СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности 3 класс "рисуем-мастерим"

Нажмите, чтобы узнать подробности

внеурочная деятельность 3 класс"рисуем мастерим" 1час в неделю (34 час)

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности 3 класс "рисуем-мастерим"»

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Рисуем - мастерим» для 3–го класса разработана на основе нормативных документов:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 года № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального стандарта начального общего образования».;

- Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года № 1576 «Об изменении в федеральном государственном стандарте начального общего образования».;

авторской программы Т.Н. Просняковой представляет собой интегрированный курс изобразительного искусства и технологии для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.

-Учебного плана образовательного учреждения МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова на 2019-2020 учебный год.



Цель курса : раскрытие творческого потенциала ребенка средствами изобразительного искусства и художественного труда.

Задачи:

Образовательные:

- формировать интереск изобразительному искусству и прикладному художественному творчеству;

- развивать воображение, творческое мышление, художественные и конструкторские способности на основе приобретения творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов;

- обучать приемам постановки творческой задачи и познакомить с различными способами ее решения;

- обучать основам художественной деятельности;

- познакомить с основными технологиями обработки материалов.

Воспитательные:

На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Рисуем - мастерим» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа курса «Рисуем мастерим» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.


II. Достижение учащимися планируемых результатов


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

o широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

o интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

o устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

o адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

o внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

o выраженной познавательной мотивации;

o устойчивого интереса к новым способам познания;

o адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

o принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

o учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

o планировать свои действия;

o осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

o адекватно воспринимать оценку учителя;

o различать способ и результат действия;

o вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

o выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

o проявлять познавательную инициативу;

o самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

o преобразовывать практическую задачу в познавательную;

o самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

o допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

o учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

o формулировать собственное мнение и позицию;

o договариваться, приходить к общему решению;

o соблюдать корректность в высказываниях;

o задавать вопросы по существу;

o использовать речь для регуляции своего действия;

o контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

o учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

o с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

o владеть монологической и диалогической формой речи.

o осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

o осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

o использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

o высказываться в устной и письменной форме;

o анализировать объекты, выделять главное;

o осуществлять синтез (целое из частей);

o проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

o устанавливать причинно-следственные связи;

o строить рассуждения об объекте;

o обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

o подводить под понятие;

o устанавливать аналогии;

o Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

o осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

o осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

o использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

. Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

. Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

. Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

. Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

. Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

. Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

. Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

. Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

. Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

. Достичь оптимального для каждого уровня развития;

. Сформировать систему универсальных учебных действий;

. Сформировать навыки работы с информацией.

III. Место курса в базисном учебном плане.


Внеурочная деятельность «Рисуем-мастерим» реализуется в объёме 1 часа и в неделю. Примерная программа рассчитана на 34 часа, рабочая программа реализуется за 32 часа в соответствии с производственным календарём на 2019– 2020 учебный год (праздничные дни 1 мая)и календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 3 им.атаманаМ.И.Платова на 2019 – 2020 учебный год (1 ноября)

Тема «Модульное оригами. Художественные образы объёмной формы. Дед Мороз»рассчитана на 3ч, реализуется за 1 ч




IV. Содержание курса внеурочной деятельности

п/п

Раздел программы

Основное содержание раздела, темы

Формы организации учебных занятий

Виды деятельности ученика на уровне учебных действий

Универсальные учебные действия

1.




Раздел 1. Аппликация и моделирование. По книгам серии «Любимый образ»



Аппликация и мозаика

из обрывных кусочков бумаги.

Аппликация из птичьих перьев

Аппликация из кружев

Аппликация из ткани

Аппликация из деталей оригами

Мозаика из ватных комочков

Прорезная аппликация

Гофрированные цепочки

Складывание гармошкой

Выпуклая мозаика из плотной бумаги

Моделирование из картона.

Моделирование объёмного изделия

из гофрокартона

Моделирование из гофрированной бумаги

Моделирование из гофрированной

бумаги и проволоки.

Многослойное торцевание на плоскости.



Работа в малых группах. Презентации своих работ.

Выбор и применение выразитель-ных средств для реализации замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре.

Изображение с натуры, по памяти и воображению.

Научатся: анализировать объекты, выделять главное, обобщать, устанавливать аналогии, строить рассуждения об объекте.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.

Проявлять познаватель-ную инициативу; преобразовы-вать практическую задачу в художественно – творческую и познаватель-ную.

Будет сформирована способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности.

2.

РазделII. Работа с пластическими материалами. По книгам серии «Любимый образ»


Раскатывание и обрубовка пластилина Пластилин

Выпуклая аппликация из пластилина Разрезание слоёного пластилина Пластилин, проволока

Торцевание на пластилине Лепка из теста




Работа в парах. Выставка работ.

Простейшие наблюдения своих материалов, исследование способов обработки.

Участие в обсуждении содержания и выразитель-ных средств произведений искусства и работ детей.

Научатся: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию, аргументиро-вать свою позицию и координиро-вать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

3.

Раздел III. Секреты бумажного творчества. По рабочей тетради «Волшебные секреты»






Обрывная аппликация

Скручивание в жгут. Аппликации Скатывание в комок. Мозаика. Гофрированный конструктор.

Моделирование из полос.

Плетение из бумаги. Аппликация

Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа

Мозаика из плоских деталей оригами

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости

Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа

Оригами из кругов

Соединение различных техник в одной работе.

Коллективно творческий проект.

Презентация проекта.

Освоение основ изобразительной и художествен-но- конструкторской деятельности. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных и прикладных техник, а также их сочетания.


Научатся: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; понимать, что разные способы и приемы приводят к различным результатам.

4..


Раздел IV. Модульное оригами. По книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».

Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу.

Объёмные цветы из модуля «Трилистник

Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша»

Игрушки объёмной формы Художественные образы объёмной формы

Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа

Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров http://stranamasterov.ru


Работа в малых группах.

Выставка и презентации работ.

Простейшее проектирование. Проведение выставок и презентаций своих работ.

Будут сформированы: внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству; интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла; способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности.



















V. Календарно- тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов


Дата проведения

По программе

Факт

1

Аппликация с элементами оригами «Вспомним лето»


6.09


2

Мозаика из обрывных кусочков бумаги

13.09


3

Обрывная аппликация

20.09


4

Аппликация из птичьих перьев


1 ч

27.09


5

Многослойное торцевание. Садовые цветы


1 ч

4.10


6

Торцевание на пластилине. Времена года


1 ч

11.10


7

Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги


1 ч

18.10


8

Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу (листья, животные, цветы)

1 ч

25.10


9

Мозаика из комочков гофрированной бумаги


1 ч

15.11


10

Складывание гармошкой. Объёмные игрушки.


1 ч

22.11



11


Гофрированный конструктор





29.11


12

Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша». Жар- птица


1 ч

6.12


13

Разрезание слоёного пластилина


1 ч

13.12


14

Аппликация из кружев


1

20.12


15

Аппликация из ткани


1

27.12


16

Моделирование из полос

1 ч

17.01


17

Мозаика из ватных комочков

1 ч

24.01


18

Плетение из бумаги


1 ч

31.01


19

Модульное оригами. Ёлочные игрушки

1 ч

7.02


20

Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа

1 ч

14.02


21

Модульное оригами. Художественные образы объёмной формы. Дед Мороз

1 ч

21.02


22

Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа. Новогодняя ёлочка

1 ч

28.02


23

Лепка из солёного теста


1 ч

6.03


24

Портреты кошек из деталей оригами


1 ч

13.03


25

Прорезная аппликация с использованием различных материалов

1 ч

20.03


26

Выпуклая аппликация из пластилина

1 ч

3.04


27

Мозаика из плоских деталей оригами

1 ч

10.04


28

Моделирование из картона. Рамочка для фотографии

1 ч

17.04


29

Моделирование объёмных форм из гофрокартона

1 ч

24.04


30

31

32

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости


1 ч

8.05

15.05

22.05




ИТОГО


32 часа







  1. Материально-техническое обеспечение учебного процесса



Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2.Проектор.

3.Принтер.

4.Экран.

5.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.



Список учебных пособий:

1. «Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 3 класса

.Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство « Учебная литература».

2. «Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 3класса.

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство « Учебная литература».

3.«Бумажное волшебство», Т.Н. Проснякова . Рабочая тетрадь по технологии для 3 класса.».Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство « Учебная литература»

4. «Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова. Учебник для 3 класса.

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство « Учебная литература»

5. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. Т.Н.Проснякова,

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство « Учебная литература»

6.. Книга серии 6.«Любимый образ» «Бабочки», Т.Н. Проснякова.

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство « Учебная литература»

7.. Книга серии «Любимый образ» «Собачки», Т.Н. Проснякова.

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство « Учебная литература»

8.. Книга серии «Любимый образ» «Кошки», Т.Н. Проснякова.

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство « Учебная литература»

9.. Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н. Проснякова.

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство « Учебная литература»

10. Книга серии «Любимый образ» «Деревья», Т.Н. Проснякова.

10. «Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011 г. ил.- (Золотая библиотека увлечений).




VII. Результаты и система их оценки

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Формы контроля уровня обученности:

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

  4. Портфолио



18