нас. Площадь фигур

1

13.10


8

 Площадь и периметр.

1

20.10


9

Игра «Самый умный».

1

27.10


10

Примеры со звёздочками.

1

10.11


11

Математические головоломки.

1

17.11


12

Занимательная геометрия.

1

24.11


13

Занимательная геометрия.

1

01.12


14

Меры длины.

1

08.12


15

Действия над многозначными числами.

1

15.12


16

Решай, смекай, отгадывай.

1

22.12


17

Числовой луч. Именованные числа.

1

29.12


18

Геометрические задачи на смекалку.

1

12.01


19

Решение заданий конкурса «Кенгуру».

1

19.01


20

Решение заданий конкурса «Кенгуру».

1

26.01


21

 Задачи – сказки, задачи в стихах.

1

02.02


22

Числовые и буквенные ребусы.

1

16.02


23

Закономерность. Составление закономерностей.

1

02.03


24

Уравнения сложной конструкции.

1

09.03


25

Логические игры и задачи.

1

16.03


26

 Математический КВН.

1

30.03


27

Занимательная геометрия.

1

06.04


28

Занимательный материал с дробными числами.

1

13.04


29

Решение нестандартных примеров и задач.

1

20.04


30

Математические кроссворды.

1

27.04


31

Задачи на движение на смекалку.

1

04.05


32

Математический турнир.

Смекай, отгадывай, считай.

1

11.05


33

Решение примеров со звёздочками.

1

18.05



Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС

  1. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Н.А. Криволапова. Учимся учиться. Программа развития познавательных способностей учащихся младших классов. - Курган: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2011.

  3. О.Холодова.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей.Методическое пособие. 1 кл. – М.: РОСТ книга, 2011г.

  4. О. Холодова.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей.Методическое пособие. 2 кл. – М.: РОСТ книга, 2011г.

Интернет-ресурсы

  1. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  2. 2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru


























Раздел 1.

Пояснительная записка.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс внеурочной деятельности “Занимательная грамматика” Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N1241. г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. N .373» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19707).

  • Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. №986 (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N 19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N 19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  • «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ № 220/11-12 от 0.02.1999).

  • Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа рассчитана в 1 классе на 32 учебных часа (1час в неделю).

Раздел 2.

Результат освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другу(составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Раздел 3.

Содержание курса внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Количество часов в году – 32.

Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.

Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Тема 13Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Тема17. Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18. Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Тема 23-24. Искусство красноречия. (2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29Анаграммы и метаграммы. (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан - налим, актер - терка ).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Особенности программы «Занимательная грамматика»

В 1-ом классе программа называется «Занимательное словообразование»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующихпринципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к обучающимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

При создании программы использовались материалы программы «Занимательная грамматика» 1-4 классов начальных классов.

Формы проведения занятий и виды деятельности

лекции;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качество школьника.

Раздел 4.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Сказочное царство слов .

1

06.09


2

Путешествие в страну Слов.

1

13.09


3

Путешествие в страну Слов.

1

20.09



4

Чудесные превращения слов.

1

27.09



5

Чудесные превращения слов.

1

04.10


6

В гостях у слов-родственников.

1

08.10



7

В гостях у слов-родственников.

1

11.10


8

Добрые слова.

1

18.10



9

Добрые слова.

1

25.10


10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

01.11


11

Новые слова в русском языке.

1

15.11



12

Новые слова в русском языке.

1

22.11


13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

29.11


14

Синонимы в русском языке.

1

06.12



15

Синонимы в русском языке.

1

13.12


16

Слова- антонимы.

1

20.12


17

Слова- омонимы.

1

27.12


18

Крылатые слова.

1

10.01


19

В королевстве ошибок.

1

17.01



20

В королевстве ошибок.

1

24.01


21

В стране Сочинителей.

1

31.01



22

В стране Сочинителей.

1

14.02


23

Искусство красноречия.

1

21.02


24

Искусство красноречия.

1

28.02


25

Праздник творчества и игры.

1

07.03


26

Трудные слова.

1

14.03


27

Трудные слова.

1

04.04


28

Анаграммы и метаграммы.

1

11.04


29

Анаграммы и метаграммы.

1

18.04


30

Шарады и логогрифы.

1

25.04


31

Шарады и логогрифы.

1

16.05


32

Откуда пришли наши имена.

1

23.05


Итого 32часа







Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru




53