Муниципальное казенное учреждение
«Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55 г. Улан – Удэ»
670014.г Улан – Удэ
ул. В.Шукшина, д.1
тел. 8(3012)290-128
факс: 8(301)2 290 -187
e-mail:school55uu@gmail.com
сайт: http://www.school55uu.ru/
Рассмотрено и утверждено на заседании Педагогического Совета Протокол №6 от 18.06.2018 | «Утверждаю» Директор школы __________Аюева А.Х. Приказ №130 – УР от 20.06.2020 |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
бурятскому языку
Предмет (дисциплина) | Бурятский язык |
Количество часов в неделю | 1 |
Количество часов в год | 33 |
ФИО учителя | Гомбоева Цымжидма Викторовна |
Должность учителя | учитель бурятского языка |
Срок действия программы | 1 год |
2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Бурятские народные игры» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 55».
Данная программа ориентирована по авторской программе «Бурятские народные игры;
Внеурочная деятельность является одной из форм работы и переходной ступенью к развитию умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных
жизненных ситуациях.
Данная рабочая программа ориентирована на использование:
-Программы общеобразовательных учреждений начальная школа 1-4 классы.
- Программа внеурочной деятельности в начальной школе.
Данная программа «Бурятские народные игры» для 2 класса рассчитана на 33 часа.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами
освоения основной образовательной программы начального общего образования. Является составной частью подготовки в предметной области «физическая культура», и ее освоение должно обеспечить укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений само - регуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
В основе программы следующие методические пособия и сборники: Мадасон И.Н. Бурятские пословицы и поговорки (Улан-Удэ, 1960), Тугутов И.Е. Общественные игры бурят (Улан-Удэ, 1991), Уланов А.И. Древний фольклор бурят (Улан- Удэ, 1958).
Учебных программ по физической культуре на основе бурятских игр не найдено.
Поэтому, данная программа «Бурятские народные игры» для 2 класса является
востребованной для образовательного процесса МАОУ СОШ №55, соответствует программе развития школы.
2. Планируемые результаты освоения курса неурочной деятельности
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 2 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре:
Личностные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре
формирование чувства гордости за свою Родину, бурятский народ и историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре В результате освоения программного материала ученик получит знания:
Знания о физической культуре.
Что такое координация движений; что такое дистанция; как возникли физическая культура и спорт. Получат представление о том, что такое темп и ритм, для чего они нужны и как влияют на выполнение упражнений; узнают, что такое гимнастика, где появилась и почему так названа; что такое осанка.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Подвижные игры. Ученики научатся играть в подвижные игры: игры - забавы, игры
- развлечения, театрально – постановочные.
Дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся
согласовывать свои действия с действиями другого.
Рекомендуемые игры направлены на развитие у детей умения взаимодействовать со
сверстниками, договариваться о распределении ролей, уступать товарищам; своевременно
вступать в цепочку общих действий; снимать напряжение.
Для развития коммуникативных навыков и умений, положительных
взаимоотношений детей младшего школьного возраста можно использовать следующие
народные игры:
1. «Поиски шила и ножниц» (Шубгэшеелгэ)
2. «Ястреб и Утка» («НашанбанугаЬанхоер»)
3. «Стрельба по соломенным бабкам» (Сурхарбаан)
4. «Рукавицу гнать» («Бээлэйтууха»)
5. «Табун» ( Ьурэгадуун )
6. «Иголка, нитка и узелок» (Зуун, yтаhан, зангилаа)
7. «Волк и ягнята» (Шонобахурьгад)
8. «Ищем палочку» (Модобэдэрхэ)
9. «Хозяин горшка» («Горшоогшоохо»)
10. «Игра с шапкой» («Малгайшааха»)
11. «Волк и тарбаганы» («Шонотарбагашааха»)
12. «Найди палочку» («Шууршэдэхэ»)
13. «В турпаны» («Ангир»)
Спокойные игры: альчики (бараньи бабки-шагай).
Варианты игр с альчиками были разнообразны. В некоторых из них придавалось
значение тому, какой стороной выпадет альчик при подбрасывании его вверх: сторона с
бугорком, верхняя называлась бухэ (у некоторых ухэр), а противоположная ей, нижняя с
углублением - хото (или хонхо, тальти), боковая, гладкая - морин или тэмээн, другая
боковая, с ямочкой - хэр или бyхэ.
1. «Бабки-лодыжки» (Шагай наадан)
2. «Игра в лодыжки» («Шагай»)
3. «Игра с альчиками» («Хонгордоолго»)
4. «Угадай» («Таалсалга»)
5. «Подбрось вверх бабки» («Хумпараахаялга»)
6. «Сбей альчик» («Шагай няhалха»)
На первом этапе работы с детьми разучиваются народные игры, правила, ответить на вопросы, которые направлены на определение проявлений героев, выявление поступков
(симпатий и отношений к героям), вопросы побуждали к размышлению над действиями
участников игры, выявлению отношений между ними, их чувствами.
Обсуждая содержание игры, дети осваивают конкретное содержание, осознают, что
значит дружить, как играть и мириться, если поссорились, как важно заметить огорчение
товарища, успокоить его и помочь.
Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения
ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности
действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости. Одни из них
развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни,
добру и справедливости, четкости и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Описание места учебного предмета. Курс «Физическая культура» изучается с 1
класса из расчёта 1ч в неделю (всего 33ч): в 2 классе —33ч.
Рабочая программа рассчитана на 33 ч на один год обучения (по 1ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Программа«Бурятские народные игры» формирует у школьников основы здорового
образа жизни, коммуникативных умений, знаний бурятского языка при организации игровых моментов занятия.
Для достижения этого необходимо осознание учащимися важности национальных
традиций своего народа. Бурятские игры должен восприниматься учащимися как база для развития диалога двух культур и как основа, обеспечивающая им расширение общего кругозора и интеллекта.
Данная программа раскрывается в единстве четырех взаимосвязанных компонентов,
определяющих систему образования в целом. Содержание учебного предмета «Бурятские
народные игры» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
2. Тематическое планирование.
Тема | Кол - во часов | Содержание, формы деятельности | Предпологаемый результат |
2 класс (1 час в неделю-33 часа) |
1. Экскурссия в «Мир игры». Соблюдать правила игры. Игра «Бабки-лодыжки» («Шагай наадан») | 2 ч. | Краткие сведения о народных играх (бурятские игры). | Учащиеся должны уметь: - определять проявления героев, выявление поступков (симпатий и отношений к героям); |
2. Строевые упражнения. Игра «Поиски шила и ножниц» («Шубгэшоолгэ») | 2 ч. | Обсуждение содержания игры | - освоить конкретное содержание, осознать, что такое дружить, как играть и мириться. |
3. «Игра в лодыжки» («Шагай») | 2ч. | Беседа о том, что такое дружба, кто может быть настоящим другом. | -уметь взаимодействовать со сверстниками, уступать товарищам; -снимать напряжение |
4. Игра «Угадай» («Таалсалга») | 1ч. | Познакомить с правилами поведения во время игры. | -использовать общие приемы решения поставленных задач |
5. Прыжки на одной и двух ногах вверх на опору. Игра «Рукавицу гнать» («Бээлэйтууха») | 2ч. | Как прыгать вверх на опору? Как стать выносливым? | -выполнять упражнения; -применять установленные правила в планировании способа решения задачи. |
6. Общеразвивающие упражнения. Игра с «Альчиками» («Хонгордоолго») | 2ч. | Сохранять этику взаимоотношений во время игры, не допускать обидных и грубых выпадов детей друг против друга. | -развивать игровые и реальные партнерские отношения. |
7.Физкультурная деятельность с общеразвивающей направленностью. Игра «Подбрось вверх бабки» («Хумпараахаялга») | 1ч. | Вовлечение в игру и объяснение правила игры. Древний мир | -выполнять упражнение на внимание; -игровые действия из подвижных игр разной функциональной направленности. |
8. Физкультурная деятельность древних бурят. Игра «Сбей альчик» («Шагай няhалха») | 2ч. | Древний мир. Выделять и переносить информацию на современный уровень | -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -слушать учителя, вести диалог, строить монологические высказывания |
9. Правила выполнения упражнений с мячом. Игра «Стрельба по соломенным бабкам» («Сурхарбаан») | 2ч. | Развивать координационные способности, глазомер и точность при выполнении упражнений с мячом. | -ставить, формулировать и решать проблемы. |
10. Игра «Ястреб и утка» («Нашан ба нугаhан хоёр») | 2ч. | Инициировать активное воображение всех участников групповой деятельности. | -раскрепоститься, научиться сопереживать и выработать определенные навыки социального поведения. |
11.Техника безопасности во время игры. Игра «Табун» («Хурэгадуун») | 2ч. | Понимать, как выполнять поставленную задачу и соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время игры. | -формулировать и удерживать учебную задачу; -ставить вопросы и обращаться за помощью. |
12. Игра «Иголка, нитка и узелок» («Зуун, утаhан, зангилаа») | 2ч. | Поддерживать и регулировать эмоциональноположительное настроение и взаимоотношение играющих. | -уметь ловко и стремительно действовать в создавшейся ситуации, оказывать товарищескую поддержку. |
13. Строевые упражнения, построение в круг. «Игра с шапкой» («Малгайшааха») | 2ч. | Какие существуют виды построения в кругу? | -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |
14.Расчет по порядку. Игра «Волк и ягнята» («Шонобахурьгад») | 2ч. | Как производить расчет? | - выполнять по образцу действия, соблюдая правила по технике безопасности |
15.Совершенствование игр. Игра «Ищем палочку» («Модобэдэрхэ») | 1ч. | Как использовать полученные навыки в процессе обучения? | -уметь называть игры и формулировать их правила. |
16. Переползание (подражание животным). Игра «Хозяин горшка» («Горшоогшоохо») | 1ч. | Какие упражнения способствуют развитию ловкости и координации? | -научиться упражнениям для развития ловкости и координации; -преобразовывать практическую задачу в образовательную. |
17. Подвижные игры на развитие координации. Игра «Волк и тарбаганы» («Шонобатарбагашааха») | 2ч. | Координация и подвижная игра. | -выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности; |
18. Метание теннисного мяча. Игра «Найди палочку» («Шууршэдэхэ») | 2ч. | Как правильно поставить руку при метании. | -выполнять легкоатлетические упражнения. |
19. Развитие общей выносливости. Игра «В турпаны» («Ангир») | 1ч. | Как работать над распределением сил? | -равномерно распределять свои силы; -оценивать величину нагрузки. |