СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность для 7 классников., зорошая помощь в изучении географии.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области имени

Героя Советского Союза М.П. Константинова

(МБОУ СОШ №2 г.Усмани)



 

 

ПРИНЯТО

на  заседании  педагогического совета

Протокол № 1

от «30» августа 2018года

УТВЕРЖДЕНО

приказом МБОУ СОШ №2 г.Усмани

№ 316 от «30» августа 2018г.       

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

естественно - научной направленности

«Топонимика»

для учащихся 7 «А» класса


 









Автор-составитель: Богатырева Жанна Юрьевна

учитель географии и ОРКСЭ ,ОДНКНР








 

 

г.Усмань,2018 г.



1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « ТОПОНИМИКА»

Личностными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Топонимика» является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.

Реализация внеурочной деятельности по географии «Топонимика» способствует достижению следующих результатов личностного развития:

воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, знание культуры своего народа, своей местности, культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному и духовному многообразию;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к истории, культуре, традициям, ценностям России;

освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности.


2. Метапредметные результаты

Метапредметными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Топонимика» являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств её осуществления;

умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;

формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;

умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами моделирования, объяснения, решения проблем;

умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать своё мнение и координировать его с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

3. Предметные результаты

Предметными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Топонимика» являются:

формирование представлений о географической науке, её роли, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях культуры своей местности;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни;

создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.


















2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТОПОНИМИКА» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Содержание программы курса внеурочной деятельности «Топонимика » создаёт возможность для

вовлечения обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов, способствовать формированию системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира, умений и навыков использования географических знаний в практической деятельности и повседневной жизни.

Программа способствует формированию у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий физической карты мира, политической карты мира и карты России, географических названий Липецкой области, названий улиц города Усмани , представление о собственных именах и фамилиях; развитию у обучающихся творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; побуждению обучающихся к исследовательской работе; развитию практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний.

№ п/п

Разделы и темы программы

Кол-во часов

1-3

Введение

Определение понятий «топоним», «топонимика»; история развития топонимики как науки; значение науки для географии

Практическая работа (2 ч). Выбор тем для творческих проектов. Обсуждение плана работы над проектами.



3


4-5

Топонимика и русский язык

Значение русского языка в расшифровке географических названий, отражающих формирование русской этнической общности. Названия географических объектов, с которыми связаны определённые события русской истории, жизнь и деятельность известных представителей русской культуры, мест развития промыслов и ремёсел, реалии социально-экономического и духовного развития русского общества.

Практическая работа (1 ч). Составление карты «Зона преобладания суффиксов -ск и -горск на территории России.



2

6-8





9-11

Топонимика и физико-географическая карта

Лекция с элементами беседы Происхождение названий природных объектов. Изучение гидронимов (водные объекты) и оронимов (формы рельефа).

Практическая работа Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы

Отчёт групп по темам. Составление презентаций.

Топонимика и история географических открытий .

Лекция с элементами беседы (1 ч). Имена исследователей и путешественников в топонимике; географические открытия и связанные с ними названия объектов; топонимы, появившиеся с приходом путешественников и ставшиеся от коренных жителей.

Практическая работа (2 ч). Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира».


3





3

12-15

Топонимика на политической карте мира

Лекция с элементами беседы (2 ч). Политическая карта мира. Названия стран мира. Появление, изменение названий на мировой карте под влиянием политических процессов.

Практическая работа (1 ч). Составление карты «Колониальное прошлое стран мира».

Практическая работа (1 ч). Работа в группах «Историческое формирование названий стран мира».

Отчёт групп по темам. Написание эссе по теме.



4

16-20

Топонимия России

Лекция с элементами беседы (2 ч). О чём говорят названия на карте России. Географические названия природных объектов; изменение названий во времени; история изучения России в именах первопроходцев на карте.

Практическая работа (1 ч). «Имена землепроходцев на карте России».

Практическая работа (1 ч). «Изменение названий географических объектов на карте России».

Семинар (1 ч). «Изменение названий географических объектов на карте России».



5

21-22

Урбанимика

Лекция с элементами беседы (1 ч). Урбанимия – наука, изучающая названия городов. История возникновения названий городов; изменение названий городов во времени, города в советский период, переименование.

Самостоятельная работа (1 ч). Разгадывание кроссвордов и загадок, связанных с названием городов. Работа с литературой.



2

23-24

Топонимия Липецкой области


Лекция с элементами беседы (1 ч). Формирование географических названий на карте Липецкой области. Факторы, повлиявшие на образование названий на карте Липецкой области.

Практическая работа (1 ч). Влияние географического положения и колонизации на топонимы Липецкой области. Составление карты.


2

25-27

Ойконимия Липецкой области

Лекция с элементами беседы (1 ч). Различие понятий «топонимия», «топонимика», «ойконимия»; знакомство с ойконимией Липецкой области.

Практическая работа (2 ч). Рассмотреть название городов, сёл и посёлков Липецкой области. Создание карты.



3

28-30

Годонимы г. Усмани

Лекция с элементами беседы (1 ч). Годонимия – наука, изучающая названия линейных объектов (улиц, проспектов, бульваров и др.). Рассмотреть названия улиц г. Усмани, связанные с именами политических деятелей, учёных, деятелей культуры и искусства, с важнейшими историческими событиями, с природными объектами.

Практическая работа (1 ч). «История возникновения названий улиц города Усмани».

Семинар (1 ч). Подготовка сообщений обучающихся по теме.


3

31-32

Ономастика

Лекция (1 ч). Ономастика – наука о собственных именах. Развитие ономастики; использование имён собственных в географических объектах.

Семинар (1 ч). «Что в имени твоём...».



2

33-34

Работа над творческими проектами

Практическая работа (1 ч). Содержание и структура исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

Практическая работа (1 ч). Творческий отчёт обучающихся.


2


Формы и режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Для формирования географического мышления, умения рефлексивно-оценочной и практической деятельности можно использовать разные формы организации занятий:


-исследовательская работа,

- проекты-исследования,

- ролевые ситуационные игры,

-просветительские проекты.

Формы подведения итогов: тестирование обучающихся по материалам программы; занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе); индивидуальное моделирование и конструирование; анализ источников информации; подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, использование топонимики, как абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами в процессе обучения в школе, что заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий, развить у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

побудить обучающихся к исследовательской работе;

развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний;

совершенствовать навыки работы с географическими картами;

на основе историко-географического подхода формировать у обучающихся эмоционально-ценностное отношение к географической среде.

Воспитать бережное отношение к родному краю , своей стране .


Виды деятельности в ходе реализации программы:


1. Изучение географической карты Липецкой области .

2. Игра: Назови города на букву ….

3. Изучение СМИ, исторических книг, журналов, интернет источников « История названия города, населённого пункта, географического объекта »

4. Занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе);

Содержание занятий создаёт условия для сохранения и углубления мировоззренческого и воспитывающего потенциала обучающихся, развитию их географической культуры.



3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название раздела, темы

Количество часов



В том числе


Теория

Практика


1.

Введение

3

1

2


2.

Топонимика и русский язык

2

1

1


3.

Топонимика на физико-географической карте

3

1

2


4.

Топонимика и история географических открытий

3

1

2


5.

Топонимика на политической карте мира

4

1

3


6.

Топонимия России

5

3

2


7.

Урбанимика

2

1

1


8.

Топонимия Липецкой области

2

1

1


9.

Ойконимия Липецкой области

3

1

2


10.

Годонимия

г. Усмани

3

1

2


11.

Ономастика

2

1

1


12.

Работа над творческими проектами

2


2



Итого

34

13

21




Тематическое планирование


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Дата проведения

(по плану)

Дата проведения

( по факту)

1

Введение

3

1

2

3.09

10.09

17.09




2

Топонимика и русский язык

2

1

1

27.09

1.10






3

Топонимика на физико-географической карте

3

1

2

8.10

15.10

22.10





4

Топонимика и история географических открытий

3

1

2

29.10

12.11

19.11


5

Топонимика на политической карте мира

4

1

3

26.11

3.12

10.12

17.12




6

Топонимия России

5

3

2

24.12

14.01

21.01.

28.01

4.02


7

Урбанимика

2

1

1

11.02

18.02


8

Топонимия Липецкой области

2

1

1

25.02

4.03


9

Ойконимия Липецкой области

3

1

2

11.03

18.03

1.04


10

Годонимия

г. Усмани

3

1

2

8.04

15.04

22.04


11

Ономастика

2

1

1

29.04

6.05


12

Работа над творческими проектами

2


2

13.05

20.05